Главная / Стенограммы
4 августа 2015 г. 9:39

Заседание Президиума Правительства Москвы. С. Собянин, М. Хуснуллин

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе. В ближайшее воскресенье отмечаем День строителя. Москва является городом, который динамично развивается, и московские строители известны как качеством, так и скоростью строительства, московский строительный комплекс - один из крупнейших в мире. За последние пять лет нам удалось в 2,5 раза увеличить объёмы транспортного строительства, построено 400 километров дорог, более 100 эстакад, тоннелей, мостов, а также большой объем объектов социальной недвижимости - за это время введено 250 школ и детских дошкольных учреждений. Несмотря на кризисное время, мы сохраняем объемы строительства, в частности, количество введенного жилья в этом году уже больше, чем в предыдущие годы.

Марат Шакирзянович (заместитель мэра Москвы в правительстве по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), доложите, пожалуйста, как обстоят дела в строительном комплексе.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Пожалуй, главный итог нашей работы за семь месяцев - это оценка ввода недвижимости и объектов транспортной инфраструктуры. Могу сказать, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мы в режиме штаба по антикризисным мероприятиям занимаемся вводом недвижимости. В результате мы имеем уже на сегодняшний день 400 объектов совокупной площадью 4,66 миллиона квадратных метров, более двух миллионов квадратных метров жилья. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост ввода жилья составил 11 процентов, а в целом недвижимости мы построили на 12 тысяч квадратных метров больше, чем в прошлом году. Хочу сказать, что это самый высокий показатель ввода жилья за последние пять лет за аналогичный период.

Также хотел бы сказать, что всего Москва за прошедшие пять лет построила 41,5 миллиона квадратных метров жилья, что на два миллиона больше, чем за аналогичные пять лет, с 2006 по 2010 год. То есть мы сохранили динамику и даже увеличили, но при этом я хотел бы отметить, что мы кардинально поменяли географию строительства, практически ушли от точечной застройки, и сегодня половина ввода недвижимости у нас происходит на территориях развития - это ТиНАО и промышленные зоны. То есть соблюдается принцип полицентризма, которого мы придерживаемся в новой градостроительной политике, - сегодня он полностью себя оправдывает.

В рамках жилищного строительства за счет городского бюджета за семь месяцев построено 256 тысяч квадратных метров жилья, что на 7,4 процента больше, чем за семь месяцев 2014 года. По программе сноса ветхого жилья: снесено 42 пятиэтажки площадью 140 тысяч квадратных метров, в прошлом году было за это время снесено домов общей площадью 33 тысячи квадратных метров. Ну и самое главное, что три тысячи семей в этом году уже получили новые квартиры по программе сноса - в прошлом году за этот период было 2,5 тысячи. Таким образом, сегодня программа переселения из ветхого аварийного жилья выполнена на 90 процентов.

Важно отметить, что в результате налаженной эффективной работы по контролю за выполнением законодательства о долевом участии граждан в строительстве жилья по сравнению с предыдущим годом (семь месяцев прошлого года) увеличилось число застройщиков, работающих по договорам долевого участия, с 136 до 160, строящихся объектов по долевому участию - с 397 до 418, договоров долевого участия - с 51 тысячи до 59 тысяч. И самое главное, хочу сказать, что жители являются главными инвесторами: на сегодняшний день, по итогам этого года, уже проинвестировано по договорам долевого участия 530 миллиардов рублей, что почти на 100 миллиардов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сергей Собянин: Мы понимаем, что долевое строительство - это и зона риска, мы должны внимательно следить, как выполняются договоры долевого участия, контролировать застройщиков через такую систему, которая была создана, и своевременно принимать меры, чтобы не росло количество обманутых дольщиков.

Марат Хуснуллин: Совершенно верно, Сергей Семенович. Мы по Вашему поручению создали штаб совместно с правоохранительными органами, количество проверок по договорам долевого участия увеличилось в разы. Мы понимаем, что это наша самая большая угроза, которой мы серьезно занимаемся. Обеспечить высокие темпы строительства удалось благодаря принятию градостроительных решений.

На Градостроительно-земельной комиссии за семь месяцев 2015 года приняты решения, позволяющие строить и реализовывать проекты в общей сложности на 20 миллионах квадратных метров недвижимости. В то же время хочу отметить, что мы почти на четыре миллиона квадратных метров недвижимости отменили ранее принятые решения, которые либо имеют последствия - протесты жителей, либо серьезно ухудшали транспортную ситуацию. Поэтому мы работаем как по увеличению градостроительной деятельности, так и прекращаем те контракты, которые городу не нужны.

Утверждено 40 проектов планировок - это в разы больше, чем в прошлом году. 36 проектов у нас находится в работе. Выдано 2186 ГПЗУ - на 535, или почти на двадцать с лишним процентов, больше, чем в прошлом году. Надо отметить, что, несмотря на сложную ситуацию, разрешений на строительство в этом году выдано почти на четыре миллиона квадратных метров, или на 17 процентов, больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Все эти объемы строительства стали возможными только благодаря работе по улучшению транспортной инфраструктуры. Могу отметить, что по метро проведены работы по обеспечению ввода в третьем квартале 2015 года станций «Котельники», «Технопарк», «Румянцево» и «Саларьево». Таким образом, в этом году метро впервые придет на территорию «новой Москвы».

Разработаны и утверждены трассировки Третьего пересадочного контура и новой линии в ТиНАО от «Улицы Новаторов» до Коммунарки. Ведутся работы, и в следующем году планируется ввести в эксплуатацию первый участок Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк». Всего на сегодняшний день строится 60 километров метро и 35 станций. 35 тысяч строителей работают в круглосуточном режиме. Хочу отметить, что за последние пять лет мы уже построили 34 километра метро и 18 станций, что в полтора раза больше, чем за пятилетку с 2006 по 2010 год.

Очень серьезный объем работ ведется на Московской железной дороге. Ведется серьезная скоординированная работа по выполнению поставленной задачи завершения строительных работ в 2015 году на МКЖД и запуска полноценного движения в 2016 году. По факту в Москве появится еще одно кольцо полноценного наземного легкого метро. У нас будет 31 остановочный пункт, кольцо будет интегрировано в сеть Московского метрополитена - 12 пересечений с метро, два - на Третьем пересадочном контуре, шесть пересечений с радиальными направлениями железной дороги и также пересечение с новыми и существующими Северо-Восточной, Северо-Западной хордами и другими городскими магистралями.

Надо отметить, что уже построено искусственных сооружений на 77 процентов. Уложено 138 километров железнодорожных путей, выполнено более 50 процентов опор контактной сети.

Кроме МКЖД, у нас находится в стадии проектирования и строительства 118 километров радиальных направлений железных дорог. Мы об этом как-то мало говорим, но это масштабнейший проект, по которому сегодня на 30 километрах ведется проектирование и строительство. Этот проект подразумевает под собой еще порядка 90 искусственных сооружений - мостов, переходов, разворотов, эстакад. То есть это колоссальная работа. Должен отметить, что в рамках этой работы город взял на себя обязательство по строительству и реконструкции семи железнодорожных путепроводов. Три из семи уже построены и сданы, оставшиеся четыре сдадим до конца года. Работы ведутся в плановом режиме, даже с определенным опережением.

Хочу отметить особенно большую и сложную работу по освобождению площадок. Сегодня в рамках реализации этой программы было освобождено почти 3200 гаражей. Мы начали освобождать территорию, занимаемую гаражами под строительство транспортно-пересадочных узлов. И здесь могу сказать, Сергей Семенович, что если бы не принятое Вами решение о компенсации всем владельцам гаражей утраченного имущества, то эту задачу не удалось бы решить. Хотел бы отметить здесь хорошую, слаженную работу префектур, железнодорожников и нашего Строительного комплекса. То есть мы эту работу наладили, она поставлена на поток, и сегодня мы полным ходом готовим площадки уже для следующего этапа - для проектирования и строительства транспортно-пересадочных узлов. Из 21 транспортно-пересадочного узла на 16 мы приступили сегодня к работе. То есть работа в режиме штаба идет, и мы надеемся, что в 2016 году большая часть будет завершена. Оставшиеся объекты закончим в 2017 году.

Сергей Собянин: Когда пройдут конкурсы по другим транспортно-пересадочным узлам?

Марат Хуснуллин: Сергей Семенович, у нас первые конкурсы будут в сентябре по двум инвесторам, по двум площадкам. Плюс до конца года планируем еще порядка 10 площадок выставить на конкурс. Это наша прямая зона ответственности, также ведем плановую работу: объекты проектируются, строятся. Эта работа налажена.

Следующий серьезный блок вопросов. Хотел бы доложить по транспортному строительству автомобильных магистралей. За прошедшие семь месяцев построено 43,5 километра дорог, в том числе 38 магистралей, 23 искусственных сооружения из 26, планируемых в этом году. До конца года планируем построить 90 километров дорог, 10 километров выделенных полос, 50 заездных карманов и 12 пешеходных переходов. В этом году завершены такие знаковые объекты, как последний этап реконструкции Варшавского шоссе, участок от МКАД до Щербинки - долгострой. Четвертый этап реконструкции Можайского шоссе завершен; частично открыто движение по эстакаде МКАД на пересечении с Ленинским проспектом. В этом году мы полностью планируем закончить эту развязку; канальное пересечение МКАД с Дмитровским шоссе; открыта центральная автодорога, соединяющая поселок Коммунарка (ТиНАО) с районом Южное Бутово. Третья по счету поперечная дорожная связка в «новой Москве».

В этом году до конца года мы планируем завершить работу по реконструкции шоссе Энтузиастов, Рязанского проспекта до границ с Московской областью. Сдадим - он уже построен - Алабяно-Балтийский тоннель, один из таких московских долгостроев. И до конца года будет завершена реконструкция Большой Академической улицы от улицы Приорова до Дмитровского шоссе с дополнительным Михалковским тоннелем.

За пять лет построено порядка 400 километров дорог - это больше, чем 10 процентов от всех дорог магистральных и межрайонных, которые находятся в Москве. Это в 2,5 раза больше, чем за предыдущие годы. Возведено 112 искусственных сооружений - это почти в три раза больше, чем за предыдущие годы. Построено 139 пешеходных переходов для улучшения пешей доступности - это тоже в несколько раз больше, чем в предыдущую пятилетку. И самое главное, что 350 километров выделенных полос, 350 заездных карманов, 14 крупных, технически сложных транспортных объектов построено за эти годы, из них девять на МКАД. То есть мы практически полностью завершили все сложные развязки на МКАД и реконструкцию.

Хочу отметить, что сроки строительства сокращены в полтора-два раза. Это стало возможным благодаря тому, что мы применили вахтовый метод строительства - двухсменную работу, мы работаем в круглосуточном режиме. Порядка 20 тысяч человек трудятся на объектах дорожно-транспортного строительства.

Я хотел поблагодарить жителей города за терпение, потому что мы работаем круглосуточно, но зато строим в два раза быстрее. При этом стоимость строительства снижена на 25-30 процентов по всем этим объектам.

В реализации программы развития метро и улично-дорожной сети за семь месяцев текущего года снято почти 1700 обременений, а всего за пять лет в общей сложности - 16 тысяч обременений, то есть 16 тысяч площадок освободили для дорожно-транспортного строительства.

Важным элементом в строительстве дорожно-транспортной инфраструктуры является развитие парковочного пространства. Мы пересмотрели подходы, у Вас в штабе утвердили новые подходы к нормированию парковочного пространства. При этом за пять лет в городе был создан почти один миллион новых парковочных мест, из них 220 тысяч в капитальном исполнении. С начала года уже семь тысяч парковочных в капитальном исполнении были сданы.

Главным результатом нашей работы по дорожному строительству и развитию общественного транспорта и комплексной работы по улучшению транспортного обеспечения Москвы стало улучшение ситуации на дорогах. Мы уже об этом не раз говорили, что сегодня Москва с первого места по пробкам перешла на четвертую позицию. И мы четко понимаем, что при дальнейшей работе эти позиции можем сохранить и даже улучшить.

Надо отметить, что все это стало возможным благодаря тому, что Адресная инвестиционная программа на 70 процентов сегодня тратится на объекты транспортно-дорожной инфраструктуры. И то последнее решение, которое в штабе Вами, Сергей Семенович, было принято, позволит строителям планомерно и четко работать. И в результате порядка еще 400 километров дорог планируем построить за этот период. Спасибо Вам за это огромное.

Хотелось бы отдельно сказать о «новой Москве». Прошло почти три года с момента присоединения новых территорий, а это уже вопрос полицентризма, вопрос сохранения наших инвестиций. Нам нужно, чтобы инвестиции не уходили, а оставались на территории города. И вот сегодня уже, подводя итоги, во-первых, семи месяцев, потом года, можно сказать, что на территории «новой Москвы» введено 1,3 миллиона квадратных метров недвижимости, или 28 процентов от всего ввода, который в городе есть. Введено порядка четырех новых школ, ведется работа по реконструкции Калужского шоссе, осуществляется подготовка к проектированию второго этапа для соединения с ЦКАД - уже идет подготовка. И в этом году мы понимаем, что будет введено не менее 2,3 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 1,6 миллиона квадратных метров жилой, детские садики. И в этом году планируем создать 27 тысяч рабочих мест.

Но главным итогом трехлетия стало то, что на территории «новой Москвы» создано 80 тысяч рабочих мест, построено семь миллионов квадратных метров недвижимости, 15 детских садиков, четыре школы, шесть поликлиник, а три автодороги создали условия для движения общественного транспорта по выделенной полосе.

В рамках социальной инфраструктуры за семь месяцев этого года построено восемь детских садиков, четыре школы, девять объектов здравоохранения, два ФОКа. До конца года мы планируем еще сдать 74 объекта социальной сферы.

Я хочу сказать, что несмотря на те объемы строительства, которые у нас идут по транспортной инфраструктуре, мы все-таки все социальные обязательства в городе сохраняем. Причем у нас достигнут положительный результат - примерно 30 процентов всей социальной инфраструктуры сегодня строится за счет инвесторов, тех, которые занимаются комплексным развитием территории.

По знаковым объектам. Хотелось бы отметить, что безусловным уже успехом, крупнейшим проектом является «ЗИЛ», который под Вашим руководством был запущен, Сергей Семенович, и в результате мы уже не просто рассказывали про ЗИЛ. На его территории построили мощнейший суперсовременный ледовый дворец «Парк легенд», в который вложено восемь миллиардов частных инвестиций. Это мирового уровня проект: три льда под одной крышей, он уже функционирует. До конца года - максимум в начале следующего, будет построен центр синхронного плавания, это тоже было Ваше решение. И последний чемпионат мира по водным видам спорта в Казани показал, что наши синхронисты уверенно занимают призовые места, и мы всю базу для них готовим, чтобы и дальше этот результат поддержать.

Открыт в рекордно короткие сроки технопарк МФТИ. За год было построено 30 тысяч квадратных метров и дан старт новому развитию целой зоны в виде технопарков. Завершена работа по «Геликон-опере» - это будет один из лучших московских театров. Закончены работы в училище имени Гнесиных, которое по количеству выпускников с мировым именем и по оснащенности сегодня стало мировым лидером. Сегодня, я надеюсь, Сергей Семенович, Вы откроете крупнейший в Европе центр океанографии и морской биологии на территории ВДНХ. Введены новый корпус Высшей школы экономики. Знаменитый детский магазин на Лубянке («Детский мир») после реставрации введён. И может, не самый лучший пример, но незавершенка, долгострой в Оружейном переулке площадью 170 тысяч квадратных метров - эта высотка тоже введена, эти 170 тысяч квадратных метров построены.

Также у нас продолжаются работы по Большой спортивной арене «Лужники»: мы перешли экватор, более половины строительно-монтажных работ закончено в «Лужниках», и планируем завершить в 2016 году.

Продолжение ЗИЛа, Сергей Семенович, началось с проектирования и строительства детского парка развлечений в Нагатинской пойме. Это уже освобождение территории, проектирование, в штабном режиме занимаемся этой площадкой и надеемся, что у города появится свой детский парк. Приняты все решения, начато активное строительство парка «Зарядье», включая филармонию, сам парк, то есть работы развёрнуты уже полномасштабно и идут в круглосуточном режиме. Ну и, наверное, один из самых знаковых проектов, Сергей Семенович, - утвержденная Вами концепция развития Москвы-реки. Мы приступили к проектированию строительства на набережных около Москвы-реки. Проект Краснопресненской набережной - уже работы ведутся в этом направлении.

Хотелось бы несколько слов сказать про ценообразование. С начала года на 400 миллиардов рублей была проведена экспертиза проектно-сметной документации, достигнутая экономия - 71 миллиард, это почти 18 процентов. Важную работу ведет строительный надзор, проверок у нас на девять процентов стало больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, нарушений выявлено на 12 процентов меньше, что говорит о том, что качество строительных работ повысилось. Взысканий наложено больше, то есть более жесткие меры принимаются к нарушителям на строительных площадках. Приведены в соответствующий нормативный порядок по Вашему поручению в штабном режиме, вместе с городским штабом, с комплексом городского хозяйства 1,5 тысячи строительных площадок.

Ну и, наверное, один из серьезных итогов, Сергей Семенович, - у нас в этом году пока случаи травматизма и гибели людей на стройке на 33 процента ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это тоже говорит о большой системной работе.

Хочу сказать, что в этом году мы проделали огромную работу по переводу всех услуг в сфере градостроительства и строительства в электронный вид. С управлением, мэрией колоссальная работа проведена. Могу сказать, что из всех мегаполисов мира только два-три, включая Сингапур, имеют сегодня такие услуги, поэтому мы полностью перешли в электронный вид, тем самым значительно сократив сроки при получении услуг, сократили коррупционную составляющую, сократили затраты на ведение строительства. То есть это огромное положительное нововведение, которое очень позитивно оценивается всем инвестиционно-строительным сообществом.

Благодаря этому и наш рейтинг по Doing Business - на 30 позиций мы перешли, с 92-й на 62-ю, по Всемирному банку мы улучшили свои позиции. Если будут нас объективно оценивать, а не политизировано, то наши позиции ещё значительно улучшатся. И в целом надо сказать, что по национальному рейтингу инвестиционного климата субъектов Российской Федерации мы занимаем стабильное место по регионам с комфортными условиями для ведения бизнеса. В рамках строительства удовлетворённость действиями государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, составляет 4,5 балла из пяти возможных, то есть мы, в принципе полностью удовлетворены.

В заключение своего доклада хочу сказать, Сергей Семенович, что все это стало возможным благодаря той системной работе, которую Вы ведете: Вы еженедельно проводите штаб, в ежедневном режиме этими вопросами занимаетесь, в которых задействованы все наши коллеги, все члены правительства. Я хотел бы сказать огромные слова благодарности своим коллегам за слаженную и оперативную работу: Комплексу городского хозяйства, Комплексу экономических и имущественных отношений, Департаменту транспорта, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды, Департаменту культурного наследия, всем нашим правоохранительным органам, потому что они с нами тоже системно работают.

И хотел бы поздравить всех с наступающим праздником, потому что стройкой занимаются все, каждый на своем месте. И, пользуясь случаем, Сергей Семенович, хотел всех пригласить 8 августа на празднование Дня строителя. Оно будет проходить в «Лужниках», будет открыт доступ на стройку, то есть все желающие могут посмотреть, как идет строительство в «Лужниках».

Сергей Собянин: Всем желающим только строить не давайте.

Марат Хуснуллин: Нет, Сергей Семенович, мы все оградили, чтобы люди по стройке не разбрелись. Защищенный и ограниченный вход, но для всех желающих. В 11.00 начинаются спортивные мероприятия, кто из департаментов хочет принять участие, выставить свои команды - пожалуйста, приглашаем. По любым видам спорта у нас спартакиады проходят: футбол, волейбол, баскетбол, перетягивание каната. В 12.00 мы хотим провести рабочую коллегию, рассмотреть, какие работы заканчиваются до конца года. И в 14.00, Сергей Семёнович, попросил бы Вас, мы хотим подвести итоги конкурса на лучший реализованный проект, поблагодарить особо отличившихся, наградить Вашими наградами.

Доклад закончен, спасибо за внимание.

Сергей Собянин: Хотел бы поздравить еще раз строителей с праздником. Спасибо.