Главная / Стенограммы
6 августа 2013 г. 15:10

Заседание правительства Москвы. Отчет Стройкомплекса Москвы (в преддверии Дня строителя и празднования 25-летия Стройкомплекса Москвы): и.о. мэра Москвы С. Собянин, и.о. заместителя мэра по градостроительной политике и строительству М. Хуснуллин

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе.

В преддверии Дня строителя мы заслушаем сегодня отчёт Строительного комплекса, который является одним из крупнейших среди мировых городов. За последние два года произошли кардинальные изменения в градостроительной политике города Москвы. Было отменено около 11 млн кв. м инвестиционных контрактов, которые серьёзным образом ухудшили бы ситуацию в городе, будь они реализованы. Мы внедрили другие принципы работы, другую идеологему развития города, направив наши стройки на полицентрическое развитие города, определив своей задачей комплексное развитие территорий, включая жилищное строительство, создание рабочих мест и инфраструктуры.

В городе были развёрнуты крупнейшие в мире стройки транспортной инфраструктуры — метро, пригородных железных дорог, дорожного строительства. В этом году нам предстоит ввести 8,5 млн кв. м недвижимости, в том числе более 3 млн кв. м жилья. Таким образом, мы выходим на докризисный уровень инвестиций и объёма строительства в городе. Должно быть открыто три новых участка метро с шестью станциями, построено 70 км дорог, 14 мостов, развязок, тоннелей и других искусственных сооружений, а также около 50 подземных и надземных пешеходных переходов. Программа строительства объектов социальной сферы включает более 30 детских садов, 13 школьных зданий, новые поликлиники в Бутове и Новой Москве и ещё несколько объектов здравоохранения.

Пожалуйста, Марат Шакирзянович (М.Ш.Хуснуллин — и.о. заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), доложите, как ведётся работа, какие результаты?

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Сегодня мы подводим итоги семи месяцев текущего года в преддверии профессионального праздника Дня строителя, 25-летнего юбилея Стройкомплекса Москвы.

Основной упор нашей работы был направлен именно на изменение градостроительной политики. За прошедшие семь месяцев продолжилась работа по оптимизации Генерального плана Москвы, реализуется концепция полицентрического развития столицы, определены 12 точек экономического роста новых территорий, завершается разработка территориальной схемы и практически сформирован новый транспортный каркас столицы в увязке с Московской агломерацией. Я хочу сказать, что только на новых территориях уже идёт не просто планирование, а идёт реальное строительство. По итогам этого года на новой территории будет введено 500 тыс. кв. м офисных и производственных помещений, на которых будет создано 30 тыс. рабочих мест. 30 тыс. рабочих мест — это среднестатистический российский город. Вот за один год появится новый город на окраине Москвы.

Огромная работа ведётся между Департаментом транспорта и Министерством транспорта по формированию и корректировке программы Московского транспортного узла. В 2011 году эта программа была утверждена Москвой, и сегодня могу сказать, Сергей Семёнович, что по строительству дорог и метро мы полностью все свои обязательства выполним в рамках программы, намеченной в 2011 году. Сейчас идёт корректировка с учётом изменений на последующие годы. Вот здесь на сайде представлены все показатели, которых мы хотели бы добиться.

Надо сказать, что за это время у нас уточнена программа развития метрополитена, принят ряд стратегических решений, таких как метро в Солнцеве, которого люди ждали 18 лет. Уже принято окончательное решение строить не только в Солнцеве, а дойти до Рассказовки с возможным потенциальным развитием до Внукова. Трассировка утверждена, проектировщики приступили к работе.

Принято решение, и запроектировано уже строительство метро на новую территорию Саларьево — это за МКАД. Принято решение по продлению линии метро до улицы Дыбенко с формированием транспортно-пересадочного узла с захода дороги Москва — Санкт-Петербург.

Утверждена программа строительства транспортно-пересадочных узлов — 255 узлов утверждено. Дорабатывается программа парковочного пространства. Абсолютно в плановом режиме, даже с опережением, идёт программа развития дорожно-транспортных объектов и УДС (улично-дорожная сеть).

Для формирования комфортной городской среды разработаны совместно с Департаментом культурного наследия и применяются на практике режимы, регламенты застройки территории исторического центра, которые обеспечат стабилизацию его развития и позволят сохранить архитектурные памятники и историко-культурное наследие столицы.

Для обеспечения соответствия формируемой городской среды лучшим мировым архитектурным стандартам, для повышения качества реализуемых архитектурных и градостроительных решений создан Архитектурный совет из профессиональных авторитетных зарубежных и российских архитекторов, внедрена практика проведения конкурсов на разработку концепции градостроительного развития по крупным и значимым городским территориям. Уже проведён ряд международных конкурсов, таких как «Зарядье», беспрецедентный конкурс — 240 команд со всего мира приняли участие, это крупнейший мировой конкурс. Проведён конкурс на развитие ЗИЛа, Политехнического музея, стартует конкурс на Центр современного искусства, на территорию Ходынского поля и по поручению врио Мэра готовится конкурс на крупнейший мега-проект «Москва-река».

Завершена большая работа по концепции общественных пространств с участием датского архитектора Яна Гейла. Законодательно определён порядок и условия формирования архитектурно-градостроительных решений. Теперь все объекты в городе, которые строятся, обязаны пройти согласование архитектурно-градостроительного решения. Разработаны проекты планировки практически по всем стратегически важным территориям Москвы. Сформирована и согласована концепция развития Тушино в рамках подготовки к чемпионату мира, и главный вопрос — «Лужники». Могу сказать, что по настоянию, по обращению Сергея Семёновича в адрес ФИФА, ФИФА приняла решение о снижении количества мест при реконструкции стадиона «Лужники» с 89 тыс. до 81 тыс. Это означает, что «Лужники» будут сохранены в том виде, в котором они есть сегодня.

Проводится большая работа по сохранению и вовлечению в формирование общественного пространства природно-рекреационного потенциала территории Москвы. Я хочу напомнить, что Москва сегодня среди мегаполисов мира имеет самую большую зелёную территорию, и как рамках существующих старых границ ведётся колоссальная работа, так и по поручению врио Мэра на новых территориях разрабатываются 45 природных парков на площади почти 13 тыс. га. Это беспрецедентный объём паркового строительства в мире. Ведётся работа по повышению качества благоустройства Москвы. Буквально на последнем штабе были доложены и согласованы стандарты повышенного благоустройства автомагистралей, прилегающих территорий ТПУ, упорядочения вывесок по существующим зданиям. Всего с начала года было выдано Москомархитектурой 8,8 тыс. ГПЗУ на проектную ёмкость 10 млн кв. м и 223 архитектурно-градостроительных решения. Для сравнения, в прошлом году архитектурно-градостроительных решений было выдано значительно меньше, а ГПЗУ было выдано хоть и в большем количественном выражении, но всего на 20 млн кв. м. Утверждён 91 проект планировки территорий, в том числе 64 на линейных. Могу сказать, что в 2012 году было утверждено всего 75 проектов планировки, в 2011-м — 10.

В рамках системной работы по развитию производственных и коммунальных зон в границах старой Москвы проработана градостроительная концепция развития порядка 40 территорий, это 2,5 тыс. га, совокупный потенциал застройки — порядка 15 млн кв. м, включая такие крупные территории, как ЗИЛ, ТИР «Москвич», Тушинский аэродром и ещё целый ряд отдельных проектов. Кроме того, определены границы земельных участков и предварительные параметры строительства 41 транспортно-пересадочного узла. Это вдвое больше, чем в прошлом году.

В рамках работы Градостроительной земельной комиссии, которую возглавляет врио Мэр Сергей Семёнович Собянин, рассмотрено 1400 вопросов, на рабочей группе — 3832 вопроса. Надо отметить, что значительно упрощена процедура рассмотрения вопросов. В результате мы достаточно большую работу провели по ревизии ранее выданных ГПЗУ и фактически полностью её заканчиваем в этом году по всем ранее выданным ГПЗУ. Сейчас заканчиваем с Комплексом городского имущества работу по земельным участкам, и фактически с градостроительной точки зрения рассмотрены все вопросы, связанные с инвестконтрактами. В этом году мы эту работу завершаем.

В результате этой работы только по итогам этого года было принято решение о продлении инвестиционных и строительных проектов на 4,6 млн кв. м и о прекращении дополнительно на 2,2 млн кв. м. В результате этой огромной работы, которая в ручном режиме фактически пересмотрела всю градостроительную политику города, на сегодняшний день мы имеем: выданных разрешений на строительство, находящихся в стройке объектов, — 42 млн кв. м; выданных ГПЗУ— 34 млн кв. м; рассмотренных проектов планировки с потенциалом — порядка 20 млн кв. м и общий потенциал на старой и новой территории — порядка 200 млн кв. м. Я подчёркиваю, что в предыдущем Генеральном плане у нас только в границах старой Москвы было запланировано более 200 млн кв. м строительства недвижимости при имеющихся 400, то есть Москва должна была фактически на 50% больше застроиться. Поэтому нам удалось вот этой политикой этот объём фактически развести на бóльшую территорию, что, безусловно, сделает наш город более комфортным и удобным.

И самое главное, хочу обратить внимание (следующий слайд включите), что в результате этой работы (вот здесь тренд по вводу недвижимости) мы видим... В 2008 году был кризис, в 2009 году по инерции был достигнут максимальный ввод недвижимости в Москве — по итогам было 8,3 млн, в этом году, как уже сказал Сергей Семёнович, мы планируем порядка 8,5 и видим достаточно стабильный тренд по развитию на многие годы. При этом это позволит нам сохранить и увеличить налоговую базу и позволит максимально комфортно обустраивать город. Если посмотреть по итогам семи месяцев, можно сказать, что мы уже ввели 3 млн 760 кв. м недвижимости, рост по сравнению с прошлым годом — 63%, то есть мы идём с серьёзным опережением. Хотя должен отметить, что пока нам не удалось вот этот тренд сломить, что ввод недвижимости на последние два месяца года, хотя в этом году мы намного ровнее вводим недвижимость, чем в прошлом году.

Адресно-инвестиционная программа существенно увеличилась за последние годы в лимитах и физическом исполнении. В части комплекса её лимит повысился до 254 млрд, к уровню 2009 года рост — 54%. Есть положительный тренд по освоению, его чётко видно, что мы каждый год прирастаем по освоению. За семь месяцев этого года профинансировано по сравнению с прошлым годом на 34% больше.

Особо хочу обратить внимание на ряд отраслей. В первую очередь это метрополитен. Если два года назад у нас не было ни концепции, ни проектно-сметной документации, мы вошли фактически с нуля, но при этом за два года нам удалось построить 12 км метро, то в этом году мы сдаём 12,5 км метро, сдаём шесть станций и два электродепо, работают 32 тыс. метростроителей (это в 2 раза больше, чем в прошлом году), работают 17 проходческих щитов (в прошлом году работало шесть), до конца года будет работать 24 щита. Могу сказать, что по темпам метростроения мы вышли на первую позицию в мире.

В рамках дорожного строительства в активной стройке находится более сотни объектов. В этом году мы сдаём четыре вылетных магистрали из 18, вводим 70 км дорог, 14 искусственных сооружений. Уже раньше срока открыта развязка на пересечении Ленинградского шоссе, эстакада на Рублёвском шоссе, эстакада на Ярославском шоссе, завершаются работы Варшавского и Каширского шоссе. В ближайшие месяцы мы планируем ввести полностью новую дорогу Рублёвское шоссе — Балаклавский проспект, второй комплекс реконструкции транспортной развязки МКАД с Ленинградским шоссе, полностью реконструкция Ярославское шоссе до Садового, транспортную развязку с 3-м Лихоборским проездом в составе реконструкции Дмитровского шоссе, Алабяно-Балтийский тоннель (девять лет мы его строили, в этом году намерены его завершить), двухуровневую развязку на пересечении Дмитровского шоссе с Долгопрудненским шоссе. Вот, результаты все видны здесь, на картинке.

Особый блок вопросов. Хотел бы отметить, что в Москве развернулось беспрецедентное железнодорожное строительство. На сегодняшний день уже запланировано в этом году 70 км уложить дополнительных железнодорожных путей, из 70 км на сегодняшний день уже 24 км уложено, плюс запланировано 11 остановочных платформ, 28 искусственных сооружений на железнодорожных путях. В рамках штаба с железнодорожниками еженедельно этими вопросами, ежедневно, я бы сказал, занимаемся, раз в неделю проводим штабы.

Несмотря на то что основной объём строительства приходится на дорожно-транспортную инфраструктуру, нам удалось сохранить все социальные обязательства города в рамках строительства социальной инфраструктуры. За прошедшие два года реализована крупнейшая программа по строительству детских садов, мы ввели 102 детских садика. При этом утвердили новые типовые решения по садикам. За семь месяцев этого года уже сдано 10 объектов здравоохранения, до конца года ещё планируется несколько. Мы планируем сдать в общей сложности 13 школ, планируем 16 объектов спорта, и в этом году мы приступили к реализации программы по поликлиникам, то есть порядка 50 поликлиник будет построено в течение ближайших нескольких лет.

По вводу жилья: в целом город планирует сдать 3,4 или 3,5 млн кв. м. Самое главное, что нам удалось сейчас разобраться со всеми инвестконтрактами. Все обязательства города по реализации инвестконтрактов и расселению домов из сносимых серий город взял на себя. Это было непростое решение, мы закончили почти все судебные разбирательства, все договорные. Сегодня из имеющихся контрактов у нас осталось только два небольших контракта, где мы ещё не приступили к строительству. По остальным объектам везде приступили, и сейчас у нас в рамках переселения в стройке находится 1,1 млн кв. м жилой недвижимости.

Колоссальную работу мы делаем с Комплексом городского хозяйства по замене инженерных коммуникаций как по отдельным работам, так и в рамках реконструкции вылетных магистралей и метрополитена. Обратите внимание на цифры тоже колоссальные: 2 тыс. км магистралей планируется заменить. Это и надёжность коммунальных услуг, это и обновление основных фондов города, и это, безусловно, также подводящие сети к строящимся микрорайонам и строящимся объектам.

Несмотря на такие большие объёмы строительства, проведена колоссальная работа по снижению стоимости строительства. Мы в рамках проектирования метрополитена фактически с этого года переходим на европейские стандарты проектирования. Новый тоннель Третьего пересадочного контура будет запроектирован как двухпутный тоннель (в одном тоннеле будет проходить два поезда), будут новые европейские станции. Только это решение позволит нам в пятилетней перспективе сэкономить 80 млрд рублей.

Также колоссальная работа ведётся по снижению стоимости на этапе экспертизы. Сергеем Семёновичем поставлена задача контролировать не только ценообразование, но и принимаемые проектные решения. И вот в результате этих проектных решений по итогам этого года прямая экономия составила 40 млрд рублей, или почти 21%, от заявленной. Кроме того, что 40 млрд сэкономлено на стадии формирования начальной цены на конкурсе, ещё 10 млрд, или 12,6%, сэкономлено при проведении конкурсов. То есть в общей сложности только по ценообразованию около 33% сэкономлено денег бюджета. И это, кстати, та экономия, которая позволила нам, не снижая, а увеличивая объёмы транспортного строительства, сохранить в том числе и социальные обязательства.

Серьёзнейший вопрос сегодня — это вопрос качества и безопасности строительства. Вот этот слайд очень наглядно показывает работу Стройнадзора. Мы за последние годы значительно усилили претензионную работу по качеству, и сумма штрафов выросла, если сравнить с 2009 годом, с 2010 годом в 6 раз. И как результат я могу сказать, что и в целом качество повысилось, но и главный результат, которым мы оцениваем нашу работу, это всё-таки снижение травматизма. При росте объёмов строительства нам удалось добиться снижения травматизма на объектах в 23%. Это такой очень сложный показатель, но мы стремимся его выдерживать.

Следующий важный блок, что мы вместе с Управлением Аппарата Мэрии фактически завершили работу по переводу услуг в электронный вид. Все услуги в строительстве сегодня — как начало строительства, так сдача объекта в эксплуатацию — возможны в электронном виде. Вообще в стране такого нет, и в мире, честно говоря, мы не знаем, чтобы полностью вся работа проводилась в таком виде.

Единственное, надо отметить, что рынок пока оказался к этому не готов, то есть мы готовы, а заявлений пока очень мало. Сергей Семёнович, Вы поставили задачу. Во-первых, мы начинаем с себя. С 1 октября мы по госзаказчикам будем переходить, только в электронном виде уже выдача разрешений.

С. Собянин: Рынок никогда не будет готов, если мы его подвигать к этому не будем, поэтому в течение года надо перевести все заявки в электронный вид, готовы они или не готовы. Если строить готовы, то в электронной форме направить заявочку точно готовы.

М. Хуснуллин: Есть, Сергей Семёнович.

Подводя итоги... Как я уже сказал, у нас 25-летний юбилей. Хочу отметить несколько цифр, которые говорят сами за себя.

В Москве за 25 лет было построено 80 млн кв. м жилья — это 37% всего жилого фонда Москвы. Школ было построено 439 — треть, садиков — 834, причём из садиков в эти 25 лет входят 102 садика, построенные за два года. Метро было построено 100 км — это 30%, в этих 100 км уже 12 км построено за последние два года. Но и сейчас по тем планам, которые мы наметили, мы за пять лет планируем построить 135 км метро, 72 станции и 15 депо, то есть это такой колоссальный объём работы.

Заканчивая своё выступление, я хочу поблагодарить всех коллег, потому что вся эта работа ведётся в рамках совместной работы со всеми комплексами, в рамках десятков штабов, рабочих групп, комиссий, которые мы ведём. Хочу поблагодарить всех строителей, всех наших коллег из силовых структур, которые совместно с нами работают по всем нашим направлениям строительного развития, все правоохранительные органы, депутатский корпус. Фактически это итог работы всех, всего Правительства и всего градостроительного комплекса Москвы. Самое главное, Сергей Семёнович, хотел поблагодарить Вас, потому что Вы возглавляете Штаб по градостроительной политике, который мы регулярно проводим, и все эти решения принимаются на этом штабе. Спасибо за внимание.

С. Собянин: Спасибо. Мы ещё поздравим строителей Москвы с их праздником, поблагодарим за их труд. Такая возможность ещё представится. (…)