Главная / Стенограммы
26 ноября 2013 г. 11:29

Заседание правительства Москвы. О ходе реализации программы развития московского метрополитена. С. Собянин, М. Хуснуллин

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе.

Первый вопрос повестки - о ходе реализации программы развития московского метрополитена. Как вы знаете, метростроение - это крупнейший инвестиционный проект в современной Москве. Сегодня работы ведутся на 150 площадках, на девяти линиях и 28 строящихся станциях, в строительстве занято свыше 35 тыс. человек. За три года реализации программы развития московского метрополитена введено 17,6 км новых линий и открыто восемь станций. В зонах притяжения новых станций проживает около миллиона человек. В том числе 9 ноября были открыты две новые станции - «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Как показали первые недели работы, станцией «Жулебино» в рабочие дни пользуется 34 тыс. человек, станцией «Лермонтовский проспект» - 24 тыс. Одновременно поток пассажиров на станции «Выхино» снизился на 17%, или на 32 тыс. пассажиров. Также уменьшилась нагрузка станций «Рязанский проспект» и «Кузьминки». Ввод новых станций метро не только облегчил жизнь жителям «Жулебино», это и первый шаг решения транспортных проблем для всего юго-востока города.

На будущий год намечено открытие еще одной станции метро, в Котельниках. Идет активная подготовка к строительству новой Кожуховской ветки метро, дублера Таганско-Краснопресненской линии. Будем стремиться ввести этот объект как можно раньше. Прошу доложить о планах строительства.

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Москва - крупнейший мегаполис мира, где доля поездок на общественном транспорте сегодня чрезвычайно высока (более 70%). Основная масса пассажирских перевозок, свыше 2 млрд человек в год, приходится на главную транспортную артерию города - систему московского метрополитена. Именно поэтому любое развитие транспортной инфраструктуры столицы и комплексное решение транспортных проблем немыслимо без модернизации и развития метро.

К 2011 году сеть московского метро состояла из 301 км линий и 182 станций. Почти пятая часть москвичей, 22%, не имела доступа к метрополитену в непосредственной близости от места проживания. При сравнимой с нами протяженности метро (я прошу обратить внимание на слайд) в других крупных городах мира их население значительно ниже, а в мегаполисах Азиатского региона, таких как Пекин, Токио, при сравнимой с нами численности населения и протяженности метро ведется его дальнейшее активное строительство. С учетом легкого метро (сейчас лидеры в этом направлении Пекин и Гонконг), с учетом легкого метро и интеграции с железными дорогами они по 40 - 60 км в год вводят метро.

Чуть менее трех лет назад было утверждено правительством историческое решение о реализации масштабной девятилетней программы развития московского метро. Реализация этой программы в основном проводилась в условиях существующего Генерального плана, который уже устарел, и сегодня нам пришлось буквально на ходу менять и вносить корректировку в Генеральный план, составить новую программу девятилетнего строительства, что является крайне сложной задачей. И сейчас в рамках координации и изменения Генплана особенно важно учесть все эти изменения.

Важнейший принцип строительства московского метро заключается в следующем. Теперь поставлена задача полностью интегрировать эту систему с железнодорожным транспортом и совместно со строительством метро, также к 150 км метро, которые дополнительно поставили задачу построить, еще порядка 250 км будет построено железнодорожных путей. Если мы все эти планы реализуем (а они реально находятся в стройке, я могу сказать, что только сегодня 70 км железнодорожного транспорта находится в строительстве), когда мы введем в 2014, 2015, 2016 годах эти линии метро и железную дорогу одновременно, мы выйдем на первые показатели в мире.

На сегодняшний день только МКДЖ имеет 13 пересечений с линиями метро, и еще три будет в перспективе. Также Сергеем Семеновичем поставлена крупная, масштабная задача - это организация транспортно-пересадочных узлов. То есть мы сейчас к задачам метро и железной дороги буквально в прямом смысле слова догоняем вопрос строительства транспортно-пересадочных узлов. На сегодняшний день у нас 31 пересадочный узел планируется на МКЖД, из них по 27 уже проработаны градостроительные решения на радиальных станциях, еще 17 - ОАО «РВ-метро», и по основным ТПУ, которые реализуются на строящихся станциях метрополитена, это еще порядка 25. По четырем на сегодняшний день мы уже приступили к подготовке площадки и строительству - это «Алма-Атинская», «Новокосино», «Пятницкое шоссе» и готовится проект в Котельниках.

В 2011 - 2012 годах построено и введено в эксплуатацию уже более 13 км линий метро, шесть станций и одно депо. Для реализации программы мы мобилизовали все силы метростроевцев со всего СНГ, активно применяем наработки и технологии наших коллег из-за рубежа. Могу сказать, что 35 тыс. человек, как сказал Сергей Семенович, уже работают, и сегодня нам сил для строительства метро по той программе уже достаточно.

Сегодня кроме развернутой площадки на 150 площадках еще 91 площадка находится в стадии освобождения, а всего для реализации всей программы нам понадобится 330 площадок, по которым мы с Комплексом имущественных отношений ведем огромную работу по освобождению. Вообще подготовка площадок и освобождение являются тяжелейшей частью нашей работы, и здесь, конечно, очень важна наша совместная работа со всеми комплексами и префектурами.

Важнейший момент реализации такой масштабной программы - это ценообразование. За два года мы кардинально пересмотрели все наши подходы к ценообразованию. Если в 2009 году, в 2008 году и в 2010 году объекты метрополитена, которые были сданы и введены в эксплуатацию, стоили в среднем 6 млрд 800 млн за 1 км, то все сдаваемые новые станции метрополитена, проектируемые и строимые, укладываются в ценовой фактор до 5 млрд, то есть это экономия почти 25%. Если посчитать всю экономию от всего объема реализации программы, это составит около 200 млрд рублей.

Важнейшим фактором строительства метро является новый кардинальный подход по строительству Третьего пересадочного контура. На сегодняшний день это 58 км новых путей, 28 новых станций и более 400 тыс. человек пассажиропоток. На сегодняшний день из этого ТПК 3,3 км - это действующий участок от «Каховской» до станции «Каширская», три станции. В стадии строительства сегодня уже находится участок ТПК от «Нижней Масловки» до станции «Хорошевской» длиной 6,6 км с четырьмя станциями, ввод - 2015 год. В проектировании находится почти 48 км новых линий и 21 станция.

Могу сказать, что мы подошли на совершенно новые стандарты проектирования, бóльшая часть ТПК будет запроектирована по европейским технологиям в виде единого тоннеля, по которому будет проходить два поезда одновременно. Данное решение позволило серьезнейшим образом, во-первых, сэкономить деньги, во-вторых, очень серьезно позволило нам сэкономить количество площадок. Если раньше мы строили площадку, брали 400 м, нам нужно было под котлован, то сегодня нам уже достаточно 200 м. Это серьезная тоже экономия и территории, и времени, и денег на переносы коммуникаций.

9 ноября уже были введены программы этого года. В целом надо сказать, что были построены на 10 месяцев раньше запланированного срока... Несмотря на то что у нас были серьезные проблемы с высвобождением площадки (Лермонтовский проспект, 109), были очень серьезные водонасыщенные грунты, непростая гидрогеологическая обстановка, но метро введено сегодня и действует, жители пользуются. До конца года мы планируем ввести участок до станции «Деловой центр» - «Парк Победы» (3,4 км). Мы понимаем, что на полную мощность необходимость в этом участке будет тогда, когда будет построен «Парк Победы» - «Раменки», тогда он начнет полноценно работать. Сегодня это пока предварительный объем работы, но мы, и так как имеем возможность и документацию, его в этом году уже вводим.

Также важнейший участок - «Улица Старокачаловская» - «Битцевский парк» (4,5, две станции). И в этом году мы вводим два электродепо. Всего, как мы и планировали, 12,5 км, шесть станций, два депо в этом году. Мы в результате только перекладки коммуникаций составили более 15 км инженерных в этом году, 103 км кабельных линий. Я это подчеркиваю, потому что в рамках реализации этой работы мы очень серьезно обновляем коммунальную инфраструктуру, заменяем. Строя метро, мы очень серьезно меняем сети. Вообще задача к 2020 году иметь протяженность 474 км линий метрополитена, 265 станций, и порядка 90% москвичей будет обеспечено доступностью, пешей доступностью до метрополитена.

Мы распланировали свою работу по годам. Надо понимать, что этот график живой, он постоянно меняется, то, что эти объемы будут в связи с различными условиями, которые есть, которые возникают в процессе работы... Но мы четко понимаем, что до 2020 года вся программа будет выполнена в намеченные сроки и с надлежащим качеством. Спасибо за внимание.

С. Собянин: Спасибо. Я прошу Комплекс имущественных отношений, земельных оказывать дальнейшее содействие префектурам по освобождению, подготовке участков, чтобы мы не задерживали стройку из-за того, что не можем просто зайти на строительство. Все необходимые законодательные решения приняты, необходимо их четко отрабатывать, в том числе и мы разбирали ситуацию, связанную с принятием своевременным градостроительных решений.

(….)