Главная / Стенограммы
24 февраля 2016 г. 14:31

Заседание коллегии Стройкомплекса Москвы. С. Собянин, М. Хуснуллин

Сергей Собянин: Мы традиционно подводим ежегодные итоги работы Стройкомплекса. Несмотря на все проблемы, которые были в прошедшем году, итоги неплохие. В последние пять лет Москва получила новый вектор развития, кардинально изменились приоритеты и принципы градостроительной политики. Мы нарастили темпы строительства недвижимости почти в полтора раза по сравнению с 2010 годом, при этом, насколько это возможно, свели к минимуму негативное влияние стройки на городскую среду и повседневную жизнь горожан.

Отказавшись от точечной и уплотнительной застройки, Москва сегодня создаёт новые точки роста на присоединённых территориях, а также на периферийных и заброшенных городских землях типа промзон. Всего за прошедшие пять лет в Москве был введён в эксплуатацию 41 миллион квадратных метров новых зданий и сооружений. В городе не стало дефицита офисов и торговых площадей. За пять лет общий фонд недвижимости в Москве вырос на 10 процентов. Вы помните разговоры, когда в наш адрес поступали обвинения, что мы заморозили строительство в городе, инвестиционную активность и так далее и тому подобное. Ни одна пятилетка Москвы не давала такой прирост недвижимости.

Как вы помните, год назад основной темой коллегии было обсуждение перспектив строительной отрасли в условиях начинающегося экономического кризиса. И действительно, ситуация в экономике весь 2015 год складывалась далеко не лучшим образом. Тем не менее объёмы инвестиций в строительство недвижимости в Москве не сократились, наоборот, они выросли, достигнув рекордных значений последних лет — 9,1 миллиона квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости. В прошлом году было завершено строительство таких знаковых для города объектов, как три башни «Сити», технопарк МФТИ, океанариум, Центральный детский магазин, театр «Геликон-опера», музыкальная школа имени Гнесиных и целый ряд других объектов.

Конечно, рекордные объёмы ввода недвижимости в 2015 году не означают, что Москва превратилась в какой-то остров стабильности, живущий отдельной жизнью, но это значит, что в условиях кризиса город максимально использует свой инвестиционный потенциал.

Теперь об итогах и планах реализации наиболее крупных программ Строительного комплекса столицы, модернизации транспортной системы. В прошлом году мы с вами сдали рекордные объёмы дорог, развязок, эстакад и тоннелей — более 100 километров. Задача на ближайшие три года — построить ещё 300 километров. Среди строящихся магистралей такие ключевые объекты, как реконструкция Калужского шоссе и строительство участков Северо-Восточной, Северо-Западной хорд, Южной рокады.

Также мы на практике приступаем к реализации первого проекта ГЧП (государственно-частного партнёрства) в дорожной сфере — строительству северного дублёра Кутузовского проспекта. Проектируется ещё ряд дорожных объектов, прежде всего участка МКАД и развязок. Также в этом году мы начинаем практическую реализацию проекта строительства транспортно-пересадочных узлов. Максимально возможными темпами будет продолжено и развитие метрополитена. За прошедшие годы было построено 18 станций метро и, самое главное, сделан огромный задел на будущее. Поэтому в ближайшие годы мы планируем ввести более 30 станций метро. Москвичи получат сразу три новых радиуса и первые участки Третьего пересадочного контура.

В прошлом году был завершён первый крупный проект модернизации пригородных железных дорог, запущено движение экспрессов Москва — Зеленоград. Задача 2016 года — открыть пассажирское движение по МКЖД. Итого только в этом, текущем году должно быть завершено строительство порядка 100 километров дорог, больше 20 километров линий метро и 54 километра МКЖД, которая будет полностью интегрирована в систему метрополитена. При условии выполнения этих планов объём ввода транспортной инфраструктуры в 2016 году станет рекордным за всю историю города.

Главным же результатом нашей работы по развитию транспортной инфраструктуры стало то, что впервые за последнее десятилетие Москва поехала быстрее. Это, конечно, не только итог работы транспортной инфраструктуры, но и развития общественного транспорта и организации движения, но тем не менее это такой комплексный результат, который очевиден.

По поводу строительства социальных объектов и жилья. Наряду с развитием транспорта, строительство социальных объектов является важнейшим приоритетом Москвы. За прошедшие пять лет в городе построено порядка 240 детских садов и школ, более 50 объектов здравоохранения, 55 спортивных объектов и свыше 30 учреждений культуры. Около 60 процентов этих объектов возведено за счёт городской программы и 40 процентов, включая уникальный стадион «Спартак», дворец «Парк легенд» — за счёт частных инвестиций. Я хочу поблагодарить инвестиционное сообщество за этот серьёзный вклад в развитие города и выразить уверенность, что эта работа будет продолжена. Задача ближайших трёх лет — построить за счёт бюджета и инвесторов ещё порядка 100 образовательных учреждений, а также десятки объектов спорта, культуры, здравоохранения.

В сфере жилищного строительства удалось увеличить темпы строительства практически вдвое с 2010 года: с 1,95 миллиона до 3,8 миллиона квадратных метров в год. Программа переселения жителей пятиэтажек выполнена на 92 процента, надеюсь, в ближайшие годы будет завершена полностью.

По проекту «Новая Москва». С момента расширения границ города построено более восьми миллионов квадратных метров недвижимости. И самое главное — при 40-процентном увеличении жителей практически вдвое увеличилось количество рабочих мест. Заработали новые точки экономического роста: бизнес-центры «Румянцево», «Комсити», «К2», агрокластер «ФУД СИТИ» и другие. В конце 2015 года Правительство утвердило территориальные схемы Новой Москвы. К уже объявленным проектам будут добавляться новые. Буквально на днях мы приняли одно из таких решений — о продлении Сокольнической ветки метро от новой станции «Саларьево» в район административно-делового центра в Коммунарке. Если будет складываться всё нормально, мы построим это продление в течение трёх-четырёх лет. Дан старт и проекту создания на территории Новой Москвы, в «Сколкове», международного медицинского кластера — комплекса медицинских клиник мирового уровня, в которых без дополнительных разрешений и согласований смогут работать врачи с дипломами зарубежных университетов.

По поводу реноваций промзон. Такое же активное развитие получают территории бывших и действующих промышленных зон: ЗИЛ, Тушинский аэродром и ряд других. Запуск пассажирского движения по МКЖД даст ключ к освоению огромной территории с совокупной площадью в 10 тысяч гектаров в средней части города, где сейчас в большей степени находятся откровенно депрессивные и заброшенные площадки промышленных и коммунальных предприятий.

Но должен сказать, что не все промышленные территории будут застраиваться жильём или коммерческой недвижимостью. Сегодня проводится ревизия действующих промышленных зон, определяются промышленные индустриальные кластеры, на территории которых никакого другого строительства, кроме промышленного и офисного, проводиться не будет. Это чрезвычайно важно — уже сегодня определиться с этими проектами, ибо любое строительство жилья в таких промзонах изменяет санитарные зоны и убивает вокруг производство. Такого не должно происходить, поэтому мы чётко должны понимать, какие промышленные территории в Москве останутся на ближайшие десятилетия и будут развиваться в соответствии с теми параметрами, которые мы определяем. Последнее рассмотрение проекта планировок промзон такого рода, которые будут оставаться именно как индустриальные территории, говорит о том, что мы будем увеличивать до 15 тысяч квадратных метров на гектар, давая возможность инвесторам самим определять дальнейшее развитие любых участков этих промышленных территорий. Но с единственным исключением: это действительно должно быть промышленное развитие.

Помимо этого, вы знаете, что мы определили целый ряд специальных льгот для промышленных территорий, для технопарков, которые дают возможность минимизировать налоговые выплаты от 10 до 25 процентов. С рядом инвесторов мы уже сегодня работаем по перепрофилированию административных зданий в технопарке, определяя, соответственно, требования и льготы, которые будут устанавливаться городом.

По поводу административных процедур. Фактически в ближайшие годы мы должны завершить формирование полного цикла оказания электронных услуг на всех этапах реализации инвестиционного проекта — от проведения земельных торгов до принятия объекта в эксплуатацию. В частности, в 2016 году в электронный вид будут переведены такие востребованные услуги, как открытие и закрытие ордеров на проведение земляных работ, установка строительных ограждений и ряд других. Это порядка 25 тысяч заявок в год. Полностью переводятся в электронный вид услуги Москомархитектуры: АГР, колористический паспорт и в перспективе ГПЗУ. В единый цикл оказания электронных услуг девелоперам включаются ОЭК и Мосводоканал.

Уважаемые коллеги, у Правительства нет сомнений в том, что планы строительства по городскому заказу, о которых я говорил, сегодня будут выполнены. Несмотря на все трудности и проблемы, мы сохранили трёхлетнюю Адресную инвестпрограмму Москвы, создали достаточный задел и запас прочности. Ситуация в сфере коммерческого строительства, конечно, складывается более сложная и противоречивая, но я убеждён в том, что никакого резкого падения строительства в Москве не произойдёт. В этом году мы ожидаем ввод объектов около восьми миллионов квадратных метров. Это средний уровень ввода за лучшие годы в Москве.

Но в то же время мы, с одной стороны, будем оказывать всю необходимую поддержку строительному бизнесу, реализовать те программы и льготы поддержки, которые мы определили в этом году. Но я бы хотел обратиться к вам, чтобы у нас не было никаких сбоев по выплате заработной платы, чтобы мы не породили обманутых дольщиков и ряд других проблем, которые возникали у нас в прошлые кризисы. Прошу вас лично контролировать эти проблемы и их не допускать.

И конечно, Строительному комплексу включить весь арсенал контроля, для того чтобы загодя минимизировать эти риски. Спасибо.

Пожалуйста, Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин).

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые коллеги! Как уже Сергей Семёнович сказал, прошедший год во многом для градостроительного развития Москвы, для работы Комплекса градостроительной политики стал знаковым и в качественном, и в количественном отношении.

Прежде всего, наверное, хотелось бы сказать, что у нас произошел серьёзный прорыв в градостроительном планировании. За прошедший год разработан основополагающий документ территориального развития Новой Москвы. Подготовлена корректировка Генплана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ) для новых территорий, проекты планировки первого пояса урбанизации Новой Москвы. Проведены положительные публичные слушания по территориальным схемам Генплана и ПЗЗ, а также по первому проекту планировки. Москвичи приняли самое непосредственное участие в обсуждении этих документов. Территориальные схемы утверждены Правительством Москвы, Генплан и правила землепользования и застройки планируется утвердить в первом полугодии 2016 года. Это одна из основных задач этого года.

Разработаны и утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования объектов транспорта, УДС. Особенно хотел бы обратить внимание, что по обращению инвесторов были пересмотрены нормативы парковочного пространства. В 2016 году мы планируем утвердить ещё шесть нормативов по объектам образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, по инженерным сетям, предупреждению чрезвычайных ситуаций, утилизации промышленных отходов.

В 2015 году разработаны и утверждены в 2,5 раза больше проектов планировки территорий, чем в 2014 году, — 96 против 39. По градпотенциалу больше почти в шесть раз, 43 миллиона квадратных метров (в 2014 году градпотенциал был 7,1 миллиона квадратных метров). Из них 20 проектов — на линейные объекты, 27 — на транспортно-пересадочные узлы, 44 — на территории развития, пять — под храмы. В работе Москомархитектуры сегодня находится 312 проектов планировки, в том числе 46 по линейным объектам и 126 по ТПУ. В 2015 году выпущено 3308 ГПЗУ с потенциалом строительства 18 миллионов квадратных метров. Это больше, чем выпущено ГПЗУ в 2014 году, на 27 процентов по количеству и на 34 процента по градпотенциалу. Причём, если смотреть в разрезе функционального назначения, почти в три раза произошёл рост по градпотенциалу выданных ГПЗУ именно по местам приложения труда и в два раза — по жилью.

Кроме того, в 2015 году выдано 911 свидетельств об утверждении архитектурных и градостроительных решений. Это в 6,5 раза больше, чем в 2014 году. 450 заключений по визуально-ландшафтному анализу — на 12 процентов больше, чем в 2014 году.

Разработаны альбомы типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки, и в рамках программы «Моя улица» выдано 25 заключений по проекту документации по благоустройству улиц Москвы. По итогам утверждённых за последние пять лет проектов планировки и ГПЗУ общий градостроительный потенциал по действующим в городе документам составляет 162 миллиона квадратных метров недвижимости. Это не значит, что все 162 миллиона будут строиться, это потенциал, с которым можно работать. В том числе на сегодняшний день в городе действует разрешений на строительство на 32 миллиона квадратных метров. В 2015 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, было выдано разрешений на 10 миллионов 100 тысяч квадратных метров, притом что ввод недвижимости составил девять миллионов 100 квадратных метров. И это больше по выданным разрешениям, чем в 2014 году. В 2014 году было выдано разрешений на строительство около девяти миллионов квадратных метров недвижимости.

Всё это позволяет обеспечивать реализацию намеченных планов по градостроительному преобразованию и полицентричному развитию Москвы на ближайшие несколько лет. Среди принятых крупных градостроительных решений в 2015 году особо хотелось бы отметить одобрение проекта планировки и концепцию по крупным территориям развития — это административно-деловой центр в Коммунарке с размещением в нём префектуры, территориальных органов власти Москвы, кампуса Московского института стали и сплавов, территория Мнёвниковской поймы, Нагатинской поймы с детским парком развлечений, территория развития МГУ, территория Рублёво-Архангельского, территория Тушинского аэродрома, Западного порта, территория Чертанова Южного, территория Саларьева с организацией крупного транспортно-пересадочного узла, территория района Некрасовка с развитием промзоны Руднёво. Можно констатировать, что в городе сегодня практически не осталось крупных территорий без отработанного градостроительного потенциала.

Задача в 2016 году — постараться максимально выпустить всю градостроительную документацию по объектам Адресной инвестиционной программы на 2016–2018 годы, по всем крупным территориям развития, по всем приоритетным ТПУ.

И хотелось бы, пользуясь случаем, поблагодарить Москомархитектуру и лично Княжевскую Юлиану Владимировну, потому что благодаря колоссальной работе её и её коллектива удалось сделать такой качественный прорыв в градостроительном развитии Москвы.

Работа ГЗК. В 2015 году ГЗК рассмотрела 4688 вопросов — на треть больше, чем в 2014 году. Учитывая сложную экономическую ситуацию, мы практически рассмотрели все обращения инвесторов, их стало на 30 процентов больше, чем в 2014 году. И надо сказать, что одобрение получила в общей сложности градостроительная документация на 39 миллионов квадратных метров. Это колоссальный объём и колоссальная перспектива.

По вводу недвижимости в 2015 году удалось сохранить высокую активность: было введено 9,1 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 3,8 миллиона квадратных метров жилья, плюс порядка 300 тысяч квадратных метров апартаментов. Это пиковое значение ввода недвижимости в городе за всю историю. Мы также в рамках штаба планируем рассматривать каждый объект детально, поэтому если у  инвесторов есть какие-то вопросы по вводу, есть какие-то проблемы, также по пятничным штабам прошу этими вопросами заниматься вместе со всеми органами госвласти. У нас с вами строительный потенциал находится на уровне более 10 миллионов квадратных метров недвижимости. Я считаю, что от восьми до девяти миллионов квадратных метров мы можем сдать. И самое главное, как сказал Сергей Семёнович, нам не допустить обманутых дольщиков, не допустить несданные объекты, соответственно, просроченные кредиты и все вытекающие отсюда последствия. Задача этого года — сохранить максимальный объём ввода недвижимости.

В рамках жилищного строительства в 2015 году снесено 73 ветхих жилых дома общей площадью 250 тысяч квадратных метров. Новое благоустроенное жильё получили более 10 тысяч семей. В целом программа переселения по городу выполнена сегодня более чем на 92 процента. Она полностью завершена в Юго-Восточном округе столицы. В 2016 году задача — завершить программу по сносу и переселению в Северном, Восточном, Юго-Западном и Северо-Западном округах. В 2017 году — в Северо-Восточном и Западном округах. В 2016 году мы планируем приступить к реализации пилотных проектов в области жилищного строительства по договорам развития застроенных территорий как на новой территории, так и на территории старой Москвы, а также попробовать отработать программу взаимодействия с АИЖК по арендному жилью.

В связи с этим я прошу членов Клуба инвесторов, Департамент градостроительной политики, Москомстройинвест, департаменты экономической политики и имущественно-земельных отношений совместно проработать механизм реализации данных программ, чтобы мы могли постараться в этом году внести на штаб к Мэру все эти проекты и получить одобрение. В рамках развития Новой Москвы за прошедший год построено более трёх миллионов квадратных метров недвижимости, создано 20 тысяч новых рабочих мест. Ну и в целом хочу сказать, что у нас количество работающих в Новой Москве сегодня превысило за три года количество тех рабочих мест, которые были до присоединения.

На 2016 год  у нас достаточно большие планы. Предлагаю продолжать тот же темп по вводу. И особо хотел бы обратить внимание, что многие инвесторы сдают школы и садики на территории Новой Москвы. Просьба, несмотря на сложности, всё-таки объекты социальной инфраструктуры не забывать, продолжать их сдавать вместе с жилыми кварталами.

По промзонам. Мы активно начали заниматься этой программой более трёх лет назад. И сегодня можно сказать, что около двух миллионов квадратных метров недвижимости вводится на территории промзон, а всего у нас более 50 процентов всей построенной недвижимости на территории Новой Москвы и промзон. То есть мы практически минимизировали неудобства для граждан.

За прошедший год были приняты решения по развитию таких крупных территорий, как Северное Очаково, промзона Руднёво, ещё целый ряд коммунальных и промышленных зон. На территории бывшего завода имени Лихачёва активнейшим образом развёрнуто строительство, построен и спортивный комплекс «Парк легенд». В этом году мы надеемся, что будет достроен дворец синхронного плавания, активно ведётся жилищное строительство. Город полноценно включился в создание инфраструктуры. Надеюсь, что мы в рамках трёхлетнего АИПа (Адресной инвестиционной программы) всю эту инфраструктуру построим. Ну и безусловно, в прошлом году мы сдали станцию метро «Технопарк», которая работает на ЗИЛе. В этом году планируем сдать соответствующую станцию на Малом кольце железной дороги.

В 2015 году был дан старт практически реализации проекта развития территорий, прилегающих к акватории Москвы-реки. Первоочередное мероприятие по транспортной инфраструктуре проекта включено в Адресную инвестиционную программу на ближайшие три года. Принято градостроительное решение, которое обеспечит уже сегодня возможность реализации на этой территории таких проектов, как «Большой Сити», развитие территории Тушинского аэродрома, развитие территории «Лужников». На последнем штабе по градполитике Мэром дано поручение ещё более комплексно рассмотреть вопрос благоустройства «Лужников» к чемпионату мира. Развитие территории промзоны «ЗИЛ», строительство парка развлечений «Остров мечты» в Нагатинской пойме, развитие территории Западного порта, парка «Зарядье» и ряда других.

Задача этого года — утвердить проекты планировки территории и приступить к их практической реализации.

Хотелось бы сказать, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, Мэром принято решение о сохранении трёхлетней Адресной инвестиционной программы, утверждении её в сумме один триллион 110 миллиардов рублей без изменений. У нас полноценная трёхлетняя программа утверждена, мы по ней работаем, и мы считаем это главной антикризисной мерой 2015 года.

Всего мы планируем за эти деньги построить порядка 670 объектов. В ближайшие три года будут построены, конечно, прорывные объёмы по метро, более 300 километров дорог, завершено строительство объектов к чемпионату мира 2018 года, парка «Зарядье», строительство пилотного проекта в составе международного медицинского кластера в «Сколкове».

Метро. В рамках развития транспортной инфраструктуры в 2015 году построено две станции: «Котельники», «Технопарк» сданы, в тестовом режиме запущены «Саларьево» и «Румянцево», обеспечивающие выход метро на территорию Новой Москвы. Таким образом, практически через три года с момента присоединения Новой Москвы сюда проведена первая ветка метро и построены две станции метро для транспортной доступности новых жилых и точек экономического роста — бизнес-парка «Румянцево», бизнес-парка «Комсити», где уже созданы рабочие места.

Второй важный аспект в реализации программы развития метро — начато строительство Третьего пересадочного контура. В этом году мы планируем сдать его первый участок от «Делового центра» до «Петровского парка».

Всего в целом в рамках трёхлетней программы планируется ввести три его участка и постараться максимально замкнуть северный и северо-восточный участок Третьего пересадочного контура, соединив Кожуховскую линию и Калининско-Солнцевскую линию, тем самым построив два совершенно новых радиуса, соединённых между собой полукольцом. В метро сделан серьёзный задел на ближайшие годы: в стройке находятся более 60 километров, 35 станций и пять депо. В 2016 году планируем создать более 20 километров подземного метро и более 10 новых станций. Также планируем построить порядка трёх новых депо.

Важнейшей задачей 2016 года является запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. На сегодняшний день находятся в проектировании и строительстве 54 километра, 33 искусственных сооружения, 31 остановочный пункт, 24 транспортно-пересадочных узла. Сергей Семёнович, мы в это воскресенье проехали по вводным объектам МКЖД и метро, надо сказать, что многие строители добавили рабочих. Пока этого количества недостаточно для того, чтобы с этими темпами строительства метро и МКЖД справиться, мы должны выйти на полноценную двухсменную работу. Поэтому я обращаюсь ко всем подрядчикам, кто сегодня находится в зале (и кого нет в зале, но заняты на строительстве метро): надо наладить полноценную двухсменную ночную смену. Без этого с такими темпами нам справиться будет крайне тяжело. Но считаем, что эта задача возможна, и на эту задачу все нацелены.

В рамках модернизации железнодорожных путей активнейшую работу ведут наши коллеги по развитию радиальных направлений железной дороги. Всего у нас находится 200 километров железных дорог в проектировании строительства. Надо отметить, что мы вышли на хороший слаженный режим, в штабном режиме работы с железнодорожниками задействованы наши городские подрядчики, и строительство ТПУ является одной из важнейших задач. Тем более что вокруг Малого кольца железной дороги территория развития промзон — более 10 тысяч гектаров. Это 10 процентов всей территории в старых границах Москвы. Есть чем заниматься в ближайшие десятилетия.

Мы несколько, на мой взгляд, недостаточными темпами занимаемся развитием транспортно-пересадочных узлов. И задача на 2016 год — закончить все градостроительные решения и начинать активно привлекать инвесторов к реализации программы транспортно-пересадочных узлов. У нас на сегодняшний день полностью готовы к работе с инвесторами ТПУ «Алма-Атинская», «Новокосино», «Рассказовка», «Селигерская», «Парк Победы», «Лефортово». И мы надеемся, Сергей Семёнович, что за ближайшие два-три месяца мы ещё целый ряд ТПУ подготовим к предложению на рынок для инвесторов. И принято решение, что транспортную инфраструктуру ТПУ мы будем строить в рамках Адресной инвестиционной программы, что тоже, безусловно, ускорит программу реализации транспортно-пересадочных узлов.

В 2015 году обеспечен рекордный ввод дорожных объектов: построено более 100 километров дорог, 32 искусственных сооружения при плане 26, 13 пешеходных переходов. Создана новая поперечная связка в Новой Москве, реконструирована автодорога в посёлке Коммунарка с выходом в район Бутово. Полным ходом ведутся работы по Калужскому шоссе, которое станет основной магистралью Новой Москвы. Проведены основные работы по реконструкции Рязанского проспекта, в 2016 году мы надеемся, что его сдадим. И сдадим, конечно, Щёлковское шоссе, которое наш неудачный пример, — это единственная радиальная магистраль, которую мы строим уже более трёх лет. Остальные мы в среднем завершили за 18–20 месяцев.

В целом за пять лет в Москве построено более 10 процентов от всей существовавшей улично-дорожной сети, 20 процентов от всех имеющихся в городе искусственных сооружений, 35 процентов от имеющихся в городе пешеходных переходов — наземных и подземных. Реконструировано восемь вылетных магистралей, построено и реконструировано 12 транспортных развязок на МКАД из 14 крупных имеющихся, две в стадии завершения— на МКАД с Каширки и улицы Профсоюзной. Завершено строительство практически всего транспортного долгостроя, сложнейших объектов, таких, как Большой Академической и Алабяно-Балтийский тоннель. Завершена реконструкция Варшавского шоссе на участке от МКАД до района Щербинка, ведена транспортная развязка на пересечении МКАД с Ленинским проспектом. Подрядчик — ООО «МИСК» — за короткий срок вовремя успел построить сложнейший объект. Тоннель на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе — подрядчик, ООО «ИФСК „АРКС“», тоже, несмотря на сложные условия, сумел завершить все объекты в срок. Хотелось бы отметить завершение транспортной развязки на пересечении Можайского шоссе с МКАД: часть объектов данной развязки была технически построена раньше срока компанией «Мостотрест», одна эстакада была задержана в связи с градостроительными ограничениями по документации. В результате, как уже сказал Сергей Семёнович, мы не лидеры сегодня по пробкам в мире, что является очень большим, знаковым событием. В 2015 году введены знаковые объекты. Сложнейшая развязка, как я уже сказал, на Ленинском проспекте, Алабяно-Балтийский тоннель и ещё ряд объектов.

В 2016 году мы планируем построить также около 100 километров дорог, завершить участок Северо-Западной хорды от улицы Генерала Дорохова до Минского шоссе, развязку Минского шоссе и Генерала Дорохова, реконструкцию Рябиновой улицы, три железнодорожных путепровода, завершим первый этап работы по Калужке и ещё целый ряд небольших поперечных связок, которые очень важны для города.

Хотел бы отметить хорошую работу Департамента строительства, непосредственно Андрея Юрьевича Бочкарёва, Аксёнова Петра Николаевича, который лично занимается в штабном режиме каждый день этими вопросами. Ну и хотелось бы отметить хорошую работу практически всех транспортных строителей. Работа сделана хорошая, многие объекты построены раньше срока. И я хочу отметить, что Сергей Семёнович разрешил нам в случае, если кто-то из подрядчиков готов будет выполнить свои контрактные обязательства раньше, чем записано в контракте, мы дополнительные лимиты денег на это выделим за счёт переброски с других статей. Поэтому просьба посмотреть возможности ускориться, сегодня инфляция влияет на стоимость строительства, поэтому кто может строить быстрее — никаких ограничений у нас для этого нет.

Хотел бы обратить внимание на одну большую сложность при строительстве транспортных объектов — это обременение в виде освобождения территорий и перекладки сетей. Огромная работа проведена в этом направлении Департаментом строительства, префектурами колоссальная работа проведена, особенно по освобождению дорог под МКЖД. Колоссальная! Более пяти тысяч обременений за год снято префектурами — в ручном режиме, с каждым жителем. По решению Мэра всем была выплачена компенсация, даже тем, у кого на сегодняшний день не были оформлены земельно-имущественные отношения, что, безусловно, позволило выполнить программу по освобождению. Но в то же время хочу отметить, что программа освобождения остаётся для нас сегодня самой большой проблемой, и главная задача 2016 года — нам совместно с комплексом городского имущества, вместе с Департаментом строительства, вместе с префектурами продолжить программу по освобождению. Хотя я должен сказать, что работа сделана колоссальная. Я хотел бы поблагодарить Департамент городского имущества, мы с ними очень большую работу делаем, более трёх тысяч обременений снято только за 2015 год.

По социальному строительству. Несмотря ни на какие сложности, мы продолжаем строить социальные объекты. Вы видите, что построено в 2015 году (значительно больше по ряду позиций, чем в 2014 году), и самое главное, что мы не снижаем темпов на 2016 год. Я также обращаюсь ко всем коллегам, инвесторам, кто занят сегодня в строительстве социальной инфраструктуры, не снижать этих темпов несмотря ни на что.

Я хотел бы поблагодарить инвесторов за хорошую работу по строительству данных объектов, которые выполнены на высоком профессиональном уровне. В 2016 году мы надеемся, что у нас будут завершены основные работы по Большой спортивной арене «Лужников», по Театру Табакова, футбольный стадион ЦСКА, центр синхронного плавания на ЗИЛе, ещё целый ряд других объектов.

Хотел бы особо обратить внимание в рамках работы по АИП на проведение конкурсных процедур. Я назвал ряд компаний, которые хорошо работают, но в то же время я хотел бы обратить внимание и на ряд компаний, которые, на мой взгляд, сегодня работают очень плохо, срывают нам государственную программу строительства объектов. Это ОАО «УСК МОСТ» — по метростроению, это корпорация «Трансстрой» — по Щёлковскому шоссе, это компания «МСМ-5» — по жилым домам в Северном Измайлове — сорвали нам переселение, «Главмосстрой» — сорвали нам детские садики и жилые дома. Я прошу, Сергей Семёнович, в решении коллегии записать, и всё-таки всем нам и контролирующим органам очень внимательно отнестись именно к закупочной процедуре и к организации конкурсов на ближайшие годы. Залог проведения этих конкурсов — успех того, выполним мы Адресную инвестиционную программу или не выполним. С компаниями-однодневками, с неспособными компаниями мы с такими задачами справиться не можем, поэтому требования надо максимально ужесточить. Прошу это вписать в решение коллегии.

Большая работа была проведена в рамках оптимизации сроков и стоимости строительства в 2015 году. Экономия по итогам экспертизы достигла за 2015 год рекордного значения — 108 миллиардов рублей. Мы каждый год росли, и вот в 2015 году сумма экономии составила 108 миллиардов. А за пять лет мы сэкономили 400 миллиардов рублей, это одна полноценная годовая адресно-инвестиционная программа. При этом на торгах мы сэкономили за прошедший год 80 миллиардов рублей. Надо отметить, что у нас высокий уровень конкуренции, минимальное количество торгов с единственным участником, и практически сложился уже пул нормальных, проверенных подрядчиков, которые чётко и в срок выполняют свои обязательства.

Важная задача на этот год — серьёзно проработать с нашими сетевиками вопросы подключения. Вообще надо отметить, что мы очень дружно работаем с Комплексом городского хозяйства, лично с Петром Павловичем Бирюковым, с Департаментом топливно-энергетического хозяйства, с Ливинским Павлом Анатольевичем. И хотелось бы отметить хорошую работу Мосгаза, Мосводоканала, МОЭСК. У нас есть пока проблемы по МОЭК, одна из серьёзных, системных проблем, но мы надеемся, что мы с новым руководителем, Денисом Фёдоровым, шаг за шагом эту проблему решаем. Сегодня это проблема и для инвесторов, и для нас. Надеемся, что мы в этом году эту проблему решим.

Хотел бы за достигнутую экономию поблагодарить коллектив Москомэкспертизы, Мосгосэкспертизы, лично руководителя Валерия Леонова, особенно по программе строительства метро. Колоссальная работа делается, с листа ведётся проверка, жёсткий контроль за ценообразованием позволяет нам в целом удерживать наши заданные ценовые параметры.

В 2015 году большая работа была проведена Мосгосстройнадзором. При оптимизации численности Мосгосстройнадзора проведено свыше 13 тысяч проверок строительных объектов — на 13 процентов больше, чем в 2014 году. Выявлено свыше пяти тысяч штрафных санкций — на 10 процентов больше, чем в 2014 году, и больше было собрано средств от штрафов. При этом самый главный результат — это не штрафы, конечно, а повышение качества строительства. Сегодняшние дома и объекты, которые вводятся, на мой взгляд, достаточно высокого качества. И ещё один главный итог работы Мосгосстройнадзора: у нас за 2015 год произошло сокращение травматизма и смертности на строительных площадках. Это очень важный момент. Я обращаюсь ко всем инвесторам, ко всем заказчикам — внимательно контролировать вопросы техники безопасности, потому что жизнь человека не имеет цены. Нам очень неприятно каждый год собираться в храме Христа Спасителя, поддерживать семьи погибших на стройках строителей, поэтому просьба этому уделять максимальное внимание.

И хотелось бы поблагодарить Стройнадзор, особенно за работу с метро, со строительством транспортных объектов, и лично Антосенко Олега Дмитриевича за то нормальное, позитивное и очень профессиональное отношение. Мы всегда за качественный надзор, где можем — помогаем, но качество и безопасность должны быть обязательно соблюдены.

Как сказал Сергей Семёнович уже, мы достаточно серьёзно сократили административные барьеры, сегодня 12 услуг переведено в электронный вид, семь оказывается исключительно в электронном виде. В 2016 году мы перейдём в электронную форму по подготовке и выдаче ГПЗУ, АГР и колористических паспортов только в электронном виде.

В рейтинге Всемирного банка за пять лет Москва улучшила свои позиции в два с половиной раза, в том числе и по показателю получения разрешения на строительство — с 179-го на 119-е место. И задача в 2016 году — в этом рейтинге уйти ниже 100-го места. Но главное не рейтинг, главное, чтобы инвесторам и городу как застройщику было легче работать.

Хотелось бы обратить внимание на документооборот. Благодаря той программе информатизации, которую мы проводим, у нас на 14 процентов снизился документооборот по сравнению с 2014 годом, с 2013 годом он снизился на 20 процентов, снизилось обращение граждан, возросла координационная роль комплекса в проведении штабов. Вообще, у нас за 2015 год было дано 5600 поручений — это на 47 процентов больше, чем в 2014 году. То есть колоссальный объём решается на штабах. За счёт этого снимается много переписки и нам удается достигнуть этих показателей. Но хотелось бы, конечно, более согласованной работы, чтобы как можно меньше было этих поручений. Вообще, для справки, за пять лет мы провели шесть тысяч заседаний штабов, комиссий и различных рабочих групп. Это колоссальное количество, и хотелось бы, конечно, его сократить.

Активно продолжаем работу по освещению деятельности Стройкомплекса. В 2015 году проведено 73 интервью, 96 пресс-конференций, мероприятий, выездов на объекты. Хотелось бы отметить, что мы на порталах — и mos.ru, иstroi.mos.ru — активно освещаем эту работу. И я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех за эту работу. Хотел бы обратиться к инвесторам, чтобы активнее принимали участие, особенно в связи с публичными слушаниями. Этот год у нас требует повышенной информационной активности. Просьба с нами вместе работать.

Большая работа у нас ведется с Пресс-службой Мэра, Сергей Семёнович, Вашей, с Гульнарой Валерьевной Пеньковой мы активно очень работаем, но считаем, что у нас ещё есть чем заниматься, и мы можем ещё нашу работу усилить.

Хотелось бы поблагодарить от лица Стройкомплекса. Я хотел бы сказать спасибо всем префектурам. Большую работу делают префекты, замы префектов, руководители департаментов культуры, культурного наследия, социальной политики, мы очень активно работаем с Департаментом образования по школам, по садикам. Особо хотел бы поблагодарить Кульбачевского Антона Олеговича — мы очень дружно с ним работаем по непростой задаче по подготовке документации, связанной с природоохранными территориями, Комплекс имущественно-земельных отношений и экономической политики и Сергунину Наталью Алексеевну, и Департамент финансов, и все практически наши силовые структуры и правоохранительные органы.

Особую работу хотел бы отметить за 2015 год по законодательной деятельности. Колоссальная работа была проведена Мосгордумой, депутатами нашими Мосгордумы, непосредственно Зверевым Сергеем Ивановичем, непосредственно Шапошниковым Алексеем Валерьевичем, ну и, конечно, Раковой Анастасией Владимировной. Многие наши преобразования — подводная часть айсберга, которую многие не видят, но работа делается колоссальная, для того чтобы эти все наши преобразования можно было узаконить. Поэтому хотел бы всем сказать слова огромной благодарности.

И главное, конечно, Сергей Семёнович, хотел сказать слова благодарности Вам, потому что только Ваше личное участие в процессах градостроительного развития Москвы позволило нам достигнуть таких результатов. Несколько простых цифр: за прошедший год Сергей Семёнович провел 28 совещаний по градполитике, на которых обсудили 300 вопросов по градостроительному развитию; 48 заседаний градостроительной и земельной комиссии; 68 выездов на строительные объекты. Ни одной недели, ни одного дня нет, чтобы Сергей Семёнович не занимался этими вопросами. У нас на сегодняшний день все политические решения на уровне Правительства приняты, средства нам даны на три года вперёд, все административные полномочия предоставлены. Нам остаётся только работать.

Спасибо всем за внимание и за участие.

Сергей Собянин: Спасибо.