Главная / Стенограммы
18 февраля 2015 г. 14:41

Заседание коллегии Комплекса градостроительной политики Москвы. С. Собянин, М. Хуснуллин

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Традиционно подводим итоги работы градостроительного комплекса. В этом году мы несколько изменили формат, сделали его более рабочим, для того чтобы не только подвести итоги прошедшего года, но и обсудить антикризисные меры, связанные с изменением экономической ситуации.

Задачи городского строительного комплекса - это задачи развития города, поэтому они всегда находятся в самом центре внимания. И наши с вами достижения и ошибки - они формируют лицо города на десятилетия, если не навсегда, поэтому цена принимаемых решений действительно очень высока. И именно поэтому работой строительного комплекса, строителей интересуется все городское сообщество.

Конечно, Москва, как и любой другой большой город, отличается от малых городов, в которых жизнь степенная, спокойная. Москва - бурлящий, динамично развивающийся город, город, который предоставляет возможности для жизни, для развития, для бизнеса. Тем не менее, и принимаемые решения, которые мы обсуждаем, они определяют развитие города не на сегодня, не на год, а на большую, длительную перспективу. Мы с вами за последние годы приняли достаточно много ответственных решений, которые прямым образом повлияли на развитие города. Мы с вами проревизировали все прошлые контракты, инвестиционные проекты, приняли с вами взвешенное решение об остановке нескольких сотен, даже более тысячи проектов на общую мощность около 22 миллионов квадратных метров. Это, с одной стороны, утраченные инвестиции, с другой стороны, осознанная политика полицентричного развития города, которая определяется комплексностью застройки, взвешенным подходом с целью удовлетворения не только нужд инвестора, но и нужд города.

С другой стороны, мы с вами приняли решение о реализации новых проектов на 160 миллионов квадратных метров недвижимости, таким образом, дав хорошую, стабильную, понятную перспективу развития строительного комплекса. И результаты - они налицо. С 2010 года объем строительства увеличился, объем ввода недвижимости увеличился в полтора раза, а объем инвестиций в основной капитал - в два раза. Много это или мало, как мы выглядим на фоне других городов - здесь очень много различных мнений, экспертных оценок. Вы знаете известное ранжирование городов по инвестиционному климату, и мы там то находились во второй сотне, то не можем пробраться в первые 50 городов. Многие из этих оценок чрезвычайно субъективные и политизированные. Если же брать факты, то темпы роста объема строительства в Москве самые высокие в мире, они в среднем в два раза опережают аналогичные мегаполисы. И это, конечно, серьезный результат.

С другой стороны, вы можете спросить: «Ну, хорошо, темпы роста объемов строительства высокие, но, может быть, абсолютные цифры мизерные и никакого сравнения с ведущими городами не имеющие?» Это тоже не так. По абсолютным показателям ввода недвижимости Москва находится за последние четыре года (взяв совокупный объем строительства) на четвертом месте в мире после Пекина, Шанхая и Токио. Притом что эти города имеют совершенно другую территорию и в состав большого Пекина, большого Шанхая, Токио включены близлежащие районы. И скорее всего, тогда уже надо сравнивать не Москву, а в целом Московский регион. Но даже с учетом этого занимать четвертое место в мире среди мегаполисов по объему ввода недвижимости - это колоссальный результат. И я поздравляю вас с этим. Если брать отдельные направления, то по примеру ввода офисной недвижимости Москва занимает первое место в мире. По объему ввода улично-дорожной сети - третье место. Мы неплохо продвинулись и по строительству жилья, в первую очередь по его доступности, - динамика тоже одна из самых лучших в мире.

Но, конечно, очень важно, чтобы темпы и объемы строительства не сказывались на качестве и комплексности городской застройки. Это очень важный фактор, собственно, ради этого и работаем, для того чтобы наш город был удобным и комфортным. Именно поэтому мы одновременно с большими темпами ввода недвижимости наращиваем темпы ввода метро, автомобильных дорог. Вместе с Российскими железными дорогами активно вошли в проект реконструкции железнодорожных путей для пригородных электричек. Активными темпами ведется строительство Московской кольцевой железной дороги. И мы вместе с вами за эти годы ввели 350 объектов соцкультбыта. Я говорю «вместе» - речь идет о детских садах, школах, спортивных, культурных объектах, я говорю «вместе с вами» - потому что треть из этих объектов введена за счет частных инвесторов.

Как обычно, после периода такого взлета наступают сложные времена, и эта цикличность присуща не только России, не только Москве, но и всему миру. И, конечно, 2015 год, год, в котором мы находимся, - период достаточно сложный. Сложный для экономики города, сложный в первую очередь для строительного комплекса. Речь идет об изменении структуры спроса и роста кредитов, и уменьшении объемов ипотеки, и замедлении динамики роста доходов, что, конечно, будет сказываться на покупательной способности жилья. Это и рост импортной составляющей, да и инфляция на строительные материалы российского производства не такая уж маленькая. Но, с другой стороны, этот период, как и все периоды кризиса, дает возможность выживания наиболее эффективным, дает возможность работать на перспективы.

Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что у нас с вами в городе большие заделы строительных объектов, около 11 миллионов квадратных метров находится в высокой степени готовности и высокой степени задела. И, конечно, хотелось бы, чтобы они не превращались в долгострой, чтобы они были закончены в те сроки, которые намечены. Особенно это касается жилья. У нас с вами более полутриллиона вложений граждан в долевое строительство, то есть большинство объектов жилья, которые строятся в городе, строятся не только за счет средств банков, инвесторов крупных, но в основном за счет граждан. И чрезвычайно важно, чтобы эти объекты точно уже были достроены и введены, а объекты переданы дольщикам. Поэтому я прошу строительный комплекс обеспечить надлежащий контроль за долевым строительством. И вас, коллеги, прошу внимательно относиться к этому сегменту строительства. При возникновении любых рисков своевременно ставить город в известность, так чтобы мы ещё на ранних стадиях могли оказать содействие для решения тех или иных возникающих проблем.

Мы с вами решили практически проблемы с дольщиками предыдущего кризиса, и совершенно не хотелось бы наращивать эту проблему вновь. Одна из главных антикризисных мер, которые мы видим, - это максимальное сохранение городских инвестиций, инвестиции в транспортную, коммунальную инфраструктуру, социальную. Без этого, как вы понимаете, ввод объектов своевременный практически невозможен и невозможно привлечение частных инвестиций. Поэтому мы будем делать все возможное, чтобы не только сохранить вложения или обеспечить ввод уже начатых объектов, но будем смотреть и начинать новые объекты, конечно, с учетом бюджетных возможностей, но, тем не менее, объемы ввода в ближайший год мы не намерены уменьшать.

Очень важное направление - это работа с инфраструктурными монополиями: с поставщиками тепла, газа, воды, электроэнергии. Она всегда была критична для инвесторов, но в сегодняшний кризисный период она становится особенно критичной. Поэтому я обращаюсь и к руководству этих компаний, и к руководству строительного комплекса вести постоянный диалог и максимально уменьшать издержки по подключению к коммунально-инженерной инфраструктуре. Со своей стороны мы в ближайшее время рассмотрим изменение порядка платежей за изменение видов разрешенного использования. Это одна из таких мер, которая может оказать содействие при начале строительства с учетом тех кредитных ставок, которые есть на рынке, таким образом, чтобы эти платежи были рассрочены на период строительства и не были разовым платежом, который требует серьезных заимствований. Мы вместе с вами будем работать

с федеральными органами власти по увеличению объемов ипотеки, снижению кредитных ипотечных ставок, снижению оптимизации до разумных требований, строительных норм и правил и ряда других направлений. В том числе и выступили с инициативой, - я надеюсь, вы ее поддержите, - обнуления налога на прибыль на передаваемые городу объекты соцкультбыта. Это немаловажно в силу того, что речь идет о десятках объектов на миллиарды и миллиарды рублей, которые сегодня облагаются налогом на прибыль, хотя они и безвозмездно передаются городу. Мы вместе с вами будем работать над дальнейшим снижением административных барьеров, ускорением принятия решений по строительству. В том числе будем сотрудничать и с нашими коллегами из федеральных структур, в частности с Росреестром. Там пришло новое руководство, и я надеюсь, что вместе с ним мы решим проблемы ускорения регистрации готовых объектов. По нашей инициативе эти положения записаны в антикризисный план и поручения Правительства Российской Федерации.

В целом я прошу строительный комплекс организовать еще более активную штабную работу, потому что самое главное в кризисных явлениях, проблемах, которые возникают, - это возможность слышать друг друга и оперативно принимать решения. Тогда мы с меньшими издержками, меньшими проблемами переживем сложные времена и выйдем в период роста. Спасибо, коллеги!

Марат Шакирзянович (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин), пожалуйста.

Марат Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Сегодня мы подводим основные итоги 2014 года и, главное, определяем задачи на текущий непростой год. Начну с работы Градостроительно-земельной комиссии. Как уже сказал Сергей Семенович, всего за четыре года было принято решений на 163 миллиона квадратных метров.

Из них только за последний год на 63 миллиона квадратных метров ГЗК одобрила решения для дальнейшей проработки. Это и проекты планировки, и ГПЗУ, и земельные участки, и инвестиционные контракты. То есть я хочу этим сказать, что у нас решений достаточно. На основании этих решений мы на 80 миллионов квадратных метров сегодня имеем выданных градостроительных планов земельных участков, из которых 20 миллионов - завершается строительство, 20 миллионов находятся в стройке, 20 - в проектировании и в экспертизе, то есть у нас колоссальный объем задела на ближайшие годы вперед. Притом у нас разрешений на строительство, действующих в городе на сегодняшнюю дату, - на 42 миллиона квадратных метров. То есть с точки зрения развития градостроительного потенциала город сделал максимально, что было возможно за эти годы.

Мы очень серьезно, кроме проектов планировок по развитию территории, сделали колоссальный объем задела по транспортной инфраструктуре. Сегодня все, что мы строим: метро, дороги, а это сотни километров, - уже обеспечено градостроительной документацией, но и главное, что мы имеем очень серьезный план на 2015 год. Могу сказать, что в 2015 году мы планируем более 100 проектов планировок, мы планируем на сегодняшний день ряд крупнейших проектов уже окончательно вынести на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии. Мы сделали большие заделы по проектам планировки в 2013 году, в 2014 году оформили, и в 2015 году у нас, безусловно, будет результат, измеряемый десятками миллионов квадратных метров. Мы фактически намерены уже утвердить результаты публичных слушаний по Мнёвникам, по Нагатинскому затону, по Молжаниновскому району, по Большому Сити, административно-деловому центру в Коммунарке, в «новой Москве». И, конечно, одна из стратегических задач - закончить территориальную схему Троицкого и Новомосковского административных округов, потому что там у нас большой потенциал для развития. И именно наличие этих схем с учетом транспортных коридоров, с учетом инженерных коммуникаций позволит нам раскрыть потенциал еще на ближайшие 20 лет, что в этих условиях экономики является тоже большим плюсом для всего инвестиционно-строительного сообщества.

Мы за прошедший год провели ряд международных конкурсов, в том числе утвердили проект «Москва-река», у которого тоже большой потенциал для развития. Мы очень активно работаем еще по целому ряду направлений, таких как МКАД, МКЖД и остальные крупные территории. Результатом всей этой работы стал ввод недвижимости. Вот ввод недвижимости по годам сам за себя говорит. Если смотреть с 2008 года по 2010 год - мы падали, в 2010 году у нас было «дно». Начиная с 2010 года, мы начали опять подниматься. И вы видите, что мы вышли на очень неплохие показатели. С учетом 42 миллионов квадратных метров выданных разрешений мы потенциально в 2015 году должны были вводить не менее 10 миллионов квадратных метров. Мы несколько подкорректировали наши планы, ставим задачу не менее девяти, около девяти миллионов квадратных метров, но, чтобы это случилось, нам всем с вами надо очень серьезно поработать. Но эта задача абсолютно реальна, потому что, как сказал Сергей Семенович, из 11 миллионов квадратных метров недвижимости в стройке имеет готовность более 50 процентов. То есть, в принципе, их все можно достроить.

Один из серьезных моментов - это ввод недвижимости по отраслям, то есть по видам недвижимости. Если посмотреть на динамику ввода, мы видим, что многофункциональные комплексы и административно-деловые комплексы - у нас только за прошедший год порядка двух миллионов 800 тысяч квадратных метров. То есть это большие комплексные проекты, которые дают такую серьезную массу введенных объектов.

Конечно, говоря о недвижимости, мы должны понимать, что главной задачей и 2014 года, и главной задачей на 2015 год является все-таки работа в транспортной инфраструктуре. За прошедший год мы сделали самое главное - колоссальный задел на ближайшие три года по строительству метро. Мы в предыдущие три года построили в общей сложности 29 километров и 14 станций плюс четыре депо, мы достроили все небольшие участки, которые можно было вводить отдельно, и сейчас находимся одновременно в стройке 60 километрах, 35 станций и нескольких депо. Это даст колоссальный объем развития территорий вокруг тех станций метрополитена, которые мы строим. Сегодня мы совершенно четко видим, куда приходит метро. Происходит просто взрыв, в условном смысле, привлеченных инвестиций в объекты недвижимости. Поэтому эту работу мы будем продолжать, и задача на 2015 год - ввести не менее 12 километров, восьми станций и двух депо. Я обращаюсь и к инвесторам, обращаюсь и к метростроителям, которые в этом зале присутствуют: главная задача для нас - этих темпов не уронить, а наоборот, попытаться сегодня ускорить эту работу.

Следующий серьезнейший проект - это Малое кольцо железной дороги. Вообще, это, по сути, наземное метро - 54 километра с 32 транспортно-пересадочными узлами. И самое главное, это в основном территория, проходящая по промзонам, которая даст развитие территорий вокруг еще на десятки проектов и на миллионы квадратных метров. Поэтому задача 2015 года - основные объемы по строительству МКЖД выполнить, для того чтобы в 2016 году запустить полноценную наземную линию метро. Я пользуюсь случаем и обращаюсь к нашим строителям. Задача непростая: 32 остановочные платформы, 115 тысяч квадратных метров недвижимости нужно на них пустить, включая технологические площади. Поэтому мы, скорее всего, будем привлекать наших крупных инфраструктурных подрядчиков к этой программе реализации метро. Сергеем Семеновичем поставлена задача так же в штабном режиме, как метро заниматься этой задачей, и мы сделаем все, чтобы с этой задачей справиться. У меня в этом сомнений нет.

У нас огромная работа ведется по освобождению территорий. Я хотел бы, кстати, пользуясь случаем, поблагодарить префектов наших, потому что, занимаясь развитием МКЖД, у нас тысячи гаражей были снесены, причем по решению мэра всем была выплачена денежная компенсация, независимо от того, в каком состоянии у кого были эти гаражи, с какими документами.

Следующий важный вопрос - это улично-дорожная сеть. Мы за прошедший год ввели порядка 90 километров. Вы видите, у нас стабильно идет рост, причем кроме бюджетных денег мы сегодня еще работаем и частично с федеральным бюджетом, и частично со средствами инвесторов. Кроме 90 километров введено 22 искусственных сооружения. Когда мы говорим «искусственные сооружения», это включает такие развязки, как Бусиновская развязка пятиуровневая, то есть это огромное само по себе архитектурное градостроительное инженерное сооружение. Поэтому на ближайший год у нас задача продолжить это строительство. Во-первых, все начатые контракты закончить, чтобы у нас не было ни одного незавершенного объекта дорожного строительства, который начат. Вторая задача - мы сделаем приоритеты строительства транспортной инфраструктуры именно к объектам комплексного освоения территорий, то есть там, где есть большие проекты и возможности развивать, туда будем подводить дороги. Это касается и новой территории, и территории существующих промзон, то есть это отдельная большая работа.

В этой работе я бы хотел еще обратить внимание на одну деталь. Три года назад Сергей Семенович поставил задачу разработать детальный проект реорганизации и реконструкции МКАД, мы фактически на 90 процентов закончили градостроительную документацию, но параллельно с градостроительной документацией из 16 крупных развязок, которые сегодня есть на МКАД, 10 уже реконструированы либо построены новые, где-то полностью, где-то на 90-95 процентов. Три развязки мы закончим в этом году, и одна перейдет на 2016-й. То есть фактически все развязки, все узкие места вместе с вылетными магистралями мы системно за эти три года закончили. Нам осталось буквально немного.

Я могу сказать, что, кроме реконструирования сегодня развязок, мы построили 84 километра дорог, 38 эстакад, пять тоннелей, 11 путепроводов, восемь пешеходных переходов. Следующая задача на 2015 год - это развитие территории вокруг МКАД. То есть это отдельный крупнейший проект, который мы уже разрабатываем полным ходом, надеемся, что в 2015 году его утвердим.

Следующий важный момент, что буквально за последний год новая трасса пришла, федеральная трасса М11, полностью новая дорога, объезд Одинцова. И мы дальше, в продолжение вот этого платного захода в Москву объезда Москва - Одинцово, мы провели конкурс на строительство северного дублера по концессии, и сегодня, несмотря на все сложности, дано поручение мэром готовить площадку, продолжать работу в этом направлении, чтобы этот дублер у нас получился. Это дополнительная радиальная трасса в городе, что тоже является очень важным вопросом. У нас серьезно проработан вопрос южного дублера, мы с некоторыми инвесторами уже фактически договорились об условиях участия в южном дублере, и на проектирование и начало строительства мы тоже деньги в Адресной инвестиционной программе оставили.

Следующий момент. Мы на 2015 год планируем не менее 88 километров строительства дорог, то есть это все, что находится в стройке, и закончить ряд вылетных магистралей, как я сказал уже, развязок.

Следующий блок серьезнейший - транспортно-пересадочные узлы. К сожалению, должен сказать, что в основном мы занимались за 2014 год градостроительной документацией, в стройку мы не на всех проектах зашли, только в части технологии на строящихся станциях метрополитена. Но нам удалось подготовить многие градостроительные решения, и задача наша, совместная с Комплексом городского имущества, - в этом году рынку предложить уже конкретные площадки под транспортно-пересадочные узлы в разных вариантах решений: и на конкурсах, и для совместного участия, и в любых других механизмах. Я думаю, что в ближайшем месяце мы уже конкретные предложения рынку внесем.

Следующий важнейший шаг нашего развития - это полицентрического развитие, это проект «новой Москвы». Могу сказать, что сегодня, несмотря на то что разные были скептические мнения по поводу этого проекта, сегодня он уверенно уже доказал свою необходимость. Главный результат - за последние два года создано 70 тысяч рабочих мест, что является главным условием полицентрического развития. Введено недвижимости 4,4 миллиона квадратных метров, из них порядка 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Мы также будем продолжать работать по этому направлению. Выделено опережающее финансирование на разработку проектов планировок на всю территорию. Главная наша задача - чтобы мы на новой территории построили сбалансированный новый город, а не отдельные куски, лоскутами застроенные проекты. Вот эту задачу нам мэр поставил, под это выделил деньги, и мы системно будем продолжать ее в 2015 году реализовывать.

Следующая важная работа - по освоению промышленных зон. Могу сказать, что всего на территории промзон было в Москве введено из почти девяти миллионов «квадратов» один миллион 764 тысячи квадратных метров недвижимости. По сравнению с 2013 годом - 32 процента рост. И я хочу здесь, пользуясь случаем, Сергей Семенович, сказать слова благодарности всем инвесторам. Потому что тот разговор, который у нас произошел с Вами, вместе с Клубом инвесторов, два года назад, когда мы сказали: «Начинайте, консолидируйте, заходите, будем совместно в ручном режиме решать», - он дал свои реальные плоды. То есть это очень серьезный ввод недвижимости именно в промзонах. Здесь у нас огромный запас по развитию, мы считаем, что там есть еще чем заниматься, и мы работу будем активно продолжать, несмотря ни на какие сложности.

На что хотел бы обратить внимание. Например, территория ЗИЛа. Как правило, у нас раньше как: мы строили жилье, что давало экономику, а потом всю сопутствующую инфраструктуру. Сегодня по ЗИЛу мы уже четко видим, что в этом году будет введена станция метро «Технопарк», благодаря одному из наших инвесторов, группе компаний «ТЭН», будет построен огромный ледовый дворец со всей сопутствующей инфраструктурой буквально в ближайшие месяцы. И, соответственно, это как центр притяжения даст уже толчок к развитию целой территории. И также, несмотря ни на какие вопросы, мэром принято решение, что наши обязательства в части дорог, инфраструктуры город будет выполнять.

Такая же территория как яркий пример - Тушинский аэродром. Вы видите, что ни одного еще метра жилья не построено, однако станция построена, стадион «Спартак» построен, градостроительное развитие территории идет, и мы тоже видим, что это идет опережающими темпами.

Также я хотел бы несколько слов сказать, что мы активно продолжаем заниматься «Лужниками». Сегодня уже у нас никаких сомнений по «Лужникам» нет. Более того, поставили задачу основной объем строительства закончить в 2016, а не в 2017 году. Это как одна из антикризисных мер, чтобы нивелировать максимально затраты на инфляцию и на курсовую разницу. И сегодня по уже укороченному графику все строители вышли и продолжают работать. И мы выполняем все графики с опережением. Никаких сомнений нет, что это будет один из лучших стадионов мира.

По вводу социалки. За прошедший год сданы шесть спортивных объектов, 23 детских сада, 11 школ и БНК, шесть объектов здравоохранения. Мы продолжаем эту работу. И здесь я тоже, пользуясь случаем, хотел поблагодарить наших коллег-инвесторов, потому что большой объем ввода социальных объектов, особенно в комплексном развитии, был выполнен силами инвесторов. То есть мы бюджетное финансирование несколько уменьшили, но физический объем не то что не уменьшили в социалке, а даже увеличили. Спасибо огромное за эту работу.

Мы продолжаем работать по оптимизации стоимости строительства по городскому бюджету. Вы видите, цифры впечатляющие: 90,3 миллиарда рублей мы достигли экономии на экспертизе, 16 миллиардов мы достигли экономии при проведении торгов.

И я считаю одним из главных плюсов, что у нас фактически сегодня в торгах и в городском заказе не работают левые, я уж так их условно назову, непрофессиональные компании. То есть сегодня все подрядчики, работающие на городском заказе, 95-97 процентов - это профессиональные, нормальные команды, способные справляться с задачами. Это наше огромное достижение. При этом еще у нас достигнуто такое серьезное снижение.

И главный вопрос, что сроки строительства у нас серьезно сокращены по всем объектам, мы сократили ПОСы, и как одну из антикризисных мер тоже внесли предложение посмотреть возможности еще более сократить сроки. И хочу выразить слова благодарности имеющимся здесь подрядчикам по транспортной инфраструктуре, практически по всем дорожным объектам мы сократили еще сроки строительства, даже от контрактов, которые и так были сокращенные, усеченные. Нам это позволит и сэкономить средства, но и самое главное - для жителей даст возможность быстрее получить транспортную инфраструктуру. Поэтому эту работу будем продолжать.

Следующий блок вопросов связан со строительным надзором. Встреча со Стройнадзором всегда для всех непопулярная, потому что вы видите количество штрафов, которые сегодня он налагает за нарушения в вопросах качества, техники безопасности. Но один из главных итогов - посмотрите: на 33 процента при увеличении объемов строительства в два раза снизились смертность и травматизм на стройках. Это работа по технике безопасности и по качеству содержания и эксплуатации площадок. Поэтому, несмотря ни на какие сложности, мы эту работу будем продолжать и жестко требовать выполнения всех требований по качеству.

В рамках административной реформы, упрощения всех процедур в строительстве, сокращения его сроков и противодействия коррупции все государственные услуги в Комплексе градостроительной политики переведены в электронный вид. Могу сказать, что из мегаполисов мира это реализовано сегодня только в Сингапуре. Остальные мегаполисы мира не имеют такой системы, как мы, на которую мы перешли. И, кстати, хочу сказать, что многие наши инвесторы, хотя и тяжело сначала шел этот проект, но сегодня практически все приспособились, все фактически работают в электронном виде. Я думаю, что мы также будем продолжать эту работу.

Как Сергей Семенович сказал, мы работаем по различным рейтингам, у нас неплохие показатели, не буду повторяться. Могу сказать одно, из главных плюсов, что мы по динамике развития по вложению валовых накоплений основного капитала на душу населения явные лидеры среди всех мировых мегаполисов. И это благодаря тому, что мы очень активно приросли в объемах ввода недвижимости, во вложениях в инфраструктуру, особенно у нас хорошие показатели по транспортной инфраструктуре - мы вышли фактически в мировые лидеры. А по количеству тех вводов, которые мы собираемся в ближайшее время ввести, когда начнем вводить МКЖД, когда начнем вводить по 20 километров в год метро, то мы вообще будем явными лидерами в мире. Потому что когда мы сравниваем себя с Пекином и с Шанхаем, надо тоже понимать, что в Пекине 20 миллионов населения и 1,5 миллиарда страна, и вся страна приезжает в Пекин. Поэтому от границы до границы Пекина - 300 километров. Поэтому даже в таких цифрах сопоставимых мы все равно еще находимся на очень хороших позициях.

И самое главное, наверное, чем хотел закончить свой доклад, - это более подробно рассказать о тех основных мерах, которые сегодня утверждены как антикризисные. Могу сказать, что в блоке антикризисных мер градостроительство и строительство выделены в отдельный блок решением мэра. Мы достаточно подробно прописали там решения. Плюс, как Сергей Семенович сказал, это абсолютно открытый документ. То есть по мере работы мы его будем дорабатывать, дополнять какими-то пунктами. Надеемся, что сегодня вы выскажете какие-то предложения, которые нужно туда внести.

На чем хотелось бы сделать акцент и на что обратить внимание. Мы, несмотря ни на какие вопросы, все-таки Адресную инвестиционную программу оставили в полном объеме, какие-то объекты передвинули по срокам, но в целом настроены строить, особенно по транспортной инфраструктуре, все, что запланировали. То есть это гарантированный приток денег в отрасли, порядка 300 миллиардов. Это немаленькие деньги, на которые, мы считаем, будет очень серьезная поддержка и для комплекса, и для налогооблагаемой базы города.

Второй момент. Мы фактически решили вопрос, который для подрядчиков особо важен, по банковским гарантиям. То есть сегодня мы решение приняли, что, если компании, которые работают по госзаказу, приходят работать, открывают счета в казначействе, мы не требуем банковскую гарантию, которая сегодня дошла уже стоимостью до 10 процентов, и нет гарантии, что по ней нам заплатят в случае форс-мажора, поэтому мы уходим от банковской гарантии, берём на себя риски, делаем маленькие авансы, по пять процентов, по 10 процентов, но стройку не останавливаем. Решение принято, мы сейчас с экономическим блоком его реализовываем, и готовы открывать казначейство, соответственно, снимая вопросы и по гарантиям, и по авансам.

Следующий блок вопросов, на которые я хотел бы обратить внимание. Мы все-таки ждем изменений по контрактной системе, что в федеральный закон будут внесены. Это вопрос, связанный с курсовой разницей по заключенным контрактам. На сегодняшний день могу сказать, что мы со всеми подрядчиками проработали, четко понимаем, где у нас какая курсовая разница, сколько это в деньгах и где мы эту курсовую разницу возьмем, чтобы ее закрыть. Поэтому я прошу, пользуясь случаем, обращаюсь ко всем подрядчикам, кто есть в зале, эту работу с Департаментом строительства продолжать. Как только это решение законодательно выйдет, мы спокойно начнем пересматривать эти контракты и оплачивать. Главное сейчас - не задерживать объемы строительства, потому что любая задержка для нас сейчас - это существенный минус.

Я хочу сказать, что Сергеем Семеновичем поставлена задача по импортозамещению. Мы собрали всех производителей, мы собрали все объемы, потребности по горзаказу, сейчас заканчиваем, Сергей Семенович, работу по заказу, связанную с инвесторами. И, где есть возможность импортозамещение провести, мы уже ряд контрактов таких заключили, уже поменяли и, кстати, к крупным производителям, которые сегодня есть, обращаемся, чтобы открывали производства на территории Москвы или как минимум на налогоучет, если работают по городскому заказу, вставали на территории города Москвы, чтобы налоги были здесь. Особенно это у нас по метро глубоко проработано, по дорожному строительству, то есть мы эту работу продолжаем. Продолжаем работу с таможней по выяснению, что поступает в Москву сегодня импортного в части строительства. Но могу выделить один очень важный момент. Фактически у нас доля импортной составляющей в стройке очень маленькая - от 10 до 20 процентов. Поэтому это та отрасль, которая, в основном, налоги оставляет здесь, у нас в стране.

Следующий блок вопросов по развитию жилищного строительства, как сказал Сергей Семенович. Здесь целый ряд инструментов подготовлен, и я особо обращаюсь к тем компаниям, здесь у нас присутствуют, и банкам, обращаюсь и к крупным застройщикам: решение о том, что 20 миллиардов - на компенсацию процентной ставки, принято. Наша задача сейчас - 20 миллиардов компенсации процентной ставки даст порядка 400 миллиардов объема ипотечных кредитов. Наша с вами задача стратегическая - максимальный объем из этих ипотечных кредитов оставить в Москве. То есть для этого у нас должны быть все готовые документы. Как только эти деньги поступят на счета Минстроя или АИЖК, какое будет принято решение, у нас должны быть готовы все документы для получения этих денег. Поэтому мы сейчас эту работу координируем. Просьба тоже ко всем коллегам, банкирам и инвесторам скоординироваться и собрать эти заявки, оформить все бумаги. Это важнейшая мера. Также мы готовы на сегодняшний день в рамках жилищного строительства рассматривать проекты участия города в жилищном строительстве совместно с инвесторами. Мы посмотрели ряд площадок. Пока предварительно пилотных отобрали несколько площадок, буквально в ближайшее

время вынесем на рассмотрение ГЗК, на утверждение схемы работы и, если у нас эта схема получится и будет желание коллег, готовы с вашими площадками совместно работать. Такие у нас проекты уже тоже есть.

Важный момент по жилищному строительству. Я хотел бы обратить внимание на ввод жилья. Мы пошли на очень серьезный шаг, что мы готовы разрешить приемку на сегодняшний день жилья квартир без чистовой отделки. То есть, места общего пользования мы, как положено, делаем в чистовой. Внутреннюю отделку мы готовы не требовать, но при соблюдении всех технологических норм, связанных в основном с энергообеспечением. Это тоже очень важная мера, которая позволит сэкономить деньги и инвесторам, и в конечном итоге деньги покупателям. На это мы тоже готовы пойти.

Следующий шаг, который мы рассматриваем, мы уже на него пошли, - это перевод части апартаментов в жилье. Мы несколько уже таких проектов приняли на ГЗК. Продолжаем это рассматривать. Это непопулярная мера, мы, конечно, не очень ей рады, но в исключительных случаях готовы еще раз посмотреть, где у кого действительно апартаменты, где жилье, и как, самое главное, сегодня применить 214-й закон к этим объектам недвижимости. В то же время мы буквально вчера провели совещание по поручению Сергея Семеновича с Минстроем, где договорились обо всех нормативных изменениях, которые нужно внести, чтобы эти решения реализовать на федеральном уровне. Поэтому мы тоже ждем от вас предложений. Надеемся, что и в апартаменты, в жилье, и в ЖСК по 214-му закону будет возможность привлекать средства граждан. Такую законодательную норму мы тоже готовим.

Очень большой блок вопросов, который мы ведем с Комплексом городского хозяйства по поручению Сергея Семеновича, - плата за присоединение. На что я хотел бы обратить внимание. Сейчас я не буду рассказывать всех деталей. Единственно, что я попрошу, по тем вашим проектам, по которым вы сейчас по различным причинам либо откладываете сроки строительства, либо они у вас задерживаются, но у вас получены технические условия, просьба передать всю эту информацию нам. Потому что расчеты на стоимость присоединения рассчитываются в основном котловым методом на весь город. И если мы уберем те вещи, которые мы точно не будем сдавать в 2015 году, у нас может нагрузка платы за присоединение несколько снизиться. Технические детали мы с Петром Павловичем (заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков) отрабатываем сейчас совместно со всеми сетевыми организациями. Уже целый ряд совещаний проведен, ждем от вас заявок в масштабе, всем я такое поручение дал, всем руководителям, кто у вас присутствовал на застройке.

По градостроительным решениям. Мы приняли решения, фактически приняли, о том, что будем регулировать парковочное пространство решениями на ГЗК. Я знаю, для многих из вас это серьезная статья затрат. В индивидуальном порядке на каждой ГЗК в рамках рассмотрения проектов будем принимать решения. Соответственно, законодательные нормы тоже будем подводить, для того чтобы эти решения были законны.

Тем же самым мы сейчас занимаемся по инсоляции. Я думаю, что это решение доведем. Но нам предстоит принять целый ряд таких решений на федеральном уровне, которые нам позволят снизить затраты на работы, связанные с инвестициями.

Что касается дальнейшего снижения административных барьеров, могу сказать, что Сергей Семенович принял решение, что все, что касается антикризисных мер, идет под контролем, в ускоренном варианте. Сегодня мы даже ввели у нас в Стройкомплексе гриф «Антикризисные меры». Это означает, что все решения рассматриваются в самом ускоренном порядке. Все, что нужно, необходимо на уровне решений, мы рассматриваем на штабе по пятницам. Все, на что не хватает наших компетенций, мы выносим на штаб к мэру, который у нас проходит тоже в пятницу. Поэтому если есть у кого какие-то вопросы, пожалуйста, обращайтесь.

Соответственно, и вопросы, связанные с решением ГЗК, все, что у нас нерешенное, мы в ускоренном порядке готовы рассмотреть. Более того, могу сказать, что мы в целом по ГЗК сейчас собрали все заявки о тех, у кого есть, и прямо по графику ускоренно рассмотрим. Продолжаем работу по снижению всех административных барьеров. Мы также будем продолжать поддержку крупных инфраструктурных объектов и комплексного освоения территорий, как я уже сказал, и дорог, и инфраструктуры.

Ну и, заканчивая свое выступление, я бы все-таки хотел обратить внимание, коллеги, на выплату заработной платы, потому что сегодня я встречался с профсоюзами. К сожалению, сигналы с рынка уже пошли, что там задержка выплаты зарплаты, здесь задержка. Все-таки зарплату надо платить, несмотря ни на что. Прошу это держать на особом контроле. Мы со своей стороны готовы все вопросы обсуждать в режиме как сегодняшнего дня, так и в рамках работы наших штабов.

И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участников, кто здесь находится, - инвесторов, подрядчиков, органы исполнительной власти, Правительство, коллег своих, префектуры. Потому что те результаты, которые у нас были достигнуты в 2014 году, - это результат нашей совместной работы. Мы надеемся, что тот кризис, который к нам сегодня приходит, будет нам в плюс. Мы очистимся от лишнего баланса, посмотрим, как поднять производительность труда, потому что, все-таки, несмотря на все вопросы и достигнутые результаты, производительность труда в отрасли пока не самая высокая, есть над чем работать.

И хотел бы обратить внимание, особенно руководителей строительных компаний, на то, что стало мало производственников, больше стало коммерсантов. То есть сегодня большие штаты у многих компаний, большие затраты, связанные с этим, высокие зарплаты у некоторых топ-менеджеров, притом что средняя зарплата по отрасли невысокая. Вот именно в этой экономической ситуации надо бы пересмотреть все подходы, в том числе и к оплате труда, и к разделению, кому сколько платить.

И хотел бы, конечно, выразить огромные слова благодарности, Сергей Семенович, вам, потому что только благодаря вашей поддержке, вашей постоянной, каждодневной работе и проведению в течение недели целого ряда обязательных системных штабов, которые вы никогда практически не пропускаете, нам удается оперативно решать все вопросы как на уровне Правительства, федерального центра, так и на уровне взаимодействия с нашим инвестиционным сообществом.

Доклад закончен.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        www.mos.ru