Главная / Стенограммы
7 февраля 2013 г. 14:49

Заседание Коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы: итоги 2012 года и задачи на 2013 год: выступления мэра Москвы С. Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина

М. Хуснуллин (заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства): Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем работу нашей Коллегии по итогам за 2012 год и задачам на 2013 год. В работе нашей Коллегии принимает участие мэр города Москвы Собянин Сергей Семенович, члены правительства, представители органов законодательной власти, подрядчики, инвесторы и все заинтересованные в нашей работе. Сегодня из 18 членов Коллегии 15 присутствуют, кворум имеется. Предлагается установить следующий регламент нашей работы. Выступление мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, докладчику - до 20 минут, выступающим - до 10 минут, для награждения - до 15 минут, и провести собрание за полтора часа без перерыва. Есть возражения по регламенту? Если согласны, тогда, Сергей Семенович, просим Вас сказать нам несколько слов.

С. Собянин: Отдельное спасибо за то, что мне не установили время, но я злоупотреблять им не буду. Я в течение недели два-три раза бываю на московских стройках, и мне есть что с чем сравнивать.

В 2010 году, по сути дела, это были единичные стройки, которые возводились уже много лет, и долгострои, которые потихоньку умирали и финансировались по остаточному принципу.

За последние два года ситуация значительно изменилась. В Москве сегодня сотни новых строек, которых даже и в проектах не было: ни, соответственно, проектной документации, ни земельных участков - ничего. Сегодня ведется активное строительство, более того, целый ряд объектов, в том числе и метростроения, был уже сдан.

За этим всем, конечно, стоит огромная работа Строительного комплекса - инженеров, проектировщиков, строителей, организаторов. По сути дела, строительный поезд Москвы набрал серьезные темпы, для того чтобы двигаться дальше, развивая Москву, нашу столицу. Спасибо вам большое за эту работу!

Итоги прошедшего года говорят о том, что та идеология, которую мы с вами наметили два года тому назад, дает свои уже реальные результаты для развития Москвы. С первых дней нашей работы мы заявили об отказе от уплотнительной застройки центральной части Москвы и сложившихся городских районов. Были введены новые критерии принятия градостроительных решений - обеспеченность транспортом, социальной инфраструктурой, создание разумного баланса между жильем и рабочими местами.

Для реализации этих принципов в 2011 - 2012 годах мы провели полномасштабную ревизию инвестиционных контрактов. Были расторгнуты контракты на 11,5 млн кв. м - это огромная цифра, в пересчете на московские цены речь идет о десятках миллиардов долларов. Я думаю, что эти инвестиции Москве бы счастья не принесли, потому что речь шла по сути дела о точечной застройке или застройке, которая искажает городскую структуру, усугубляет транспортную ситуацию, не обеспечена инфраструктурой.

Были утверждены схемы высотных ограничений строительства и режимы использования земель внутри Бульварного кольца. Кстати, в 2013 - 2014 годах эти регламенты будут разработаны для всей исторической территории города Москвы, и прекратятся, я надеюсь, споры о том, где, сколько и в каких объемах можно строить в исторической части города. Конечно, все эти режимы и регламенты должны быть согласованы с экспертным сообществом максимально щадяще к городу, его истории и архитектуре.

В то же время эти запретительные меры совершенно не означали, что мы останавливаем Строительный комплекс, инвестиции в строительство города Москвы - абсолютно нет. Речь шла о том, чтобы направить эти инвестиции на разумные решения, приносящие пользу городу, его развитию в первую очередь и уже во вторую очередь - его застройщикам, девелоперам и так далее, при всем к ним уважении.

Отказавшись от 11 млн м уплотнительной застройки, мы одновременно подтвердили инвестконтракты на 30 млн кв. м. Более того, мы за два года выдали разрешений на новое строительство на 1 тыс. объектов.

Был принят и ряд системных решений по уменьшению бюрократических барьеров и непроизводительных издержек в строительстве. Это упрощение базовых управленческих процедур экспертизы, согласования, выдачи разрешений и так далее. В том числе буквально недавно были введены новые сервисы - перевод в электронный вид важнейших разрешительных процедур, таких как заключение договоров аренды земельных участков, государственная экспертиза проектной документации и выдача разрешений на строительство. Понятно, что этот процесс находится в начальной стадии, но сами процедуры уже имеются, и нужно, чтобы большая часть разрешений в городе проходила именно по этим прозрачным процедурам, понятным для инвесторов, строительного комплекса и в целом для города. Это в значительной степени сделает более прозрачным принятие всех решений и, конечно, не может не сказаться на инвестиционной активности, поэтому ближайший приоритет города - дальнейшая работа над административными барьерами, упрощение процедур, прозрачность этих процедур и, что немаловажно, упрощение процедур, скорость принятия решений, собственно, реализация решений по подключению к инженерной инфраструктуре, что является для нашего города, для строителей одной из самых проблемных точек: подключение к сетям занимает иногда годы. Быстрее сам объект построить и ввести, чем подключиться к инженерной инфраструктуре. Мы проводим сейчас активные консультации по всем направлениям, начиная с электрических сетей и заканчивая нашим коммунальным комплексом, «Водоканалом», тепловиками и так далее. Все эти процедуры должны быть резко уменьшены по срокам и, соответственно, упрощены по процедуре.

В 2012 году рост инвестиций в экономику города составил 18%. При этом, что особенно важно, рост частных инвестиций увеличился на 25%. Объемы инвестиций в основной капитал, экономику города вышли на докризисный уровень 2008 года, даже слегка превысив его в абсолютных показателях.

В прошедшем году введено 7,6 млн кв. м различной недвижимости, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Введено 2,5 млн кв. м жилья, 76 детских садов, 12 школ и так далее. И самое главное, в Москве формируется значительный задел для ввода в последующие годы. Объем строительства недвижимости в Москве вопреки прогнозам некоторых экспертов не будет уменьшаться, а будет, наоборот, увеличиваться, тем более что анализ реальной ситуации показывает, что Москва по-прежнему обладает значительным потенциалом заброшенных и неэффективно используемых территорий - те же территории ЗиЛа, Тушинского аэродрома, Мневников, промзоны вдоль Москвы-реки и вообще огромное количество промзон, которые находятся сегодня в плачевном состоянии. Мы по ним практически на каждой Градостроительной комиссии принимаем по несколько решений по утверждению проектов планировок, для того чтобы инвесторы могли точно знать, что там разрешено делать и в каком виде. И, конечно, огромный потенциал развития новых административных округов. Но чтобы эти территории по-настоящему «заиграли», к их развитию город будет подходить максимально бережно, не разрушая существующую городскую среду.

Уважаемые коллеги, важнейшим приоритетом новой градостроительной политики является, как вы знаете, транспортное и дорожное строительство. Две трети Адресной программы города направлено именно на эти цели. В прошедшем году на строительство дорог и метро было направлено около 200 млрд рублей, на ближайшую трехлетку будет направлено около 900 млрд рублей. Это колоссальные средства, но без вложения в инфраструктуру дальнейшее развитие города я считаю просто невозможным, поэтому мы концентрируем все возможные финансовые ресурсы, для того чтобы решить главные проблемы Москвы - инфраструктурную проблему, дорожную и транспортную проблемы.

Тем не менее расходованию таких серьезных финансовых средств следует уделять самое пристальное внимание с точки зрения эффективности их использования, поэтому мы выстроили целую систему принятия решений и усиления эффективности их расходования. Только за счет пристальной экспертизы всех проектов по принятым решениям удалось сэкономить 49 млрд рублей, а на самих тендерах во время их проведения - 25 млрд рублей. За счет проектных решений, в основном это в области метростроения, сэкономлено еще 24 млрд, то есть уже по принятым решениям общая экономия составила около 98 млрд рублей. Это серьезные цифры, и считаю, что такую практику нужно продолжать и впредь, чтобы все деньги были израсходованы максимально эффективно.

При этом, конечно, мы должны следить и за сроками реализации этих сложнейших проектов, которые проходят в живой ткани города и требуют максимальной концентрации сил, поэтому по всем линейным объектам мы выработали решения, которые позволяют строить на 30% быстрее. За два года реализации программы строительства Московского метрополитена уже введено 13 км новых линий и шесть станций. Это позволило улучшить транспортное обслуживание более 600 тыс. москвичей. Для жителей отдаленных районов, например Новокосино, ввод метро означает экономию порядка 40 минут на каждой поездке в час пик. Мы все прекрасно понимаем, что дает такая экономия для повышения качества жизни. После ввода новых станций люди пересаживаются на метро с автобусов, маршруток, личных машин, снижая тем самым нагрузку на дорогу. Объем перевозок метрополитена сегодня растет темпом 100 млн пассажиров в год - это один из важнейших результатов транспортной программы. В 2013 году планируется построить еще 14 км новых линий метро, в том числе открыть станции в Жулебино, где люди уже много лет живут в состоянии острого транспортного коллапса. То есть речь идет о том, что мы с вами за два года по сути дела раскрутили заново одну из крупнейших в мире транспортных инфраструктурных строек. Строительство московского метро самое крупное в Европе, и когда я слышу от своих зарубежных коллег о том, что есть такой проект «Большой Париж», где основы закладываются также - вопросы метростроения, пригородных железнодорожных путей... Там этот проект обсуждается уже как минимум десять лет, проектные решения разрабатываются уже более шести лет, насколько я понимаю, в стройку ещё не вошли. Такая же примерно ситуация и с расширением лондонского метро, оно достаточно серьезно перегружено. В Москве мы пошли темпами, кратно опережающими наших коллег.

Принято также решение по достаточно сложному вопросу - строительству метро в Солнцево и Новопеределкино. Сроки ввода этих станций - 2016 - 2017 годы, уже начато проектирование, все градостроительные коридоры уже также определены.

Что касается дорожного строительства, в 2012 году был построен 71 км новых дорог. В том числе в рамках вылетной магистрали Ленинградское шоссе с развязкой на МКАД, дороги в «Сити» и ряд других объектов.

Планы на 2013 год гораздо масштабнее по вводу. Мы ждем от строителей, что они завершат реконст­рукцию сразу нескольких вылетных магистралей: это Вар­шавское, Каширс­кое, Ярославс­кое шоссе, шоссе Энтузиастов, трасса Рублевское шоссе - Балаклавский проспект. Должна быть также завершена реконструкция Большой Академической улицы на севере столицы до Дмитровского шоссе и улицы Ткацкой в Восточном округе. Предстоит открыть новые развязки на Проф­союз­ной улице и Дмитровском шоссе, а также новый выезд на МКАД с улицы Подольских Курсантов.

Ввод каждого из этих объектов позволит сущест­венно улучшить транспортную ситуацию в конкретных районах города. Кроме того, по мере завершения строительства этих объектов мы сможем приступить к реконст­рукции остальных вылетных магистралей и развязок на МКАД, более активно строить новые хордовые трассы и полноценные транспортно-пере­са­дочные узлы.

То, что касается транспортно-пересадочных узлов, - это вообще новая тема для Москвы, как ни странно, в силу того, что всегда считалось, что есть железнодорожные вокзалы, они должны быть обихожены, обустроены, охраняемы, а места пересадки пассажиров из метро на железнодорожный подвижной состав, на наземный - это нечто такое само собой разумеющееся, и чего там, собственно, париться. На самом деле через транспортно-пересадочные узлы Москвы в час пик проходит больше, чем на всех железнодорожных вокзалах за сутки. Это сложнейшие транспортные узлы, которыми пользуются каждый день миллионы москвичей. Конечно, они требуют особого подхода, особой идеологии и обустройства, поэтому мы приняли решение в ближайшее время обустроить все основные транспортно-пересадочные узлы.

Особенно сложными и приоритетными для нас являются транспортно-пересадочные узлы в рамках реконструкции Малого кольца железной дороги. Без пересадки с пригородных электричек, метро и наземного транспорта полноценно оно работать не будет. Но речь идет о десятках миллиардов инвестиций в транспортную инфраструктуру и сотнях миллиардов в сопутствующую инфраструктуру. Это триллионные проекты, которые потребуют привлечения огромного количества частных инвестиций.

В 2013 году мы также должны приступить к форми­рованию транспортного каркаса на тер­ри­то­рии "Большой Москвы", включая реконструкцию Калужс­кого шоссе, строительство метро в Румянцеве, обустройство Сколково и целый ряд других проектов.

Напомню также, что мы вместе с коллегами из Министерства транспорта Российской Федерации работаем над проектами двух федеральных дорог - это обход Одинцово и вход в Москву дороги Москва-Санкт-Петербург. Требуются обустройство соответствующих развязок и принятие нового транспортного потока. Я думаю, что эти проекты в 2013 - 2014 годах будут завершены. Все решения по проектам, о которых я говорил, приняты, средства в бюд­же­те предусмотрены. Необходимо сегодня приступать к их активной реализации.

Еще одна задача на текущий год связана с реконструкцией, как я уже сказал, Малого кольца железной дороги и радиальных направлений Московской железной дороги. Мы сформировали, по сути дела, этот проект. Количество дополнительных железнодорожных линий, которые в рамках этого проекта нам необходимо будет построить, - 250 км. По сути дела, Москва получает наземное метро с достаточно быстрым тактовым движением и комфортным для перевозки пассажиров из близлежащих к Москве районов, что сегодня вообще является одной из главных транспортных проблем, потому что из Подмосковья приехать в Москву и обратно - это целая проблема. Люди в большинстве своем добираются либо личным автотранспортом, либо наземным, простаивая часами в пробках, создавая перегруженность главных артерий города.

Все эти проекты сегодня подкреплены также финансированием, и мы приступаем в этом году к активной стройке, для того чтобы к 2018 - 2019 году уже получить серьезный эффект от этих инвестиций. Мы планируем, что объемы перевозок пригородным сообщением и Малым кольцом железной дороги будут сопоставимы с перевозками метро и составят около 1 млрд пассажиров.

Поэтому правительство города будет совместно с РЖД инвестировать в развитие железнодорожной инфраструктуры. Мы договорились, что Строительный комплекс Москвы будет оказывать активное содействие железнодорожникам в решении всех сопутствующих проблем.

Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть, что за прошедшие два года Строительным комплексом была проделана огромная работа. Мы заново определили приоритеты, сконцентрировали ресурсы, подготовили проекты, вышли на строительные площадки и даже завершили строительство первых объектов. Сегодня у руководства города есть полная уверенность в том, что все намеченные планы будут выполнены московскими строителями качественно и в срок.

Спасибо вам за работу! Я уверен в том, что московские строители не подведут. Спасибо вам большое!

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Прошедший год для Строительного комплекса во многом стал знаковым. Мы перешли к практической реализации новых принципов градостроительной политики, новых проектов и программ развития, и главным результатом года стал положительный тренд по ключевым показателям строительства. Ввод недвижимости в Москве увеличился на 10% по сравнению с 2011 годом и достиг 7,6 млн кв. м. В том числе нам удалось преломить негативные тенденции по строительству жилья и выйти на устойчивый рост в этом направлении. В этом году введено жилья более 2,5 млн кв. м.

Я особо хочу подчеркнуть этот положительный тренд, поскольку строительство недвижимости в любой форме и жилья в частности - это локомотив развития других отраслей и серьезный источник поступления платежей в городской бюджет. Об этом свидетельствует динамика инвестиций в основной капитал в Москве и рост объемов реализации строительных организаций. Вы четко видите их на слайде, мы фактически за 2012 год уже вышли почти на докризисный уровень и сейчас ставим себе задачу за 2013 - 2014 годы фактически перейти докризисный уровень. При этом я подчеркиваю, что докризисный уровень был небывало высоким за всю историю развития Москвы, поэтому это такие колоссальные инвестиции, которые сегодня сопоставимы с инвестициями в любом мегаполисе мира. В мире есть два-три мегаполиса, которые вкладывают в развитие инвестиций денег больше, чем Москва.

Всего на сегодняшний день у нас по отрасли строительства, я хочу сказать, что только налогов поступает... Если строительство и операции с недвижимостью, то это около трети всех поступлений в бюджет города. Всего на конец года в строительстве находилось 5715 объектов с потенциалом ввода площадей 46,6 млн кв. м. За год выдано 554 разрешения на строительство новых объектов недвижимости общей площадью 8,17 млн кв. м и 442 разрешения на строительство на общий объем более 8 млн кв. м было продлено. В этих же разрешениях на строительство еще находятся сотни километров дорог, тысячи километров коммуникаций, тысячи, я повторяю. За прошедший год мы ввели только в рамках реконструкции дорог, метрополитена, заменили более 1,8 тыс. км коммуникаций, что, кроме инвестиций, повышает надежность и инвестиционную привлекательность.

Во многом такой динамике и таким результатам способствовали принятые в прошлом году градостроительные решения. Безусловно, один из самых серьезных вопросов развития Москвы - то ситуация в прошлом году, когда Москва увеличилась почти в 1,5 раза. Это наш серьезный задел по полицентрическому развитию города Москвы и дальнейшему увеличению инвестиций. Прошедшие за прошлый год международный конкурс и урбанистический форум доказали, что все решения, предлагаемые правительством Москвы, подтверждены сегодня международными архитекторами и урбанистами, что действительно у Москвы единственный путь развития, и решения наших проблем дальнейших - это все-таки полицентрическое развитие. Поэтому мы сегодня на новой территории, вы видите, здесь обозначены основные точки роста, мы ставим задачу в течение 2013 года утвердить территориальную схему развития, а до конца 2014 года - откорректировать существующий Генеральный план Москвы вместе с учетом новой территории.

Также надо сказать, что за прошедший год была проведена колоссальная работа всех органов власти по составлению единой транспортной системы Москвы. Сегодня мы отработали эти предложения, показали предварительно на штабе по градполитике у Сергея Семеновича. Я думаю, что в течение февраля мы всему сообществу представим все наши планы развития по транспортной инфраструктуре на ближайшие годы. Я подчеркиваю, что это Адресная инвестиционная программа на три года точно с конкретными объектами, программа строительства автомобильных дорог на пять лет и программа развития метрополитена на девять лет в увязке с железными дорогами, транспортно-пересадочными узлами, парковочным пространством и всей соответствующей инфраструктурой. Вот эту колоссальную работу мы сделали.

Значит, занимаясь развитием новой территории, мы предусмотрели возможность развития транспортного каркаса территории, и сегодня уже идут работы по проектированию Калужского шоссе (в этом году приступим), поперечных транспортных связей, транспортно-инженерной инфраструктуры инновационного центра «Сколково», продления линий метрополитена, реконструкции Варшавского шоссе, строительства связки Солнцево-Видное-Бутово, развития Киевского и Курского направлений железной дороги. По этим объектам в этом году уже начинается стройка, определены 12 точек роста, и мы планируем на новой территории создать более 1 млн рабочих мест.

В то же время на новой территории достаточно много было принято ранее градостроительных решений, мы фактически провели переговоры со всеми инвесторами, почти со всеми нашли компромисс. Могу сказать, что только по утвержденным проектам планировки сегодня с инвесторами достигнута принципиальная договоренность о строительстве за счет бюджетов дополнительно 36 детских садиков, десяти школ и восьми поликлиник. Начали очень серьезную работу по строительству и транспортной инфраструктуры. Хочу отметить в данном случае положительную работу группы компаний «Мортон», руководитель Ручьев. Фактически по всем проектам, по которым у него имеется градостроительная документация, принято решение о ее пересмотре с повышением вот этих социальных норм и обеспечением дорожной инфраструктурой.

Также в этом году мы планируем приступить к реконструкции Ленинского проспекта, закончить транспортную развязку на пересечении Дмитровского шоссе с третьим Нижнелихоборским проездом и закончить Алабяно-Балтийский тоннель, который мы строили уже достаточно много лет.

Также за прошедший год принят ряд градостроительных решений. Их мы уже обозначили. Мы будем продолжать эту работу в течение 2013 года и надеемся, что все градостроительные решения за 2013 - 2014 годы будут на уровне города приняты.

Хочу обратить внимание, что утверждена схема размещения гостиниц в городе Москве, это 6,7 млн кв. м. Разработаны схемы размещения объектов спорта, размещения объектов гаражного назначения. Это я говорю для наших инвесторов, для тех, кто заинтересован в развитии именно этих отраслей.

За прошлый год велась разработка 58 отраслевых и 37 территориальных схем. Сергей Семенович дал поручение рассмотреть приоритетность: что нам действительно нужно, что в первую очередь, что в последующую. Я думаю, что мы за февраль все эти решения примем.

Утверждены 75 проектов планировок территорий. Для сравнения, в 2011 году было утверждено лишь десять проектов планировок. За 2012 год выдано 2035 ГПЗУ на строительство объектов общей площадью 20 млн кв. м. Таким образом, у нас с вами 46 млн находится в стройке, и 20 млн - люди потенциально могут прийти и получить разрешение на строительство в любой момент. То есть это задел на ближайшие годы вперед. Могу сказать, что в 2011 году было выдано 594 ГПЗУ на 13 млн кв. м.

На сегодняшний день в приоритетных задачах мы рассматриваем все крупные территории градостроительного развития города. Это и те, которые назвал Сергей Семенович, плюс Молжаниново, плюс территории вдоль железных дорог, ну и все промышленные зоны максимально мы в этом году берем в работу.

Среди задач, которые мы ставим себе на этот год, - закончить все изменения, необходимые в градостроительном законодательстве в части регулирования градостроительной деятельности на присоединенных территориях, и утвердить и доработать нормы и правила градостроительного проектирования в Москве.

Огромное значение в работе инвестиционно-строительного сообщества имеет работа Градостроительно-земельной комиссии. За прошедший год на рабочей группе комплекса был рассмотрен 6281 вопрос. Это более чем в два раза больше, чем в 2011 году. На Градостроительно-земельной комиссии рассмотрено 3718 вопросов, из них более 3 тыс. - подготовленных Комплексом.

Те объемы работ, которые сегодня утверждены решением на Градостроительной комиссии, дадут в общей сложности 30 млн кв. м - это более 4,5 трлн инвестиций по рыночным ценам и порядка 50 млрд ежегодных поступлений в бюджет.

Главным результатом этой работы является продолжение положительного тренда по инвестиционной активности - то, о чем сказал Сергей Семенович. На 2013 год у нас поставлена задача, и уже сейчас на повестке дня находится более 5 тыс. вопросов. Также мы ставим задачу, учитывая большой объем работы, принять меры по оптимизации работы и упрощению структуры документов по утверждению градостроительных решений. Планируем завершить все работы по инвестиционным контрактам в рамках сноса кварталов ветхого пятиэтажного жилого фонда и все контракты. Также мы ставим себе задачу организовать работу с инвесторами по участию в городских задачах, и самую серьезную работу - по дорожному фонду.

Могу сказать, что Сергеем Семеновичем принято решение, и мы внесем в ближайшее время поправки в нашу Адресную инвестиционную программу, в которой девять проектов по дорожно-транспортной структуре, в которых заинтересованы инвесторы в первую очередь, - мы ставим в приоритет. За счет бюджета города делаем градостроительную документацию, проектную документацию и передаем инвесторам возможность в ряде случаев строить самим (у нас уже инвесторы есть, готовые работать по этому графику), а часть будем строить за счет города. Но повторяю, что это у нас будет приоритетным направлением.

В прошедший год Комплексом окончательно сформирована и утверждена трехлетняя сбалансированная Адресная инвестиционная программа. Каждый штаб в последние три недели мы у Сергея Семеновича обсуждали эти вопросы, и в общем-то всю программу нам удалось полностью сбалансировать.

Мы приступили к решению системных, комплексных и масштабных задач. Это в первую очередь связано с железной дорогой. Это работа... Несмотря на то что сегодня метро является вообще мегапроектом мирового уровня, но увязка железной дороги с метро и дорогами, и ТПУ, и парковочным пространством по сложности, по масштабу работ не уступает этой программе, а по исполнению значительно более сложная. Поэтому Сергеем Семеновичем поставлена задача: также, в штабном режиме, как и по метро, заниматься развитием железнодорожных путей.

При этом, как уже Сергей Семенович сказал, мы серьезно сэкономили средства бюджета, при этом сократили сроки. И что касается дорожного строительства, я хочу сказать слова особой благодарности строителям, потому что мы, проводя реконструкцию дорог сегодня, фактически работали без ограничений.

По метро программа утверждена, мы по ней работаем. Могу сказать, что только для того, чтобы реализовать в этом году программу метро, нам к имеющимся почти 20 тыс. метростроителей придется дополнительно в этом году мобилизовать более 12 тыс. метростроителей. К счастью, у нас сейчас освобождается часть строителей в Сочи - я думаю, что они активно включатся в нашу работу.

И, пользуясь случаем, по метро хочу сказать слова благодарности компаниям, которые в прошлом году удачно выполнили эту программу, - «Мосметрострой» (руководитель - Кашин); «Трансинжстрой» (руководитель - Савин). И особо хочу сказать, что у нас очень хорошо работает компания «ОСК Мос», буквально в позапрошлом году, в конце, она приступила к работе и набрала серьезный темп, который уже сопоставим с нашими мэтрами метростроения.

Из объектов дорожно-транспортного строительства (включите слайд) на экране мы видим, что мы фактически закончили все ранее начатые старые большие проекты и уже приступили к новым. Хочу отметить, что мы досрочно сдали проект «Ленинградский проспект - Ленинградское шоссе» с транспортной развязкой на МКАД. Хочу сказать особые слова благодарности компании «Мостотрест» (руководитель - Власов Владимир Николаевич, руководитель проекта - Бирюков Евгений Николаевич). Вы все знаете эту сложную развязку. В два раза больше нормативных сроков строительства, в два раза быстрее они сдали этот объект. В два раза, подчеркиваю.

Реконструкция Каширского шоссе закончена раньше времени, контракт был в июле 2013 года (руководитель группы компаний АРКС - Симарев Дмитрий Валерьевич, руководитель проекта - Ракчеев Кирилл Андреевич). Разворотная эстакада с подходами у МКАД - группа компаний «Ингеоком» (руководитель - Симарев). Реконструкция участка Ленинградского шоссе от станции метро «Сокол» до МКАД с боковыми проездами - компания «Космос» (руководитель - Черников Андрей Валерьевич, руководитель проекта - Стебаков Александр Павлович). Это компании, которые четко, в срок, с хорошим качеством выполняют все работы, и мы им очень благодарны.

Огромная работа велась и проводится по освобождению площадок под метро и снятию обременения. Казалось бы, небольшая работа, но она очень важная, и в этой работе принимают активное участие и Департамент строительства, и префектуры. Я вообще хотел бы подчеркнуть по дорожному строительству, что все запланированные в АИП (Адресная инвестиционная программа) средства - 75 млрд рублей - были освоены полностью и даже с опережением. Поэтому особые слова благодарности хотелось бы сказать заместителю руководителя Департамента строительства Аксенову Петру Николаевичу и руководителю Департамента строительства Бочкареву Андрею Юрьевичу.

Серьезную за прошлый год работу мы начали по утверждению и проектированию ТПУ. Всего будет 255 ТПУ: 90 планируется на станциях метрополитена, 95 плоскостных, 31 ТПУ на МКЖД, 39 на РЖД. Хочу сказать, что мы приступили к проектированию по 15, на трех приступили к стройкам. Это колоссальная работа объемом инвестирования более 200 млрд рублей, и надо отметить, что достаточно большой объем инвестиций, основной объем инвестирования - это частные инвестиции.

Про железнодорожный узел. Сергей Семенович сказал, более 250 км, 81 железнодорожный переезд, 10 приоритетных путепроводов, 62 пешеходных перехода, девять путепроводов над автомобильными дорогами включены в Адресную инвестиционную программу. Мы не просто говорим об этом, мы за прошедший год сделали градостроительную документацию в полном объеме, включили в АИП и будем уже в этом году строить.

По жилью. 2 млн 570 тыс. было введено жилья, из них 530 - жилья по городской программе. Надо сказать, что мы достаточно трудно выполнили эту программу, с напряжением. У нас были объективные и субъективные трудности, поэтому в задачу на этот стратегический год мы ставим все-таки приоритетом расселение домов первых индустриальных серий. И на это нацелены все наши усилия, отдельный штаб, будем заниматься только этой программой.

В целом хочу сказать, что по жилью тренд уже положительный. Я думаю, что мы серьезно нарастим объемы жилья уже в этом году и, безусловно, в 2014 году.

Выполняя все программы по транспортному строительству, я хочу подчеркнуть, что мы ни одних социальных обязательств не уменьшили. Вот все, что было в АИП, в конечном итоге город все равно получил. Часть за счет АИП, часть за счет внебюджетных источников.

Как пример, 76 детских садиков - в два-три раза больше, чем в предыдущие годы. 12 объектов начального и среднего образования, 10 спортивных объектов. И хотел бы подчеркнуть, что мы в рекордно короткие сроки, меньше чем за год, провели реконструкцию Гребного канала под международные требования, он признан одним из лучших в мире в данном виде спорта, Гребной канал. Здесь надо отметить хорошую работу "Треста № 26", руководитель Науменко.

В общей сложности было введено 16 объектов здравоохранения, надо сказать, из них больше половины - это инвесторские средства и средства федерального бюджета, что тоже является большим положительным фактором.

Введен ряд знаковых объектов, вы видите их на экране.

Также на 2013 год мы себе ставим задачу - это актуализация программы развития Московского транспортного узла. Надо сказать, что все, что было в 2011 году, основные объемы по деньгам и физические объемы, запланированные в программе, выполнены. Сейчас с учетом железной дороги в этой работе нам требуются корректировки, я думаю, что мы с Комплексом, с Департаментом транспорта эту работу буквально в течение ближайшего квартала завершим.

Серьезно совмещаем графики строительства и реконструкции вылетных магистралей по автомобильным дорогам с Минтрансом и Московской областью и с железной дорогой. И в этом году мы планируем завершить работы по реконструкции пяти вылетных магистралей (это Варшавское шоссе, Каширское, Балаклавский проспект, Рублевское шоссе, Ярославское от МКАД до Садового кольца и шоссе Энтузиастов) и, самое главное, сохранить положительный тренд по всем основным направлениям строительства, приступить к реконструкции «Лужников».

В рамках осуществления строительного надзора в прошедшем году при сокращении количества проверок больше чем в два раза сумма штрафных санкций увеличилась более чем в три раза. У нас не самоцель собирать штрафы, у нас задача - повысить качество и обеспечить безопасность строительства. Вообще это наша приоритетная работа, и я хочу отметить, что за прошедший год была проведена колоссальная работа, было сокращено количество смертности и травматизма на площадках. И это, безусловно, благодаря заслуге руководителя Стройнадзора Зайко Анатолия Николаевича, хотел бы его за это поблагодарить.

Кроме того, за прошедший год было беспрецедентное принято решение о том, что функции по технологическому надзору за строительством и эксплуатацией метро переданы Московскому строительному надзору. И вы, наверное, многие знаете, что и функции экспертизы по строительству объектов метрополитена также переданы Московской экспертизе. Это колоссальная работа, которую благодаря Сергею Семеновичу нам удалось решить, и это позволило более оперативно нам работать по всем этим вопросам.

В рамках сокращения административных барьеров и актуализации законодательства в градостроительной сфере в минувшем году утверждены семь административных регламентов структур комплекса, оптимизирована работ ГЗК, запущена в тестовом режиме процедура выдачи разрешений в электронном виде на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, выдача заключений экспертизы. С этого года мы готовы полностью в электронном виде выдавать разрешения на строительство и заключения экспертизы, поэтому, уважаемые инвесторы, подрядчики, переходите на электронную форму взаимодействия, я думаю, что для всех это будет полезно.

Огромная была работа по корректировке федеральных законов, по корректировке нормативных актов. И здесь я, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо, во-первых, управлению мэрии - Раковой Анастасии Владимировне (А.В. Ракова - заместитель мэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы), нашим депутатам Мосгордумы, нашим депутатам Федерального Собрания, потому что это незаметная работа, но без этой работы мы точно об этих цифрах не могли бы отчитываться. Мы настолько сократили и упростили работу нашу... По формированию АИП я хочу отдельные слова благодарности сказать комплексу экономической политики. Сегодня решение по включению АИП принимается у мэра на штабе по градполитике в течение одного часа, принимается - документ вышел. Вы все, кто давно работает, помните, что мы, чтобы один объект включить в АИП, должны были месяцами ходить, согласовывать и собирать от 12 до 15 подписей. Вот на такое беспрецедентное решение Сергей Семенович пошел, и нам это позволяет очень серьезно и оперативно принимать все решения.

Также мы продолжаем работу по выстраиванию корпоративной политики Комплекса. С блоком земельно-имущественных отношений мы наметили план по реорганизации акционирования, продажи, реорганизации всех существующих предприятий, подведомственных Комплексу. И я очень надеюсь, что мы в этом году эту работу стратегически закончим, потому что у нас было более 60 предприятий. Крупные предприятия, такие как «Мосинжпроект», позволили нам сегодня стартануть по программе строительства метро. Не будь этой компании, не будь этой формы, мы бы в таком объеме не смогли бы, конечно, реализовать все эти задачи.

Подводя итоги, также хочу отметить, что большую работу мы ведем по привлечению добросовестных подрядчиков, я многих сегодня назвал. Я хочу сказать, что у нас на самом деле кроме них есть десятки очень добросовестных, порядочных подрядчиков, и та схема работы через казенные предприятия, через организацию конкурсных процедур позволила все-таки с рынка убрать практически всех недобросовестных. Но при этом у нас остались хвосты в виде десятков и даже не десятков, а сотен объектов с ранее проблемными подрядчиками, с которыми мы сейчас находимся в судах. Я надеюсь, что все эти принятые за прошедший год решения позволят нам минимизировать риски по недобросовестным подрядчикам.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что на этот год мы, выполняя эту работу, фактически увеличили объемы финансирования, территорию. Объемы финансирования увеличили на 20 - 30%, территория города увеличилась в 1,5 раза, даже количество переписки увеличилось на 20%, обращений граждан - в два раза, то есть чем активнее мы стали работать, тем больше мы видим интереса у граждан. И мы среди задач своей работы ставим все-таки максимальную информационную открытость, тем более что мы приступили к таким масштабным мероприятиям.

В общей сложности у нас задача на этот год - порядка 400 млрд, непростая задача. Для того чтобы нам решить данную задачу, необходимо, конечно, оптимизировать систему управления и взаимодействия всех комплексов, потому что на сегодняшний день я должен сказать, что за прошедший год мы провели 1080 согласительных совещаний нашим Комплексом, 450 штабов, на которых присутствуют практически все органы власти. Конечно, для решения этих задач нам нужно серьезно оптимизировать эту работу. И, пользуясь случаем, я хотел бы еще также слова благодарности сказать своим коллегам из правительства: блоку земельно-имущественных отношений, блоку коммунального хозяйства (Бирюков Петр Павлович (заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства)).

В конце года мы с вами, коллеги, ввели 3 млн кв. м недвижимости. С одной стороны, это хорошо говорит о нашей организованной работе, с другой стороны, это очень плохо. Не надо нам блок недвижимости оставлять на последние месяцы года, надо планомерно в течение года работать. Хочу сказать нашим коллегам из Департамента природопользования (Кульбачевский Антон Олегович (руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы)), Департамента культурного наследия - всем тем, с кем мы тесно в таком каждодневном режиме работаем, - Департамента финансов... да практически все коллеги в правительстве сегодня оказывают максимальную помощь. Особые слова благодарности я хочу сказать нашим префектам. За теми цифрами, которые мы называем, у нас только по гаражам тысячи выплат владельцам снесенных гаражей.

И одну маленькую деталь, о которой, может, многие не помнят. Сергей Семенович принял решение, что при строительстве объектов мы всем владельцам гаражей выплачиваем компенсацию. Это маленькое незаметное решение позволило нам сегодня оперативно принимать эти решения, потому что до этого мы... Кто давно работает, помнит, сколько у нас было судов, сколько мы спорили: платить, не платить, оформлена земля, не оформлена. Если у человека есть гараж, есть место, оно исторически закреплено, мы ему платим, и никаких задержек у нас нет. Это тоже решение, которое нам позволило стратегически столкнуть эту проблему. Поэтому префектам - огромные слова благодарности и проведения публичных слушаний, и дальнейшего продолжения этой работы.

Я хочу также отдельные слова благодарности сказать и нашим инвесторам. Непростой был год: у всех бизнес, у всех большое количество проектов. Не все нам удавалось, принимать решения... Мы буквально за последний год особенно по крупным инвесторам практически со всеми нашли решения - где прекратили строить, посмотрели, чем компенсировать, какие-то другие формы, и инвесторы в общем-то терпеливо к нам относились. И сейчас у нас есть понятная программа развития практически со всеми крупными инвесторами. Я хотел бы назвать, поблагодарить также инвесторов, которые особо большие инвестиции сделали в городе: «Газпром нефть» - в заправки, в реконструкцию МПЗ. Группа компаний, которые сегодня вкладывают и в спортивные объекты, - это компания «Лукойл», которая сегодня строит прекрасный спортивный комплекс на территории Тушинского аэродрома. Группа компаний ВТБ сегодня активно работает и в то же время строит спортивные и социальные объекты. И фактически все наши инвесторы сейчас участвуют и в социальной политике города, за что я хочу их поблагодарить.

Также хочу поблагодарить наших строителей за терпение, особенно дорожников. 70% сегодня строительных организаций Москвы работает в круглосуточном режиме. 70%! И здесь, конечно, политическая воля руководства, поддержка префектур - то, что мы с жителями находим все-таки компромисс, что мы все-таки находим возможности работать. За счет чего ускорились сроки? За счет принятия вот таких решений, за счет этого нам удается строить значительно быстрее. При этом мы не снижаем качества, а серьезно снизили цены и сократили сроки строительства. Поэтому я активно хочу поблагодарить наши компании крупные: ДСК-1, ПИК, ГВСУ «Центр», «Горизонт», да и фактически десятки, сотни компаний. В то же время недобросовестные компании, как я сказал, мы будем беспощадно с рынка убирать, и работу всю эту приведем к тому, что будут работать действительно те, которые работают, а не торгуют генподрядами.

Заканчивая выступление, конечно, я хотел бы слова огромной благодарности сказать, Сергей Семенович, Вам. Потому что не все, может быть, это знают, я могу об этом сейчас сказать. Еженедельно у нас проходит штаб по градполитике, на котором мы оперативно принимаем все вопросы, которые возникают по градостроительной политике. Два-три раза в неделю выезд с мэром, посещение объектов, где мы еще раз подробно обсуждаем все наши проблемы, но и с точки зрения оперативной работы нет такого вопроса, чтобы Сергей Семенович не принял и какой-то вопрос не решил. Благодаря тому что он уделяет такое внимание, мы очень оперативно решаем вопросы. Поэтому, Сергей Семенович, пользуясь случаем, от себя лично, от руководства нашего Комплекса (все здесь сидят, люди работают в очень напряженном режиме) - мы хотели бы Вас поблагодарить за поддержку и понимание нашей работы. Спасибо Вам огромное.

М. Хуснуллин: Слово предоставляется Сергуниной Наталье Алексеевне (Н.А. Сергунина - заместитель мэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений), подготовиться Двулучанскому Сергею Николаевичу (С.Н. Двулучанский - директор ОАО «Холдинговая компания ГВСУ "Центр"»).

Н. Сергунина: Добрый день, уважаемые коллеги. Создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов предполагает необходимость прозрачного и удобного механизма оформления земельно-правовых отношений для целей строительства. Для достижения указанных целей проводятся мероприятия, направленные на совершенствование административных процедур, а также на поддержку значимых для города отраслей.

Так, постановлением правительства Москвы были утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов, в которых существенно сокращены сроки оказания государственных услуг и исключены требования документов, которые можно получить в других органах власти посредством межведомственного взаимодействия. По большинству услуг при обращении за получением государственной услуги достаточно предоставления запроса на оказание государственной услуги, а с декабря прошлого года для получения таких услуг запрос можно подать и в электронном виде без дополнительного посещения Департамента.

Инвестор в настоящее время может располагать земельным участком как и на праве аренды, так и на праве собственности. Арендаторы для осуществления строительства после получения градостроительного плана земельного участка должны оформить договор аренды для целей строительства. Собственники имеют потребность в части оформления земельных отношений с Департаментом только в том случае, если участок приватизировался по льготной цене — по 20-процентной ставке от кадастровой стоимости и на строительство на данном участке был установлен запрет.

Соответственно, для внесения изменений в договор аренды земельного участка для целей эксплуатации существующего объекта изменение цели производится при наличии ГПЗУ. Для получения государственной услуги требуется 30 календарных дней после направления запроса на получение государственной услуги. Дополнительное соглашение к договору аренды будет заключено на следующих условиях: срок договора аренды для целей строительства - шесть лет. Обращаю внимание, что мы перестали применять практику заключения договоров аренды на 49 лет для целей строительства и последующей эксплуатации. Мы перешли на договоры аренды для целей строительства на шесть лет, и, соответственно, в последующем собственники объектов недвижимости имеют право на оформление договора аренды и покупку земельного участка в собственность.

При определенных видах разрешенного использования возможно условие об оплате повышенной арендной платы за первый год срока аренды после изменения цели использования земельного участка. У нас есть несколько вариантов расчета этой повышенной арендной ставки за пересчет первого года. Во-первых, повышенная ставка арендной платы за первый год аренды земельного участка в размере 30% от рыночной стоимости земельного участка. Устанавливается для земельных участков со следующими видами разрешенного использования: для объектов административно-делового назначения, торгово-бытового назначения, жилых домов, коммунально-складского назначения, участков смешанного назначения. Оценка рыночной стоимости земельного участка проводится исходя из технико-экономических показателей объектов капитального строительства, утвержденных в выданном ГПЗУ.

Между тем мы понимаем, что есть целый ряд недостатков, связанных с этим методом оценки дополнительного платежа в бюджет. Например, размер платы не может быть точно предсказан заранее и использован при планировании инвестором своих расходов. Оценка земельного участка, а также проверка отчета СРО требует значительных затрат времени. Отсутствует механизм рассрочки таких выплат. В связи с этим в настоящее время разрабатывается дополнительный порядок, в рамках которого, возможно, мы уйдем от 30% рыночной ставки и перейдем на расчет арендной платы в процентах от кадастровой стоимости, при этом с учетом плотности застройки, которая будет предусмотрена в ГПЗУ.

Тогда размер арендной платы прогнозируем и может быть вычислен инвестором даже до обращения в Департамент. Более того, он может быть даже рассчитан до того, как коллеги обращаются ТЭПами в Москомархитектуру. Отсутствие потребности в оценке позволит сократить сроки рассмотрения обращений. На оценку, экспертизу СРО не расходуются дополнительные бюджетные средства. Кроме того, мы предполагаем заложить инструмент стимулирования инвесторов к строительству в рамках регламентных сроков, а также предусмотреть рассрочку таких выплат.

Второй вариант расчета дополнительного платежа за первый год аренды - это 60% от кадастровой стоимости - устанавливается для следующих видов разрешенного использования земельных участков. Это объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, медиа-организаций, инновационных центров и иных. При этом хотелось бы отметить, что даже в рамках переоценки кадастровой стоимости земельных участков стоимость доплаты фактически не выросла. То есть у нас речь идет о том, что инфляция растет гораздо быстрее, чем те платежи, которые мы собираем в рамках доплаты за первый год.

Третий вариант - это 30% от кадастровой стоимости для строительства объектов и размещения автомоек. При этом для ряда видов разрешенного использования повышенная арендная плата за первый год после изменения цели предоставления не предусмотрена. Так, в частности, в мае 2012 года был изменен порядок определения арендной платы за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели предоставления для осуществления строительства, реконструкции автозаправочных и газонаполнительных станций. Указанным постановлением был отменён бонус в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе для случаев смешанного размещения, при условии, что один из объектов, размещаемых на земельном участке, относится к объектам размещения автозаправочных и газонаполнительных станций и при этом общая площадь размещаемых на земельном участке объектов не превышает 1 тыс. кв. м. Кроме автозаправочных и газонаполнительных станций в настоящее время повышенная арендная плата не взимается для участков размещения промышленно-производственных объектов, учебно-образовательных объектов, культурно-просветительных объектов, партийно-реакционных объектов, учебно-воспитательных объектов, участков для размещения объектов транспортной инфраструктуры. То есть через исключение необходимости доплаты в первый год аренды город пытается стимулировать строительство тех объектов, в которых в первую очередь видит заинтересованность жителей.

Кроме того, город заинтересован в том, чтобы строительство осуществлялось в сжатые сроки. Долгострой, как мы знаем, портит архитектурный облик города, сокращает базу для взимания налогов и неналоговых платежей с земельных участков и расположенных на них объектов. Для исключения долгостроя предусмотрены следующие механизмы. Так, в соответствии с положением федерального закона от 2011 года № 427-ФЗ предусмотрена возможность расторжения договоров, заключённых до 1 января 2011 года, для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости в одностороннем порядке. Во-вторых, в договоры аренды для целей строительства включается положение о повышенной арендной плате за пятый-шестой годы строительства.

Теперь подробнее об этих механизмах. Реализация положений 427-го федерального закона об одностороннем расторжении договоров, хотелось бы отметить, не оказывает негативного влияния на инвестиционный климат в городе ввиду того, что решения о расторжении принимает в отношении договоров заключённых, во-первых, без конкурентно-конкурсных процедур, без выплаты городу платежей, а также если у арендаторов данных участков был достаточный срок для начала освоения, однако они к освоению так и не приступили. Перераспределение указанных участков на основе конкурсных процедур будут способствовать тому, что они окажутся в распоряжении тех инвесторов, которые построят объект, создадут рабочие места и обеспечат город налоговыми поступлениями. Кроме того, как я уже отмечала, в договоры аренды для целей строительства включается положение о повышенной арендной плате за пятый-шестой годы строительства. Это делается для целей стимулирования строительства в первые четыре года действия договора аренды. Кроме того, предусматриваются штрафные санкции за нарушение сроков, а также за нецелевое использование земельных участков.

В завершение доклада хотела бы отметить, что только в рамках тесного сотрудничества комплекса земельно-имущественных отношений, общегородского градостроительного комплекса возможна выработка предложений и решений, позволяющих, с одной стороны, обеспечить работу инвесторов и облегчить её в градостроительном секторе, а с другой стороны - осуществлять достаточный и необходимый контроль со стороны города за реализуемыми градостроительными проектами. Спасибо за внимание.

М. Хуснуллин: Слово предоставляется Двулучанскому Сергею Николаевичу, директору ОАО «Холдинговая компания ГВСУ "Центр"». Подготовиться председателю совета директоров «Афи-Девелопмент» Леваеву Льву Авнеровичу.

С. Двулучанский: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги! Те цифры, которые мы услышали в докладе Сергея Семёновича, говорят о том, что нам с вами в 2012 году отдыхать было некогда, шла напряжённейшая, серьёзнейшая работа, и цифры и объёмы говорят об этом. Скажу, что коллектив ГВСУ «Центр» также напряжённо работал. В 2012 году коллективом ГВСУ получено выручки 34 млрд рублей, освоено СМР 13 млрд рублей, в бюджет города уплачено налогов 900 млн рублей. Это сделал коллектив численностью 4,6 тыс. человек.

Мы много говорим сегодня о модернизации нашей промышленности - как строительной, так и заводов, у кого в коллективах она есть. Я скажу, что огромную работу коллектив ГВСУ провёл по модернизации наших заводов. В 2012 году на эти цели был израсходован 1 млрд 156 рублей, и на 2013 год заложено 900 млн рублей. И мы в феврале запускаем новую линию по немецкой технологии на 250-м заводе и в сентябре на другом заводе запускаем ещё более мощную линию тоже по немецкой технологии, совместно с привлечением итальянцев.

Строительный комплекс Москвы работал в 2012 году как единый организм, коллектив, в котором, конечно же, были и положительные моменты (и много таких моментов, большинство), но были и недоработки наши с вами.

Я бы хотел сегодня на Коллегии на некоторых из них остановиться. Конечно, в первую очередь хотим отметить и я, и мои коллеги стабильность финансирования. И не просто стабильность финансирования, а ежемесячную оплату за выполненные работы в соответствии с оформленными документами. А утверждение трёхлетней АИП, о чём было сегодня сказано в докладе, позволяет не то что надеяться, а знать (и есть это сегодня), получать финансирование уже с января, а не в марте или иногда даже позже, после ежегодного утверждения АИП, как было. Конечно, это плюс, большой плюс для нас. Но у нас сразу есть предложение пойти дальше по этому пути или вопросу: рассмотреть, пусть это будет или конкурс, или аукцион, или если решится вопрос федерально-контрактной системы, - провести по возможности торги сразу на трёхлетнюю программу АИП, чтобы мы, строители, тоже имели перспективы, какие мы видим на эти три года, чтобы мы могли планировать что-то, чтобы мы могли подтягивать под это ресурсы, чтобы мы действительно имели реальную перспективу. А вообще, в каком-то объёме вернуться к той плановой системе, которая была в своё время: хорошая система, в советские времена одна из лучших в мире.

Хочу отметить, что коренным образом изменилась работа префектур. И сегодня в лице и префектов, и их заместителей, и глав управ мы видим не только руководителей, вместе с нами отвечающих за объект, а видим людей, которые оказывают реальную помощь, которые в ежедневном режиме проводят совещания на всех уровнях. Я хочу сказать огромное, большое спасибо (просто в 2012 году мне больше пришлось поиметь проблемы в двух префектурах - Западной и Северо-Западной). Я скажу, что действительно решались практически все вопросы, в том числе глобальнейший вопрос, когда мы работаем круглосуточно, как было отмечено, и есть серьёзнейшие проблемы с жильцами.

Реорганизация управления городскими заказами в целом показала эффективность принятого решения по созданию казённого предприятия - Управления гражданским строительством. Я скажу, что сегодня мы понимаем, что весь цикл строительства сосредоточен в одних руках. Это сразу повысило и исполнительность строителей, и ответственность, и качество, и сроки. Это то, что мы с вами сегодня ощущаем в рабочем ежедневном режиме, в работе с нашим заказчиком.

Однако, как и всегда, в процессе становления не всё получается гладко. Есть и сегодня недоработки. Получаем мы и объекты, где не вынесены инженерные сети, где не снесены объекты, где порой технические условия не соответствуют тому, что мы видим на самом деле. Это рабочие вопросы, и их нужно и необходимо решать всем вместе, и в первую очередь, конечно, заказчику.

Все мы прекрасно понимаем, что никакими ни задачами, ни сверхзадачами нельзя оправдать ЧП на стройке, иногда со смертельным исходом. Это дико, конечно: смерть в мирное время, смерть в мирной профессии.

Я скажу, что в 2012 году Департаментом строительства был сделан серьёзнейший шаг по исправлению того серьёзного создавшегося положения, которое у нас было на строительных площадках. Мы все помним, как мы, получив договор после конкурса, увидели к нему приложение, где каждый шаг в части обеспечения безопасных условий работ был конкретизирован, расписан и справа стояло «Штрафные санкции за неисполнение». Мы многие, если не все директора, помнят, как мы ходили, начиная от руководителя казённого предприятия, Департамента строительства, руководителя Комплекса, не подписывали договоры, пытались убедить, что-то снять - уступки не произошло.

Я скажу на примере нашей компании ГВСУ, когда я в июне на одной из лучших площадок, которую отмечали и комиссии Стройкомплекса, в Кунцево на доме, получил акт на штрафные санкции 92 тыс. рублей. Скажу: действенно! Действительно действенно. Выводы, мероприятия сделаны, и серьёзные. Я думаю, что это сделано в каждой компании. В каждой! И, наверное, сегодня мы понимаем, что это было сделано правильно.

Серьёзнейший и важнейший вопрос - это назначение управляющей компании для управления домами. Это проблема, с которой мы сталкивались и в 2012 году, и в 2011 году... Замкнутый круг - все мы понимаем. Чтобы получить разрешение на строительство, мы должны иметь управляющую компанию, которая должна подписать акты ввода в эксплуатацию и ключевую справку.

М. Хуснуллин: Разрешение на ввод.

С. Двулучанский: Разрешение на ввод, прошу прощения. А чтобы провести конкурс на определение управляющей компании, надо разрешение на ввод. Мы, строители, все надеемся, что с выходом постановления правительства № 8748 от 26 декабря 2012 года эта проблема будет решена.

Непростой и в полном объёме не решенный вопрос (о нём Сергей Семёнович говорил в своём докладе) - вопрос регулируемости деятельности ресурсов снабжающих организаций. Мы все понимаем, что технические условия зачастую выдаются с необоснованными обременениями. Плата за техприсоединения устанавливается в одностороннем порядке, а иногда (и это нередко) эти же организации ещё пытаются с нас, строителей, получить какие-то непонятные деньги. Чтобы получить и подписать акты разграничения балансовой принадлежности, пока подрядчик не подпишет договор на временное обслуживание проложенных кабельных сетей, не будет подписан акт разграничения балансовой принадлежности. Это МОЭК так практикует.

Еще одна серьёзная для нас проблема (я прошу вникнуть в неё) - с нас на сегодняшний день заказчик требует форму С-1 - все знаете, от генподрядчика. Но какое отношение генподрядчик имеет к основным средствам на деньги, освоенные заказчиком? Никакого. А с нас требует. Но даже если бы была... я должен её поставить себе на баланс, потом передать, имея при этом регламент, механизм, юридическое обоснование. Прошу разобраться.

Не могу не сказать о серьёзной проблеме в городе - квалификации рабочих, в целом вопросе профтехобразования, как мы раньше говорили. Сегодня в строительных колледжах нет системы. В строительных колледжах мы пытались с некоторыми работать, но работать не с кем: нет специалистов. Конечно, хотелось бы, чтобы Москва, как и во всех вопросах, и в этом была впереди, помогла всем нам - строителям, Строительному комплексу - решить эти вопросы и была заинтересована в профессиональном российском строительном комплексе.

И последний вопрос - наша с вами перспектива, наша молодёжь. Мы тоже когда-то были молодыми, нас учили любить нашу профессию. Мы с вами также должны сегодня учить нашу молодёжь так, чтобы один раз принял решение быть строителем и не пожалел об этом. Для этого есть у нас сегодня механизмы и возможности, их много - и создание молодёжных управлений, и слёты молодых специалистов, и различные конкурсы. Немаловажен и социальный пакет (мы его тоже должны решать), и в том числе достойная зарплата, и, что немаловажно для молодого человека, жильё, служебное жильё, о котором мы забыли. Его можно сегодня решать и нужно. Спасибо большое.

Л. Леваев (председатель совета директоров «АФИ Девелопмент»): Друзья! Компания холдинг «АФИ Девелопмент» существует более 20 лет, работает в сфере недвижимости в Москве и входит в группу лидеров на этом рынке. За это время мы реализовали много проектов, но и пережили два больших кризиса 1998 и 2008 годов. Сегодня я не вижу на рынке и даже среди здесь присутствующих более 70% всех тех девелоперов, с которыми мы начинали 20 лет тому назад. Они практически исчезли или обанкротились, их нет, остались единицы. На то есть ряд причин.

Во-первых, кризис 1998 года и дефолт, объявленный государством, когда цены упали и всё остановилось. В 2005, 2006, 2007 годах наблюдался активный рост ВВП, росли инвестиции в экономику, которые достигли миллиардов долларов. Рос потребительский спрос на рынке, ряд компаний, в том числе и наша, вышли на новую биржу, где люди крайне высоко оценивали... Моя компания была оценена в 7,4 млрд долларов. Все верили и видели, что российский рынок ждёт большое будущее. Так было до 2008 года, когда цены упали практически на 90% и весь рынок приостановился. Теперь другие компании не стоят более 10% от первоначальных, скажем, 2008 года оценок.

Почему сейчас нет таких темпов строительства? Как я слышал сегодня, мы идём к этому, но то, что я видел до этого и помню всё это... Мы этого не ощущаем, к сожалению. Большое отсутствие доверия зарубежных институтов, банков, финансистов к проектам в России, потому что до этого всё это выглядело на картинках... Когда мы представляли наши проекты, они были практически бумажными, они выглядели красиво, и цифры складывались великолепно, но на согласование уходило от трёх до шести лет. Об установлении финансирования договориться тоже было не так просто. Именно поэтому к 2008 году, после кризиса, все те, кто не успел достроить до кризиса, и попали в налоговый кризис и приостановили и заморозили все проекты. Выданные кредиты на короткое время, линии пришлось возвращать. Их брали и просили все кредиты, до 2008 года именно короткие, потому что процентная ставка была ниже, чем у длинных кредитов. И девелоперские компании, и все предприятия-строители, и металлурги, все подряд, и стали дешёвые кредиты, поэтому когда надо было возвращать, не было денег, это всё привело к резкому сокращению, общей остановке строительства. Ряд компаний спасло государство, как мы знаем, так как к этому кризису Россия была более готова, чем в 1998 году, но стало понятно, что многие проекты не стали успешными. Инвесторов пугает сложившийся и часто небеспочвенный стереотип о бюрократизме и коррупции в целом и в девелоперском бизнесе в частности. Всё это приводит к снижению уровня доверия и страху за свои инвестиции.

Два года назад при изменении политики в городе Москве появились перспективы. Мы получаем ответы за месяцы, даже, можно сказать, дни, положительные или негативные (тоже бывает), но мы получаем ответ и, значит, владеем ситуацией, не закапываем наши деньги в яму.

Вторая важная проблема - недостаток инвестирования. Проекты недооцениваются на рынке, за проекты платят маленькую цену, так как финансирование стоит фактически до 15%. Город, девелоперы и жители теряют в пользу финансистов около 15%. Это как если дядя Петя покупает квартиру в кредит под 15% ипотеки годовой. Это значит, что он должен заплатить за свою квартиру и подарить ещё банку полторы квартиры через 10 лет. Такой практики мы не знаем в мире. Мы строим по всему миру, мы знаем, что ипотека примерно обходится в 3%. Даже если государство субсидирует её, то она возвращается, так как цена квартиры поднимается. Люди могут поменять маленькую квартиру на большую квартиру и жить удобнее, а не строить квартиры по 40 - 50 лет, как сегодня принято в Москве и Подмосковье.

Я вам другой пример приведу, который я приводил несколько раз моим друзьям. Мы продали на Тверской улице недавно офисное здание за 370 млн долларов, и до этого продали в Нью-Йорке здание за 360 млн долларов. Но здание в Москве нам приносило 36 млн долларов в год доходов от аренды, а здание в Нью-Йорке приносило нам 9,5 млн долларов. То есть если бы покупатели оценили точно так же, как оценили наше здание в Нью-Йорке, мы должны были получить за наше здание здесь 1 млрд долларов. И это упущенная наша прибыль. И это какие налоги могло бы получить и федеральное правительство, и московское правительство! Естественно, мы все вместе теряем на этом, так как не растёт сам бизнес из-за отсутствия больших инвестиций. Так что поэтому, если бы у нас была так же, как в Нью-Йорке, ипотека от банка, Пенсионного фонда, который за 1,5% в год дал нам на 30 лет очень хороший кредит. Из этого исходит и само ценообразование проекта.

Многое сделано за последнее время для прозрачности. Нет сомнений в этом упрощении условий получения разрешительной документации. Нельзя не отметить те усилия и огромные средства, которые направляются городу на развитие инфраструктуры, в том числе на развитие дорог. Можно назвать сумасшедшую, не побоюсь этого слова, программу развития метрополитена, серьёзные намерения по решению проблемы парковок, развития концепции транспортно-пересадочных узлов. То, что тенденция положительная, не вызывает сомнения. Но нам нужны иностранные инвестиции и дешёвые деньги. Девелоперы должны быть, на мой взгляд, и многие из моих коллег это подтвердят, послами в своих публичных интересах - в пользу города и жителей Москвы. Нужно понять, что сложившийся стереотип говорит, что сегодня действуют другие понятия и другие правила игры. И об этом мало кто знает за рубежом, так как там постоянно все эти сюжеты вокруг политики постоянно показывают в других цветах сам бизнес в России, и в том числе и политика. Так как мы занимаемся больше бизнесом, мы видим, что недооценивается правильно сегодня европейскими и американскими банками российский бизнес. И поэтому вроде бы на бумаге маржа очень большая, но, если проект затягивается вместо трёх лет на семь лет, ты платишь по 12 - 13% банку, то ты работаешь на банк, но не работаешь на компанию, и ты работаешь на других. Тем самым можно и нужно привлечь инвестиции не только словами, что у нас всё хорошо; не нужно бояться конкуренции (чем выше конкуренция, тем имущество будет стоить дороже, это полезная конкуренция) - сегодня нет борьбы с инвесторами, сегодня нам говорят «добро пожаловать», это я могу сказать.

Знаете, когда поменялось правительство, я думал: «Вот сейчас придут новые чиновники и будут снова замораживать всё». Но очень быстро столичное правительство поняло, что городу для того, чтобы жить, нужны налоги, для налогов надо строить, надо вводить разрешительную документацию. И чем быстрее это всё заканчивается, тем меньше возни и тем меньше расходов.

Мы понимаем это положительно и видим, что по-настоящему за последний год наша фирма решила практически все последние свои проблемы. У нас нет сегодня ни одного, я могу сказать, рискованного проекта. На все проекты у нас есть документация. Да, мы не получили те ТЭПы, которые мы хотели, мы не получили ту высотность, которую мы хотели. Мы бы хотели строить меньше парковку, потому что она очень дорогая. Тем не менее при конструктивной работе и правильном обсуждении мы достигаем взаимовыгодных условий. Так что поэтому, друзья, нам нужно объяснять всем, что сегодня другие правила в Москве. Кроме этого мы вам, господа, очень верим и спасибо вам. Спасибо.

М. Хуснуллин: Слово предоставляется Сергею Семёновичу Собянину.

С. Собянин: Уважаемые коллеги, хочу отреагировать на выступление Сергея Николаевича. Он абсолютно прав, что одной из проблем Строительного комплекса, главной проблемой, является система подключения к инженерной инфраструктуре. Я об этом уже говорил. Мы сегодня ведём активные переговоры с Министерством энергетики Российской Федерации, чтобы выработать единые правила игры. В первую очередь в энергетическом комплексе работаем со своими собственными компаниями, вырабатываем систему единой площадки для подключения, электронного обмена документов, чтобы максимально упростить процедуру и сроки подключения. Потому что город сам по себе тоже является инвестором и тоже вместе с вами видит эти проблемы и ощущает на собственной, что называется, шкуре. Представляю, как тяжело частным инвесторам проходить все эти рогатки - сложные бюрократические процедуры по подключению.

Конечно, во многом упрощена процедура, связанная с экспертизой документации и выдачей разрешений на строительство. Но совершенно непаханым полем остаётся процедура принятия объектов, ввода их в строй. Это и управляющие компании, о которых мы говорили... Приняли все необходимые решения - я думаю, эта проблема будет снята. Но в целом процедуры ввода объектов слабо отрегулированы федеральным законодательством, и наши процедуры достаточно рыхлы. Поэтому я поручаю Строительному комплексу в ближайшие недели выработать программу оптимизации всех этих процедур по приёмке объектов.

Что касается грузовиков, то я думаю, это технический вопрос, необходимо отрегулировать его с Департаментом транспорта, но, коллеги, таким образом, чтобы это тоже не была игра в одни ворота. Столько грузовиков, сколько мы хотим для себя любимых, не будет в городе. Их надо оптимизировать и по грузоподъёмности, и по логистике, чтобы пустые грузовики по городу тоже не шлялись. И вы прекрасно знаете... Вы иногда везёте трубу 12-тонным грузовиком - и это вполне нормально в сегодняшних условиях. Так не будет, поэтому и вам надо приготовиться и оптимизировать свои транспортные потоки. Мы со своей стороны сделаем всё возможное, чтобы обеспечить нормальное функционирование всех строек даже в режиме запрета грузового транспорта.

Лев Авнерович (Л.А. Леваев) абсолютно правильно сказал, что количество и качество инвестиций во многом зависят не только от существующих процедур или возможностей инвестировать, а во многом зависят от той информации, от того отношения инвесторов, которое формируется к городу и стране. Поэтому и в целом правительство Москвы, и Строительный комплекс должны максимально усилить прозрачность, работу со средствами массовой информации, работу с инвесторами, чтобы все понимали, что мы делаем, какие задачи решаем, какие проекты реализуем. Нам нечего стесняться - всё, что мы делаем, мы делаем для города и для горожан. Спасибо.

М. Хуснуллин: Уважаемые коллеги, решение Коллегии роздано членам. Есть предложение принять его за основу, с учётом поступивших предложений и поручений Сергея Семёновича его доработать и утвердить. Есть возражения? Принимается.

Коллеги, у нас есть приятная часть нашего мероприятия - награждение наиболее отличившихся сотрудников строительной отрасли. Пользуясь случаем, Сергей Семёнович, хотел обратиться к Вам. У нас в этом году юбилей Стройкомплекса - 25 лет как организовано само понятие «Строительный комплекс». Мы попросили Вашего разрешения провести его на достойном уровне, отметить наших ветеранов, всех тех, кто создавал это, кто работает сегодня.

С. Собянин: Я дам поручение, чтобы мы включили это в план основных мероприятий города и обеспечили его достойное проведение.

М. Хуснуллин: Спасибо, Сергей Семёнович.