Главная / Стенограммы
8 февраля 2012 г. 11:29

Заседание Коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Итоги 2011 года: выступления мэра Москвы С. Собянина и его заместителя по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина

► ВЫСТУПЛЕНИЕ С. СОБЯНИНА ► ВЫСТУПЛЕНИЕ М. ХУСНУЛЛИНА

8 февраля 2012 года
«Об итогах работы Комплекса градостроительной
политики и строительства города Москвы в 2011 году»

С докладами на Коллегии выступили мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Мэр Москвы Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прошедший 2011 год был непростым для строительного комплекса. Произошло переосмысление градостроительной политики, прошла ревизия большей части инвестиционных контрактов, изменились приоритеты развития городской среды и, собственно, городского заказа и изменились правила взаимоотношений бизнеса и городских служб.

В работе градостроительного комплекса приоритет был отдан решению проблем, в наибольшей степени волнующих москвичей, — это транспортное строительство, строительство детс­ких садов, школ, медицинских учреждений, городских парков и спортивных сооружений. И конечно, по-прежнему приоритетом остается строительство нового жилья, в том числе и коммерческая, и торговая недвижимость, необходимая для функционирования и развития города.

Но реализация соответствующих проектов воз­можна лишь при условии, что появление новых зданий и сооружений не должно резко ухудшать транспортную ситуацию, которая в городе и так на пределе, и эти проекты не станут новыми точечными застройками. В результате такой политики количество жалоб, конфликтных ситуаций в строительном комплексе за прошедший год в значительной степени уменьшилось.

Конечно, тем не менее, строительный комплекс, как и любая другая отрасль, имеет инерцию, нормативные сроки проектирования, строительства, и все это отменить, остановить, начать с чистого листа в таком городе, в таком огромном строительном комплексе невозможно. Да и, собственно, наверное, не нужно.

Именно поэтому одним из первых шагов прави­тельства Москвы в декабре 2010 года было решение о продлении сроков действующих разрешений на строительство, причем мы не стали разбираться, что за стройки, в основном приостановив совершенно очевидные стройки. По всем остальным мы дали разрешения на продление строительства.

По итогам 2011 года в Москве было построено почти 7 млн кв. м, что на 1 млн кв. м больше, чем в 2010 году, различной недвижимости. Ввод жилья в прошлом году вырос на 20%, составив 2 млн 100 тыс. кв. м. Из них 822 тыс. кв. м было передано под заселение по государственным программам обеспечения жильем очередников, других льготных категорий населения и граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилья.

Одновременно правительство Москвы начало ревизию ранее заключенных инвестиционных контрактов, общая мощность которых составляла 52 млн кв. м различной недвижимости.

По результатам этой работы инвестконтракты на строительство 14,7 млн кв. м были продлены. Причем мы, как я уже сказал, практически не взимали штрафов за несвоевременный ввод этих объектов, учитывая сложную экономическую ситуацию, которая была в предыдущие годы. В основном речь шла о живых стройках, о тех объектах, строительство которых уже было начато.

С другой стороны, все градостроительные ошибки, которые ещё можно исправить, мы начали исправлять, поэтому были приняты решения о прекращении инвестиционных контрактов на общую мощность более 8,2 млн кв. м.

Хочу отметить, что большинство инвесторов с пониманием воспринимают аргументы правительства Москвы о нецелесообразности строительства либо о необходимости пересмотреть параметры и функционал будущих строительных объектов, тем более что город компенсирует им реально понесенные затраты.

Уверен, что мы и в дальнейшем сможем максимально конструктивно, путем поиска компромиссов принимать решения по различным строительным проектам, а не только по инвестконтрактам.

Считаю, что и градостроительному комплексу необходимо плотнее работать с общественными организациями строителей для выработки совместных решений по развитию строительства в городе Москве.

Уважаемые коллеги, отмена или пересмотр инвестиционных контрактов — это лишь одна сторона происходящих изменений. Другой стороной является формирование благоприятного инвестиционного климата и новых правил игры в строительном комплексе столицы.

В рамках административной реформы в 2011 году был принят ряд крупных решений по упрощению доступа к земельным участкам и предоставлению разрешительной документации.

Город взял на себя решение такой бюрократической проблемы как устранение пересечений границ земельных участков с улично-дорожной сетью, причем в большинстве случаев решение принимается в пользу владельцев земельных участков.

Была существенно упрощена процедура выдачи градостроительного плана земельного участка. Принят новый регламент проведения государственной экспертизы проектной документации, в рамках которого количество предоставляемых на экспертизу документов было в значительной степени сокращено. В тестовом режиме начал работать сервис по выдаче в электронном виде разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также заключений государственной экспертизы.

Ключевой задачей на 2012 год является разработка новых правил землепользования и застройки в Москве. Кроме того, предстоит утвердить десятки отраслевых схем размещения городских объектов, начиная торговлей и заканчивая жильем, соцкультбытом и так далее.

Для сохранения и благоустройства исторического центра столицы будут установлены режимы и градостроительные регламенты в границах достопримечательных мест и охранных зонах объектов культурного наследия. Такая работа уже идет полным ходом. Сегодня идет активная разработка и проектов планировки для промышленных зон. Она будет в основном завершена в 2012 - 2013 годах. Территории промзон обладают, как вы знаете, значительным потенциалом развития, их роль в экономике города требует серьезного переосмысления. Мы должны, с одной стороны, сохранить промышленный потенциал, с другой стороны, промышленные зоны не должны превращаться в помойки или складские помещения, они должны использоваться максимально эффективно для нужд города. Предстоит выработать и оптимальные законодательные решения по вопросам комплексного развития застроенных территорий и освоения подземного пространства. Разработка всех этих документов, особенно правил землепользования и застройки, градостроительных регламентов и режимов, проектов планировок, отраслевых схем, конечно, сделает процедуру принятия градостроительных решений более быстрой, понятной и менее бюрократизированной.

Уважаемые коллеги, как известно, правительство Москвы является не только регулятором, но и крупнейшим заказчиком строительного комплекса Москвы. В 2011 году существенно изменились подходы к формированию и реализации городского заказа. Во-первых, мы намерены строить только то, что реально, в первую очередь необходимо городу, не отвлекая ресурсы на второстепенные проекты. Во-вторых, бюджет будет платить за строительство ровно столько, сколько это стоит. В-третьих, привлекать к работам самых квалифицированных подрядчиков, которые могут гарантировать качество и сроки выполнения работ. В рамках этой логики в 2011 году было принято решение отказаться от целого ряда ненужных или чрезмерно дорогих объектов либо выбрать более оптимальные варианты их реализации. Экономия по такой ревизии проектов составила около 164 млрд рублей.

По результатам государственной экспертизы проектной документации заявленная стоимость строительства была снижена на 75,5 млрд рублей. В среднем сокращение сметы составило 18,5%. На этапе рассмотрения стартовых цен стоимость контрактов была уменьшена еще на 25 млрд рублей, или 14%. И, наконец, в ходе торгов на право заключения контрактов была получена экономия в размере 17 млрд рублей. Среднее снижение цен составило около 10%. Таким образом, меры по оптимизации строительства позволят городу сэкономить или перенаправить на другие объекты порядка 285 млрд рублей. Я думаю, что в этих цифрах немалую роль играла и коррупционная составляющая. Еще раз говорю, если со строителей кто-то будет пытаться требовать мзду, пожалуйста, обращайтесь лично ко мне, руководителям города.

Теперь о том, что было построено и что предстоит построить в Москве. Финансирование Адресной инвестиционной программы в 2011 году увеличилось почти на 40% по сравнению с 2010 годом — с 206 млрд до 285 млрд рублей. На 2012 год Адресная инвестиционная программа утверждена в объеме 356 млрд рублей, более 60% этих средств направляется на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры и метростроения. Хотел бы выразить благодарность московским строителям, их коллегам из ряда других регионов за то, что в 2011 году удалось запустить масштабную программу развития метрополитена. За несколько месяцев практически с нуля вышли на строительство сразу девяти линий общей протяженностью 45 км. В сфере дорожного строительства итоги 2011 года можно считать также прорывными. Мы постарались закончить все долгострои, которые существуют в этом направлении. Общая протяженность построенных дорог превысила 70 км, введено 25 мостов и эстакад, был завершен целый ряд крупных и уникальных проектов: развязка Вешняки-Люберцы, выезды из Куркина и Павшинской поймы, мост через Москву-реку на Ленинградском шоссе, наземная развязка на Соколе, участки Звенигородского проспекта и ряд других. В 2012 году дорожное строительство приобретает более масштабный характер, начинаем реконструкцию нескольких вылетных магистралей, на очереди модернизация развязок на МКАД, сооружение участков новых хордовых дорог — северо-западной хорды, северо-восточной, и Южной рокады.

Другими задачами на 2012 год являются строительство пешеходных переходов и развитие единого парковочного пространства, в первую очередь, в центре города и на транспортных пересадочных узлах. По другим направлениям развития города — строительству жилья, детских садов, школ, медицинских учреждений, спортивных объектов, инженерных коммуникаций, реконструкции городских парков - Адресная инвестпрограмма на 2012 - 2014 годы также предусматривает необходимые капитальные вложения, как правило, они больше, чем в 2011 году. И что немаловажно, что я хотел отметить, впервые в истории развития нашего региона мы, вместе с коллегами из Московской области, приступили к разработке концепции развития не только города Москвы, но и московской агломерации в целом и привлекаем для этой работы лучшие урбанистические группы специалистов со всего мира. Это, конечно, безусловно, необходимый шаг, мы должны понять, как наш мегаполис будет развиваться в ближайшие годы и десятилетия. Эта работа, конечно, требует серьезного осмысления и серьезных подходов.

Уважаемые коллеги, прошедший год еще раз показал, что строительный комплекс Москвы может решать самые глобальные, серьезные и амбициозные задачи. В нашем городе работают одни из лучших архитекторов, проектировщиков, инженеров и строителей. Хочу поблагодарить вас за труд на благо Москвы и пожелать вам новых успехов. Спасибо.

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин:

Уважаемый Сергей Семенович, уважаемые коллеги! Задачи нашей коллегии — подвести итоги комплекса в 2011 году, четко обозначить наши планы на будущее и поставить конкретные задачи на 2012 год.

За прошедший год в рамках формирования градостроительной политики Москвы разработана и утверждена программа «Градостроительная политика», которая объединила все 16 городских программ в части соблюдения единых принципов и подходов к градостроительному развитию столицы. Комплексом разработаны и утверждены основополагающие для нашего комплекса программа «Жилище», концепции формирования единого парковочного пространства, концепция развития гостиничной сети, принято самое непосредственное участие в разработке программы развития московского транспортного узла. Проработана идеология транспортного развития, предпроектные работы по вылетным магистралям, предпроектные и начало проектных работ по метро, идеология поперечных и хордовых связей, реконструкция МКАД и развязок на МКАД, развитие московского железнодорожного узла, формирование ТПУ, формирование единого парковочного пространства. Разработаны шесть территориальных схем, шесть отраслевых схем.

В этом году по поручению Сергея Семеновича мы взяли в активную проработку 21 территориальную схему и 54 основные отраслевые схемы. В этом году мы ставим себе задачу разработать все основные градостроительные документы развития Москвы: это «Правила землепользования и застройки», «Концепция развития московской агломерации», максимальное количество проектов планировок. И будем выходить по итогам года в Думу с предложением по продлению сроков утверждения документов территориального планирования для Москвы. Кроме того, в целях эффективного развития метрополитена и освоения площадок, уплотнения центральной части города нужно разработать все необходимые поправки в законодательство для освоения подземного пространства и развития застроенных территорий. Надо сказать, что особо большая работа ведется Департаментом культурного наследия по разработке режимов, регламентов в особо ценных исторических местах и охранных зонах объектов культурного наследия. Вместе с тем надо сказать, что на сегодняшний день, занимаясь вот этой большой градостроительной работой, в то же время в Москве на сегодняшний день выдано разрешений на строительство на 28 млн кв. м, при том что за прошлый год было сдано почти 7 млн. Надо сказать, что у нас выдано порядка 13 млн кв. м  ГПЗУ, ранее выданных, в которых мы работаем. И в рамках государственных программ, которые утверждены, мы еще порядка 20 млн кв. м должны построить недвижимости - то, что нужно городу. Это социальные объекты: школы, садики, объекты медицины, объекты транспорта.

Особо серьезный вопрос у нас стоит, конечно, по центру. В общей сложности сегодня в центре города на 5,8 млн кв. м выдано разрешений на строительство. И конечно, это является сложной задачей. С одной стороны, мы, конечно, не должны допустить застройки центра. Мы серьезно сейчас занимаемся точечной застройкой, не позволяем, где это возможно, строить, но в то же время надо понимать, что инвесторы вложили серьезные деньги, получили все законные разрешения на эти объекты. Для того чтобы найти эту середину, баланс интересов, ведется огромная работа, и в результате этой работы, я хочу сказать, что только по центру города было принято решение об отмене строительства на 1,1 млн кв. м объектов. На 700 тыс. объектов было принято решение о перепрофилировании, то есть вместо офисных торговых центров были построены гостиницы и жилье. Эту работу мы будем также продолжать в течение 2012 года. Это является одной из наших самых основополагающих работ по градостроительному развитию города.

Надо сказать, что все эти решения принимаются на земельно-градостроительной комиссии, для которой решения по градостроительному развитию готовит рабочая группа, в которую входят как представители нашего комплекса, так и представители всех заинтересованных сторон. Могу назвать несколько цифр. За прошедший год комплексно было проведено 55 заседаний рабочей группы и подготовлены решения к 47 заседаниям городской земельной комиссии. В общей сложности было рассмотрено 2920 вопросов, а это - 1387 объектов. Из них, как уже сказали ранее, на 8,2 млн кв. м было принято решение о прекращении реализации инвестконтрактов и различных проектов, в том числе договоров аренды земельных участков. По 1302 объектам было принято решение, что будет дальше продолжаться строительство. Я хочу сказать, что здесь идет огромная работа с комплексом экономической политики по завершению ранее начатых контрактов и с рабочей группой, которую возглавляет Андрей Владимирович Шаронов (А.В. Шаронов - заммэра Москвы по вопросам экономической политики). У нас огромная работа идет с комплексом земельно-имущественных отношений по аренде земельных участков, по использованию в дальнейшем собственности - Сергунина Наталья Алексеевна (Н.А. Сергунина - заммэра Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений). В результате этой работы мы пытаемся найти баланс интересов населения, инвесторов и города, потому что надо сегодня понимать, что строительная отрасль и операции с недвижимостью дают одни из самых больших поступлений в бюджет города в виде налогов. Надо понять, что сегодня это работа для сотен тысяч москвичей и является одной из важнейших отраслей экономики города.

Хочу привести несколько ярких примеров работы ГЗК (Градостроительно-земельная комиссия). Например, Рязанский проспект, владение 101. Ранее было выдано разрешение на строительство торгового комплекса на 60 тыс. кв. м. На ГЗК мы рассмотрели этот вопрос и приняли решение, что комплекс этот строить не будем, а будем строить транспортно-пересадочный узел. Второе решение — Профсоюзная улица, владение 156, возле станции метро «Теплый Стан». Вы все знаете, насколько там напряженная транспортная ситуация. Планировалось построить торговый комплекс на 120 тыс. кв. м. Мы понимаем, что если бы этот комплекс был построен, то в результате около «Теплого Стана» вообще было бы невозможно сегодня ездить, поэтому принято решение вместо торгового комплекса строить транспортно-пересадочный узел. И сейчас идет полным ходом проектирование этих вопросов. Для того чтобы найти... И таких решений, как я говорил, было рассмотрено сотни в течение прошедшего года. И самое главное, что как и на предыдущий, так и на этот год у нас также предстоит огромная работа по продолжению именно работы ГЗК и нашей рабочей группы.

Я могу сказать, что с прошлого года порядка 600 объектов у нас по разным причинам - где-то потому, что мы пока с инвесторами не нашли договоренности, где-то не готова исходная документация, - но порядка 600 объектов у нас перешло на рассмотрение в этом году. И мы составили график, чтобы в течение в основном I и II квартала закончить эту работу. Кроме того, мы наметили целый список по нашим системным работам, то есть по корпоративным клиентам, у которых на сегодняшний день большое количество проектов. Было поручено Сергеем Семеновичем разработать все промышленные зоны, и мы их взяли сейчас в разработку. Кроме того, все земельные участки, которые принадлежат в том числе и правительству Москвы. В общей сложности уже на первое полугодие этого года мы видим порядка 2 тыс. вопросов на рассмотрении для рабочей группы и ГЗК. Огромный блок нашей работы - по Адресной инвестиционной программе. Надо сказать, что весь год мы пересматривали существующую Адресную инвестиционную программу. Я могу это сравнить, знаете: это как капитальная реконструкция офиса, в котором все сотрудники находятся. То есть задача была, чтобы и работа шла, но при этом и под новые задачи, которые поставлены мэром, переформатировать нашу работу. Вы все строители в зале, понимаете, что значит перестроить кардинально офис, но чтобы он при этом работал и все показатели своей работы сохранил.

Я могу сказать, что в целом, если посмотреть (включите, пожалуйста, таблицу) итоги работы комплекса, вы видите, что фактически по всем показателям мы превысили показатели предыдущего года, причем превысили значительно. Особо я хотел бы обратить внимание: это, конечно же, дороги. Особо я хотел бы обратить внимание: инженерные сети. Мы на 75% больше километров инженерных сетей сдали в 2011 году, гостиниц больше было сдано, капитальных гаражей больше было сдано, в два с лишним раза больше, по сравнению с предыдущим годом. То, что мы с вами системно в штабном режиме занимались парковочным пространством, отдельно каждым гаражом, все-таки позволило в капитальном масштабе значительно увеличить объемы ввода объектов.

Я хотел бы особо сказать о метро. Мы фактически за прошлый год на 60% увеличили объемы ввода метро. Но самое главное, что на девяти линиях сегодня идет стройка, 11 линий проектируется — 65 площадок, 14 тыс. человек работают в круглосуточном режиме. Я, пользуясь случаем, хотел поблагодарить в первую очередь население за терпение, префектуры, потому что работа в ночном режиме требует большой координационной работы, и то, что здесь префектуры полностью вместе с нами такой работой занимаются, позволило нам эту работу мобилизовать. Конечно, хотел бы поблагодарить ряд строительных компаний: «Мосметрострой», «Трансинжстрой», «Бамтоннельстрой» - новая компания, которая буквально с нуля мобилизовалась и очень хорошо работает. Надо сказать, что задачей 2012 года по метро мы ставим себе выйти на все вводные объекты ввода до 2015 года и полностью сформировать наши планы на 2016 - 2020 годы. То есть очень непростая задача, требующая полностью координации усилий всех присутствующих в зале.

Серьезно я хочу отметить, что ввод такого объема недвижимости, ввод вот этих показателей по стройкам привел и к росту налоговых отчислений. По предварительным данным, предоставленным МНС, только налоги от объектов работы с недвижимостью выросли за прошедший год на 33%, то есть это тоже очень серьезный показатель.

49 пешеходных переходов было построено за прошедший год. И мы взяли обязательство каждый год строить не менее 50 пешеходных переходов, особенно в рамках строительства и реконструкции вылетных магистралей.

По парковочному пространству. В целом сформировано 602 тыс. машиномест. Вы видите здесь, в таблице, все, что намечалось, фактически сделано.

И здесь, конечно, надо сказать, что огромную работу мы провели с префектурами, комплексом городского хозяйства - Бирюков Петр Павлович (П.П. Бирюков - заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства), и надо сказать, что в результате этой огромной работы все-таки такие показатели были достигнуты. Один у нас остался вопрос по прошлому году нерешенный: с детскими садиками, но на этот год - по объективным причинам, по причинам недобросовестных подрядчиков, которые выиграли конкурсы и не смогли справиться с задачей. На этот год мы себе ставим задачу 76 садиков построить, под это разработали график и постараемся до конца года с этой задачей справиться. При этом надо сказать, что мы провели новые конкурсы по 223-му закону, в целом все законные процедуры соблюдены, по три-четыре подрядчика заявляются, дают серьезное снижение цены, но это те подрядчики, которые, мы убеждены, смогут с поставленными задачами справиться.

Надо отметить, что большая работа была проделана по народным гаражам. Вы все знаете, что у нас немало было проблем по народным гаражам, но правительство приняло решение, оказало меры поддержки (15 тыс. человек, у которых были задержки по срокам ввода народных гаражей), сегодня четкий график — часть введена в прошлом году, остальная часть будет введена по графику в этом году. Более того, сейчас идет активная регистрация, спасибо, Сергей Семенович, благодаря Вашей поддержке мы сейчас с регистрационной службой активно регистрируем эти машиноместа. Я думаю, что максимальное количество тех, кто заплатил за гаражи, мы максимально в ближайший месяц обеспечим законными, положенными парковочными местами.

Большая работа была проведена по проблеме обманутых дольщиков, надо сказать, что у нас на сегодняшний день нерешаемых вопросов по обманутым дольщикам нет. Более того, одна из многолетних проблем Южного Тушина, которая уже много лет тянулась, на сегодняшний день решена, сейчас уже люди начали получать квартиры. Мы составили график, те, кто захотел, получили квартиры в Некрасовке. Для тех, кто готов ждать, мы сейчас полным ходом строим жилье. Считаем, что до конца года мы тоже все эти вопросы закроем полностью, оставив только в режиме постоянной работы.

Был введен ряд знаковых объектов в течение года, наиболее крупный из них вы видите на экране. Вообще, много было сделано для того, чтобы все объекты, которые многие годы строились, были завершены именно в прошлом году. В целом, надо сказать, из незавершенного строительства - то, что у нас находится в разной степени строительства, 1,129 трлн, мы за прошлый год на 365 млрд закончили объектов строительства. По остальным ведем сейчас работу, что-то перешло, на 665, - это в трехлетней Адресной инвестиционной программе (в АИП) учтена стоимость. По 108 млрд требуется осмысление, как дальше, и что мы с этими объектами будем делать. И вот 365, я говорю, уже введено. Задача АИП в 2012 году - совместно с Департаментом транспорта в течение I квартала в рамках развития программы транспортного обеспечения Московского региона определиться с логистической схемой пассажиропотоков и организации движения общественного транспорта и с учетом этого сформатировать всю нашу работу по дальнейшему строительству. Очень важный вопрос - это разработать интегрированный проект организации дорожного движения транспорта на период выполнения работ по реконструкции вылетных магистралей. На семь вылетных магистралей у нас проведены конкурсы, мы готовы выйти в стройку, но Сергей Семенович нам поставил главный вопрос: строить только там, где это не будет мешать движению транспорта, в первую очередь общественного. Поэтому вот это задача номер один. Именно из-за этой задачи мы сейчас эту работу несколько пока сдерживаем. Значит, серьезная также задача - это с Минтрансом и Росавтодором совместить наши графики по реконструкции вылетных магистралей. Надо сказать, что тоже благодаря нескольким совещаниям, которые, Сергей Семенович, с Вами и Левитиным провел, мы приблизились с федеральными службами к единому графику. У нас практически сейчас по всем вылетным магистралям составлен единый график реконструкции всех дорог. Значит, большая работа у нас начата с РЖД: сейчас мы активно с ними занимаемся определением идеологии, проведением предпроектных работ и уже непосредственно приступили к проектированию МКЖД - тоже требует большой работы. Значит, хотелось бы несколько слов по Адресной инвестиционной программе сказать, что самый главный итог, и вот строители, наверное, все согласятся со мной в зале, — что утверждена трехлетняя программа наших действий, с конкретными объектами, с конкретным финансированием, впервые после кризиса. Конечно, это огромное достижение, потому что строители не могут планировать свою работу в течение одного года, потому что у всех за спиной стоят коллективы, всем нужна долгосрочная программа, для того чтобы спланировать свою работу. Вот итог того, что с блоком экономической политики вот эта программа утверждена, Сергей Семенович, - огромное, конечно, достижение для строительного комплекса. Значит, несколько слов хотелось бы сказать о строительном надзоре. Надо отметить, что в общей сложности было проведено за год 26 тыс. проверок, выявлено 90 тыс. нарушений, из них порядка 40 тыс. - по качеству строительства. В целом надо отметить, что у нас снизилось на 10%, почти на 11% снизилось число травматизма на площадках. Но я бы хотел обратить особое внимание на то, что на 2012 год мы ставим себе задачу - максимальную работу по технике безопасности. Все совещания, мы в комплексе сейчас с этого начинаем, все совещания мы начинаем с выполнения требований техники безопасности. Я обращаюсь тоже к своим коллегам в зале, к этому надо отнестись с пониманием. Это здоровье наших людей, это жизни наших людей, здесь экономить нельзя, здесь надо выстроить нормальную системную работу, тем более что это не такие большие деньги по себестоимости.

Следующий вопрос - по кадровой политике. Большая работа была проведена в целом по форматированию, по выстраиванию структуры работы комплекса. Каждое подразделение комплекса определилось, чем оно будет функционально заниматься, определились со штатной численностью. Был создан новый комитет, который активно включился в работу с инвесторами и выполняет огромный объем работы именно по этой тематике. Среди задач, которые мы ставим себе на этот год, переформатирование научно-технического совета, определение наиболее важных задач, которые нужно с точки зрения науки решать на строительном рынке Москвы. Очень серьезный вопрос подготовки и переподготовки кадров. И мы в решении коллегии, Сергей Семенович, записали, что нам с Департаментом образования надо все-таки выделить небольшие деньги на переобучение по определенным строительным специальностям. У нас по общестроительным работам строителей хватает в городе, по транспортному строительству не хватает, поэтому нам буквально в ближайшее время, чтобы не потерять наши строительные мощности, желательно часть их переучить и переформатировать на новую работу, тем более новая работа по транспортному строительству есть.

Важный блок — корпоративные вопросы. У нас достаточно большой объем ГУПов и акционерных обществ. Мы с комплексом имущественных отношений ставим себе задачу реализовать все непрофильные активы на рынке, но в то же время я хочу сказать, что при сокращении количества предприятий и сотрудников суммарная выручка везде поднялась. Был сделан очень большой блок работы за этот год, и мы будем продолжать эту работу.

Особо хотел бы отметить работу «Мосинжпроекта», руководитель — Рязанцев Геннадий Иванович. Этот проектный институт, принадлежащий городу, смог мобилизоваться и в разы поднял выручку, в разы поднял прибыль компании. Мы смогли мобилизоваться по дорожному проектированию: за год фактически отпроектировали и дороги, и метро - все основные объемы. Колоссальная совместная работа всех участников.

Хотелось бы обратить внимание на организационную и координирующую работу комплекса. В 2011 году мы рассмотрели 62 тыс. документов - огромный объем документов. Ставим себе задачу сократить его минимум на 25%, потому что объем документов колоссальный. Понятно, много задач, много переформатируется, но мы ставим себе задачу на следующий год сократить этот объем. Проведено 16 тыс. обращений граждан, разработано 284 распорядительных документа, 900 регламентных совещаний за год было проведено, 390 выездных совещаний. Комплекс принимает участие в 23 городских комиссиях, 17 регламентных штабах. И очень важный вопрос - это выездные совещания в префектурах. Спасибо, Сергей Семенович, Вы поддержали нашу инициативу. Мы субботу сейчас полностью посвящаем именно выезду по префектурам, и надо сказать, что работу начинаем с градостроительного развития префектур, и, конечно, здесь очень большая работа префектов и зампрефектов. Надо сказать, что очень хорошо готовят материалы, на месте решаем многие вопросы, которые требуют действительно оперативного вмешательства, и эту практику будем продолжать в этом году.

Надо отметить, что также в течение прошлого года была выстроена системная работа. Пока недостаточно, но началась работа с «Российскими железными дорогами», и у нас большой объем работы с ними на этот год. Координационный совет при Минтрансе РФ - с ними мы тоже нормально наладили отношения. Регулярно ведется работа с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства. И регулярно ведется, в постоянном режиме, работа с правительством Московской области. Мы в рабочем режиме с ними фактически еженедельно встречаемся, обсуждаем все наши вопросы. Работа в этом направлении идет.

Надо сказать, что мы в 2011 году всеми подразделениями комплекса принимали программы развития. Согласно этим программам развития программ действия было определено 327 мероприятий, фактически все мероприятия были выполнены. На 2012 год, Сергей Семенович, мы разработали также все программы наших действий. С учетом сегодняшней коллегии после утверждения тех решений, которые будут приняты, мы внесем небольшие корректировки, и все наши программы действия на нашем информационном сайте освещены.

Несколько слов хотелось бы сказать по административной реформе. Достаточно много сделано в прошлом году, но должен признаться, не все, что мы намечали сделать по административной реформе в прошлом году, нам удалось сделать. Поэтому мы ставим себе одну из первоочередных задач - все, что было поставлено в течение 2011 года, все, что у нас сейчас появляется, ряд вопросов по 2012 году. Это и оптимизация согласования, это работа взаимодействия Стройнадзора с ОАТИ, внедрение новой сметно-нормативной базы, внедрение новых единичных расценок, возможность максимально проводить госуслуги и согласовательные услуги в электронном виде. Мы списком эти вопросы подготовили. У нас есть хорошее взаимодействие с блоком аппарата правительства, Ракова Анастасия Владимировна (А.В. Ракова - заммэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства Москвы), и мы в рамках административной реформы этой комиссией, я думаю, все эти вопросы в 2012 году доведем.

По информационной открытости комплекса. Вышло 25 тыс. публикаций в СМИ. 1500 прямых запросов журналистов отработаны в оперативном режиме. Проведено 16 пресс-конференций. По медиаактивности комплекс занимает первое место среди органов исполнительной власти, но и у нас, понятно, самый большой блок работы и самый сложный, требующий большого внимания. Мы эту работу будем продолжать, также ставим себе задачу, чтобы наша работа была максимально открытой.

Ну и заканчивая свое выступление, Сергей Семенович, хотелось бы, конечно, поблагодарить всех присутствующих в зале, все наши органы власти, все департаменты, комитеты, все федеральные структуры, которые с нами взаимодействуют, префектуры, строителей, инвесторов, особенно хотелось поблагодарить тех строителей, которые находятся на строительных площадках, потому что сотни тысяч человек, несмотря на мороз, находятся на стройке. Ну и, конечно, Сергей Семенович, хотелось бы поблагодарить лично Вас, потому что в ежедневном режиме все вопросы по отрасли в режиме штабов, в режиме личных встреч Вы постоянно объективно решаете. Со своей стороны хочу сказать, что комплекс имеет полностью все мощности, силы, желания, возможности и все ресурсы для выполнения всех поставленных Вами задач. Спасибо за внимание.