Главная / Стенограммы
31 октября 2012 г. 14:45

Выступление заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М. Хуснуллина на заседании коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Добрый день, уважаемые коллеги!

Cегодня мы собрались с вами, чтобы оценить, что сделано за последнее время, какие стоят задачи перед городом. Мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин поставил нам задачу - пересмотреть градостроительную политику. Это была необходимость, вызванная рядом серьезных факторов. Во-первых, надо сказать, что, конечно, Москва в последние годы, последние десятилетия очень активно строилась. Построено много зданий, сооружений, собран огромный инвестиционно-строительный потенциал. Надо также отметить, что ежегодно количество автомобилей в городе стало увеличиваться на 5 - 6%. Притом что улично-дорожная сеть росла всего на 1 - 2%. Эти диспропорции в развитии города вынудили правительство к тому, чтобы серьезно пересмотреть наши планы.

В мае 2010 года был утвержден Генеральный план, по которому к имеющимся 400 млн кв. метров необходимо было построить еще 200 млн кв. метров. Конечно, очень хорошая, очень амбициозная задача, но, к сожалению, по транспортной инфраструктуре мы стали серьезно отставать. Поэтому, занимаясь последний год активными поисками путей выхода из сложившейся ситуации, правительство наметило несколько основных стратегических направлений, что нужно сделать.

Во-первых, это, конечно, полицентрическое развитие города. Урбанисты, которые приехали из разных стран на международный конкурс по развитию Московской агломерации, почти единогласно признали, что для исправления ситуации в первую очередь нужно сделать развитие города полицентрическим. И это подтверждает точку зрения нашего градостроительного Комплекса о необходимости создать новые центры притяжения. Поэтому в этом году произошла беспрецедентная в истории Москвы ситуация, когда город увеличился в два с лишним раза. К городу добавилось 148 тыс. га земли, вы видите их на карте. Это привело к тому, что нам необходимо пересмотреть существующий Генеральный план, нам необходимо доработать Генеральный план на новых территориях и в целом пересмотреть все развитие Москвы. Поэтому мы активно занимаемся тем, что готовим техническое задание на корректировку Генерального плана, пересматриваем всю улично-дорожную сеть, пересматриваем наши подходы к развитию города. Мэр принял решение о том, что мы, кроме корректировки Генерального плана, которую должны сделать до конца 2014 года, должны до конца 14-го года сделать фактически новый Генеральный план на присоединенную территорию.

Также принято решение, что мы, кроме Генерального плана, все-таки подойдем к позиции составления мастер-плана. Мастер-плана по международным стандартам. Что позволит нам получить перспективное видение развития города на ближайшие годы, позволит рассмотреть пространственные параметры, показатели развития, сбалансировать, обозначить стратегию строительства. Все наше градостроительное развитие должно быть полностью связано с экономикой, т.е. любое решение, любой объект, который мы строим в городе, должен приносить пользу городу. Пользу в виде улучшения качества жизни, в виде налогов, в возможности будущего развития - вот это стратегическая задача, которая поставлена.

Также мы определили четыре основных принципа, которые сегодня при развитии города будут применяться. Это, в первую очередь, стабилизация застройки в центре города и его комплексное обустройство, формирование полицентричной структуры развития, преодоление отставания в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры, снижение административных барьеров. Что касается преодоления дефицита дорожно-транспортной инфраструктуры - это вообще самая главная задача на сегодняшний день, и под эту задачу мы полностью пересмотрели Адресную инвестиционную программу.

На сегодняшний день Адресная инвестиционная программа Москвы более чем на 70% направлена на улучшение дорожно-транспортной ситуации. Поверьте, коллеги, это было очень непростое решение. Мы многие месяцы пытались балансировать нашу программу так, чтобы справиться с теми задачами, которые поставил мэр, но при этом не потерять ни одно социальное обязательство, которое город на себя взял. Непростая была задача, но мы все-таки справились. У нас на сегодняшний день утверждена беспрецедентная программа на 9 лет по строительству метро и утверждена 5-летняя программа улично-дорожной сети. Стоимость этих программ более 500 млрд, но и в целом вся наша программа развития заложена в 3-летний АИП, который родился путем споров и обсуждений.

Следующий вопрос, на что хотелось бы обратить внимание, это стабилизация застройки в центре города. Мы не могли продолжать строить 200 млн кв. метров в тех местах, которые наметили, поэтому мэром было принято решение, что до утверждения нового Генерального плана всю градостроительную деятельность организовать в рамках работы Градостроительно-земельной комиссии. Она принимает решения коллегиально, в ее работе принимают участие почти все ключевые ведомства нашего правительства. В общей сложности за 1,5 с небольшим года на Градостроительно-земельной комиссии было рассмотрено 7 тысяч 840 вопросов, из них по 5850 вопросам были приняты положительные решения. И мы в общей сложности приняли решение непопулярное, очень тяжелое решение, о прекращении строительства 9 млн кв. метров недвижимости. Но я хочу подчеркнуть, что это были прекращены в основном бумажные проекты, которые были только на бумаге, но дальше не продвинулись. Поэтому они в целом не остановили строительный процесс. В общей сложности было принято решение о продолжении инвест-контрактов и реализация инвестпроектов на 36 млн кв. метров. Эти решения приняты, по ним можно работать. Более того, в центре города было прекращено строительство 1 млн 200 кв. метров. В то же время надо отметить, что в общей сложности было принято решение по 404 объектам, мы их называем долгострой, которые были построены либо строились более 5 лет и не могли сдаться по различным причинам. Фактически по всем этим проектам было принято решение - это 4 млн 800 кв. метров. Это тоже очень большие объемы. В то же время надо отметить, что по 64 объектам 800 тыс. кв. метров мы приняли решения, которые позволили инвесторам дальше их проектировать и строить.

Огромная работа проведена по сохранению исторического центра. Департамент культурного наследия, который отменил решение о сносе более 200 памятников. Непростое было решение, у многих инвесторов было на руках уже разрешение на снос. Были документы оформлены, но 200 памятников не стали сносить.

Теперь ведется важная работа по переформатированию центра, перепрофилированию недвижимости из офисных помещений в гостиницы, сносе ветхого фонда и его реновация, реализуется комплексный подход к приведению в надлежащий вид внешнего облика зданий. За 2 года только в центре было отремонтировано 350 фасадов.

Я считаю, что мы достигли планируемого результата - строительство в центре города удалось стабилизировать. Сегодня из 87 объектов, строящихся в ЦАО, 35 - это транспортно-инженерная инфраструктура, 13 социальных учреждений, 10 гостиниц, 14 - жилые дома и только 12 объектов - около 14% от общего объема стройки - это завершение строительства ранее начатых офисных, административных зданий. При этом для инвесторов сформулированы четкие, понятные правила. Утверждены режимы использование земель, градостроительные регламенты границ зон охраны объектов культурного наследия на территории Бульварного кольца.

Одобрена и утверждена отраслевая схема размещения гостиниц, что создает новые возможности для инвесторов. Хочу обратить особое внимание на гостиницы, мы приняли очень серьезную программу о строительстве 6 млн кв. метров гостиниц. Я, пользуясь случаем, обращаюсь к инвесторам и еще раз заявляю, что для нас это приоритетная программа. Все обращения в части строительства гостиниц готовы рассматривать вне очереди и быстро принимать решения, потому что если мы построим 6 млн кв. метров гостиниц, мы будем с вами на уровне Берлина и сможем соответствовать званию самого туристического города в мире. Поэтому нам есть над чем работать, у нас колоссальный потенциал, и, конечно, гостиницы в первую очередь развиваются в центре города.

Мы приняли схему высотного ограничения строительства, непростое тоже было решение. Мы вместе с Департаментом культурного наследия активно этим вопросом занимались, обсуждали и в общем утвердили схему, для того чтобы все-таки внешний вид города по высотности имел четкие, понятные параметры.

Также должен отметить, что серьезно мы занимались разработкой 16 городских среднесрочных программ. Они были утверждены мэром. Основная программа - это развитие градостроительной политики. Мы прописали нашу работу и все, что касается строительства по государственным программам. Я хочу на этом тоже остановиться и обратить внимание инвесторов. Коллеги, мы действительно все хотим строить жилье. Жилье - самое выгодное, но в то же время, я хочу сказать, что в городе еще огромный недостаток объектов социальной сферы. Простой пример - у нас в городе 39 ледовых дворцов. Как для Москвы может быть всего 39 закрытых ледовых площадок? Это очень мало. Поэтому любые инвесторы, которые сегодня готовы строить спортивные объекты, обращайтесь. Мы готовы рассматривать вне очереди и оказывать содействие. У нас есть решение, есть право мэра предоставлять земли для строительства социальных объектов без ограничения. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас появились инвесторские социальные объекты. У нас никаких нет ограничений по строительству объектов, связанных с медициной. На сегодняшний день, надо сказать, у нас всего 7 заявлено, я считаю, что для Москвы это очень мало.

У нас на сегодняшний день, надо сказать, что пока недостаточно, на мой взгляд, идет работа по социальным объектам - садиков только 64. Хотя есть инвесторы, которые готовы строить садики и даже школы. Поэтому мы тоже обращаемся, пользуясь случаем, что мы готовы оказывать всяческое содействие в развитии данных направлений.

Но хочу подчеркнуть: наша принципиальная позиция состоит в том, что при комплексной застройке территории объекты соцсферы будут строиться за счет инвесторов. Адресная инвестиционная программа сбалансирована, в ней лишних денег нет, все деньги расписаны по адресам, поэтому если инвестор осваивает комплексную программу развития, то, соответственно, объекты социальной сферы он должен строить сам, и мы готовы как город покупать услугу по содержанию детей в этих садиках, школах, то есть мы это готовы делать.

Как я уже сказал ранее, у нас сформирована трехлетняя Адресная инвестиционная программа. В общей сложности …более того, на следующий год у нас прирост почти на 50%. Но об этом более подробно Андрей Юрьевич скажет. Более 70% - это на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.

Особо хочу обратить внимание на строительство метро. Мы, конечно, заявляем такие громкие цифры: 150 км нужно построить, около 70 станций, 15 электродепо реконструировать и построить, но чтобы это свершилось, надо знать все градостроительные планы, мы сейчас занимаемся проектом планировки, нужно провести публичные слушания, с общественностью проработать и, к сожалению, надо признать, что не всегда в отдельных микрорайонах, в отдельных домах люди согласны с политикой. Но мы вынуждены, мы не можем из-за отдельных домов, что касается дорог, что касается метро, отказаться от целой ветки строительства метро. Скажем, сколько лет мы обещали людям метро в Солнцево? Что теперь, из-за того, что люди против на одной какой-то станции по линии, откажемся от строительства? Конечно, не откажемся. Все, что можно, будем гражданам эту ситуацию объяснять, пытаться эту ситуацию стабилизировать, но строить будем в любом случае. Я здесь обращаюсь и к префектурам, и ко всем, чтобы у нас было единое понимание. То есть иногда у нас получается, что на публичных слушаниях начинают эту ситуацию политически использовать. Коллеги, давайте на метро политикой заниматься не будем. У нас без метро сегодня решение транспортной ситуации невозможно. Не надо на этом делать политику, здесь надо просто работать, потому что Сергей Семенович принял решение несмотря ни на какие сложности, программа метро полностью подкреплена финансированием, и мы сейчас должны работать на 18,5 тыс. строителей, к концу 2013 года должны выйти работать 35 тыс. строителей. У нас на сегодняшний день в работе с Департаментом земельных ресурсов и имущественных отношений находится 1620 участков в освобождении. 1620 участков! По сегодняшнему механизму это и суды, и оценка, где мы не согласны. Это колоссальный пласт работы, который мы можем выполнить совместными усилиями. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем, чтобы мы понимали важность, занимались вместе совместной программой. Только наш Комплекс эту программу не в состоянии решить. Здесь, только объединив все условия, мы можем справиться с этой задачей, но она по масштабу, могу сказать, это мега-проект. Сегодня в мире больше нас строят только китайцы. Больше ни один мегаполис в мире в таком объеме метро сейчас не строит.

Также хочу обратиться к строителям, у нас в зале присутствуют все наши крупнейшие строительные компании, мы все наши силы, которые есть, задействовали, но мы вынуждены еще привлекать силы со стороны. Я считаю, здесь должна быть нормальная, здоровая конкуренция. Конечно, есть сложности, что приходится с чистого листа проектировать и строить, есть проблемы, но, в общем-то, мы движемся, и в этом году мы намерены сдать более 8,5 км метро и 3 станции, а на следующий год мы вообще ставим амбициозную задачу превысить максимально достигнутый уровень строительства метро в городе Москве. На следующий год мы планируем более 14 км и 7 станций сдать уже в эксплуатацию, чтобы не словами, а делом показать, что мы делаем.

Следующий серьезный вопрос - это развитие улично-дорожной сети. Надо сказать, хорошо мобилизовались строители. Мощности, которые сейчас задействованы в дорожно-транспортном строительстве, пока обеспечивают в полном объеме наши потребности. Мы закрываем все наши потребности силами наших московских строителей. Но объемы тоже будут увеличиваться.

Надо отметить, недавно было опубликовано исследование ВЦИОМ по оценке деятельности правительства. Реконструкцию вылетных магистралей население признало как одно из самых больших достижений. Потому что на самом деле все знают, что такое пробки. И мы сегодня постараемся до 25% увеличить пропускную способность дорог, я думаю, это будет серьезным вкладом в нашу борьбу с пробками.

Серьезный следующий вопрос, которым мы сейчас занимаемся, это идеология развития железной дороги. Мы приняли серьезное решение: 230 км будет построено железнодорожных путей дополнительно до 2020 года. Это следующая составная часть решения транспортной проблемы. Здесь у нас тоже колоссальный объем работы, к которой мы приступили. Могу сказать, что мы в этом году 5 железнодорожных путепроводов проектируем и строим на бюджетные деньги, и уже по ряду участков МК МЖД работа началась. И в связи с этим реализуется серьезнейшая программа, которая была утверждена на правительстве неделю назад - это программа по строительству транспортно-пересадочных узлов. Мы на Градостроительно-земельной комиссии утвердили отраслевую схему, подготовленную Москомархитектурой и НИиПИ Генплана, что в общей сложности в городе будет построено 279 транспортно-пересадочных узлов. Я обращаю на это внимание и инвесторов. Обращаю на это внимание строителей, потому что мы говорим 279 - что это такое? Это не меньше 3,5 млн кв. метров недвижимости! То есть надо понимать, что это масштабнейшая программа, которая связана с работой, с координацией действий и власти, и инвесторов. И я снова обращаюсь к инвесторам: если есть желающие, давайте, включайтесь в эту работу. Потому что мы часть площадей готовы осваивать вместе с инвесторами. Мы, кстати, разработали программу реконструкции существующих станций метрополитена: все вестибюли, на которых возможно привести в порядок интерьер и увеличить пропускную способность, - мы готовы также делать это вместе с инвесторами.

Большая работа ведется по строительству парковочного пространства. Тяжелая, непопулярная работа, особенно в центре, но хочу сказать, что за последних 2 года было сформировано парковочного пространства в городе более чем на 704 тыс. машиномест, и дальше мы будем продолжать эту работу. Решена проблема 15 тысяч соинвесторов строительства объектов по программе «Народный гараж».

Подводя итоги по строительной части, хочу сказать, что нам удалось справиться с серьезнейшей задачей: мы не уронили объемы строительства. Кризис 2008 года привел к замедлению инвестиционно-строительной деятельности, и сейчас мы настроены эти объемы строительства увеличивать. Потому что это рабочие места, это налоги, это создание качества проживания. И мы четко понимаем, где и что будем строить.

У нас есть очень большие перспективы по развитию промзон, и я, пользуясь случаем, тоже обращаюсь к инвесторам. Мэр принял решение, согласно которому вопрос о промзонах, где создаются рабочие места, даже не надо выносить на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии. Инвестор делает заявку, мы рассматриваем и в ускоренном порядке выдаем ГПЗУ, если это работает на создание рабочих мест. Поэтому я прошу инвесторов: обращайтесь, объединяйтесь по промзонам для того, чтобы эти промзоны освоить. У нас с вами 7 тыс. с лишним гектаров есть - это колоссальный потенциал в развитии промзон.

Также хотел бы отметить, что принято решение, что работу ГЗК будет организовывать Комитет по инвестиционной политике, и мы сейчас составляем план работы до конца года и составляем план работы уже на следующий год. Поэтому всех, у кого есть заявки на инвестиционные проекты, на строительство, прошу обращаться в Комитет, чтобы мы включили их в план работы. Потому что, кроме обращений инвесторов, колоссальный объем работы у нас по земельным участкам для выставления их на аукцион. Это работа с Департаментом земельных ресурсов. Мы должны выдать все ГПЗУ и выставить их на аукцион. То есть у нас огромный объем работы, и прошу вас, обращайтесь, чтобы мы свою работу спланировали и за короткое время могли принимать все решения.

Хочу также обратить внимание на вопрос качество строительных работ и безопасность на стройплощадках. В этом году, надо отметить, что Мосстройнадзор активизировал свою работу. Мы ставим задачу повысить качество строительных работ. Мы считаем, что Москва с нашими ценами на недвижимость имеет полное право на качественную недвижимость. Мы должны строить качественные объекты. Поэтому количество проверок повысилось, серьезно повысилась сумма штрафов: 220 млн Стройнадзором предъявлено штрафов в этом году за некачественное исполнение своих обязательств. Для примера, за 2011 год было 86 млн, т.е. серьезно они эту работу ведут. И особенно обращаю внимание на технику безопасности. Вы знаете, хорошая традиция, но очень печальная, собирать каждый год в храме Христа Спасителя семьи погибших строителей. Вот наша задача, чтобы количество этих людей не увеличилось, а для того, чтобы не увеличилось, нужна системная работа, и мы поэтому любой свой штаб либо начинаем, либо заканчиваем с техники безопасности. Я обращаюсь к Строительному комплексу, мы будем продолжать эту работу, и лично, персонально руководители ответственны за эту работу.

Также я хочу отметить, что для того, чтобы город развивать, мы выбрали для себя порядка 20 приоритетных проектов, где мы видим точки развития города. Так называемые точки роста. Об этом более подробно в своем выступлении расскажет Сергей Олегович, но я могу назвать, что это крупные, знаковые проекты - это целые территории. Например, мы для себя определили, что территория вдоль Москвы-реки будет полностью развиваться как отдельный проект. То же в отношении территорий развития вдоль всех станций метрополитена строящихся, вдоль железной дороги, вдоль основных автомобильных трасс - мы всю эту работу выводим в отдельный проект и будем в первоочередном порядке рассматривать.

Хочу сказать несколько слов о развитии новой территории. Я абсолютно убежден, что вот это решение о присоединении территории, оно с годами еще больше будет оценено. Это, безусловно, колоссальный для Москвы плюс. Конечно, на нас сейчас свалилась огромная работа. Один пример: в субботу мы выехали на объезд, так вот на территории между Калужским, Киевским шоссе, МКАД и деревней Мамыри на сегодняшний день выдано разрешений на строительство и утверждено проектов планировок на 7 млн кв. метров. Из них 3 млн кв. метров строится. Для сравнения, Сити - гордость Москвы, она 4 с половиной млн кв. метров. И затраты на транспортную инфраструктуру уже сегодня составляют 60 млрд. Единственный плюс, там всё - рабочие места. Там жилье нельзя строить, там рабочие места, и это ложится в нашу концепцию развития, но, конечно, чтобы все это заработало, надо сейчас ускоренно принимать решения по развитию там транспорта. Поэтому мы поведем, безусловно, туда метро, Сергей Семенович Собянин поставил задачу посмотреть трассировку в ближайшее время, как можно ближайшие линии метро туда продлить.

А в целом, я хочу сказать, что если сегодня на территории Москвы у нас выдано разрешений на строительство на 32 млн кв. метров, то на новой территории у нас строится объектов на 15,6 млн кв. метров. Т.е. это колоссальный потенциал, это большая работа, которая сейчас ведется Департаментом развития новых территорий. Мы вынуждены были создать специальный такой департамент, понимая масштабность застройки. Мы сейчас вместе с Департаментом земельных ресурсов совместно изучаем все потенциальные точки развития на новых территориях. Много там, конечно, что делается и без разрешения на строительство, и без генеральных планов, но это в любом случае наш строительный потенциал, это наши будущие налоги. Поэтому наша задача - как можно быстрее принять там все решения, чтобы мы могли позволить инвесторам строить то, что нужно городу.

Несколько слов хотел бы сказать о самовольном строительстве. Самовольное строительство - это равнозначно воровству. Это воровство общественного пространства, это воровство доходов города, и мы с воровством будем бороться. За последние два года мы в общей сложности снесли 78 объектов на 117 тысяч кв. метров. Эту работу мы будем продолжать, более того, мы ее будем усиливать, будем привлекать к этому префектуры, управы, чтобы пресекать самовольное строительство на стадии начала строительства, а не уже потом, чтобы мы через суды начинали это сносить. Поэтому я прошу на это обратить внимание некоторых инвесторов-застройщиков, особенно на новой территории, которые этим злоупотребляют. Вообще, надо сказать, что за шесть месяцев переходного периода передачи территории от одного субъекта к другому все административные барьеры были сняты, всем, кто что хотел, раздали: проекты планировок, разрешения на строительство… Сейчас, конечно, мы все это еще раз проанализируем, и что не мешает, то будем строить, а что мешает, конечно, строить не будем.

Также я хотел обратить внимание, что на сегодняшний день мы ведем работу по сокращению административных процедур. Не все удалось сделать, на сегодняшний день очень сложная работа по административным регламентам идет. На уровне взаимоотношений с профессиональным сообществом мы все барьеры, которые у нас есть внутри, практически сняли. У нас сегодня построены отношения с Департаментом финансов отличные, с Департаментом экономики, с Правовым управлением. Сегодня изменение Адресной инвестиционной программы при необходимости мы можем провести за две недели. Когда такое было? Любое решение приняли, за две недели документ можем поменять и начинать по нему работать. Это, конечно, очень влияет на возможность быстро принимать решения и на организацию работы.

Но в то же время еще много у нас осталось недоработок в этом вопросе, поэтому мы будем продолжать эту работу, тем более что вышла дорожная карта, согласно которой мы должны серьезно сократить сроки принятия решений по всем вопросам, связанным с градостроительной деятельностью. Также я хочу проинформировать, что мэром утверждено новое положение о работе ГЗК. Работа ГЗК существенно упростилась, многие вопросы передали на полномочия рабочих групп. Сегодня мы можем, скажем, выдавать на объекты размером менее 5 тыс. кв. метров (кроме ЦАО) ГПЗУ решением рабочей группы, без обсуждения вопроса на ГЗК. То есть обратился инвестор, мы готовы в течение месяца дать ГПЗУ на объекты, как я уже говорил, учебно-воспитательные, учебно-образовательные, культурно-просветительские, лечебно-оздоровительные, социально-реабилитационные, спортивно-рекреационные, объекты гаражного и промышленного назначения. Ко всем инвесторам обращаюсь, если кто попадает под эту категорию, шлите письмо на имя рабочей группы, в течение месяца выдадим ГПЗУ.

Еще целый ряд вопросов мы теперь сможем решать по упрощенной схеме. Но самое главное, коллеги, мы поставили себе задачу до конца года утвердить ПЗЗ для исторического центра города. После утверждения ПЗЗ в историческом центре работа по выдаче документов будет вестись в автоматическом режиме. Еще принято решение, что там, где утвержден проект планировки, мы уже ГПЗУ на ГЗК не выносим. Если проект планировки утвержден, мы автоматически принимаем решения о выдаче ГПЗУ.

Заканчивая свое выступление, я хотел бы поблагодарить всех наших депутатов. Потому что очень много законодательных инициатив было внесено как на уровне Мосгордумы, так и на федеральном уровне, которые, безусловно, дают огромную пользу. Я хотел бы поблагодарить, конечно, наши префектуры, потому что тяжелый объем работы у префектур, особенно сейчас вот с населением, с публичными слушаниями. Колоссально тяжелая работа, но справляемся мы с этой работой. Хочу поблагодарить всех членов правительства, всех, кто здесь присутствует, руководителей департаментов, тех, с кем мы вместе работаем над решением всех задач. Конечно, наших строителей и инвесторов. Про строителей я хочу сказать: мы сверхсложную поставили задачу - мы сроки строительства сократили на 30% минимум. Как яркий пример: Петр Николаевич Аксенов мне говорит, что мы готовы поехать на днях открывать развязку на Варшавском шоссе. Мы начали реконструкцию меньше года назад, по проекту - 28 месяцев срок строительства. И в этом году уже развязку заканчиваем. Еще надо отметить, что и стоимость мы серьезно сократили. Кроме сроков, еще и стоимость строительства сокращена: где-то за счет технологических решений, где-то за счет снижения на аукционах. Поэтому наши строители находятся в очень тяжелых условиях, и я благодарю их за терпение, за взаимопонимание.

Конечно же, нашим инвесторам хочу высказать тоже слова благодарности, потому что мы за прошедший год фактически со всеми крупными корпоративными инвесторами составили планы работы, с некоторыми инвесторами у нас составлены планы работы на ближайшие пять лет. Мы понимаем, у кого какие земельные участки, что они хотят строить, мы говорим, что может город строить здесь, что не может, это тоже большая, системная работа.

Ну, и конечно, я хочу поблагодарить руководство непосредственно Комплекса градостроительной политики, потому что самый основной объем работы лег на всех присутствующих здесь, сидящих в президиуме, и тех, кто сидит в зале.

Спасибо за внимание.