Главная / Стенограммы
9 апреля 2012 г. 17:54

Выступление мэра Москвы Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о перспективах развития Москвы на совещании по вопросам развития Московской агломерации под председательством президента РФ Д. Медведева

С. Собянин: Уважаемые коллеги! В начале своего выступления я хотел бы поблагодарить Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, и коллег из Московской области и Совета Федерации за помощь и поддержку в принятии исторического решения о расширении границ Москвы. За этот период провели десятки слушаний с населением, встреч с активом этой территории. Приняты десятки соответствующих решений органов местного самоуправления и региональных парламентов.

Сегодня перед органами исполнительной власти города стоит задача обеспечить плавный переходный период - передачу управления новыми территориями в состав Москвы. Мы эту работу ведем в ежедневном режиме по каждому направлению, я имею в виду здравоохранение, образование, коммунальную сферу, транспорт и так далее. По каждому из этих направлений составлен четкий план и обеспечение финансированием этих мероприятий, создание новых структур учреждений либо передача действующих структурных подразделений таким образом, чтобы население не заметило этап передачи населения, чтобы не было никаких сбоев в работе всей социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. Уверен, что с этими задачами мы вместе с коллегами справимся.

Разрабатывая в соответствии с поручением президента России предложения о расширении границ столицы, мы исходили из анализа реальной ситуации, в которой находится современная Москва, и тех задач, которые стоят перед городом. Дмитрий Анатольевич обозначил эти задачи в своем выступлении. Поподробнее о чем идет речь.

Очевидно, что в нынешних границах Москва достигла пределов своего развития. Я попрошу слайды, они у всех есть, для того чтобы проще было воспринимать информацию. Вот несколько цифр: население Центрального федерального округа сегодня составляет 38,5 млн человек, их них 11,5 млн являются жителями Москвы. Но самое главное - динамика, процессы, которые происходят на этой территории. За последние 10 лет население Москвы увеличилось на 1,5 млн человек, соответственно, увеличилось население и Московской области на 0,5 млн человек. Впервые был зафиксирован не только миграционный, но и естественный прирост на этих территориях. К сожалению, это скорее всего исключение в Центральном федеральном округе, потому что в других регионах ЦФО, за исключением Белгородской области, население уменьшается. Как результат, доля населения московского региона в общем населении ЦФО продолжает расти, и сегодня она достигла почти 50%. Плотность населения Московского региона в 10 раз превышает плотность населения любого другого субъекта Федерации в Центральном округе, и скорее всего эти процессы будут продолжаться и дальше, означая, что концентрация населения будет продолжаться в этом регионе и в дальнейшем. Также отчетливо видна тенденция и к концентрации рабочих мест. За 10 лет даже с учетом сокращений в период кризиса, реструктуризации промышленности и так далее абсолютное увеличение количества рабочих мест в Москве и Московской области составляет 1,7 млн новых рабочих мест. При этом внутри самой Москвы по концентрации труда абсолютно доминирует исторический центр. Причем это не какая-то традиция, это новое веяние или новая тенденция, которая достаточно жестко проявила себя в последние годы. 20 или 30 лет назад значительная часть рабочей силы концентрировалась в промзонах, ближе к окраинам. Там сегодня практически рабочих мест нет или они уменьшаются, а в центре появляются новые и новые рабочие места.

Естественно, что такую структуру занятости невозможно обеспечить без активной трудовой миграции населения, что, в свою очередь, вызывает сверхвысокую нагрузку на транспортные коммуникации. В режиме хронической перегрузки работает сегодня свыше 40% линий московского метрополитена. Перегружена улично-дорожная сеть Москвы и все вылетные магистрали в радиусе 30 – 40 км от МКАД. За пределами этой зоны, в радиусе 50 – 70 км, они находятся на пределе пропускной способности. Миллионы людей вынуждены проводить в транспорте по несколько часов в день, существенно сокращая как время отдыха и досуга, так и время активной трудовой деятельности.

Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Современный Московский регион продолжает развиваться в рамках сложившейся моноцентричной структуры с единственным центром и широкой периферией. Из-за этого и в городе, и в Подмосковье, и в регионах ЦФО нарастают серьезные структурные проблемы. Прежде всего это дисбаланс между многочисленными зонами расселения и единственной значимой зоной приложения труда. В свою очередь это порождает транспортный коллапс, снижает качество городской среды, влечет за собой серьезные экологические и социальные проблемы.

Как предлагается решать эти проблемы Московского региона? На наш взгляд, необходимо идти путем, который прошли до нас множество крупных городов мира, а именно создавать рационально организованную, большую Московскую агломерацию, внутри которой будут функционировать не один, как сегодня, а несколько крупных центров деловой и общественной жизни. Такая полицентричная агломерация снимет проблемы некомфортного проживания из-за чрезмерной концентрации людей в одном центре. В то же время агломерация позволяет обеспечить устойчивое развитие экономики на базе удобных технологических и логистических цепочек. По оценке экспертов, большая Московская агломерация могла бы включать в себя Москву и Московскую область. Сразу подчеркну, речь не идет о слиянии двух субъектов Федерации, о чем много говорилось.

По большому счету общая задача - обеспечить согласованное и сбалансированное развитие Москвы и Московской области за счет эффективной координации усилий федеральных органов власти, правительства Москвы и правительства Московской области. И в действительности первые шаги в этом направлении уже сделаны. Создана объединенная коллегия органов власти Москвы и Московской области. Мы эффективно сотрудничаем по таким вопросам, как экология, борьба с чрезвычайными ситуациями, и рядом других. В апреле прошлого года мы согласовали программу развития Московского транспортного узла до 2020 года. Это достаточно сложная программа, над которой мы работали все вместе. Она обеспечивает координацию усилий федеральных, городских, областных органов власти, руководства российских железных дорог по решению транспортных проблем региона. Подготовка такой масштабной программы была непростой задачей, но благодаря конструктивному настрою коллег мы ее решили.

Программа развития Московского транспортного узла предусматривает следующие мероприятия. Во-первых, это интеграция различных видов общественного транспорта за счет создания системы транспортно-пересадочных узлов, единых систем оплаты проезда. Сегодня все виды общественного транспорта, как правило, не связаны друг с другом. Даже если они, их линии, физически пересекаются, то нормального перехода пассажиров из одного вида транспорта в другой, комфортного перехода, не происходит, потому что они, по сути дела, изолированы друг от друга, более того - они насыщены различного вида самостроем, торговыми объектами, ларьками и прочим, и прочим, что, конечно, создает полный дискомфорт при пользовании этими пересадочными узлами.

Во-вторых, планируется обеспечить приоритетное развитие пригородного железнодорожного транспорта, который возьмет на себя основную роль в дальних пассажирских перевозках. На сегодняшний день пригородный железнодорожный транспорт двигается достаточно медленно, более того, он перегружен по маршруту до МКАД, а после МКАД люди в основном выходят, пересаживаются на метро, и он дальше едет полупустой, а метро чрезвычайно перегружено. Здесь необходима и единая тарифная политика. Первые попытки такой тарифной политики сделаны - мы уменьшили стоимость пригородных сообщений внутри города, и это сразу позволило на десятки процентов увеличить объем перевозки на пригородных поездах в границах города.

В-третьих, мы должны продолжить модернизацию вылетных магистралей в Москве и Московской области с перспективой организации скоростного автобусного сообщения. С коллегами из Министерства транспорта мы отработали график реконструкции таких магистралей как в городе Москве, так и в Московской области. И конечно, правительство Московской области сегодня обеспечивает поддержку этих проектов, даже если они являются федеральными, потому что подготовка инфраструктуры территории для прокладки этих магистралей - для этого нужны совместные скоординированные действия.

И четвертое. Необходимо сооружение новых хордовых дорог, которые позволят людям перемещаться между различными центрами агломерации, минуя Москву, а внутри Москвы - минуя центральную часть города.

Теперь более подробно о новых территориях Москвы, развитие которых теперь входит в сферу нашей непосредственной ответственности. Мы полагаем, что на новых территориях целесообразно выделить следующие градостроительные зоны с различным режимом освоения: ближний пояс, где будет уместна частичная урбанизация; средний пояс, где следует реализовывать проекты создания локальных градостроительных комплексов и социальных объектов в природном окружении; и дальний - это в основном рекреационный пояс, предназначенный для развития туризма, отдыха, сохранения сложившейся природной среды (по площади именно он будет наибольшим). В ближнем поясе, напомню, уже приняты решения с учетом утвержденных генеральных планов строительства жилья около 30 млн кв. м. На новых территориях прорабатывается размещение шести новых центров деловой и общественной активности, что чрезвычайно важно. Это административно-деловой кластер, включая правительственный квартал, финансово-деловой центр, кластеры исследований и инноваций, университетский кластер, медицинский кластер, рекреационно-туристический кластер, административно-деловой и финансовый кластеры. Варианты размещения в «новой Москве» зданий органов государственной власти, офисно-деловых центров находятся, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, в стадии проработки. Желание переехать в «новую Москву» высказывают и многие крупные и средние компании, для которых сегодня размещение в центре города не всегда экономически целесообразно. Главное - обеспечить для их сотрудников нормальную транспортную доступность. Также предстоит определиться с размещением объектов финансово-делового центра.

Инновационные кластеры. Прежде всего это «Сколково» и Троицк. Перспективы «Сколково» понятны, добавлю лишь то, что с учетом принятого решения о проведении G8 необходимо ускорить строительство инфраструктуры на этой территории. Это потребует смещения сроков ранее принятых планов в сторону сокращения. За три года (2012 – 2014 годы) мы намерены создать для «Сколково» совместно с коллегами из области и правительства Российской Федерации эффективную транспортную инфраструктуру. По этому поводу прошел целый ряд совещаний в Министерстве транспорта с участием Министерства финансов, вице-премьеров, для того чтобы утвердить и инфраструктурную схему, и график проведения работ. Сегодня такой график расписан практически помесячно и требует достаточно жесткой координации и исполнения решений, для того чтобы мы вписались в те жесткие сроки, которые там прописаны. Сколково получит удобный выход в Москву, в том числе за счет создания на территории города новой скоростной магистрали, Северо-Западной хорды, которая пройдет по западным и северным районам Москвы. Сооружение этой магистрали уже идет полным ходом.

В Троицке предполагается развивать традиционную специализацию этого наукограда - ядерные и лазерные технологии, современную медицину, новые материалы. Например, на базе Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Курчатовский институт планирует организацию мега-проекта по созданию установки для термоядерного синтеза типа «Токамак». Мы неоднократно с Михаилом Валентиновичем (М.В. Ковальчук - директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт») в годы еще моей работы в правительстве и после этого неоднократно встречались, проговаривали эти планы - они вполне реальны, но требуют, конечно, поддержки правительства. На самом деле этот проект будет одним из самых крупных в мире и даст толчок развитию тысячам малых и средних инновационных предприятий в этом месте.

Чтобы Троицк активно развивался, притягивал к себе перспективную молодежь, в городе нужно реализовать проекты повышения качества городской среды, строительства социальных объектов, как, собственно, и в других населенных пунктах.

Университетские и образовательные кластеры: создание на новых территориях одного-двух студенческих кампусов и жилья для преподавателей откроет возможность для нового, современного обустройства университетов, многие из которых сегодня расположены в Москве и разбросаны по различным территориями. У каждого университета есть 20 – 30, а то и 80 различных офисов, своих объектов, между которыми преподаватели и студенты добираются часами.

Конечно, необходимо, пользуясь такой ситуацией, попытаться создать новые университетские кластеры. Проработки таких вариантов есть. Здесь Ливанов Дмитрий Викторович (Д.В. Ливанов - заместитель Министра образования и науки России) находится. Я знаю, что такие проекты рассматривал его университет. Собственно говоря, мы ничего нового не придумаем, в свое время бурное развитие юго-запада Москвы начиналось со строительства высотки МГУ на Воробьевых горах.

Медицинские кластеры: на новых территориях возможно размещение клиник и реабилитационных центров.

Рекреационно-туристические центры: лесные массивы занимают 50 тыс. га, то есть, по сути дела, треть новой Москвы. На них расположены более 10 особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.

Должен успокоить экологов, мы не только не собираемся нарушать природную среду, а, наоборот, собираемся ее улучшать. После присоединения к городу эти территории будут развиваться как крупные национальные парки, охраняемые территории, центры изучения и охраны живой природы, отдыха, туризма и рекреации.

Что касается строительства жилья: развитие новых территорий открывает новые возможности и для жилищного строительства. При этом мы должны переходить на строительство комфортного малоэтажного жилья с опережающим размещением мест приложения труда и всей необходимой социальной инфраструктуры. Это чрезвычайно важно с учетом того, что я говорил ранее о том, что у нас на окраинах сложился колоссальный дефицит мест приложения труда. Поэтому мы как минимум должны создавать новые жилые массивы, сбалансированные с рабочими местами, а по-хорошему, даже с профицитом, чтобы восполнять тот дефицит, который есть на близлежащих территориях.

Важно, чтобы создавался профицит привлекательных рабочих мест. На новой территории не должны воспроизводиться и проблемы старой градостроительной политики, которые существуют сегодня в городе, хотя, надо признать, это будет непросто, с учетом того, что сегодня уже ведется достаточно массированное жилищное строительство и на руках у инвесторов имеется вся градостроительная документация, хотя, с другой стороны, на присоединяемых территориях есть отдельные и очень неплохие проекты, выполненные на самом современном уровне.

С чего предполагается начать освоение новых территорий? Первая и срочная задача - это благоустройство населенных пунктов, модернизация социальных объектов, решение проблем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, максимальное приведение их к городскому стандарту, в том числе это касается и большого количества дачных поселков, многие из которых сегодня лишены нормальной инфраструктуры.

Следующая задача - развитие транспортной инфраструктуры как на новой территории, так и на существующей территории города с этой стороны. В частности, в ближайшие годы предстоит сформировать внутри МКАД три новых хордовых направления - Северо-Западную хорду, Северо-Восточную и Южную рокаду, две из них будут иметь выходы на новые территории. Как я уже говорил, Северо-Западная хорда уже строится. Запланированы реконструкции МКАД, Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы и Калужского шоссе. Реконструкция Варшавского шоссе уже идет и будет закончена к концу текущего года.

Еще одна задача - это реконструкция или новое возможное строительство поперечных направлений на новых территориях, например трассы Солнцево-Бутово-Видное, которое может стать дублером МКАД на этом участке.

В Адресную инвестпрограмму Москвы на 2012 – 2014 годы заложен первый транш средств на мероприятия по развитию дорог на новых территориях либо на территориях, обеспечивающих связь с ними. Уже в этом году за счет федеральных средств РЖД должно начать реконструкцию направлений Москва-Переделкино и Москва-Усово с перспективой запуска пригородных экспрессов. Я хочу сказать, что эта программа реконструкции пригородных направлений охватывает не только эти два направления, она охватывает практически все вылетные пригородные магистрали. Речь идет о четкой приоритизации сроков выполнения этих мероприятий. Мы с Министерством транспорта утвердили соответствующий график совместно с коллегами из РЖД.

Все эти инфраструктурные проекты нужны не только для развития новых территорий, но и в целом жителям Москвы и Московской области. Они развиваются не в ущерб кому-либо, а, наоборот, для гармоничного развития всей агломерации. Одной из задач, которую мы решаем в ходе расширения Москвы, является создание условий для превращения нашего города в мировой финансовый центр. Основным вкладом новых территорий в реализацию планов по созданию МФЦ станет решение накопившихся проблем Москвы: это разумно организованная агломерация, ее полицентрическое развитие, транспортная схема, возрождение исторического центра, строительство новых гостиниц, объектов отдыха и рекреации, создание новых кластеров здравоохранения, науки и образования.

Для того чтобы понять, какие практические шаги необходимо предпринять для формирования большой Московской агломерации, какие направления развития являются наиболее перспективными, в январе 2012 года правительством Москвы совместно с коллегами из Московской области был объявлен международный конкурс по разработке проекта концепции развития Московской агломерации. На участие в конкурсе поступило 67 заявок, из которых 30 представлено российскими организациями, 37 - зарубежными. Среди них были ожидаемые заявки от известных архитектурных и градостроительных бюро Испании, Франции, Италии, Голландии и Соединенных Штатов. Были несколько неожиданные заявки, например, из Вьетнама и Молдовы.

Д. Медведев: Интересные заявки-то?

С. Собянин: Да, но, к сожалению, не прошли предварительный отбор. После проведения оценки поступивших заявок международная группа экспертов определила 10 авторских коллективов, которым предстоит право разработки концепции развития агломерации. Россию представляют четыре коллектива, из других стран - шесть. Техническое задание концепции включает требования к разработке предложений по трем пространственным уровням: для Московской агломерации в целом, для юго-западного сектора, включая Москву и присоединенные территории, и третье - для возможной территории размещения федеральных и других объектов в юго-западном секторе. Обязательным условием для каждого предложения является создание предпосылок для повышения качества жизненной среды: это проработанная транспортная схема, щадящее развитие территории, благоустройство зеленых зон. В результате конкурса мы рассчитываем получить 10 вариантов развития Московской агломерации, из которых жюри выберет лучшее решение. Также предполагается проведение публичной выставки проектов, что позволит высказать свои пожелания всем экспертам. Абсолютного победителя конкурса не будет, все рациональные предложения, поступившие от участников, должны быть учтены в схеме развития Московской агломерации, будущем Генеральном плане и правилах землепользования и застройки.

По срокам. Осенью 2012 года мы рассчитываем подвести итоги конкурса, а затем разработать все основные документы градостроительного планирования. В этой связи несколько просьб и предложений, касающихся корректировки федерального законодательства. Во-первых, сегодня схема террпланирования разрабатывается на территории только одного субъекта. Вместе с тем с учетом специфики большой Московской агломерации и тех задач, которые мы решаем совместно с коллегами из Московской области, было бы целесообразно предусмотреть в Градостроительном кодексе возможность разработки единого документа террпланирования для Москвы и Московской области, который мы будем утверждать совместными решениями органов власти двух субъектов Федерации. Также требуются поправки в земельное, градостроительное и другое законодательство в связи с масштабным изменением границ. У нас есть еще несколько предложений, они включены в проект перечня поручений.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Увеличение территории столицы российского государства, формирование единых планов и согласованных действий федеральных органов власти, правительства Москвы и Московской области, я уверен, будут способствовать гармоничному развитию и Москвы, и Московской области, и всей большой Московской агломерации. В результате столичный регион пойдет по пути превращения в глобальный конкурентоспособный мегаполис первого порядка, который обеспечит высокие стандарты качества жизни для почти 20 млн граждан России, жителей Москвы и Подмосковья, и который должен являться, и сегодня уже является, по сути, локомотивом развития московской экономики. Собственно говоря, в этом и состоит главная цель нашей работы. Спасибо!

Д. Медведев: Спасибо, Сергей Семенович!