Главная / Стенограммы
4 декабря 2012 г. 16:55

Мэр Москвы С. Собянин рассказал участникам II Московского урбанистического форума о новой градостроительной политике

С. Собянин: Добрый день, доброе утро, дамы и господа! Рады вновь вас видеть на Московском урбанистическом форуме, который становится хорошей традицией.

Центральная тема форума — «Мегаполис в масштабе человека». Тема не новая, но чрезвычайно актуальная для современных городов и особенно актуальная для Москвы, которая сегодня переживает одну из самых глубоких трансформаций в истории мировых городов.

Индустриальная эпоха 30 – 80-х годов прошлого века была эпохой бурного роста Москвы, территория которой расширилась в 5 раз, население выросло с 2 до 9 млн человек.

Для Москвы индустриальная эпоха - это не только промышленное производство и рабочие кварталы. В наследство от этой эпохи современная Москва получила индустриальное жилье, индустриальный общественный транспорт, индустрию здравоохранения, образования, культуры, торговли, общественного питания и так далее.

Главные тренды рыночной эпохи последних десятилетий - это индивидуализм и создание рыночной инфраструктуры. В городе открылись современные магазины, офисные центры, в огромных масштабах строилось жилье. И, разумеется, москвичи в массовом порядке пересели с общественного транспорта на автомобиль. В 1990-е годы на весь город было около 1 млн машин, сегодня, в этом году, мы перевалили за 4 млн. В действительности, это очень важные вещи, потому что они, конечно, создали новое, более высокое качество жизни в Москве.

Тем не менее город - это целостный механизм, целостный организм, потому что невозможно изменить что-то одно, не меняя с той же скоростью и другое. В противном случае бурное развитие частного пространства обернется отставанием и даже деградацией общественной инфраструктуры, что, собственно, мы с вами и наблюдаем.

И я должен сказать, что первыми масштаб этих проблем, остроту их поняли не городские власти, а сами москвичи.

Городское сообщество, граждане ясно заявили, что идеология развития нашего мегаполиса, Москвы, должна меняться. Вместо создания отдельных очагов частного благополучия нужно заниматься качеством жизни в городе в целом, и это уже задача, которую должно решать правительство Москвы.

Еще два года назад мэрию критиковали за то, что она ничего не делает. Сегодня нас критикуют в основном за то, что мы делаем либо недостаточно много, либо, наоборот, слишком много, кто как считает. Есть и такие, которые считают, что мы делаем все не так - это тоже нормально. Но за пассивность, за нежелание решать проблемы москвичей нас уже редко критикуют.

Для реализации новой идеологии развития потребовалось применить новые принципы управления городом. Москве нужен был современный уровень менеджмента, требовались новые кадры, готовые отказаться от рутины и заняться решением новых задач. За последние два года аппарат мэра и правительства Москвы сократился на треть, а правительство обновилось почти полностью. Московская городская дума приняла закон о возвращении прямых выборов мэра Москвы, состоялись выборы депутатов местного самоуправления, во власть пришло много новых людей со свежими взглядами. Местное самоуправление получило дополнительные полномочия и серьезные финансовые ресурсы для решения вопросов местной жизни. Городская власть стала более открытой.

Была раскрыта информация о состоянии городских финансов. Бюджет принимается в разрезе среднесрочных программ. Через год или через пять лет каждый человек может сравнить заявленные цели и достигнутые результаты, сделать выводы об эффективности работы правительства Москвы.

Шаг за шагом мы формируем систему взаимодействия, обратной связи с населением. Для этого были созданы специальные интернет-порталы, где каждый человек может оставить просьбу, комментарий, пожаловаться на работу городских служб. Перечень вопросов, по которым принимаются жалобы и предложения, постоянно расширяется: уборка подъездов, ремонт домов, содержание дорог, качество работы поликлиник, соблюдение закона о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним и так далее. Эта система обратной связи позволяет решать одну из главных проблем любого крупного города - преодолевать отчуждение между властью и населением. Люди видят, что их проблемы начинают решаться, и сами более охотно участвуют в делах города.

Есть разные оценки общественной активности городских жителей. Эксперты говорят, что от 40 до 60% взрослого активного населения мегаполисов потенциально заинтересованы принимать участие в каких-либо проектах, готовы предлагать свои идеи или выступать в качестве контролера.

Для Москвы это значит, что власть может опираться на поддержку 2 – 3 млн хорошо образованных, активных и конструктивно настроенных жителей, и это, конечно, в разы увеличивает возможности для созидательной работы. Мы получим качественно другой город, более креативный, привлекательный и комфортный.

Во многом опираясь на предложения граждан, правительство Москвы начало возрождение общественного пространства. За два года было реконструировано и создано заново 50 городских парков, благоустроены тысячи московских дворов. Эти работы выполняются на новом качественном уровне. В парках и во дворах открываются спортивные и игровые городки, устанавливаются уличные тренажеры, в зимнее время заливаются катки и прокладываются лыжные трассы.

В городе было улучшено пешеходное освещение, начаты проекты по созданию пешеходных улиц и наведению порядка с парковкой машин. Только новых деревьев и кустарников в Москве было за последние два года высажено более 200 тыс. Все это постепенно создает в городе новую атмосферу.

Москва - город с положительной демографией. В год рождается более 125 тыс. молодых москвичей, средняя продолжительность жизни превышает 75 лет, поэтому обучение и лечение являются важнейшими приоритетами Москвы. За последние два года в каждую школу пришли новые информационные технологии - ноутбуки для учителей, современные компьютерные классы, электронные дневники. Введена новая система оплаты труда, которая мотивирует учителей повышать качество образования и работать с каждым учеником. Школьные советы, состоящие из учителей, представителей администрации, родителей и учащихся получили реальные возможности по управлению школами: они утверждают бюджет школы и распределяют премии учителям. По сути дела, создается новая система самоуправления школ.

В сфере здравоохранения также проводится кардинальное обновление материальной базы. Устаревшая техника меняется на новое, самое современное медицинское оборудование. В 2013 году городские больницы и поликлиники завершат переход на принципы страховой медицины. Это позволит усилить их мотивацию на качественное лечение пациентов.

И я хотел бы особо подчеркнуть: специфика трансформации образования, здравоохранения и других отраслей городского хозяйства заключается не в том, что они утрачивают базовые свойства всеобщей доступности и бесплатности. Наоборот, эти свойства не только обязательно сохранятся, но и они, эти отрасли, должны научиться создавать новое качество жизни, приобретать новое качество демократичности и быть ориентированными на человека, а не на абстрактный контингент.

Уважаемые коллеги! Самая масштабная и сложная задача для современной Москвы - это выход из транспортного коллапса, который мы все наблюдаем. Для решения этой задачи нам пришлось пойти на достаточно жесткие меры. Правительство Москвы пересмотрело свои отношения с инвесторами, были расторгнуты сотни контрактов на строительство зданий, появление которых ухудшило бы ситуацию на дорогах. Всего прекратили строить недвижимость на 9 млн кв. м. Много это или мало? Для сравнения - это площадь более 30 зданий размером с «Эмпайр-Стейт-Билдинг» в Нью-Йорке.

Естественно, все контракты расторгались цивилизованно, с возмещением издержек, понесенных инвесторами. Многие из них получили от города альтернативные предложения строить там, где это разумно. В результате объем инвестиций за последние годы не только не уменьшился, но и увеличился: в этом году прирост инвестиций составил около 23%. Собственные инвестиции город сконцентрировал на реализации программ развития общественного транспорта, строительства метрополитена и дорожной инфраструктуры.

Сейчас идет строительство десятков километров новых линий метро. Мы проводим реконструкцию крупнейших городских магистралей, строим эстакады, тоннели, пешеходные переходы, выделяем специальные полосы для автобусов и троллейбусов. Через год на улицы Москвы выйдет новый городской трамвай. Приняты меры по возрождению доступного городского такси (буквально за год количество машин такси увеличилось в городе в два с лишним раза) и буквально на днях были озвучены меры по ограничению движения грузового транспорта по крупнейшей городской магистрали - Кольцевой автодороге.

Наконец, в этом году произошло историческое событие для Москвы: город получил новые территории, которые увеличили его площадь в 2,5 раза. На этих территориях предстоит реализовать принципиально новую градостроительную политику - создание полицентрического города. Наряду с историческим центром, где сегодня сложился явный избыток рабочих мест, в Москве должно появиться несколько альтернативных кластеров приложения труда. На новых территориях планируется создать деловые, научные, образовательные, медицинские, спортивные и рекреационные центры. Планы Москвы по развитию метрополитена и новых территорий города представлены на специальной выставке, уверен, что вы с ними познакомитесь.

Уважаемые коллеги! Кажется, Лех Валенса однажды сравнил переход от социализма к рыночной экономике с превращением кастрюли рыбного супа обратно в аквариум с живыми рыбками. Время показало, что это, конечно, непростая, сложная, но все-таки реализуемая задача.

Сегодня перед вами живой, быстро развивающийся глобальный мегаполис - Москва, которая всего 20 лет назад была образцовым коммунистическим городом индустриальной эпохи. Я полагаю, что опыт нашей трансформации заслуживает внимания и может быть полезен для современных городов. И мы со своей стороны будем с удовольствием учиться у наших коллег. Именно для этого и организован этот форум, для этого мы вас пригласили. Спасибо! Успехов в работе!

***

Пожалуй, все выступающие говорили о том, что большие города - это не зло, это не то, с чем надо бороться; это то, что двигает экономикой стран, это то, что двигает миром. И если мы даже сердимся на них, говорим: «Да, они такие-сякие, вбирают все соки из страны»... И много раз приходится слышать это о Москве, что близлежащие области... По сути дела, она забирает весь интеллектуальный капитал, всю творческую интеллигенцию, все финансовые и людские ресурсы, и так далее - это тоже такое клише, которое приходится слышать. Но абсолютно точно было сказано и абсолютно точно подмечено: там, где идет урбанизация, где идет концентрация населения, жителей, именно там происходит экономический прорыв, именно там развивается экономика, ВРП на душу населения, благосостояние - как угодно, и мы это видим с очевидностью.

Это, может быть, не так очевидно в Европе, потому что Европа - это уже единый большой город, но если посмотреть, что происходит на Востоке, на Ближнем Востоке, даже в Америке, мы увидим продолжающуюся урбанизацию, продолжающуюся концентрацию населения. И мне кажется, этого можно бояться, но с этим надо считаться, с этим ничего не сделаешь, это естественные процессы, которые можно попытаться затормозить, но тогда ты затормозишь экономику своей страны, экономику развития цивилизации. Это невозможно! Что возможно и необходимо? Необходимо сделать так, чтобы это развитие и эта концентрация не были уродливыми, чтобы инфраструктура этих городов, этих огромных мегаполисов развивалась хотя бы на полшага вперед своего развития, чтобы правительства, мэры городов, общество понимали, как развивать свой город, каковы его приоритеты.

И коллеги сказали, я с ними согласен, что, конечно, в первую очередь этим приоритетом должна быть инфраструктура, которая создает комфортность проживания в городе, комфортность и для креативного класса, и для всего населения, и, пожалуй, это самое важное во всех подходах. Когда мы говорим об имидже города, о том, что о нем думают, то, конечно, в первую очередь мы должны заботиться не о том, что о нас думают иностранцы, мы, конечно, в первую очередь должны думать, что мы сами о себе думаем, как мы себя оцениваем, потому что мы здесь живем, это наш город, и это важнее всего. Но для этого нужны те коммуникации, которых подчас не хватает, особенно в крупных городах, когда население чувствует себя отторгнутым от власти, когда нет консолидации власти и населения, для того чтобы решать насущные вопросы города. И это, конечно, самая, пожалуй, главная задача, которая стоит перед всеми городами и перед Москвой в особенности - консолидация населения, для того чтобы решить те задачи, которые накопились в нашем городе, сделать его более комфортным, сделать общественное пространство таким, чтобы оно было одним из самых лучших в мире, стране. И тогда мы будем по-другому воспринимать наш город.

Мы делаем только первые шаги в этом направлении, но мне кажется, что мы приоритеты выбрали правильно, и коллеги, которые сегодня говорили, как раз поддерживают наше мнение, поддерживают те направления, которые мы сделали приоритетными.

Если говорить о взаимодействии с другими городами, с другими органами местного самоуправления, как здесь было сказано, конечно, совершенно очевидно, что Москву нельзя рассматривать в отрыве от, к примеру, Московской области. Московская область сегодня строит 8 млн кв. м жилья ежегодно. Она уже, по сути, по своему потенциалу, своему населению сравнялась с Москвой, и это единый мегаполис, который, конечно, нужно развивать вместе, для того чтобы мы чувствовали единое пространство, единое планирование, единую инфраструктуру. Без этого ни Москва, ни Московская область гармонично не будут развиваться. Это еще один серьезный вызов, который мы должны решить. Спасибо.