Главная / Стенограммы
16 октября 2014 г. 10:10

Встреча мэра Москвы Сергея Собянина с московским пулом журналистов

Сергей Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы собрались на традиционной встрече, где можно подробно поговорить и ответить на те вопросы, которые вас интересуют. По сложившейся традиции мы это делаем без каких-то продолжительных вступительных речей. Начнем сразу же с вопросов, чтобы как можно больше была возможность у вас их задать, а мне ответить.

Иван Транченок («Москва FM»): Сергей Семенович, с бюджета начну, пожалуй, и здесь интересно следующее: какие он имеет особенности, нынешний бюджет, с учетом той непростой ситуации - как политической, так и экономической. Вот это интересно сейчас, какие особенности?

Сергей Собянин: Действительно, на этой неделе мы приняли очень важное решение по проекту бюджета, решение непростое в силу того, что слишком много неопределенностей есть, и мы до конца не понимаем, какой объем налогов поступит в бюджет города в следующем году. Тем не менее надеемся на то, что бюджет будет стабильным и падения собираемости налогов не произойдет.

Мы исходили из консервативного сценария, мы не рисовали воздушные замки для того, чтобы не увеличивать дефицит бюджета. Мы полностью сохранили объем социальных программ. На них направлен 971 миллиард рублей. Все программы социальной защиты москвичей: образование, здравоохранение, культура, спорт - все они сохранены и будут выполнены в полном объеме.

И, конечно, мы постарались сохранить инвестиционную программу Москвы в силу того, что от бюджетных инвестиций во многом зависит инвестиционный климат в целом. Потому что сегодня даже по тем программам, которые мы реализуем, на рубль бюджетных инвестиций приходит как минимум рубль частных инвестиций. И очень важно, чтобы в этой инвестиционной программе главным было развитие инфраструктуры - транспортной инфраструктуры, инженерной. Безусловным приоритетом этой инвестиционной программы будет строительство метрополитена и дальнейшая реконструкция дорог.

Нино Иосебадзе (ТАСС): Говоря о градостроительной политике в городе, можно ли сейчас подвести итог по количеству пересмотренных городом инвестконтрактов? О какой сумме идет речь? И в целом, какой объем инвестиций в этом году и ожидается в следующем?

Сергей Собянин: Действительно, мы практически проревизировали все контракты, которые были ранее заключены. Это более тысячи инвестиционных контрактов, из них более 500 было расторгнуто вовсе, а значительная часть из них пересмотрена по видам разрешенного значения и объемам. В результате инвестиционные контракты были уменьшены на 25 миллионов квадратных метров различной коммерческой недвижимости. Это по любым меркам просто колоссальная цифра. Можете ее помножить на себестоимость возведения, можете ее помножить на коммерческую стоимость, но в любом случае - это десятки миллиардов долларов.

Я уже говорил о том, что мы могли этого не делать и ссылаться на то, что контракты заключены - надо городу их исполнять, но, тем не менее, мы прошли значительный, серьезный, конфликтный путь регулирования этих вопросов с инвесторами и не дали возвести те объекты, которые бы окончательно загубили центр города и привели бы к массовой точечной застройке.

Тем не менее объем инвестиций в городе не уменьшился за последние годы, а увеличился. Просто начали инвестировать в другие места, где будет удобно для города, для горожан, по тем направлениям, которые необходимы в первую очередь для города, а не для девелоперов. Это собственно изменения в политике, чтобы инвестиции приходили, в первую очередь, в те отрасли, по тем правилам, которые нужны для комфортного развития города.

В результате в этом году, я думаю, будет введено более восьми миллионов квадратных метров недвижимости, из них три миллиона квадратных метров жилья. Это значительно больше, чем было в 2010 году. Надеюсь, что примерно такой же объем инвестиций будет сохраняться в ближайшие годы. По объему прямых инвестиций в этом году мы ожидаем около полутора триллионов рублей.

Иван Обыденков (Москва 24): У меня вопрос о транспортной инфраструктуре города. Все-таки не снизится ли объем финансирования, учитывая, что экономическая обстановка напряженная? И каких изменений нам ждать в сфере общественного транспорта?

Сергей Собянин: Мы буквально недавно приняли решение об изменении системы управления наземным общественным транспортом, в первую очередь автобусами. Вы знаете, что этот сегмент управлялся и регулировался по-разному. Муниципальный транспорт по одним правилам, частный - по другим. К муниципальному транспорту предъявлялись требования по своевременной замене подвижного состава, требования с точки зрения экологии, комфортности для маломобильных групп населения и так далее. Для частного транспорта предъявлялось одно требование: чтобы он вообще ездил по дорогам. Все остальное не существовало. Более того, коммерческий транспорт выходил на маршруты, которые им были выгодны, невзирая на то, выгодно ли это или невыгодно городу и горожанам. И вы знаете, в коммерческом транспорте льготники не пользовались возможностью проезда на этом транспорте.

Мы сейчас начали переходный период, когда все будут руководствоваться одним правилом, одними требованиями и к подвижному составу, и к категориям пассажиров. Все будут перевозить льготных пассажиров, все будут обязаны обновлять подвижной состав, чтобы он был экологически чистым и приспособленным для маломобильных групп населения. И, конечно, будет уменьшаться количество так называемых маршрутных такси, которые вообще никаким правилам не поддаются.

Это серьезный процесс, который будет длиться около полутора лет. В результате регулярное сообщение должно улучшиться, количество маршрутов увеличится и количество транспорта на дорогах, общественного транспорта тоже будет больше. Это то, что касается наземного общественного транспорта и новых правил управления этим процессом.

А то, что касается инвестиций в общественный транспорт, в первую очередь в метро, - они не будут снижаться, они будут увеличиваться по годам в силу того, что мы все больше и больше вкладываем деньги, увеличиваем объемы строительства постепенно. Те линии метро, которые находились в проектировании, в начальной стадии строительства, - они переходят в активную фазу строительства. Поэтому объемы вложений средств в метро будут увеличиваться. И, соответственно, те планы, которые были у нас по метро, - они будут в целом исполняться.

Анастасия Мартынова (ТВ-Центр): Вопрос касается яркого события этого года - возвращения исторического названия ВДНХ и появления нового красивого места для культуры и отдыха и, собственно говоря, выставки всех достижений. Закончен первый этап реставрации, что дальше?

Сергей Собянин: Действительно, это знаковое место для Москвы, уникальное место, в котором сосредоточено около пяти десятков памятников архитектуры. Место, которое знают не только москвичи, но и практически все россияне. Оно является культовым с точки зрения посещения москвичами и гостями столицы.

Мы постарались буквально за несколько месяцев этого года, после того как передали из федеральной собственности в городскую, привести в порядок памятники архитектуры, фасады, остановили их разрушение, начали реализовывать отдельные проекты наполнения этих памятников новым содержанием. Вы знаете, там была в основном торговля, причем не очень цивилизованная, мягко говоря. Снесли около 400 незаконных строений, благоустроили территорию. Но в дальнейшем, конечно, будем дополнять новым содержанием.

Буквально недавно прошло совещание с Объединенной российской космической корпорацией, правительством Российской Федерации о создании на базе павильона «Космос» современного интерактивного музея космонавтики. Проводим такие же переговоры с Росатомом, с Ростехнологиями и целым рядом других организаций и корпораций. Я думаю, что уже в следующем году будет введен на территории самый большой дельфинарий не только в Москве, но и в Европе. Мы прорабатываем активно проекты, связанные с детским отдыхом, спортивным отдыхом. Вы знаете, что сегодняшнее оборудование, аттракционы, мягко говоря, морально устарели, они требуют замены. Мы, конечно, самым серьезным образом прорабатываем и это направление. И, конечно, будет по-прежнему развиваться выставочная деятельность.

Александр Воронов («Коммерсант»): Скажите, пожалуйста, вопрос по поводу миграционной политики. Собственно, как сейчас строится взаимодействие с федеральными органами, ФМС? Есть ли какие-то новые инициативы в этой отрасли?

Сергей Собянин: Новые инициативы продвигаются. Имеется в виду новая система выдачи патентов, взимание платы, администрирование в этой области. Государственная Дума приняла в первом чтении новый проект закона о миграционной политике. Надеюсь, что в ближайшее время она примет его в окончательном чтении, и мы до конца года получим новый закон, и с 1 января уже будет введена новая система администрирования, оплаты за патент.

Суть этого закона очень простая - довести уплату налогов, уплату в бюджет со стороны мигрантов до уровня или хотя бы приблизить к уровню уплаты налогов в фонды страховые российскими гражданами, чтобы сделать экономически более справедливым отношение к российской рабочей силе и иностранной. Сегодня они совершенно в неконкурентных условиях: мигранты ничего не платят в бюджет, зарплату получают серую, очень порой невысокую, контроля за ними немного.

Хотя в последнее время ситуация начала резко меняться, после того как были приняты поправки в миграционный закон, так называемый 90 на 180. Речь идет о том, что мигрант без оформления трудовых отношений не может находиться в России более 90 дней в течение 180. Это что означает? Это означает, что по прошествии трех месяцев, если у тебя нет на руках трудового договора и законно оформленных трудовых отношений, ты должен выехать из страны не на один день, а на три месяца минимум. Это привело к такой ситуации, что формально возить на границу паспорта и там штамповать их стало невозможно. А если ты не соблюдаешь правила, то рано или поздно ты же все равно выедешь из страны, тогда въезд тебе будет закрыт на пять, шесть, семь лет. Это привело к тому, что въезд закрыт в нашу страну только за последний год 460 тысячам мигрантов, в том числе и тем, которые нарушают миграционное законодательство, уголовное, административное законодательство. И это, конечно, позитивно повлияло на ситуацию.

Елена Егорова («Московский комсомолец»): Можно в добавление к этому задать вопрос? Киргизия планирует присоединиться к Таможенному союзу до конца года или в следующем году и, в частности, потом к ЕАЭС - Евразийскому экономическому союзу. И, в частности, документами этого союза предусматривается свободное движение рабочей силы через границы государств. У нас и так очень много киргизских мигрантов. Как рассчитывалась ситуация для Москвы, как это скажется, когда они уже будут не обязаны получать никакие документы и смогут здесь работать просто на основании этого соглашения?

Сергей Собянин: Я думаю, я надеюсь, что они будут регулироваться таким же образом, как другие мигранты. То есть они все равно должны будут оформлять трудовые отношения по истечении трех месяцев. Для них в этом плане, я надеюсь, ничего не изменится.

Любовь Проценко (Российская газета): Сергей Семенович, на фоне санкций в Европе дешевеют продукты, дешевеет бытовая техника, а как сказывается нынешняя ситуация на экономике Москвы? Вы давали задание найти новых поставщиков продовольствия в столицу. Удалось?

Сергей Собянин: У нас дефицита продовольствия в Москве, как вы видите, нет, все основные группы товаров присутствуют. По большинству из них номенклатура не уменьшилась, а увеличилась. Город инициирует заключение торговых соглашений с бывшими союзными республиками - с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном. Заключаются двусторонние соглашения между нашими сетевыми компаниями, компаниями - поставщиками продовольствия. Активно ведется работа между торговыми предприятиями и поставщиками продовольствия из Турции.

Ну и, конечно, мы активно работаем со всеми российскими регионами. Буквально не так давно закончилась большая ярмарочная программа, по которой практически все регионы были представлены в Москве своим продуктовым рядом. 70 площадок в Москве работало - проводились региональные ярмарки. Все это вместе, мне кажется, позволило стабилизировать продовольственный рынок Москвы, и ни ажиотажа, ни обрушения цен не произошло.

Мы видим какие-то определенные моменты, связанные, скорее всего, не с санкциями, а просто с общей инфляцией, с одной стороны. А, с другой стороны, по ряду продовольственных товаров, в первую очередь по овощам, мы видим даже некоторое снижение по группам товаров. Ну, это, скорее всего, сезонные колебания, во-первых. А, во-вторых, в целом в мире хороший, очень хороший урожай продовольствия, овощей. Может быть и от этого, это и является причиной, что уже и в Европе снизились цены. Ну и еще раз повторю, что у нас по ряду групп товаров наблюдается снижение. Хотя по другим группам мы видим некоторое увеличение. Но еще раз повторю, что это увеличение мы наблюдали с начала года и это не связано с санкциями.

<...>