Главная / Стенограммы
1 июля 2013 г. 11:06

Совещание по комплексному развитию ТиНАО Москвы: С. Собянин, М. Хуснуллин

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги. С того момента, когда эта территория была официально присоединена к Москве, здесь было образовано два административных округа - Троицкий и Новомосковский. Сегодня я предлагаю подвести некоторые итоги нашей деятельности за год и определить ближайшую перспективу развития данной территории.

Должен сказать, что в результате расширения площади Москвы территория города (с учетом огромной плотности населения) стала более сбалансированной и появилась реальная возможность постепенно, шаг за шагом, улучшать сложившиеся диспропорции в развитии города. Это с одной стороны. А с другой стороны - более планомерно развивать новые территории, потому что одной из причин присоединения этой территории, нашей просьбы о присоединении этой территории, было то, что мы видели, какими безудержными темпами застраивались ближайшие районы Москвы, причем без всякой социальной, транспортной инфраструктуры. Последнее окно возможностей, если бы эта территория не вошла в территорию Москвы, захлопнулось бы, и здесь бы было то, что есть на ряде других территорий вокруг Москвы: появился бы огромный, реальный город, состоящий в основном из жилых массивов высотной застройки, без рабочих мест, социалки и инфраструктуры. Я думаю, что от этого не выиграли бы ни жители Подмосковья, ни жители Москвы.

Появилась возможность на новых территориях создавать крупные центры деловой и экономической активности с десятками и сотнями тысяч новых качественных рабочих мест. Соответственно, постепенно должно сниматься избыточное напряжение с исторического центра города, во-первых, появляется возможность работать ближе к местам проживания жителей и «новой Москвы», и «старой» Москвы, и жителей Подмосковья.

Во-вторых, на новых территориях Москвы есть, конечно, возможность для серьезных объемов жилищного строительства. Несмотря на то что мы очень аккуратно относимся к застройке и сдерживаем желание инвесторов сплошь застроить все огромными жилыми массивами, тем не менее, мы понимаем, что потенциал для жилищного строительства у этой территории достаточно большой.

В-третьих, новые территории, конечно, это и гарантии дополнительных инвестиций в экономику мегаполиса, а значит, и возможности повышения уровня жизни и жителей Москвы.

В-четвертых, это, конечно, грамотное развитие новой территории, которое позволит с точки зрения экологических требований более щадяще застраивать эту территорию. Мы гарантируем сохранение зеленого пояса на юго-западе столицы и обустройство зеленых территорий в этом направлении.

Разумеется, я уже говорил, развитие новой территории - это задача на десятилетия, а не на год и не на два. Иногда интерпретируют эту задачу и спрашивают: откуда столько денег и столько рабочих, и вообще, как это возможно - построить целый город одномоментно? Мы не собираемся ничего одномоментно строить. Это спокойная плановая работа на десятилетия. Но это, конечно, не значит, что первые годы территория будет оставаться в замороженном состоянии, без внятных планов и перспектив, тем более что когда мы взяли эту территорию, уже было выдано разрешений на строительство жилья и прочих объектов на 15 млн кв. м. Мы сегодня после ревизии в значительной части эти стройки остановили. Пока видим возможность строительства где-то на 8 млн кв. м, что, конечно, много, но, тем не менее, это компромисс, который мы находим с застройщиками.

Кроме того, мы за последний год интенсивно проводили мероприятия по разработке градостроительных решений, в том числе общей территориальной схемы развития территорий. Эта работа подходит к завершению, и я надеюсь, что мы до конца года территориальную схему примем. Но, конечно, кроме этого мы рассматриваем локальные зоны градостроительной застройки, которые уже сами по себе начинают развиваться с учетом предыдущих решений, с учетом корректировки акцентов, которую мы сделали.

Сегодня были в Коммунарке. Там предполагается - и проект планировки уже заканчивается - около 300 га территории, которая будет застраиваться, она будет состоять из трех частей. Первая часть - это образовательный центр, образовательный кластер, где будут студенческие учебные корпусы, вторая - это медицинский кластер, и третья - административно-деловой кластер, то есть вся эта территория будет одновременно поделена на три кластера. Таким образом, там не будет жилья, это будет как раз образовательный, здравоохранительный, административный кластеры, которые дадут возможности для обслуживания огромного количества людей и новые рабочие места.

Помимо Коммунарки на новой территории активно развивается Румянцево, я сегодня там тоже побывал. Идет активное строительство, за последнее время объем инвестиций в эту стройку составил где-то около 30 млрд рублей, и такая активная инвестиционная деятельность стала возможной благодаря четким перспективам транспортных коммуникаций, которые мы проводим.

В целом сейчас там около 16 тыс. рабочих мест, новый комплекс, который строится, даст еще дополнительно около 40 тыс. рабочих мест. Это рабочие места для Солнцево, Ново-Переделкино, Московского поселка, Южного Бутово и так далее, то есть для всех, кто проживает в этой зоне, чтобы они не мотались каждый день в Москву и обратно, простаивая в пробках часами.

Для того чтобы была нормальная транспортная доступность, этого достаточно, большого кластера, который будет и дальше развиваться (общий объем рабочих мест, которые там будут создаваться, около 150 тыс.), мы приняли решение о строительстве метрополитена до Румянцево и Саларьево. Мы год назад приняли решение - сегодня уже полным ходом идет строительство метрополитена, и уже в 2014 году в Румянцево появятся станции метрополитена. Это снимет огромный поток людей, которые двигаются сегодня по Киевке, Калужке на перегруженные московские улицы (это Ленинский проспект, Профсоюзная и так далее), и даст возможность обратного перетока людей из центра города на новые территории, для того чтобы можно было там работать.

(…) Начато создание трех новых парков городских на этой территории - это спортивный парк в поселении Краснопахорское, прогулочный парк «Сосны» в поселении Новофедоровское и народный парк в Марушкинском поселении. Планируемые под парки территории представляют собой в основном заброшенные пустыри или плохо обустроенные территории. В 2013 году мы выполним первый этап - появятся детские спортивные площадки, велодорожки, прогулочные зоны, цветники и так далее. На следующий год мы продолжим эту работу. Всего, как я раньше говорил, в Новой Москве предусмотрено создание 45 парковых территорий - это мы пока предполагаем, но должен сказать, что только в этом году в Москве дополнительно к имеющимся паркам принято решение построить 49 новых так называемых «народных парков», и мы эту программу выполним. Я думаю, что на новой территории наши аппетиты и желания в плане обустройства этой территории будут с каждым годом все возрастать.

За счет строительства новых детских садов и развития гибких форм дошкольного образования мы в 2014 году должны ликвидировать очередь в детские сады... Уже открыто два детских сада, в этом году планируется ввести в эксплуатацию еще шесть детских садов.

(…) В августе уже начнется возведение модульных амбулаторных блоков в поселках Крекшино, Знамя Октября, на фабрике имени Первого Мая, в поселении Первомайском, эти учреждения будут рассчитаны на 100 - 150 посещений в смену. Это суперсовременные блоки, оснащенные всем необходимым оборудованием. В общегородскую программу строительства 50 новых поликлиник включены объекты в Щербинке, Сосенском и Первомайском.

Теперь несколько слов о дорогах и метрополитене. Тема, которая является наиболее болезненной как для москвичей в границах «старой» Москвы, так и для жителей, которые проживают на территории «новой Москвы». Сегодня Калужка уже практически стоит, с учетом того, что она и раньше особо не радовала скоростью, трафиком, сегодня, с учетом того, что здесь введены дополнительные объемы жилья (причем они вводились вне зависимости от того, переводилась эта территория в Москву или нет - стройка велась уже несколько лет), Калужка окончательно встала, в часы пик по ней проехать практически невозможно.

Поэтому мы приняли решение, как я уже сказал, о строительстве метрополитена на новой территории. Причем приняли решение не только по Румянцево, мы сразу приняли решение по трем направлениям. Первое направление - это строительство в Солнцево - Ново-Переделкино с выходом дальше на новую территорию в Рассказовку. Второе направление, как я уже сказал, - это Румянцево и Саларьево. И третье направление - это метро в Коммунарке. Четвертое, которое тоже касается этой территории, - это улучшение движения метрополитена, более интенсивная линия в Бутово, которая поможет перевозить гораздо больший объем пассажиров.

Идет в настоящее время проектирование дорожного каркаса Троицкого и Новомосковского округов. Речь идет о реконструкции существующих дорог и строительстве новых. Реконструкция Калужского шоссе предполагает организацию бессветофорного движения. По сути дела, это будет новая дорога, которая во многих местах пойдет в обход существующей застройки. Никаких поселков мы сносить там не собираемся. Кстати, то, что мы будем проходить, в том числе, по новым коридорам, позволит избежать усугубления дорожных проблем при строительстве.

Принято решение о реконструкции Внуковского шоссе, центральной автодороги в Коммунарке, дороги от Киевского до Боровского шоссе и ряда других проектов. На многих дорогах работы начнутся уже этой осенью, по другим ведется интенсивное проектирование, которое в основном должно быть закончено до конца этого года.

Таким образом, год не прошел впустую. Впереди немало масштабных задач по всем направлениям развития «новой Москвы». Поэтому мы более подробно поговорим на эту тему, послушаем, какие вопросы озвучат наши коллеги, руководители местного самоуправления. Марат Шакирзянович (М.Ш. Хуснуллин - и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства), пожалуйста.

М. Хуснуллин: Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемые коллеги! Новая территория Москвы должна стать основой для начала полицентрического развития столицы, прекращения центростремительных тенденций в градостроительстве, базой для создания комфортных условий проживания и работы в мировом мегаполисе.

На начальном этапе очень важно было заложить правильный фундамент будущего развития, избежать старых ошибок. Прошедший год - это работа Комплекса градостроительной политики и строительства и всего правительства именно в этом направлении.

За прошедший год была сформирована концепция развития Московской агломерации с учетом мнений и предложений лучших мировых урбанистов. Самое главное, что мы фактически уже на законодательном уровне приняли решение, что Московская агломерация должна развиваться в согласованных градостроительных планах. Близки к завершению разработки территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов. Думаю, что осенью этого года мы представим эти документы на утверждение. Хочу напомнить, что на существующей территории до присоединения к Москве было уже утверждено пять генпланов поселений, 147 проектов планировок, было выдано более 5 тыс. разрешений на строительство, как уже сказал Сергей Семенович, более чем на 15 млн кв. м. С целью интеграции сложившейся здесь комплексной застройки в стандарты, в том числе по обеспечению социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, применяемые в Москве, проведены переговоры практически со всеми инвесторами, и сейчас идет процесс корректировки ранее выпущенной документации. Те объекты жилья, строительство которых было начато, мы достраиваем, но дальше мы все генеральные планы корректируем. Я могу сказать, что у нас практически со всеми инвесторами на сегодняшний день достигнуты договоренности, и только результаты этих переговоров привели к тому, что инвестор, занимающийся комплексным освоением, за счет собственных средств построил 30 детских дошкольных учреждений, 14 школ и пять поликлиник. Это результат нашей работы буквально за последний год.

Разрабатываемые документы лягут в основу актуализированного Генерального плана Москвы с горизонтом планирования 20 лет и с перспективой на 50 лет, работа над которым завершится в следующем году. Подготовлен и уже принят федеральный закон по регулированию земельных отношений на новой территории, который позволит нам создать транспортные коридоры. Определены 12 основных «точек роста» новой территории. Основной акцент сделан на создании новых рабочих мест и мест проживания, что решит задачу экономического развития территории, снизит маятниковую миграцию и, безусловно, повысит уровень собираемости налогов на новых территориях.

Всего мы планируем, что на новых территориях будет около 1 млн новых рабочих мест.

Наши основные «точки роста» - это технопарк «Румянцево» и «Мосрентген». Как уже сказал Сергей Семенович, там сейчас ведется активная работа. В стадии строительства находятся 2 млн 800 кв. м недвижимости, и там будет создано порядка 150 тыс. рабочих мест. И никаких нет сомнений, что эти объекты будут построены в ближайшие годы.

Вторая «точка роста» - это административно-деловой центр в поселке Коммунарка, территория около 307 га, на которой будет построено порядка 3 млн кв. м недвижимости. Это будет образовательный кластер, медицинский кластер, административно-деловой кластер со всей развитой инфраструктурой. Это будет один из лучших районов Москвы, там будет проживать порядка 30 тыс. жителей, порядка 30 - 40 тыс. ежедневно работающих.

Ведется строительство инновационного центра «Сколково». Это также 31 тыс. новых рабочих мест, полностью обеспеченных транспортной, инженерной инфраструктурой. Мы эту работу активно ведем как за счет средств бюджета, так и с участием средств федерального бюджета.

В стадии планирования находится кластер «Внуково» (это развитие территории вокруг аэропорта Внуково), мы до конца года представим его на обсуждение. Мы можем сейчас там видеть строительство большого выставочного центра, офисных деловых центров и создание более 10 тыс. рабочих мест.

Ведутся проектные работы по созданию международного финансового центра на территории Рублево-Архангельского. Если бы эта территория не вошла в состав Москвы, там было бы построено 5 млн кв. м жилья. Сегодня благодаря той работе, которую мы ведем со Сбербанком, договорились, что там будет также порядка 30 тыс. рабочих мест и проживающих тоже порядка 30 тыс.

Практически разработана и утверждена транспортная схема развития этой территории. Прорабатывается предложение по образованию кластера вблизи поселка Киевский (это логистический и производственный) и поселка Рязановское (это агропродовольственный кластер). Это основные «точки роста», на которых мы видим развитие в ближайшее время. Причем застройка в основном будет в первом поясе, так называемом урбанизированном, - до Троицка. Дальше мы видим, что основная территория будет рекреационной и не будет застраиваться плотной застройкой - только малоэтажное строительство.

Практически сформирован транспортный каркас новой территории. По линии метрополитена: Сокольническая линия от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» будет введена уже в 2014 году, Калининско-Солнцевская линия с семью станциями протяженностью 13,5 км от станции «Раменки» будет введена к 2017 году уже до станции «Рассказовка» (мы приступили к строительству и подготовке площадок на данной линии), активно ведется сейчас подготовка южного участка Третьего пересадочного контура метро - станции «Хорошевская», «Кунцевская» «Проспект Вернадского», «Каховка» - со сроком ввода в 2017 - 2018 годах (на сегодняшний день самым активным образом идет проектирование и подготовка площадок). И сейчас мы смотрим трассировку новой хордовой линии вдоль Калужского шоссе на территории «новой Москвы» до административно-делового центра с вводом объекта в 2018 - 2019 годах.

Огромное значение придается развитию железнодорожной инфраструктуры. Достигнуто соглашение с ОАО «РЖД» о строительстве третьего, четвертого главных путей на Киевском направлении на участке Солнечная - Киевский вокзал, на Курском направлении на участке Люблино - Курский вокзал для увеличения пропускной способности и увеличения объемов перевозок пассажиров, реконструкция МКЖД с организацией пассажирского движения, строительство новой железнодорожной линии между Киевским и Курским направлениями, формирование линий легкорельсового транспорта (две связанные дороги - Киевское и Курское направления).

Для организации транзитных перевозок, увеличения пропускной способности Большого московского окружного кольца Московская железная дорога планирует реконструкцию ее участков и отдельных станций (станции Михнево, Манихино, Бекасово), развитие контейнерных площадок и станций.

Прорабатывается возможность развития Рижского направления железной дороги с учетом необходимости обеспечения транспортной инфраструктуры МФЦ в Рублево-Архангельском.

Для формирования дорожного каркаса территории реконструируются вылетные магистрали: в этом году уже заканчивается - Варшавское и Каширское шоссе, планируется - Ленинский проспект. Планируется также строительство дополнительных дорог между магистралями, связь с аэропортами Внуково, Остафьево, Домодедово. Реконструируем до конца 2016 года Калужское шоссе. Практически проект планировки утвержден, в обход населенных пунктов приступаем в ближайшее время к проектированию. Надо отметить, что уже в Адресной инвестиционной программе заложено 14 различных локальных дорог, в основном это связки между Калужским и Киевским шоссе и пять железнодорожных переездов, что тоже, безусловно, является очень важным. А всего у нас на территории Москвы запланировано к реконструкции порядка 80 переездов, из них 24 - на новой территории.

Кроме того, намечены первоочередные мероприятия по реконструкции существующих переездов и железнодорожных эстакад.

Разработаны транспортные схемы по нескольким основным «точкам роста». Это административно-деловой центр, многофункциональный центр в Рублево-Архангельском и инновационный центр «Сколково». За год с момента присоединения к новой территории здесь построено и введено в эксплуатацию 1 млн 407 кв. м недвижимости. Из них 1 млн кв. м жилья, 6 детских садиков, 1 поликлиника, несколько сотен тысяч кв. м производственных площадей. Всего по прогнозу в течение ближайших трех лет прогнозируется строительство порядка 7,5 млн кв. м недвижимости, в том числе около 3 млн кв. м жилья, 37 детских садиков, 19 школ, 13 поликлиник. Программа по обеспечению объектами здравоохранения особенно волнует жителей «новой Москвы». Уже в этом году кроме передвижных станций будет построено четыре быстровозводимых медицинских центра.

Отдельный вопрос - обеспечение существующих населенных пунктов, где проживают более 350 человек, и садоводческих товариществ (214 таких) необходимой инфраструктурой. Сегодня уже разработан первоочередной перечень строительства, который включает строительство 19 дорог, 38 объектов водоснабжения, 77 объектов газоснабжения, 8 гидротехнических сооружений. Почти по всем объектам приступили к проектированию, по ряду объектов уже приступаем к строительству. Таким образом, можно констатировать, что процесс развития новых территорий активно начался. Мы работаем с органами местного самоуправления, учитываем мнение населения, взаимодействуем в рамках формирования общей и целостной концепции развития Московской агломерации с нашими соседями - Московской областью. Надо сказать, что Москва выделила ежегодно по 3 млрд рублей на выравнивание социальной, инженерной инфраструктуры, прилегающей к новой территории, к территории Московской области. Ведется активнейшая работа с Минтрансом по созданию единой транспортной инфраструктуры, по увязке реконструкции и строительства вылетных магистралей как на территории области, так и на территории Москвы.

Был создан специальный Департамент по развитию новых территорий, который совместно с префектурой активно сейчас занимается координацией деятельности всех инвесторов, особенно тех, которые находятся в «точках роста». Думаю, что наши общие усилия и созидательный труд позволят сделать Москву в ее новых границах действительно самым лучшим, самым красивым, самым комфортным для жизни городом мира. Спасибо за внимание.

(…)