Главная / Стенограммы
11 февраля 2015 г. 17:40

Доклад заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы М.Ш. Хуснуллина на IV Российском инвестиционно-строительном форуме (IV РИСФ) по теме: «Стратегические задачи Стройкомплекса Москвы. Перспективные направления и новые возможности для прямых инвесторов»

Уважаемые участники форума, коллеги!

Разрешите поблагодарить вас за приглашение и приветствовать на этом актуальном и очень необходимом мероприятии, ставшем знаковым событием в инвестиционно-строительном мире России и Москвы!

Стратегические задачи Стройкомплекса Москвы. Перспективные направления и новые возможности для инвесторов (pdf.)

Сегодня для всех участников инвестиционно-строительного процесса непростые времена. Общая экономическая ситуация, трудности с кредитованием и снижение экономической активности населения требуют от нас четкой реализации намеченных антикризисных мер. Строительная отрасль всегда (и в кризисные времена тоже) была локомотивом развития экономики, поэтому мы обязаны спокойно и последовательно реализовывать наши планы, продолжая создавать максимально благоприятные условия для строительства и реализации проектов, обеспечивающих развитие городских территорий, повышающих комфортность городской среды и качество жизни населения.

В этом отношении стратегические планы и программы правительства Москвы, направленные на ее градостроительное развитие, сегодня, хотя и корректируются с учетом складывающейся экономической ситуации, но в основе своей практически не изменились. Мы по-прежнему выделяем в приоритет развитие транспортной инфраструктуры (как в целом для города, так и для развития конкретных территорий), развитие промышленных зон, развитие «новой Москвы», создание условий для сохранения положительного тренда по вводу недвижимости и жилья, созданию новых точек экономического роста.

За последние 4 года в рамках развития транспортной инфраструктуры:

- построены и введены 29 км новых линий метро, 14 станций, 4 депо и 1 дополнительный вестибюль, создан значительный задел дальнейших объемов строительства, спроектирован Третий пересадочный контур (его протяженность - 61 км, и он будет иметь 17 пересечений с радиальными линиями метро, 7 пересечений с радиальными направлениями железной дороги и 2 пересечения с МКЖД, его строительство позволит обеспечить дальнейшее развитие прилегающих территорий общей площадью свыше 6 тысяч гектаров). Сегодня мы ориентируем программу на те линии и станции, которые уже в самое ближайшее время дадут развитие городских территорий (в т.ч. промзоны и территория «новой Москвы»);

- спроектировано создание принципиально новой системы городского и пригородного железнодорожного транспорта, организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. Ведем совместно с нашими коллегами из РЖД эту работу. Это, конечно, титаническая задача - в течение ближайшего года завершить основной объем строительных работ по МКЖД и потом запустить на нем пассажирское движение внутри города (это новые пути и 32 остановочные платформы, которые, по сути, станут ТПУ и позволят далее развивать прилегающие к МКЖД территории совокупной площадью 10 800 гектаров, большая часть которых сегодня - откровенно депрессивные заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий);

- в разы увеличены строительство и реконструкция улично-дорожной сети; введено более 290 км дорог, в том числе реконструированы 7 вылетных магистралей (в 2011-2013 гг. - Варшавское ш., Каширское ш., Ленинградское ш., Балаклавский пр. - Рублевское ш. 1-й этап, Ярославское ш., в этом году - Можайское ш. и Рязанский проспект). По вылетным магистралям реконструировано 126 км дорог и для улучшения транспортного обслуживания населения созданы выделенные полосы для движения общественного транспорта общей протяженностью 150 км;

- определены места размещения транспортно-пересадочных узлов, и полным ходом идет разработка градостроительной и проектной документации. В этом направлении мы также определили приоритеты и сейчас все усилия направляем на те ТПУ, которые жизненно необходимы на развивающихся городских территориях либо дадут толчок к их развитию.

В рамках развития транспортной инфраструктуры мы готовы к предложениям инвесторов об участии в строительстве этих объектов, особенно ТПУ и дорожной инфраструктуры.

Теперь о точках роста, которые, как мы планируем, должны обеспечить новое, качественное градостроительное развитие Москвы.

Прежде всего проект «новая Москва». 2,5 года назад территория столицы приросла более чем в 2 раза. Уже разработаны на эту территорию территориальные схемы двух округов - Троицкого и Новомосковского. В первом полугодии этого года мы их планируем утвердить, и город, инвесторы и москвичи получат документ, который четко определяет, где и какие будут центры развития, где пройдут транспортные коридоры, каким мы видим функционал этих земель.

С момента присоединения к Москве новых территорий построены и введены 4,4 млн кв. метров недвижимости, 14 ДОУ, 4 школы, 6 поликлиник, 1 медицинский корпус, организованы 3 парковые зоны, реконструированы 2 автодороги (формирующие поперечные транспортные связи).

Начато строительство метро. Первый участок - продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» - имеет протяженность 6,5 км и насчитывает 3 станции: «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Станция «Тропарево» открыта в декабре 2014 года. Участок от «Тропарево» до «Саларьево» планируем ввести в этом году.

Приступили к реконструкции Калужского шоссе, начаты работы по первому участку ЦКАД (который как раз проходит по территории «новой Москвы»).

Активно начали формироваться новые точки роста. Созданы необходимые условия для создания 70 тысяч новых рабочих мест. Среди запланированных точек роста - один из приоритетных проектов - Административно-деловой центр в Коммунарке.

На новой территории планируется порядка 1,5 млн проживающих, 1 млн рабочих мест, 100 млн кв. метров недвижимости, сотни километров новых транспортных магистралей и, конечно, огромный объем инженерных коммуникаций.

Еще один ресурс, который мы сейчас активно прорабатываем, - территории промышленных зон и коммунальных предприятий, которые занимают 18,8 тыс. гектаров, что составляет более 17% территории города в старых границах. Из них полностью реорганизовать можно порядка 4,7 тыс. гектаров и порядка 7 тыс. гектаров реорганизовать с сохранением производственной функции.

Уже приняты градостроительные решения на 40 млн кв. метров. Из них примерно 47% - жилье (19 млн кв. метров, из которых более 4 млн - это ИЖС в «новой Москве»), около 13% - многофункциональные центры, 7% - торгово-бытовые помещения, 4% - спортивные, около 6% - гаражного назначения. За последние 2 года на территориях промзон введено свыше 2 млн кв. метров недвижимости.

Многие из проектов реорганизации промзон, которые мы разрабатывали, уже стали воплощаться в жизнь. Так, на территории завода «ЗИЛ» строится и в скором времени должен быть введен первый объект - «Парк легенд» - это крупнейший ледовый дворец, где под одной крышей будут объединены 3 ледовых поля. На территории Тушинского поля летом этого года построены стадион «Спартак» и одноименная станция метро.

Мы намерены реализовать задуманные нами планы по расширению спортивной инфраструктуры столицы. В этом году мы начали активную фазу реконструкции Большой спортивной арены Олимпийского комплекса «Лужники». Кроме «Лужников» и «Спартака», у нас в активной работе еще целый ряд спортивных объектов, которые мы должны завершить к моменту проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Один из крупнейших проектов - развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. Это 10 тысяч гектаров территорий, на которых планируется комплексное развитие и благоустройство. В конце прошлого года мы провели международный конкурс на концепцию реализации данного проекта.

Третий ресурс - это реновация застроенных городских территорий. Сегодня многие дома уже морально и физически устарели, целые кварталы города подлежат реорганизации. На этих площадках возможно комплексное строительство, новая стройка, капитальный ремонт, надстройки этажей и так далее в зависимости от каждого конкретного района.

Для того чтобы обеспечить активное градостроительное развитие Москвы, выполнение намеченных планов и программ, стабильное развитие строительной отрасли, мы всегда находимся в конструктивном диалоге с инвестиционно-строительным сообществом и нацелены на минимизацию всех административных барьеров в строительстве:

- за последние 4 года на Градостроительно-земельной комиссии приняты решения, которые позволяют воплотить в жизнь проекты строительства общей площадью объектов в 160 млн кв. метров;

- за это же время разработана градостроительная документация - более 200 проектов планировки территории на 32 млн кв. метров недвижимости, 7800 ГПЗУ на строительство объектов потенциалом свыше 60 млн кв. метров, 89 проектов планировки линейных объектов, 23 проекта планировки внеуличного транспорта (метро, трамвай);

- максимально упрощены все процедуры получения разрешительной документации и сроки, все госуслуги в строительстве переведены в электронный вид. Одним из результатов нашей работы стало улучшение позиции Москвы в рейтинге DoingBusiness на 30 позиций (с 92 до 62), и это далеко не предел;

- эффективно проходит взаимодействие с инвестиционным сообществом в рамках организованного Клуба инвесторов Москвы - при непосредственном участии и решении многих вопросов мэром Москвы.

Благодаря выбранному правительством Москвы курсу нам удалось в последние годы закрепить положительный тренд по объемам строительства и вводу недвижимости и объектов инфраструктуры (это позволяет городу не стареть, качественно обновлять его фонд недвижимости и повышать комфортность городской среды). В прошлом году мы вышли на своеобразный рекорд - ввели почти 9 млн кв. метров недвижимости, в том числе 3,3 млн кв. метров жилья, а остальные 6 млн кв. метров - торговые, офисные, деловые и другие объекты (причем по торговым площадям обеспечена хорошая положительная динамика).

Мы понимаем, что для инвесторов наиболее привлекательным сегментом всегда является жилье, но также придаем значение и развитию тех сегментов рынка недвижимости, которые позволяют формировать в рамках полицентричного развития Москвы новые рабочие места. Именно поэтому сейчас мы начинаем активно прорабатывать вопросы формирования технопарков и индустриальных парков, в том числе на территории «новой Москвы».

Также мы уделяем серьезное внимание проектам строительства гостиничных объектов - их в городе недостаток, особенно учитывая предстоящее проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Вообще все проекты такого типа, проекты, которые формируют новые рабочие места, у правительства Москвы находятся в безусловном приоритете при принятии градостроительных решений.

Мы открыты к диалогу и взаимодействию с инвесторами и к построению эффективных моделей частно-государственного партнерства по всем тем направлениям, о которых я рассказал.

В заключение хочу еще раз поблагодарить организаторов за приглашение, заверить участников в добрых, партнерских намерениях и пригласить всех для эффективной совместной работы.

Спасибо за внимание.