Главная / Стенограммы
22 августа 2013 г. 15:24

Стенограмма пресс-конференции и.о. руководителя Департамента градостроительной политики Сергея Левкина на тему: «Комплексное развитие территорий в городе Москве»

ВЕДУЩИЙ: Уважаемые коллеги, добрый день! Большое спасибо, что вы пришли на пресс-конференцию. Мы сегодня встречаемся с исполняющим обязанности руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергеем Ивановичем Лёвкиным. Тема нашей пресс-конференции: «Комплексное развитие территорий в городе Москве». Сергей Иванович, прошу. Ваше вступительное слово, а дальше коллеги зададут вопросы. Спасибо.

С.И. ЛЁВКИН: Уважаемый Александр Александрович, уважаемые журналисты, я хочу начать с того, что сегодня большой праздник – День государственного флага Российской Федерации. Буквально два слова. Это один из официальных символов нашей страны. Исторически флагом России считается бело-сине-красный флаг, который был поднят на первом Русском корабле «Орел» во время царствования Алексея Михайловича в 1667 году. Белая полоса означала свободу, синяя означала Богородицу и красная - державность. Поэтому я от души поздравляю всех с этим праздником, желаю крепкого здоровья, успехов, ну и благородного совместного труда на благо нашего государства. Сегодняшняя тема пресс-конференции очень важная – «Комплексное развитие Москвы и перспективы развития территорий». Ведь именно то, где мы живем, работаем, отдыхаем, что будет со срединной частью города, со сложившимися районами застройки и периферией столицы, вызывает наибольший интерес у москвичей, в том числе и у экспертов и средств массовой информации. Мы живем в городе, который является на сегодня не только столицей нашего государства, но и мегаполиса, который на уровне лучших городов мира является исторически-культурным, образовательным, спортивным и медицинским центром. Все это накладывает особый отпечаток на градостроительную деятельность правительства, и создана специальная программа, просто еще раз подчеркну, которая так и называется «Градостроительная политика». Если просто сказать, то программа нацелена на то, чтобы строить то, что нужно жителям и городу в целом. Для того, чтобы в городе было приятно и удобно жить, в программе сформулированы основные принципы и основные направления. Основные принципы – развитие транспортной системы, увеличение темпов строительства социально значимых объектов и обустройство исторического центра. Некоторые аспекты. Совместно с отраслевыми департаментами префектурами обследован каждый район города, определены потребности в объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. В результате чего сформирована сбалансированная адресно-инвестиционная программа. Программа, на которую тратится средства бюджета города Москвы. Адресная программа содержит перечень наиболее востребованных городом и горожанами объектов, которые будут построены до 2016 года. Приоритет в программе отдан развитию транспортной инфраструктуры. Это, как я уже сказал, метро, железные дороги, транспортно-пересадочные узлы, уличная дорожная сеть и транспортные развязки. Существенная доля ассигнований в адресной программе направляется на социально значимые объекты – детские сады, школы, объекты спортивной инфраструктуры жилья. На особом контроле Правительства Москвы находиться обеспечение населения объектами здравоохранения. В ближайшие годы за счет города будет построено 50 поликлиник в разных районах города Москвы, в которых эта обеспеченность недостаточна. Ведется постоянная совместная работа с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, в рамках подготовки документов территориального планирования. В Москве, Вы знаете, работает градостроительная земельная комиссия. Кто бы как не относился к ней, могу сказать, что работа за последние три года принесла значительный и существенный эффект именно направленный на создание объектов только там, где они нужны для города и для жителей. Многие проекты были остановлены, Вы это знаете, и это только помогло центру разгрузиться от несвойственных функций и несвойственных объектов для этой красивой части нашего города. Очень важное направление - это сохранение, восстановление, реставрация центральной части города. Нам не безразлично, как будет развиваться территория Москвы и присоединенные территории. Бизнесу важно знать прозрачные и понятные правила вхождения в строительный рынок. Хочу остановиться на ключевых направлениях программы. Речь пойдет о четырех самых актуальных потребностях жителей мегаполиса – это сохранение комплекса благоустройства исторического центра, полицентрическое развитие города, развитие промышленных зон и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Про ЦАО, я думаю, отдельно мы поговорим, когда Вы будете задавать вопросы. Я уверен, эти вопросы появятся. С точки зрения полицентричности. Так сложилось за последние годы или даже десятилетия, что основная часть рабочих мест сконцентрирована в центральной части города. При этом спальные районы сформировались на периферийной части города, и это привели к большим проблемам – транспортным, комфорту проживания и невозможности в короткое время добраться в ту или иную часть города. Поэтому сегодня встают задачи насытить необходимыми объектами инфраструктуру и ткань города на периферии. Это в основном социальные объекты, это создание рабочих мест в срединной части города, это касается того потенциала, который связан с промышленными зонами, которые надо реорганизовывать комплексно. Для центра города выстраивается программа стабилизации его застройки. Направленность на сохранение объектов культурного, архитектурного и исторического наследия, строительства жилья в центре мы тоже приветствуем, и больше она связанна с инновацией и реконструкцией различных кварталов, в том числе аварийного и ветхого жилья. Создание благоприятных условий для инвесторов - это сопутствующая задача градостроительной программы. Потому что, где строить, что строить, за какие средства, можно определить, но для того чтобы, условно говоря, деньги инвесторов потекли в правильном направлении в ту или иную отрасль, нужно, чтобы бизнесу было понятно, прозрачно и просто проходить все процедуры градостроительной деятельности. В заключение своего короткого выступления хочу сказать, что у города много задач, власти готовы создать и создают комфортные условия для жителей и бизнеса. Но главное, что я хочу подчеркнуть, что это задача совместная – город не сможет без инвесторов, без жителей и их мнения, ну и без Вас, уважаемые коллеги, правильно комплексно и системно развивать все территории города. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Коллеги, пожалуйста.

Е. ЛЫКОВА - «РИА Новости»: Сергей Иванович, у меня такой вопрос. РИА Новости беседовали с представителями бизнеса и, в частности, с риэлтерскими агентствами, которые связанны с бизнесом, который развивается в ЦАО. По их наблюдениям, те изменения, которые связанны с сохранением исторической застройки и сложностью сноса, относительно того, как это было год, два или ранее, то есть реновация территорий превращается в увеличение количества апартаментов. С одной стороны, это вроде бы жилье в центре города, с другой стороны, там нет социальной нагрузки. Как Вы считаете, насколько городу необходимы апартаменты такого класса жилья? Что с этим делать, в том числе и социальными объектами?

С.И. ЛЁВКИН: Спасибо. Да действительно, апартаменты не предполагают, по нормам градостроительного проектирования, которые сегодня есть в Москве, строительство социальных объектов. Одновременно это получается жилье, где люди начинают постоянно проживать, и им требуется вся инфраструктура – школы, детские сады, поликлиники и так далее, на которые не рассчитаны те прилегающие территории, в которых застраиваются апартаменты. Это не правильно. Сегодня в городе разрабатываются новые региональные нормы градостроительного проектирования, согласно которым устанавливаются нормативы для тех или иных видов застройки, обеспеченности местами в детских садах, школах, поликлиниках. А также обеспеченности в шаговой доступности метрополитена, дорожно-транспортной инфраструктуры и так далее. Разрабатывают эти нормы Москомархитектуры, он является государственным заказчиком. Сегодня выполнены работы по первому этапу, там всего их три, идут активные консультации с экспертами и с департаментами Правительства Москвы по согласованию первого этапа, для того чтобы двигаться дальше. Помимо того, что будут эти нормы разработаны и актуализированы, в том числе будут введены понятия «апартаменты» и необходимость обеспеченности их объектами. Скорее всего, по итогам разработки этих норм или в процессе разработки мы увидим, что будет необходимо вносить изменения в федеральное законодательство, в том числе и градостроительный кодекс и другие нормативы, чтобы такого дисбаланса впредь не возникало, не только в Москве, но и других крупных мегаполисах страны.

Е. ЛЫКОВА - «РИА Новости»: Можно уточню, а когда, по Вашим предположениям, могут быть уже введены эти нормы?

С.И. ЛЁВКИН: В следующем году.

ВЕДУЩИЙ: Сергей Иванович, пока коллеги думают, такой вопрос возникает. Вы сейчас упомянули о частных инвесторах. Если мы говорим по теме нашей пресс-конференции – комплексное развитие территорий в Москве, то насколько она развивается? Оценка жителей социальной инфраструктуры, которая нужна людям – поликлиники, детские сады, всего комплекса. У меня возникает вопрос, а как Вы привлекаете частных инвесторов? Потому что то, что интересно жителям и красиво, совершенно не интересно и неважно для инвесторов. Вот здесь ваша роль, она очень велика – соблюсти этот баланс. Объясните нам, какой интерес у частного инвестора строить детский сад, поликлинику? Будьте добры, вот этот комплекс вопросов.

С.И. ЛЁВКИН: Да, действительно, очень важная тема и подход правительства сегодня, на моей памяти, очень уникальный – чтобы жители были согласны с тем, что делает город на той или иной территории. Планируя строить тот или иной объект и привлекая для строительства этого объекта инвестора. Существуют процедуры, которые в Москве более расширенны, чем в градостроительном кодексе – проведение публичных слушаний. Сегодня они проходят совсем иначе, чем раньше, активность населения, мы это чувствуем, их принципиальная позиция совсем другая, чем два три года назад. Каждый из нас видит на примере различных объектов. Но самое главное, что город не борется, а прислушивается к мнению жителя, а нужен ли тот объект? Да, мы считаем, что в этом месте нужен детский сад. Бывает так, что, несмотря на то, что обеспеченности нет, жители просят, чтобы только около меня не было никакой стройки на ближайшие два, три года. Это, может быть, эгоистичное решение. Порой это объективно, мы прислушиваемся и принимаем решение, которое согласованно с жителями мы не строим там объект. Примеров масса, в том числе – приостановлена реализация проекта Ленинского проспекта. Совсем недавно мы приняли такое решение, несмотря на то, что публичные решения прошли и большая часть участников, это официально подтверждено, была «за». Но мы приняли решение, что если есть протестные настроения, надо более глубоко понять их причину, обоснованность и только после этого вернуться к возможности реализации этого проекта. Что касается инвесторов. Безусловно, у бизнеса главная цель всегда была - это извлечение максимальной прибыли из тех проектов, которые они реализовывают. Когда власть проявляет твердость в намерениях, бизнес тоже начинает понимать, что лазеек становиться меньше, возможности как-то договориться минимизируются или вообще исчезают, поэтому начинают встраиваться в правильную градостроительную политику, начинают понимать, что городу сегодня нужны детские сады. Сегодня есть предложения бизнеса, когда мы готовы покупать услугу, то есть они строят детский сад за собственные средства, а город покупает и оплачивает стоимость посещения одного ребенка в детском саду. Учитывая, что раньше проекты, которые осуществлялись бизнесом, имели доходность, разные по-разному, но доходило и до 200% доходность. Сегодня бизнес начинает понимать, что может быть интересно по-другому. Таких проектов больше в городе не будет, потому что они предлагали завышенные темпы, необеспеченность транспортной структуры, инженерной, социальной, сегодня этого не будет. Поэтому бизнес это понимает и начинает вкладывать деньги в долгосрочные проекты, когда прибыль зарабатывается не единовременно, при строительстве и реализации объекта, а долгосрочно, при его последующей эксплуатации или взаимодействии с городом.

А. МЕЛЕШЕНКО – «Российская газета»: Вот по программе «рубль за квадратный метр», расскажите, есть ли интерес со стороны инвесторов к этой программе? В каком состоянии эти семь объектов, где техзадания выданы? По 50 объектам, которые направлены, на них ли закончиться программа и какие-то сроки по ним есть, когда работы начнутся?

С.И. ЛЁВКИН: Это общемировая практика. В 2012 году было выпущено специальное постановление Правительства Москвы. Интерес инвесторов к этой теме есть. Вы уже обозначили – на семь проектов Департаментом культуры и наследия выданы планово-реставрационные задания, что нужно делать инвестору при выполнении работ, чтобы объект вернулся в свой первоначальный вид и соответствовал, тому каким он был раньше. Пятьдесят объектов – это то, что готовится в этом году к выставлению на аукционы, к привлечению инвесторов на эти объекты и их восстановление. Программа этим не закончиться, будут формироваться соответствующие лоты и на будущие года. Просто сегодня конкретика 7 и 50. Кроме того, этим постановлением предусмотрено, что те инвесторы, собственники или арендаторы, которые ранее, до этого постановления, выполняли аналогичные работы, могут подать заявки, подтвердить вложение средств и заключить новые договора по цене один метр - один рубль. Вижу и чувствую по информации Александра Владимировича Кибовского, что интерес к этой теме очень большой.

Е. МАМОНОВА – «Московская перспектива»: Сергей Иванович, Вы сказали, что в центре приоритет будет отдан жилью, реконструкции и ремонту ветхого и аварийного жилья. За чей счет это будет вестись? Или это за счет городского бюджета, и жители потом вернутся в свой район или они будут переселяться на периферию, а там будет создаваться элитное жилье, и новые хозяева появятся?

С.И. ЛЁВКИН: Каждый проект находит свои финансы, направления, которые максимально сейчас настроены в городе на привлечение инвесторов. Потому что как бы город не хотел, его бюджет не может решить все градостроительные задачи в городе, тем более реновации и реконструкции в центре привлекает нас с точки зрения ценовых параметров. Это первое. С точки зрения аварийных домов. Сегодня политика города - максимально стараться оставлять жителей в тех районах, которых они сегодня проживают, в этих домах. Нет никакой программы и цели переселять на какую-то периферию и на новую территорию. Где живет человек, там он и должен остаться. Единственная проблема – это потенциал. Потенциал – земельный, то есть нам нужно построить на месте аварийного или ветхого дома, уже по новым нормативам, дома с квартирами с подъездами, соответствующие всем сегодняшним правилам. Мало того, надо обеспечить их детским дошкольными школьными учреждениями и здравоохранения. Вот этот потенциал, конечно, ограничен и каждый проект очень индивидуален, рассматривается в Москомархитектуре и в последующем на рабочей группе на градостроительной земельной комиссии.

ВЕДУЩИЙ: Само развитие территорий, конечно, зависит от строителей, от физических работ. Мы понимаем, что научились это делать, и Москва меняется. А есть такой элемент – сроки прохождения и согласования документаций, они очень большие. Была Ваша же пресс-конференция, Вы представляли ее в электронном виде. Что за это время изменилось, за последнее время?

С.И. ЛЁВКИН: Да, это правда. В этой части буквально за полгода, я считаю, колоссальная работа проведена комплексом градостроительного развития, ну и коллегами из смежных комплексов. Все семь государственных услуг в сфере градостроительства регламентированы, выпущены постановления правительства. Согласно этим регламентам понятно бизнесу, застройщику, что нужно делать им при получении этой услуги, какой орган отвечает за эту услугу, какой пакет документов минимальный необходимо подавать, а он существенно сокращен этот пакет документов, что может явиться причиной отказов в предоставлении этой услуги. Раньше этого не было, порой были отказы непонятно по каким причинам, но, тем не менее, бизнес получал эти отказы. Кроме того, произошли существенные сокращения в сроках предоставления тех ли иных услуг. Как пример, выдача ордера на производство земляных работ сократилось в два раза, с 14 дней до 7 дней, выписка из системы СУГД с 10 до 5 ней, выдача архитектурно-градостроительного решения сократилось в два раза. На сегодняшний день все семь государственных услуг переведены в электронный вид – это еще одно сокращение, как времени, так и качества предоставления услуги. Главное в том, что заявитель, частное лицо или юридическое лицо (не имеет особого значения право собственности), государственная или какая-то еще, может из любой точки подать заявку на предоставление услуги. В процессе подготовки этой услуги смотреть, что происходит в интернете он-лайн и электронном виде же ее получить. Заявителю ничего, кроме как зарегистрироваться в личном кабинете, получить электронно-цифровую, подпись не нужно. А она уже имеется у 99% организаций, поскольку они либо работают по системе «Банк - клиент», что предполагает наличие электронно-цифровой подписи, либо участвуют в торгах на торговых площадках, а это тоже предполагает наличие электронно-цифровой подписи. Все становиться очень прозрачно. Нет необходимости общаться с чиновником, а это уменьшает коррупционный риск. Сегодня поставлена задача мэром – с первого октября, две госуслуги, которые для бюджетных строек, будут только в электронном виде предоставляться. И дальше Сергей Семенович поставил задачу до конца года максимально заинтересовать частный бизнес, чтобы он тоже перешел на получение госуслуг в электронном виде. Конечно, пока опыт накоплен небольшой. Это около 42 заявок по Мосгосстройнадзору в получении разрешения на строительство, это около 6 заявок по Москомархитектуры – ГПЗУ и ОГР и столько же по Мосгорэкспертизе. Мы видим нюансы, которые возникают в процессе. Сегодня мы ведем такую системную работу – проводим круглые столы, обучающие семинары для всех участников инвестиционного рынка. Совсем недавно публиковали анкету, разослали ее адресно, хотим понять ответную реакцию бизнеса, в том числе государственных органов, которые работают по госзаказу, чтобы понять какие проблемы они видят на пути получения этих госуслуг. Нам очень важна позиция и отношение средств массовой информации. Я бы очень хотел, чтобы Вы эту тему максимально развивали, мы готовы оказывать содействие в части предоставления той или иной информации. Потому что департаменту невозможно охватить весть город, все инвестиционное сообщество и до каждого довести информацию. Поэтому, если Вы в этом плане поможете, в том, чтобы показать действительные преимущества для всех, то я Вам буду очень благодарен.

М. Е. АНИКЕЕВА – «Комсомольская правда»: Здравствуйте. У меня два вопроса. Первое – в городе не хватает поликлиник, как детских, так и взрослых. Как решается этот вопрос? И второй мой вопрос, какими мерами ограничивается новое строительство в Москве? Спасибо.

С.И. ЛЁВКИН: Выпущено постановление Правительства Москвы. Учитывая запросы жителей, муниципальных депутатов, которые за последние полгода проанализированы, мы провели специальный мониторинг, анализируя, как обеспечиваются те или иные районы города в части поликлинических услуг разного уровня. Мэр принял решение и выпушено постановление о строительстве в ближайшие годы 50 поликлиник. Сегодня они разбиваются на три вида поликлиник – это поликлиники на 320 мест, детско-взрослая, то есть комплексная, поликлиника на 750 мест, тоже детско-взрослая, первого уровня и поликлиника второго уровня, тоже на 750 мест. В адресные программы необходимые средства выделены на ближайшие годы. До 2016 года мы планируем за счет бюджета построить первоочередные 23 поликлиники. Это то, что касается поликлиник. Что касается ограничений. На сегодняшний день в Москве разработаны на всю территорию Москвы правила землепользования и застройки, проект их готовиться к вынесению на Правительство на конец года. Это будет законом города Москвы. Планируется ПЗЗ принять и внести в Государственную Думу в следующем году и в следующем году принять и утвердить на уровне закона города Москвы. В этих правилах землепользования и застройки записываются основные параметры возможного строительства в тех или иных районах города и когда они будут утверждены, будет очень просто выдавать разрешительные документы застройщикам, потому что понятно, что можно, в каких предельных параметрах строить в том или ином месте. Это первое. Сегодня действует проект правил землепользования и застройки и Москомархитектуры, выдавая ГПЗУ, градостроительный план земельного участка или разрабатывая проект планировки, учитывает проект ПЗЗ, то есть работает по проекту ПЗЗ. Не смотря на то, что это не законно, такое решение принято на уровне Правительства Москвы. Второе, что касается центральной части города. Застройка помимо ПЗЗ регулируется градостроительным регламентом и земельным регламентом, которые разработаны Департаментом культурного наследия в пределах Бульварного кольца. Они разработаны на 107 кварталов и готовятся к утверждению. В пределах Садового кольца – это 281 квартал. В этом году по планам идет их разработка и принципиально планируется, что в течение 2014 года режим использования земли и градостроительные регламенты будут утверждены. Это еще одни параметры, которые для инвестора устанавливают правила застройки в центральной части города. Следующий документ уже действует. Он утвержден постановлением. Разработана схема высотных ограничений. Сегодня на основе ландшафтно-визуального анализа Москомархитектуры выполнена работа и установлены правила той или иной высоты здания в той или иной части города. Условно говоря, не должны в центре города или в градоформирующих кварталах появляться объекты, нарушающие ландшафтно-визуальное восприятие структуры города и его архитектурную красоту. Эти ограничения уже действуют, и на основе их Москомархитектуры выдает ГПЗУ.

Е. УСОВА – «Аргументы недели»: Вопрос об экологии. Существует такое мнение, что Москва – это город не для того, чтобы совершать прогулки. Подразумевается ли создание новых парков, скверов? Стоит ли на повестке дня экология города?

С.И. ЛЁВКИН: Не просто стоит, а очень активно реализуется сегодня создание общественных пространств, зон отдыха, парков разного уровня, как регионального, так и местного значения, восстановление мини-скверов, создание пешеходных маршрутов. Вчера, может быть, кто-то из вас присутствовал, при завершении реконструкции Никольской улицы, созданию в ее пределах пешеходной зоны. Я специально вечером пошел, посмотрел. Очень интересно. Там еще не до конца насыщенно инфраструктурой, как, например, Камергерский переулок, Рождественка, как единый маршрут. Этот маршрут, уже созданный в Москве, очень востребован москвичами. Планы создания пешеходных зон в Москве принципиально согласованы. Идет их реализация. Если взять ту же Никольскую улицу, то сегодня это уже более связный маршрут. Никольская улица, позже можно будет спуститься по Васильевскому спуску, дальше по территории Зарядья, по которой все решения приняты – это будет парк с театром. Если в другую сторону пройти, то можно пройти через Александровский сад, пройти по пешеходному переходу, через 100 метров попасть на Камергерский переулок или пройти по другому пешеходному маршруту. Кроме того, сегодня реализовывается программы «Музеон», «Нескучный сад», «Парк Воробьевы горы», Фрунзенская, Крымская набережные. Крымская набережная уже ко Дню города будет приведена в другое состояние – с фонтанами, скамейками, ландшафтно-визуальными формами, плюс будет дополнительное ландшафтное освещение. Что касается «Музеона», «Нескучного сада», парка «Воробьевы горы», Парка Горького. Там уже сегодня вы видите, что набережная – прекрасный, популярный среди жителей веломаршрут. Территория Парка Горького уже совсем не та, что была два года назад. Это не бизнес-парк, а парк для жителя, москвича и гостей столицы. Тема создания общественных пространств очень важна. Те, кто в Европе был, в мегаполисах, там это уже давно популярные развитые пространства. Они на слуху. Любой город взять и можно сказать, где какие пространства сегодня востребованы не только жителями, но и гостями. Кроме того, в разработке концепции комплексные обустройства набережных, которые сегодня являются транспортными артериями. Такой потенциал, как Москва река, имеют редкие города мира. Это красивейшие места, но в определенных ее частях – это либо транспортная артерия, либо заброшенные территории, которые нужно привести в состояние лучших ее аналогов.

Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»: У меня два вопроса. Первый: как при строительстве или реорганизации объекта решается вопрос об улучшении экологического состоянии города, в частности, контроль за сохранением и увеличением зеленых насаждений? Второе: назовите примеры удачной реорганизации промзон. И что происходит с ними, на Ваш взгляд, не совсем удачно?

С.И. ЛЁВКИН: Спасибо. Во-первых, при строительстве любых объектов или комплексной застройке в Москве есть специальные нормы, которые утверждены с точки зрения количества зеленых насаждений, которые должны быть в том или ином районе, месте. Они соблюдаются, потому что в противном случае разработанная проектная документация никогда не пройдет экспертизу. Это я могу заверить абсолютно точно, потому что Мосгосэкспертиза действует только в рамках существующих правил. Еще один момент. Я считаю, что Москва, и эксперты так считают, один из самых зеленых городов мира. По количеству парков, зеленых насаждений, скверов и так далее. Они неравномерно распределены по территории города, но если взять в целом пропорции, территории Старой Москвы до присоединения 104, 5 тысяч гектар и соотношение зеленых насаждений, это позиция – одна из лучших в мире. Второе, когда ведется строительство объектов, особенно, когда речь идет о транспортных объектах, город однозначно в многократном размере компенсирует те зеленые насаждения, которые были ликвидированы в силу технологической необходимости. Дорогу нельзя вести как угодно. Она должна быть по определенным правилам построена. Поэтому, порой мы вынуждены идти на вырубку деревьев, но идет однозначное компенсационное озеленение. У Департамента природопользования и охраны окружающей среды существует специальный бюджет в этом направлении. Кроме того, основные крупные парки практически приведены в порядок. Сегодня это совсем другая территория. Реализуется программа районных парков и скверов. Наверное, вы видите, сплошь и рядом идет реконструкция, дополнительная посадка деревьев и кустарников в маленьких парках, в том числе, Новопушкинский сквер. Это будет маленький совcем уголок размеров этого зала, но приобретший качество. Он обреете элемент районного места отдыха.

Н.М. ЯХНЕНКО - «Сити ФМ»: Сергей Иванович, пару лет назад в СМИ муссировалась тема создания города-спутника за МКАДом, в который могут переселить чиновников. В каком состоянии находится этот проект, если он есть? Есть ли какое-то взаимодействие с бизнесом, чтобы тоже переместить его за МКАД, или, хотя бы, за пределы Садового кольца? Спасибо.

С.И. ЛЁВКИН:  Ну, сейчас конкретных решений по переезду государственных органов нет. Конкретно, чтобы в какое-то место переехали такие-то органы, такого проекта комплексного нет. Тем не менее, учитывая то, что я озвучил в преамбуле, городу нужна полицентричность, то есть, рабочие места не только в центре, жилье не только на периферии. Все должно быть едино и комплексно. Первый и главный потенциал – это промзоны, которые находятся в серединной части. Это идеальные с точки зрения территории по объему – почти 18 000 гектаров. Если взять от Старой Москвы, то это почти 15%, даже больше. Город сегодня проходит к реализации этого потенциала очень комплексно. Не будет построена и реорганизована ни одна промзона с точки зрения ее редевелопмента, если там не будет комплексно – жилье, работа, «социалка», транспортная обеспеченность. Все это установлено и при разработке проектов-планировок либо за счет города, либо за счет инвестора, рабочая группа и ГЗК не пропускают ни одного такого проекта. Что касается новой территории, это тоже элемент полицентричности. Хотелось бы, чтобы люди из спальных микрорайонов, находящихся не периферии, ехали не только в центр. Либо оставались у себя в районе, получая рабочие места, либо ехали в близлежащие районы, которые на территории Новой Москвы, то есть утром в обратную сторону. Чем весь поток. Но это, в том числе территория Коммунарки. Это известный район в районе Калужского шоссе недалеко от МКАДа. Там планируется большая застройка зданий и объектов разного назначения, в том числе. административных, социальных и так далее, с хорошо развитой транспортной инфраструктурой. Возможно, строительство метро и доступность для автомобильного транспорта. Такие же точки роста рассматриваются и в других местах. Сейчас идет разработка двух территориальных схем Новомосковского и Троицкого административных округов. В конце года схема должна быть разработана. Туда будут заложены конкретные градостроительные решения.

В. МАКАГОНОВ – «M24.ru»: Сергей Иванович, добрый день. Хотелось бы Вам задать один вопрос по поводу метро. В некоторых районах Москвы, которые уже находятся в черте МКАД, метро нет. Хотя там живет значительное число людей. В частности, это районы Бирюлево-Западное и Бирюлево-Восточно, а так же, Капотня, где тоже проживает значительное число людей, не смотря на нефтеперерабатывающий завод. Насколько я знаю, в планах там нет строительства метро. Скажите, там вообще планируется что-то построить? Какие градостроительные решения принимаются, чтобы жителям было удобнее добираться до метро?

С.И. ЛЁВКИН: Если честно, то не отвечу на этот вопрос конкретно, поскольку с собой не брал карту, не акцентировал на транспорт внимание, поскольку это больше тема Департамента строительства. Готов в части вашего вопроса дать конкретные ответы в течение двух-трех дней через свою пресс-службу, если Вы не против?

Е. ЛЫКОВА – «РИА Новости»: Сергей Иванович, Вы сказали, что промзоны – это приоритет. А вот кроме известного ЗИЛа, о котором уже много говорили и много его сделали по нему, есть еще две промзоны – это Южный порт и Филевский бульвар. Там должны вестись переговоры об освобождении земельных участков собственниками. Не могли бы сказать, на каком переговорном этапе сейчас находится этот процесс, потому что осенью уже должна быть представлена какая-то градостроительная концепция. С.И. ЛЁВКИН Вы абсолютно правильно сформулировали. Пока нет окончательных решений. Идут очень активно переговоры, и мы надеемся, что в ближайший месяц мы придем к какому-то конкретному результату. Вот все, что могу сказать. По поводу успешных промзон, из реализуемых на сегодняшний день – это Кусковский химзавод, где был разработан проект планировки инвестором, прошел все согласования. Это действительно комплексный проект. Зачастую, раньше, когда инвестор строил жилье, которое шло на продажу, и в нем самая большая дельта с точки зрения прибыли и рентабельности проекта, объекты вроде гаражей он оставлял на второй план. На примере этой промзоны все идет комплексно. Пока что построена только одна треть жилья, одновременно в планах застройщика строительство школы и детских садов. Так вот детские сады строятся сейчас. Вкладываются средства одновременно, комплексно. Параллельно начинается строительство большого гаражного комплекса, чтобы обеспечить машиноместами это микрорайон. Это один из примеров последний изменений с точки зрения комплексного подхода и ответственности инвестора перед городом за реализацию утвержденного объекта.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: Еще один вопрос. Скажите, как происходит расселение коммунального жилья в Москве?

С.И. ЛЁВКИН: Сложный вопрос. Нет сегодня комплексной программы именно по коммуналкам. Она решается, к сожалению, индивидуально на уровне Департамента жилищной политики. Это их программа. Могу сказать о другой программе – ликвидации домов первого периода индустриального строения. Она находится на завершающем этапе. Город взял на себя обязательства инвесторов по 20 инвестконтрактам. Это пример как раз неудачных комплексных проектов, когда инвесторы, выполнив определенные виды застройки, бросили проекты, одновременно затормозили реализацию этой программы в целом. Она была утверждена адресно Правительством. Понимая ответственность перед жителями, мы это программу в части инвесторов взяли на себя и планируем завершить ее в 2016 году. Осталось чуть больше 300 домов, которые нужно снести. Графики утверждены. По каждому году есть программа сноса, строительства и переселения. Вы тоже участвуете в различных репортажах на эту тему. Буквально, каждый день, если вы следите, то появляется информация, что в том или ином районе города Москвы снесена очередная некомфортная пятиэтажка первого периода. Помимо этого мы планируем в ближайшие годы, после реализации этой программы, запустить программу развития застроенных территорий. По поводу тех жилых домов, которые сегодня не признаны аварийными и не вошли в программу первого периода. Мы рассматриваем несколько пилотных проектов, точнее 4, чтобы на их примере сделать старт и оценить плюсы, минусы, проблемы, нюансы законодательства как регионального, так и федерального, чтобы в последующем выйти на уровень правительства и сделать эту программу комплексно и на ближайшие годы.

Н.А. БАТАЛОВА – «Московская правда»: Что это за проекты крупных поликлиник первого и второго уровня? Как будет и ведется ли строительство новых больниц и реконструкция уже действующих больниц, расположенных в старых московских районах, какая здесь программа?

С.И. ЛЁВКИН: Если в целом, это программа Департамента здравоохранения, Леонида Михайловича Печатникова. Она называется «Программа здравоохранения Москвы». В ней все показатели и объекты указаны – это больше вопрос к ним. По поводу поликлиник. Поликлиники первого и второго уровня на 750 мест, детские и взрослые. Они будут отличаться набором функций по предоставлению медицинских услуг, набором и уровнем оборудования. Поликлиника второго уровня будут более насыщены высокотехнологичным оборудованием в связи с тем, что в этом микрорайоне нет аналогичных медицинских учреждений, где можно было бы получить такую услугу. Если в районе просто не хватает возможности просто принять большое количество населения, то есть посещений в смену (750 – это посещения в смену), но в районе есть другие заведения, в которых можно эти услуги получить, МРТ сделать и так далее. Тогда там минимальный набор оборудования, чтобы оказать простые поликлинические услуги. Вот главное отличие. Они будут отличаться площадью. Поликлиники второго уровня будут чуть побольше – порядка 10000 метров, а первого уровня – 7000 метров.

ВЕДУЩИЙ: Коллеги, если у вас больше нет вопросов, то спасибо вам за внимание. Сергей Иванович, спасибо, что пришли. Ждем Вас снова.

С.И. ЛЁВКИН: Спасибо большое. У нас 24 числа около памятника Тимирязеву на Тверском бульваре будет подведение итогов конкурса, который мы объявили в этом году. Он необычный. Мы захотели увидеть градостроительную красоту города через объективы жителей города. Называется конкурс «Планета Москва». Мы заканчиваем сегодня подведение итогов. Там будет уже сделана необычная инсталляция – не просто фотографии на стендах, а это будет место, где каждый желающий сможет прийти, покрутить, поиграть на струнах, подудеть в приспособления, которые придумали наши помощники, и заодно увидеть самые лучшие фотографии с точки зрения восприятия города. Приглашаем всех.