Главная / Стенограммы
10 декабря 2013 г. 15:50

Пресс-конференция руководителя Департамента развития новых территорий Москвы Владимира Жидкина в информационном агентстве РБК 9 декабря 2013 года

Ведущий: Добрый день! Мы приветствуем посетителей сайта РБК, журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга. Завершается год, а это значит, что наступает время подведения итогов. «Новая Москва» в 2013 г. отметила свой первый день рождения. Но это было в середине года. Какие еще события стали значимыми для присоединенных к столице территорий? Какие цели ставит перед собой московское правительство? Об этом будем говорить сегодня с руководителем Департамента развития новых территорий Москвы Владимиром Жидкиным.

В ходе нашей пресс-конференции прозвучат ответы на вопросы пользователей сайта www.rbc.ru. Журналисты также смогут задать свои вопросы как в режиме удаленного доступа, так и непосредственно в пресс-центре сразу после нашей вступительной части.

Вопрос: В конце минувшей недели в Москве прошел Урбанистический форум, на котором особое внимание уделялось развитию так называемой городской периферии. Насколько я понимаю, присоединенные территории к ней можно отнести. Какие новые, смелые идеи прозвучали, что из этого, на Ваш взгляд, имеет право на жизнь?

В. Жидкин: Да, я могу согласиться с тем, что новая территория Москвы может называться городской периферией, но при этом новая территория в то же время является новым городом в составе «Большой Москвы», и его развитие может осуществляться в таком полицентрическом варианте. На всех новых территориях, как мы и планировали, появятся 12 точек роста, или центров градостроительного развития. В данном случае, если рассматривать «старую» Москву, то ее центр наиболее урбанизирован, насыщен объектами жилищного назначения, рабочими местами. А периферия исторической Москвы в большей части является жилой застройкой, спальными микрорайонами. «Новая Москва» вся пока не сильно застроена, не очень плотная, но мы имеем сегодня возможность ее развивать в целом. Понятно, что поочередно - от МКАД и далее в Калужскую область, и далее таким полицентрическим образом.

Вопрос: Каковы новые и смелые идеи развития новых территорий Москвы в 2013 г.?

В. Жидкин: Я думаю, что все эти идеи мы уже слышали и на МИПИМе в прошлом, в наших поездках в крупные мегаполисы. Например, недавно мы были с Маратом Хуснуллиным в Гонконге, он примерно такой же, как и Москва. Мы встречались с министром транспорта, с министром строительства, с главным архитектором Гонконга, и все проблемы, которые сегодня есть, перспективные планы развития крупных мегаполисов, крупных городов, похожи. Мы слышали об этом и в этих поездках, мы их слышали на встречах, и о них говорили на Урбанистическом форуме - это транспортный каркас любого мегаполиса, развитие общественного транспорта, создание транспортно-пересадочных узлов. Это то, чем сегодня занимается правительство Москвы, создание комфортной среды обитания, где можно комфортно жить и иметь возможность наличия рабочих мест в шаговой доступности от места проживания. Это основные постулаты развития нового, современного города. Об этом говорили все эксперты на Урбанистическом форуме.

Вопрос: А что из гонконгского опыта можно применить на новых территориях Москвы?

В. Жидкин: Это качественная среда обитания - рабочие места рядом с жилыми районами, очень качественный общественный транспорт, транспортно-пересадочные узлы. Все, что мы видели в Гонконге, я думаю, мы должны применять на новых территориях Москвы, и мы над этим работаем.

Вопрос: Каковы основные итоги развития новых территорий Москвы в 2013 г.?

В. Жидкин: Основная цифра - это ввод недвижимости, которая включает в себя все виды назначения (жилых и нежилых), так и объектов социального назначения. Всего мы построили около 2 млн кв. м, в прошлом году за II полугодие было построено 600 тыс. кв. м. В этих 2 млн кв. м есть и жилье, и коммерческая недвижимость. Цель ставилась не менее 1 млн 700 тыс. кв. м, мы вводим чуть больше запланированного. Главное, что в этом объеме есть коммерческая недвижимость, которая позволяет создать более 30 тыс. рабочих мест. Объем вводимого жилья, который будет заполнен не сразу, а в течение будущего года, еще в начале 2015 г. количеством рабочих мест пропорционально обеспечен и даже с небольшим запасом. По социальным объектам к 1 сентября были открыты 2 школы - в Пыхтино и в Астафьево. Школа в Пыхтино заполнена пока только наполовину. Кроме того, было открыто 6 детских садов. В первый год работы на новых территориях это уже приличный актив по социальным объектам. Также были построены 2 поликлиники - в Московском на 350 - 400 посещений в смену. Мы завершаем строительство 4 быстровозводимых поликлиник от 110 до 130 посещений в смену в четырех муниципальных образованиях, где на момент передачи этой территории в Москве были проблемы именно по поликлиникам.

Вопрос: Все ли из запланированного удалось реализовать?

В. Жидкин: Все удалось. Кроме того, я еще не озвучил и строительство дорог. Мы завершаем работу по участку дороги от Киевского до Калужского шоссе - от Саларьево до Мамырей. Там была двухполосная дорога, теперь там четыре полосы с заездными карманами, и на этой дороге появятся дополнительные маршруты. Мы завершаем строительство участка дороги в районе Румянцево от Киевского до Боровского шоссе, там тоже появится новая дорога в четыре полосы с заездными карманами, и приступили к строительству дороги от Коммунарки до Южного Бутово, как и планировали. Кроме того, выполнена большая работа по проектированию объектов инженерного значения и дорог до населенных пунктов и садоводческих некоммерческих товариществ. В этом году работы велись только по проектированию, на следующий год мы приступаем уже к строительству объектов энерго- и газоснабжения, дорог и водоузлов.

Очень важно отметить строительство одного из самых сложных крупных объектов с обманутыми дольщиками - в Щербинке, поселок Овражный. Там были более 1400 дольщиков на момент передачи. Сейчас на всех трех оставшихся домах ведутся работы. Там компания «Мортон» и СУ-155 ведут строительство трех жилых домов.

Вопрос: Как идет работа над территориальными схемами Троицкого и Новомосковского административных округов?

В. Жидкин: Работа над территориальными схемами практически завершена. Сейчас идут согласование и обсуждение в департаментах правительства Москвы. В ближайшее время территориальная схема будет рассмотрена на заседании штаба по градполитике у мэра. Я предполагаю, что появятся замечания и предложения по разработке территориальных схем. Мы продолжим работу в первые месяцы 2014 г. и к концу I квартала должны выйти на публичное обсуждение территориальных схем. То есть предварительная часть работы в целом завершена.

Вопрос: Какие планы по строительству недвижимости на присоединенных территориях на 2014 г.?

В. Жидкин: В 2014 г. мы не планируем снижать объемы. При этом процентный объем строительства коммерческой недвижимости будет увеличиваться, чтобы были опережения по созданию рабочих мест. По программе АИП у нас предусмотрено 30 объектов всего в 2014 - 2016 гг. Практически по всем социальным объектам - там и поликлиники, и детские сады, и школы, и пожарные депо - по всем этим проектам ведутся проектные работы, и по большей части из них мы получим положительные заключения экспертизы по проектной документации, объявим конкурсы и аукционы и в 2014 г. начнем плановую работу по строительству соцобъектов, предусмотренных инвестиционной адресной программой.

Вопрос: Строительство социальных объектов будет наращиваться в 2014 г.? Можно хотя бы какие-то примеры - сколько, чего и цифры?

В. Жидкин: По инвестиционной программе за счет бюджета Москвы предусмотрено строительство 11 детских садов, 4 школ, 9 пожарных депо, там, где сегодня отсутствует пожарное депо, на территории «новой Москвы». Кроме того, за счет внебюджетных источников также планируется построить в будущем году более 10 детских садов, 4 - 5 школ. Это большой объем, если рассматривать в совокупности внебюджетные источники и средства бюджета Москвы - это в разы больше, чем в 2013 г., я имею в виду строительство за счет инвестиционных контрактов и за счет бюджета города. Это в основном школы и детские сады. Шесть поликлиник мы уже построили, но продолжится строительство инвесторами. Мы начнем две поликлиники - в Щербинке и в Воскресенском - за счет бюджета.

Вопрос: Какие дороги планируете построить в 2014 г.?

В. Жидкин: Продолжится строительство дороги от Коммунарки до Южного Бутово, и начнем строить еще 3 участка дороги, которые связывают между собой Киевское и Боровское шоссе. Кроме того, на данном этапе рассматриваются проекты планировок на строительство эстакад через железнодорожные переезды: на Курском направлении железной дороги 2 переезда и на Киевском направлении - четыре. Это тоже сложные такие узлы, где сегодня также скапливаются пробки на поперечных связях, и там начнется строительство таких эстакад. По переездам и эстакадам госзаказчиком является Департамент строительства Москвы. Также завершены проектирование и реконструкция Калужского шоссе, и в IV квартале 2014 г. Департамент строительства приступит к реконструкции Калужского шоссе.

Кроме того, предусмотрено строительство одной из самых интенсивных по движению и по масштабам проекта «Поперечные связи» дороги Солнцево - Бутово - Видное, по которой также госзаказчиком является Департамент строительства. Работы начнутся или в конце 2014 г., или в начале 2015 г.

Вы также знаете, что в будущем году планируется ввести две станции метро - в Румянцево и в Саларьево. Также Росавтодором принято решение о переносе графиков строительства от ЦКАД, и в 2014 г. Росавтодор начнет строительство ЦКАД на территории Москвы. Мы буквально две недели под руководством Марата Шакирзяновича (Хуснуллин. – Прим. Портала Стройкомплекса) и руководства РЖД проезжали по Киевскому направлению железной дороги. Сейчас ведутся переговоры с тем, чтобы реконструкцию Киевского направления железной дороги также перенести на более ранний срок, учитывая, что большое количество жителей «новой Москвы» будут добираться не только на личном транспорте, не только на метро, но и по железной дороге, где можно будет увеличить количество и интенсивность их движения. Мы соответственно в территориальной схеме увязываем все виды транспорта, обеспечивающие развитие новой территории. Вот такой большой и комплексный объем работы по развитию новой территории.

Вопрос: Какие точки роста развиваются наиболее динамично?

В. Жидкин: Наиболее динамично развивается точка роста в Румянцево, там, где строится сегодня крупный административный центр общей площадью 750 тыс. кв. м. Застройщиком является чешская компания PPF. Они инвесторы, проект реализовывают вместе с Ростелекомом. Ростелеком планирует разместить там свой основной офис, и, кроме того, уже подписаны договоры с инвестором-застройщиком по размещению других офисов компании, как и вновь появляющихся на новой территории, так и компаний, переезжающих со «старой» Москвы.

Рядом с этим объектом есть еще 11 землепользователей. Многие из них уже закончили проектирование, и, начиная с 2014 г., там начнется строительство других объектов. Но дело в том, что не всегда землепользователь является застройщиком, поэтому об объектах пока сложно говорить. Но там появятся как офисные объекты, так и объекты небольших производств. В частности, «Индиго парк» площадью 50 га находится в этой точке роста, все 50 участков уже реализованы, по ним закончено проектирование, и порядка 18 - 20 резидентов строительства таких небольших объектов разного назначения - небольшие производства, здания и складские помещения - тоже в составе этой точки роста. Идет проектирование планировки административно-делового центра. МИСИС уже завершает проектирование своих объектов, и у них в бюджете 2015 г. предусмотрены средства на строительство первых объектов образовательного кластера. На территории медицинского кластера должно будет начаться строительство первых объектов Фармстандарта, и мы в третьей части административно-делового центра приступили к проектированию административного здания площадью 30 тыс. кв. м под развитие 100 тыс. кв. м, куда переедут госучреждения органов власти г. Москвы. Это административно-деловой центр в Коммунарке. Это уже вторая точка роста, или второй центр административного развития. Он еще состоит из трех кластеров - медицинский, образовательный и административный, по каждому из них идет проектирование с возможностью начала строительства в конце 2014 г. - это и БИСИС, и медицинский кластер «Фармстандарта», а в нашей административной части мы будем строить первое здание, куда в будущем переедут префектура и некоторые госучреждения г. Москвы.

Также развивается Внуковский кластер, идет проектирование, и ряд объектов уже строится. Рядом с Троицком будут появляться уже несколько объектов со следующего года. И пятый участок можно также озвучить - в районе Астафьево, там, где закладывался парк по реконструкции исторических событий. На этой территории планируется разместить агрокластер. Вот пять таких точек, где ведется не только проектирование, но и строительство объектов.

Вопрос: А можно ли остановиться поподробнее на агрокластере?

В. Жидкин: Агрокластер - это такой крупный комплекс для размещения компаний, которые занимаются поставкой скоропортящихся продуктов. Это продукты питания, фрукты, овощи. Сейчас ведется работа по созданию управляющей компании (УК). Этим занимается Департамент торговли и услуг. Собственник земельного участка, в частности, компания RDI готова предоставить этот участок на взаимовыгодных условиях с УК. В ближайшие дни состоится совещание под руководством Н. Сергуниной, где будет принято решение о взаимодействии собственника земли и УК. Мы в составе территориальной схемы предусмотрели этот земельный участок, увязали его с транспортной инфраструктурой, которая появится рядом со Щербинкой в районе Остафьево. После принятия решения можно будет выдавать ГПЗУ и начать проектирование этого агрокластера.

Вопрос: А какие еще есть точки роста?

В. Жидкин: Я бы хотел отметить еще одну точку роста в районе Киевского поселения, где находится железнодорожный узел Бекасово. Сейчас там строится небольшой логистический центр, и мы рассматриваем эту точку роста как логистическую, учитывая, что там благоприятная транспортная инфраструктура для этого - проходит Киевское направление железной дороги плюс Большое кольцо железной дороги и Киевское шоссе. Там, кстати, в непосредственной близости будет проходить ЦКАД. Мы обсуждаем сегодня с инвестиционным фондом Франции возможность строительства бизнес-хаба по строительству комплекса площадью до 3 млн кв. м, где могут разместиться около 10 тыс. зарубежных компаний Европы и

Азии, где можно будет подписать контракт на поставку продукции с любой из этих компаний, и какую-то из продукции можно будет там и получить в этом комплексе. Такая бизнес-платформа сегодня строится уже в Европе, на границе Германии и Франции, и второй комплекс строится в Китае. Мы хотим, чтобы такой комплекс появился на территории Москвы.

Вопрос: На какой стадии сейчас переговоры?

В. Жидкин: Есть уже концепция этого объекта, переговоры с собственником земли уже проведены. Достигнута договоренность по реализации этого участка земли инвестиционным фондом Франции. Они выйдут на сделку в феврале-марте 2014 г. В ближайшее время состоится совещание у мэра по этому вопросу. Я надеюсь, что будет принято первое положительное решение, и в конце I квартала мы приступим к проектированию данного объекта. Но мы уже прорабатываем возможности инженерного обеспечения этого комплекса, которое имеется.

Вопрос: Каково состояние инженерных коммуникаций на новых территориях? Есть ли видение того, как их наращивать?

В. Жидкин: Если учитывать, что «новая Москва» в прошлом - это часть трех районов - Подольского, Наро-Фоминского и Ленинского - и 21 муниципальное образование, то зачастую инженерные коммуникации не являются единой структурой. Они развивались в рамках одного муниципального образования. Мы должны связать это в единую сеть по системе газоснабжения, по системе водоснабжения, канализования и энерго- и теплоснабжения. Мы на протяжении всего 2013 г. проводили совместную работу в двух созданных рабочих группах - с Департаментом технической политики и Департаментом ЖКХ, при этом все ресурсоснабжающие организации принимали участие в данной работе, и также принимали участие в работе основные головные проектные институты, специализирующиеся в этих направлениях. По каждой из этих систем сформирована концепция по развитию всех инженерных коммуникаций.

Кроме того, в инвестпрограмме Федеральной сетевой компании (ФСК) уже предусмотрено до 2018 г. строительство основного питающего центра и линии в 500 киловольт. В инвестпрограмме МОЭСК предусмотрено строительство питающих центров на этой территории. В программе Департамента технической политики предусмотрено строительство энергоцентров. Прорабатывается вопрос размещения объектов водоснабжения и водоотведения. Когда это была территория в Московской области, вода добывалась из подземных источников, и только небольшая часть обеспечивалась за счет кольца г. Москвы. Поэтому мы должны сменить акценты, учитывая, что там вода в подземных источниках не очень хорошего качества, и увеличить объем потребления воды за счет московской системы водоснабжения. Причем процентное соотношение должно кардинально измениться в большую сторону за счет водоканалов. Такая возможность есть, и я надеюсь, что в этом году мы выйдем на проектирование основных магистралей водоснабжения.

Вопрос: Есть ли перспективы у газификации новых территорий, в том числе сельских населенных пунктов?

В. Жидкин: Программой на ближайшие 4 года предусмотрено строительство объектов газоснабжения сельских населенных пунктов и части садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). Дело в том, что не все СНТ, особенно там, где по 6 соток, готовы газифицировать свои поселки, учитывая, что там только небольшое количество людей проживает в них в зимнее время. Мы проводили встречи с членами СНТ. Пока там, где они ближе к Москве, и там, где люди проживают и в зимнее время, в таких СНТ мы работы будем проводить. По сельским населенным пунктам ведется проектирование, и с будущего года мы начнем порядка 10 крупных объектов газоснабжения строить.

Но в целом система газоснабжения новой территории, учитывая наличие магистрального трубопровода, проходящего по территории «новой Москвы», учитывая наличие 11 ГРС (газораспределительных станций), возможность газоснабжения на всю перспективу развития, имеется. Единственное, мы должны будем совместно с Газпромом проработать очередность реконструкции 6 ГРС. Но такая договоренность уже есть, и в программе Газпрома предусмотрена их реконструкция.

Сложнее с сетью газораспределения по новой территории. Она принадлежит сегодня Мособлгазу, но пока на данном этапе мы совместной работой практически полностью обеспечиваем заявки от застройщиков по обеспечению газом строительства объектов.

Н. Мирошникова: Есть понимание, под строительство каких объектов на новых территориях будет применяться процедура изъятия земельных участков?

В. Жидкин: В основном под строительство автомобильных дорог, и эта процедура уже применяется. Мы при размещении коридоров новых дорог, с одной стороны, к сожалению, попадаем на земельные участки, принадлежащие собственникам, но при этом, к счастью, там нет объектов недвижимости. В большей части мы находим возможность договоренности по реализации по приобретению этих участков под строительство дорог и в отдельных случаях под инженерные объекты.

П. Шамин: Будут ли на новых территориях строиться платные дороги, и если да, то где, и кто станет инвестором?

В. Жидкин: Мы считаем, что платные дороги строить на новой территории необходимо, учитывая, что протяженность улично-дорожной сети мала и не обеспечит развития «новой Москвы». Но при этом необходимо провести профессиональную аналитическую работу для того, чтобы определить участки дорог, наиболее подходящих и приемлемых для создания там платной системы. Мы объявили конкурс на подготовку такой работы в I полугодии 2014 г., и надеюсь, что программу размещения платных дорог мы завершим, и уже в III - IV квартале я смогу предложить схему размещения на новой территории платных дорог.

Д. Митяев (Московский): Нет дорог, просто нет. Новые микрорайоны строят, а новых дорог нет ни одной. Уже в 6.30 мск Киевское и Калужское шоссе стоят без движения, а скоро заселение района «Первый московский город-парк» и прочих парков.

В. Жидкин: Я хочу отметить, что все микрорайоны, которые стоятся сегодня, строятся по разрешениям на строительство, выданным еще муниципальными районами до 1 июля 2012 г. Новых разрешений практически выдано не было за эти полтора года, и, так или иначе, микрорайоны строились бы, но часть из этих строек мы остановили. Поэтому говорить сегодня о том, что новые территории присоединились к Москве и началось активное строительство микрорайонов, а дороги не строятся, не совсем правильно. Все эти объекты уже были ранее запланированы, под них были заложены и проекты, и фундаменты, и работа сегодня продолжается. Но при этом мы дороги уже строим. Да, нужно было время на проектирование Калужского шоссе, учитывая, что там большое количество развязок. Вдоль Калужского шоссе слева и справа есть собственники, везде были запроектированы объекты, не учитывающие реконструкцию Калужского шоссе в том виде, в котором мы ее сегодня запроектировали. Нам приходится по ходу проектирования принимать все эти решения, увязывать размещение развязок, съездов, выездов с собственниками участков и объектов и т.д. с небольшим опозданием, но если это можно называть опозданием, я же считаю наоборот, что с опережением, потому что стройка как была, так и идет, а дороги начнут появляться.

Л. Орлова (п. Московский, Румянцево): В Румянцево, расположенное рядом с БП «Румянцево» на ул. Садовая, дороги от снега не чистят. В начале 2013 г. администрация поселения объяснила это тем, что дороги не поставлены на учет. А что мешает поставить эти дороги на учет? И есть ли в планах строительство канализационной системы?

В. Жидкин: Да. В планах есть и реконструкция, и строительство очистных сооружений. Это что касается сброса сточных вод в реку. А что касается постановки на учет участков дорог, то это никак не должно повлиять на уборку дорог. Я подскажу своим коллегам и префекту, и Департаменту благоустройства г. Москвы, это должно являться причиной.

М. Иванов: Когда будет осуществляться реконструкция Калужского шоссе? Оно уже не справляется с той нагрузкой, которая есть сейчас.

В. Жидкин: Я уже говорил, что с конца 2014 г. начнется реконструкция Калужского шоссе. Говоря о дорогах, я не озвучил существенную составляющую - Департаментом ЖКХ и благоустройства Москвы в 2013 г. было отсыпано порядка 400 км грунтовых дорог, которые проходили к населенным пунктам, к небольшим сельским поселениям, к садоводческим некоммерческим товариществам (СНТ). Пока это дороги временные, но они отсыпаны асфальтовым гравием, и сегодня жителям Москвы до СНТ и до сельских населенных пунктов гораздо легче добираться.

Е. Лыкова («РИА Новости»): Вы сказали, что доля коммерческой недвижимости будет расти. А какова она сейчас в новом строительстве, и насколько она может вырасти? И что Вы подразумеваете под коммерческим строительством - торговые центры или небольшие производства?

В. Жидкин: Под коммерческой недвижимостью я подразумеваю все, кроме жилья и социальных объектов, - это и офисы, и небольшие производства, и современные торговые комплексы, и другие объекты, где создаются рабочие места на новых территориях. Тот же самый Фармстандарт будет строить свой первый комплекс, и это тоже коммерческая недвижимость. Они будут строить за счет собственных или привлеченных средств.

По долям, если говорить по количеству рабочих мест и по количеству трудоспособного населения, то количество рабочих мест превышает количество трудоспособного населения, которое заселится в это жилье. Но по квадратному метру жилья пока чуть больше - где-то 60% на 40%. Просто нормативы разные. Но я надеюсь, что в будущем году мы сместим в сторону увеличения коммерческой недвижимости.

Е .Лыкова («РИА Новости»): Какой объем налогов будет собран в этом году? Насколько тех налогов, которые Вы собираете, хватает для развития этих территорий?

В. Жидкин: Цифру пока сказать не могу, потому что это зона ответственности Департамента экономической политики и Департамента финансов. Пока затрат по новой территории больше, чем доходов в бюджет от рабочих мест. Но мы совместно с коллегами анализировали динамику в ближайшие годы и считаем, что к 2017 - 2018 гг. мы можем достигнуть результата, когда объем доходов будет превышать объем расходов на осуществление функций по новой территории. Такой расчет у нас есть, и мы считаем, что будет именно так.

Л. Бурякова (организация «Союз садоводов России»): В нашу общественную приемную увеличился поток людей, которые переживают за свою землю, потому что у них со старых времен на руках только старенькие свидетельства о собственности земли, у некоторых вообще отношения не оформлены, и в связи с развитием инфраструктуры многие попадают. Чинятся препятствия по обновлению свидетельств в связи с этим. Скажите, с кем можно сотрудничать по этому вопросу? Я предлагаю объединить усилия для того, чтобы можно было ускорить решение данных вопросов все-таки в пользу людей.

В. Жидкин: Сотрудничать по оформлению документов надо с Департаментом городского имущества. В полномочия нашего Департамента эти функции не входят. Мы занимаемся вопросами градостроительства, а если говорить о СНТ и о населенных пунктах, то вопросами строительства дорог и обеспечения их инженерной инфраструктурой. Поэтому по этому вопросу я Вам ответить ничего не смогу.

Вопрос: Вы сказали, что в районе Балабаново будет строиться большой перевалочный пункт, где будет 10 тыс. организаций. Естественно, что для них нужно будет строить жилье, причем не покупное, а арендное. Что делается в «новой Москве» по строительству арендного жилья и не только в Балабаново? В Москве есть очередь, а в центре, естественно, негде селить. В связи с очередниками вопрос, будут ли строиться на новых территориях дома для социального найма московских очередников?

В. Жидкин: По поводу Балабаново, Киевского поселения в составе проекта будет как арендное жилье, так и для постоянного проживания. Пока это соотношение 50 на 50 в составе в целом проекта по бизнес-платформе. Что касается арендного жилья в других поселениях на территории «новой Москвы», то будут предложены первоочередные объемы арендного жилья в целом на новой территории Москвы.

Что касается московских очередников, то мы подбираем земельные участки на новой территории из состава пока федеральных земель и земель, которые принадлежат различным собственникам, по размещению такого крупного жилого микрорайона и жилой застройки для очередников. Но при этом десятки инвестконтрактов по-прежнему реализовываются на новой территории Москвы, и часть доли вводимого жилья будет предоставляться очередникам. Это жилье попадет в собственность города Москвы и будет распределяться для этих целей.

С. Башарова («Известия»): На Московском урбанистическом форуме прозвучали ли какие-то идеи, которые будут реализовываться в ходе развития территорий «новой Москвы»?

В. Жидкин: Очень интересно проходил круглый стол 6 декабря, и на нем модератор спросил у зала, а в зале были около 100 человек: «Как вы считаете, «новая Москва» для «Большой Москвы» в целом принесет какой-то положительный эффект? Нужно ли это «Большой Москве»?» Только 5% сказали: «Да». Когда мы пообщались с собравшимися, то уже две трети зала за полтора часа согласились, что да, для «Большой Москвы» это может принести положительный эффект.

По идее, мы уже говорили, что транспортный каркас, пересадочные узлы, развитие общественного транспорта - это все необходимо, и в составе территориальной схемы все данные направления (сохранение экологического каркаса, создание парков на новой территории, а их планируется около 45) планируются. Но есть детали при развитии каждого направления, о котором я сказал. Мы будем продолжать работу с международными экспертами, учитывать международный опыт, как все это реализовывалось при увеличении как населения, так и развития транспортной сети крупных мегаполисов мира.

С. Башарова («Известия»): Будет ли в «новой Москве» применяться опыт «старой» Москвы по организации транспорта? Например, будут ли увеличены часы работы общественного транспорта или, может, появятся ночные маршруты? И будут ли строиться велодорожки даже, может, для деловых поездок?

В. Жидкин: Может, где-то и будут строиться велодорожки. Все будет зависеть от того, где люди пожелают создать такие велодорожки, в отдельных поселениях или в строящихся микрорайонах.

Что касается общественного транспорта, то вообще это основное направление для развития всей транспортной инфраструктуры как для «новой», так и для «старой» Москвы, принципиально важно увеличить количество перевозок не личным, а общественным транспортом. В том же Гонконге 90% населения перемещаются на общественном транспорте. У нас этот показатель ниже, но при этом нужно, чтобы качество услуг на общественном транспорте ежегодно возрастало, и была ежегодная динамика.

А. Сеняков (РБК): Москва уже начала подыскивать участки для размещения доходных домов. Ведется ли такая программа в «новой Москве»? И каков примерно будет процент доходного жилья от жилья обычного?

В. Жидкин: Такая работа ведется. Арендное жилье будет строиться как Строительным комплексом Москвы, так и непосредственно инвесторами. На данном этапе мы рассматриваем предложения по проектам планировок застройщикам, инвесторами, уже есть предложения по строительству арендного жилья. Говорить сегодня о процентах сложно, мы должны более детально проработать это в составе территориальной схемы и при этом разработать программу строительства арендного жилья. Но так сразу сейчас сказать о проценте арендного жилья было бы некорректно даже, не разработав данную программу, которая будет учитывать все критерии создания арендного жилья.

И еще, когда мы говорим о проектировании жилых микрорайонов, все проекты планировок, разработанные ранее, на новой территории предусматривали жилье, объекты социального назначения, торговые комплексы, но практически не было предусмотрено в таких жилых застройках рабочих мест. На данном этапе все они пересматриваются, и в состав жилых застроек включаются объекты коммерческой недвижимости по созданию рабочих мест, чтобы была шаговая доступность, максимальный процент шаговой доступности до места работы. Там же предусматривается арендное жилье.

А. Семинец (Росбалт): Расскажите поподробнее про агрокластер. Что он должен из себя представлять, чем он будет принципиально отличаться от той же Бирюлевской овощебазы? И когда он может быть создан?

В. Жидкин: Я об этом говорил ранее, и все, что я сказал, достаточно. Когда УК, создаваемая сейчас, проработает за определенный период времени более детальную концепцию этого кластера, то на следующем этапе можно уже будет говорить подробнее. Именно над этим они сегодня трудятся, и я думаю, что в ближайший месяц - полтора появится эта информация, и нам ее озвучат. Я могу сказать, что площадь этого участка составляет около 80 га.

А. Семинец (Росбалт): Вы сказали, что инвесторы строят детские сады, школы где-то. Насколько я понимаю, детские сады строят в основном застройщики в своих жилых комплексах. Скажите, все ли эти детские сады муниципальные, и вообще, какая там форма собственности? Кто строит поликлиники? Что это за инвесторы и зачем им это?

В. Жидкин: В крупных микрорайонах, как правило, детские сады стандартных размеров на 200 мест. Они, как правило, передаются муниципалитетам, и уже Департамент образования осуществляет свою функцию по эксплуатации, управлению и содержанию этих детских садов. Но в небольших поселках, например, в поселке Западная долина небольшое количество домов, строится частный детский сад на 70 мест. Там малоэтажная застройка, и жителей это устраивает. Я называл все крупные детские сады, которые будут передаваться городу. Но есть еще десятки детских садов, которые будут коммерческими.

Все поликлиники будут передаваться Департаменту имущества, а управлять поликлиниками будет Департамент здравоохранения. В Московском они построены на 350 - 400 мест и будут передаваться городу.

М. Мохова (журнал «Строительство»): В каком году планируется строительство транспортной развязки через железнодорожный переезд?

В. Жидкин: Начало строительства в 2015 г. На данном этапе дорабатывается проект планировки территории. В ближайшее время он будет утвержден. Департамент строительства приступит к проектированию этой развязки, и либо в конце 2014 г., или в начале 2015 г. начнется его строительство.

Вопрос: Когда же уже «новая Москва» станет полноценной Москвой, то есть ее перестанут так называть?

В. Жидкин: Ее называют сегодня по-разному - и «новая Москва», и «Большая Москва», в состав которой входит «новая Москва». Кому как нравится, так называют. Я полагаю, что в ближайшее время появятся какие-то другие определения.

Соединение «новой» и «старой» Москвы сейчас ведется, будет реконструкция пересечения Профсоюзной улицы и МКАД, реконструкция развязки на пересечении Киевского шоссе и МКАД. Будет это соединение, а кроме того, опережающими темпами будет вестись реконструкция МКАД между Киевским и Калужским шоссе, там, где историческое соединение. Я чаще называю не «старая» Москва, а историческая и «новая Москва». Строится метро до Румянцево - Саларьево. До 2015 г. должно быть построено метро до Коммунарки. Развитие Киевского направления железной дороги - это все объединение исторической и «новой Москвы». И все, что я говорил сегодня по поводу строительства социальных объектов, благодаря которым нормы обеспеченности будут полностью соответствовать нормам исторической территории Москвы, - это и есть создание единой транспортной, социальной инфраструктуры, которая объединит «новую Москву» и единую Москву.

А. Максимов: Будет ли на новых территориях строиться городок для мигрантов?

В. Жидкин: Городок для мигрантов строиться на новых территориях Москвы не будет. Будут строиться объекты, которые необходимы для развития, - арендное жилье, гостиницы, жилье, но никакого городка не будет.

Парки строить будут. Я уже говорил сегодня о создании парка по реконструкции исторических событий. Мы сейчас с инвестором ведем переговоры по строительству парка русских сказок. Многие говорят, что это такой московский Диснейленд. Но никакого Диснейленда не будет, это больше парк русских сказок. Да, там предполагается размещение каких-то аттракционов, но в основном это русские сказки. Инвестор готов и планирует на свои средства построить парк, профинансировать до 3 млрд руб. в его строительство, но при этом он просит нас обеспечить его инженерной инфраструктурой.

Сейчас подбирается площадка, рассматриваются несколько вариантов. Может, это будет Подольский район, поселение Щапово. Все будет зависеть от того, кто землепользователь. А земля-то вся принадлежит каким-то компаниям. С кем мы сможем договориться, кто с инвестором нового парка найдет общие интересы по размещению, пока не ясно.

В. Нечаев: Что происходит с рынками на новых территориях? Сносят ли их, строятся ли вместо них капитальные объекты?

В. Жидкин: Наглядный пример - это рынок «Славянский мир». Почти всю несанкционированную торговлю там запретили, остановили, снесли все эти палатки, контейнеры, которые там стояли в несколько этажей друг над другом. Сейчас построены около 24 корпусов, около 4 тыс. кв. м, где будет вестись торговля.

Кроме того, будут построены 2 новых корпуса вместо той хаотичной и несанкционированной торговли. Можно говорить и о других небольших рынках, которые также будут снесены, и вместо них появятся новые объекты торговли.

Г. Петровский: Как будет развиваться анклав «новой Москвы» - Успенский конезавод в районе Звенигорода? Что будут строить в этой рекреационной зоне?

В. Жидкин: Данная рекреационная зона в основном принадлежит двум собственникам земли - там небольшое количество муниципальной земли, но 90% - это конезавод и ВТБ. Предлагается ими несколько вариантов развития данной территории. В частности, конезавод предлагает построить парк до 300 га, огромный парк. Рядом с парком - жилая застройка, коммерческая недвижимость. Но все это должно быть малоэтажным. Пока они до конца не проработали реализацию данного инвестиционного проекта, в ближайшее время (в I квартале 2014 г.) окончательные варианты от двух инвесторов или собственников земли мы рассмотрим, и будет предложена концепция развития новой территории Успенского конезавода. Скорее всего, это будет рекреационная зона с малоэтажной застройкой, как жилой, так и нежилой коммерческой недвижимости.