Главная / Стенограммы
14 сентября 2011 г. 13:47

Пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы С.И. Левкина

Тема: «Городская государственная программа города Москвы «Жилище»

C.И. Левкин (вступительное слово):

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые друзья!

Сегодня мы проводим пресс-конференцию по программе "Жилище", которая на сегодняшний день прошла публичное обсуждение в департаменте градостроительной политики с участием государственных органов, общественности, эксперт​ов и была поддержана с учетом высказанных замечаний, предложений, учтенных в последующем в доработанной части программы.

Программа получила одобрение на Правительстве Москвы. И на сегодняшний день она находится на подписании распорядительного документа об утверждении этой программы.

«Почему появилась эта программа?» - часто слышится этот вопрос. Я думаю, он будет сегодня. Я, как бы анонсируя саму программу, хочу об этом сразу сказать.

Во-первых, есть формальные вещи, в связи с которыми эта программа появилась. Главная из них - это сегодня в России действует национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" и федеральная целевая программа "Жилище", согласно которым все регионы должны иметь аналогичные субъектовые программы. Что и выполнила Москва в части обязательств.

Второе. Москва со следующего года переходит на программно-целевой метод финансирования из бюджета города. То есть появляются программы, их всего 18. Программа "Жилище" является одной из наиважнейших и составляющих из этих программ города.

И третье, я думаю, не формальное, а более важное и главное, что я считаю, в связи, с чем появляется программа "Жилище".

Да, до этого существовала сама программа с точки зрения количества жилья, строящегося в Москве. Мы помним, когда это количество метров было практически под 5 миллионов в докризисное время, большой объем. Наверное, было какое-то соревновательное начало, в том числе Москвы и Московской области, это было слышно. Но главного, я считаю, не было заложено в возводимые метры квадратные – для кого это жилье?

Москва предоставляла практически два полярных способа доступности в получении жилья.

Первый способ – практический, были и другие инструменты, но этот практический: это покупка, если у тебя есть деньги.

И второй - это если ты попадаешь в категорию граждан, установленных федеральным и региональным законодательством, то ты получаешь безвозмездно это жилье.

Но это всего максимум 10% населения города Москвы, а 90% населения города Москвы не предоставлялись никакие предложения, инструменты, программы и способы реализации или возможности приобретения этого жилья.

Я считаю, что основным направлением этой программы будет являться именно это направление: как же содействовать гражданам Москвы в возможности приобретения того жилья, которое строится в Москве, какими инструментами, способами, в том числе с внесением изменений в законодательную, нормативную и прочие базы.

Речь не идет о безвозмездном предоставлении жилья, речь идет о выработке механизмов и способов.

И второе при этом, что очень важно, программа формируется таким образом, чтобы у нас появились взаимосвязанные возможности по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы – подчеркну особо – с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Это – одна из целей программы.

Вторая цель – это повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом.

И третья цель – это создание комфортных условий временного проживания для гостей столицы.

Я думаю, что будут задаваться вопросы, и цифры мы расскажем с Николаем Викторовичем (Федосеев Н.В. - руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, другой участник пресс-конференции).

Я сейчас больше о концептуальных вещах скажу.

У программы есть задачи, которые практически соответствуют подпрограммам. Я их перечислю.

  • Это завершение строительства по инвестиционным контрактам, которые сегодня действуют.
  • Вторая подпрограмма - реновация существующей жилой застройки.
  • Третья – капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда.
  • Четвертая – создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья, развитие системы улучшения жилищных условий граждан. Это то, о чем я сказал, что считаю, что это одно из приоритетных направлений.
  • Пятая – развитие гостиничной отрасли Москвы, увеличение количества мест для временного проживания.
  • Шестая – комплексная застройка земельных участков и территорий.
  • Седьмая подпрограмма – выполнение государственных обязательств, про которые я сказал.

И восьмая – улучшение управления жилищным фондом в Москве, благоустройство дворовых территорий.

Установлены целевые показатели, которые будут достигнуты по итогам реализации программы в течение 5 лет. Они характеризуются следующими цифрами.

В целом мы не планируем снижать объем жилищного строительства, подчеркиваю, в пределах существующих границ Москвы. И программа пока предусматривает все характеристики мероприятий-индикаторов именно в рамках существующих границ Москвы.

В общем сложности мы планируем за 5 лет построить 12,7 млн. кв. метров за счет всех источников финансирования, в том числе 3,8 млн. кв. метров – за счет бюджета. Это в среднем 2,54 – по каждому году и 0,76 – из бюджета за каждый год программы.

Мы планируем обеспечить ввод в течение периода действия программы бездотационных домов в объеме 0,4 миллиона, или 400 тыс. кв. метров, построить гостиниц в общей сложности 177 с номерным фондом чуть больше 51 тыс. мест, выполнить ремонт и модернизацию жилых домов в общей сложности более 23 млн. кв. метров или около 5 миллионов ежегодно.

Увеличить обеспеченность населения жильем по региону – это Москва и Московская область, я потом отдельно объясню, что это за показатель, – с 22,5 кв. метров на сегодняшний день до 24 кв. метров на человека к концу действия программы к 2016 году.

При этом ресурсное обеспечение программы из бюджета составляет больше 730 млрд. рублей бюджетных ассигнований. Инвестиции, которые будут привлечены, по нашим прогнозам, в жилищное строительство и в улучшение жилищных условий и в другие мероприятия программы в 2 раза больше – почти 1 трлн. 400 млрд. рублей. Это колоссальные суммы, колоссальные цифры. Но мы надеемся, что вместе с инвестиционным девелоперским сообществом у нас это получится.