Главная / Стенограммы
16 октября 2015 г. 16:52

Пленарное заседание Московского урбанистического форума -2015. С. Собянин

Сергей Собянин: Добрый день, дорогие друзья! Урбанистический форум в Москве привлекает с каждым годом больше внимания. И это неслучайно, потому что мы находимся на площадке развития одной из самых больших конгломераций мира. И конечно, от того, какие изменения происходят здесь, зависит в целом урбанистическая политика, и Москва должна соответствовать современным тенденциям, которые происходят в мире.

Сегодня сессия полностью посвящена обсуждению опыта Москвы в решении глобальных и локальных задач повышения качества городской среды. За пять лет мы проделали достаточно большую работу, по правде говоря, на пределе возможного. Как известно, надо помнить историю, чтобы учиться на ошибках и не повторять их. Но к сожалению, Москва начиная с 1991 года, развиваясь, повторила те ошибки, которые были у большинства городов в начале своего развития. В результате москвичи получили те же самые проблемы и достижения: это миллионы квадратных метров недвижимости, миллионы новых машин, что привело к коллапсу транспортной системы, деградации общественного пространства и нарастанию дискомфорта в повседневной жизни, когда при любой возможности хочется вырваться за пределы города.

Основные выводы, которые можно сделать по итогам нашей пятилетней работы, звучат достаточно тривиально, тем не менее они очень важны, поскольку это не просто слова. За ними стоят реальные дела, которые изменили условия жизни миллионов людей.

Работая в Москве, мы ещё раз убедились, что неразрешимых проблем не бывает. Любую, даже самую запущенную ситуацию можно исправить, а самую безнадежную негативную тенденцию переломить и изменить на позитивную. Чтобы добиться результата, необходимо несколько слагаемых: это ясные цели, хорошее управление, воля, настойчивость и, самое главное, поддержка людей. Как правило, на первых порах поддержка бывает слабой, голоса сторонников тонут в море критики и в непонимании, но затем, перед появлением первых результатов, уровень поддержки нарастает, и уже не только ты двигаешь этот проект, а тысячи людей прилагают усилия к тому, чтобы движение вперёд шло максимальными темпами.

Следующий важный вывод: очень важны комплексный подход к решению актуальных задач и темпы преобразований. Необходимо действовать по всем направлениям одновременно. В противном случае — сохранение перекосов и появление новых узких мест.

Причём необходимо двигаться максимально быстрыми темпами, иначе инертная окружающая среда утопит в рутине многие хорошие начинания, и граждане просто не почувствуют перемен к лучшему.

Мы сравнивали темпы развития Москвы с темпами развития других мегаполисов мира. Эти сравнения показали, что город набрал высокую динамику и входит в число лидеров. Замечу, что те преобразования, которые проходили в европейских городах в течение десятилетий, нам пришлось проводить за считаные годы. И наконец, ещё один важный вывод касается применения мирового опыта урбанистики. В каждом мегаполисе есть, конечно, своя специфика, тем не менее потребности горожан и их представления о качественном городском пространстве везде примерно одинаковые. Поэтому решения, хорошо зарекомендовавшие себя в других городах, срабатывают и в Москве. Создание комфортного города включает стандартный набор действий: это построение сбалансированной городской застройки, современных транспортных коммуникаций и комфортного общественного пространства и ряд целых других направлений, о которых мы сегодня не будем говорить, но они также чрезвычайно важны.

Что мы конкретно сделали и как? Начну с транспортной проблемы Москвы как наиболее острой. Для их решения мы использовали стандартные способы, известные по опыту других крупных городов. Прежде всего это борьба с хаосом на дорогах и реальный приоритет общественного транспорта. Это, казалось бы, стандартное решение, но для Москвы на самом деле оно было революционным. Так уж устроена человеческая психология: на словах все поддерживают наведение порядка, но в жизни не многие могут устоять от искушения припарковаться в неположенном месте или проехать по выделенной полосе, если это позволяет сэкономить минуту-другую. Поэтому первое условие успешной транспортной программы — жёсткое администрирование установленных правил. Эвакуация неправильно припаркованных машин и комплексы видеофиксации нарушений не прибавляют популярности городским властям. Но если нет твёрдого желания идти на эти меры, за решение транспортных проблем лучше не браться. Толку всё равно не будет.

Во-вторых, огромное значение имеет создание правильной экономической мотивации для выбора способа передвижения. Сегодня в реальном выражении проехать на общественном транспорте Москвы обойдётся пассажирам на 35 процентов дешевле, чем пять лет тому назад. А стоимость использования автомобиля при поездке в центр, наоборот, будет существенно выше. Многие водители понимают полезность платной парковки, поскольку она дала возможность ехать, а не стоять в непредсказуемых заторах. Понимать — понимают, но психологически воспринять то, что ты должен платить за то, за что никогда до этого не платил, достаточно сложно. Это понятно.

А в-третьих, за последние пять лет мы сумели развернуть одну из крупнейших в мире программ развития транспортной инфраструктуры. Темпы строительства метро были увеличены в 1,5 раза, темпы дорожного строительства — в 2,5 раза. После паузы, длившейся несколько десятилетий, в городской черте и ближнем пригороде было возобновлено строительство новых железнодорожных путей. Это, собственно, был первый опыт за последние 30 — 40 лет. Недавно первые экспрессы начали движение по одному из самых загруженных направлений — Химки — Зеленоград. Для Москвы это критически важно, так как значительное число машин — на самом деле миллионы машин — каждый день приезжает из ближайших городов Подмосковья в Москву.

Комплексное решение транспортных проблем дало очевидный положительный эффект. Сегодня, спустя пять лет после начала реализации нашей транспортной программы, миллионы москвичей регулярно пользуются новыми станциями метро. Реально работают выделенные полосы для общественного транспорта, по которым ежедневно проезжают полтора миллиона пассажиров. Число пассажиров в пригородных поездах увеличилось с 480 миллионов до 680 миллионов. На них сегодня передвигаются ежедневно больше двух миллионов человек. Пригородные электрички начали работать в сопоставимых масштабах с московским наземным транспортом и метро.

Как показал известный рейтинг компании TomTom, Москва больше не является мировым лидером по пробкам. Тем не менее решающими для реализации нашей транспортной программы будут ближайшие три года. Например, в 2016 году будет запущено движение по МК МЖД. Фактически город получит второй пересадочный контур для метро и первый пересадочный контур для пригородных поездов. Ведётся строительство более 30 станций метро, заключены контракты на обновление подвижного состава метрополитена, наземный транспорт должен перейти на новую модель перевозки пассажиров. И конечно, мы продолжим строительство магистральных пригородных путей. Заканчивается реконструкция основных дорожных магистралей и развязок на МКАД. Выполнение этих планов позволит создать новое качественное транспортное пространство Москвы.

Следующая задача — это возрождение общественного пространства нашего любимого города. Обширные зелёные территории, уютные дворы, удобные широкие улицы — это огромное преимущество Москвы, город должен холить и лелеять их. К сожалению, этого в предыдущие годы не было. В чём заключалась проблема? Деградация общественного пространства, которую мы наблюдали последние 10 — 15 лет, выражалась не только в физическом разрушении асфальта, гибели деревьев или сломанных лавочках во дворах. Выделить средства, провести ремонт, восстановить утраченное — это, пожалуй, не самая сложная задача. Гораздо более опасной тенденцией последних десятилетий была дикая приватизация и повсеместный захват общественного пространства Москвы. Всё больше площадей переходило в чьи-то руки и выпадало из нормальной жизни города. Красивый фасад здания — завесим его рекламным щитом, детская площадка — будем парковать на ней личные машины, зелёная территория — устроим там барахолку или шашлычную, улицы полностью отдадим во власть автомобилей и ларьков и не оставим пешеходам ни одного квадратного метра.

Наша основная задача — положить конец этим безобразиям и найти разумный баланс между частными, групповыми и общественными интересами при использовании общественного пространства.

Разумеется, явно грубые нарушения, самовольные захваты земли необходимо просто пресекать. Поэтому мы начали с самых очевидных вещей. Тротуары и детские площадки начали освобождать от незаконной парковки, с фасадов сотен зданий сняли незаконно размещённую рекламу, с улиц убрали несколько тысяч ларьков, которые элементарно мешали людям дойти до станций метро. Параллельно мы проводили комплексное благоустройство дворов и парков. В ходе реализации этих проектов нам пришлось разрешить тысячи больших и малых конфликтов по поводу будущего использования общественного пространства.

Не всегда жители и специалисты могли сразу договориться между собой. Но это были конструктивные споры, которые в конечном итоге помогали принять наиболее оптимальное решение. За последние пять лет в Москве было благоустроено и создано 400 зелёных территорий. За год их возникает десятки. Число посетителей парков выросло примерно в три с половиной раза — с 10 до 36 миллионов человек. Сюда также можно добавить и территорию ВДНХ, число посетителей которой ещё более 20 миллионов человек.

Дальше начинаются уже более сложные проекты качественного преобразования улиц. По сути, речь идёт об изменении приоритета в использовании уличного пространства: автомобили должны потесниться, чтобы уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. Нам говорили, что этого делать ни в коем случае нельзя, говорили, что мы получим в центре многокилометровые заторы, разорение магазинов, которые лишатся своих покупателей. Жизнь показала, что всё происходит ровно наоборот.

Расширение тротуаров увеличивает количество пешеходов минимум в два раза. По таким улицам, как Большая Дмитровка, количество пешеходов увеличилось в семь раз. Магазины и кафе не закрываются, а, наоборот, получают новых клиентов. Появилась возможность проводить уличные фестивали и праздники с миллионами участников. При этом пропуская способность улиц для машин не сокращается, а растёт за счёт упорядочивания парковочного пространства и организации движения. Мы в начале пути в сфере создания качественного общественного пространства и будем продолжать двигаться в этом направлении.

Уважаемые коллеги! Если вы следите за градостроительной политикой Правительства Москвы, то вы, конечно, не раз слышали о ключевых принципах: прекращение уплотнительной застройки, создание новых центров деловой активности.

Позвольте в двух словах сказать, как эти принципы воплощаются в жизнь. За последние годы основная активность девелоперов переместилась на новые территории города и бывшие промзоны, которые суммарно уже дают вместе половину всей застройки столицы.

Год назад, в ходе предыдущего форума, мы подвели итоги архитектурного конкурса на лучший проект концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Проект огромный, затрагивает 200 километров береговой линии. Сейчас от стадии идей мы переходим к разработке градостроительной и проектной документации данных проектов.

В целом мне кажется, что в рамках новой градостроительной политики Правительство Москвы нашло разумный баланс между коммерческими интересами девелоперов, желанием привлечь как можно больше инвестиций и задачей сохранения жизненной ткани города, защитой интересов горожан.

Новая застройка не приводит к скученности, наоборот, она делает город более комфортным для проживания. Конечно, картина не выглядит так идеалистически, есть отдельные проекты — сложные, тяжёлые для города, но мы стараемся, чтобы таких проектов было как можно меньше.

Уважаемые коллеги! Приезжая в другие города, мы вольно или невольно сравниваем себя с ними. Если раньше это сравнение было чаще всего не в пользу нашего города, то сегодня ситуация стала постепенно меняться. Мы по-прежнему много учимся у других городов, но теперь это всё-таки улица, я надеюсь, с двухсторонним движением. Москва может поделиться своим опытом решения многих городских проблем.

Я назвал лишь несколько главных блоков развития в последние пять лет. Надеюсь, мои коллеги дополнят этот рассказ своим опытом, своими историями. Ещё раз спасибо за то, что приехали в Москву, за то, что принимаете участие в нашем форуме. Добро пожаловать в столицу России, спасибо!

Заключительное слово

Сергей Собянин: Спасибо господину за доклад о «Большом Париже» («Большой Париж» — название нового комплексного плана развития столичного региона Парижа). Действительно в 2011 году приехали туда и посмотрели, что это за проект. На самом деле он состоит из двух колец, насколько я правильно понимаю, железнодорожного и метрополитеновского, которые охватывают территорию Парижа и его пригорода. Нас впечатлило то, что мы тоже думали над таким же проектом, и с 2011 года я, с одной стороны, очень рад, что Москва продвинулась далеко. Мы железнодорожное кольцо уже заканчиваем строить через год — это 50 километров новых магистральных путей в средней части города, оно охватывает все промышленные территории. Развитие метрополитена, Третье транспортное кольцо, дополнительные вылетные магистрали — это то, что мы реализуем сегодня уже на практике в большом объёме и масштабе с огромной динамикой.

Единственное, что меня печалит, что за это время в рамках проекта «Большой Париж» пока стройка ещё не началась, но я думаю, что они учтут наши проблемы и ошибки, им будет это проще делать в будущем. Тем не менее я горжусь Москвой, горжусь теми, кто реализует такие огромные мирового уровня проекты. Они действительно изменят лицо Москвы, транспортную ситуацию, транспортный каркас. Это очень важно. Это те проекты, которые по максимуму вообще можно реализовать в Москве, это максимальная задача, которую мы реализуем, не минимальная, не средняя — максимальная. Всё, что можно выжать из транспортной системы, — это железные дороги, кольцо метро, магистрали, дорожные магистрали. Большего в Москве сделать очень сложно. Мы делаем по максимуму.

Я благодарен обер-бургомистру Лейпцига, он часто бывает в Москве, и, наверное, поэтому я готов подписаться под каждым словом, которое он говорил, рассказывая о преобразованиях в своём городе. Мы шаг за шагом делаем всё то же самое, что и Вы в Вашем городе. И я особенно благодарен Вам за то, что мы совместно с Вами уже не первый год проводим замечательную выставку, посвящённую реставрации исторического наследия, делаем это вместе. Это наш совместный проект. И Москва ещё не достигла 90 процентов хорошего состояния памятников, но количество плохих памятников в Москве сократилось за пять лет вдвое — с 40 до 20 процентов. Сегодня уже 80 процентов памятников в Москве отреставрированы. Я надеюсь, что мы через какое-то время догоним Лейпциг, и у нас тоже будет 90 процентов памятников в надлежащем состоянии. По крайней мере, по той динамике, которую мы видим, это вполне достижимая задача. Я буквально вчера встречался с Мэром Барселоны, она с пиететом рассказывала о барселонских рынках. Действительно Москве есть куда двигаться в этом направлении, есть возможности улучшения рыночной среды. Напомню, что мы создали рынки выходного дня, региональные, они стали тоже неким таким дополнением, визитной карточкой Москвы. И нам необходимо дальше работать, улучшать их облик и администрирование, чтобы они стали действительно такими городскими жемчужинками. Это должно быть место, куда можно не только прийти за покупками, но и где можно получить удовольствие, пообщаться с людьми.

Я вчера разговаривал с миланцами и с Мэром Милана синьором Джулиано Пизапиа. Благодарен вам за те проекты, которые мы совместно реализуем. Мы, собственно, по примеру Милана начали внедрять каршеринг в Москве. Первые машины уже появились. Надеюсь, что они будут восприняты горожанами и этот проект будет действительно масштабным.

Договорились с миланцами, не знаю, насколько это удастся нам реально реализовать, чтобы в Москву пришли ещё и электромобили, которые они у себя их используют для каршеринга. Это будет ещё одной дополнительной фишкой — интересной, красивой, которая действительно поможет отчасти решить транспортные проблемы.

Я благодарю финансовые корпорации Москвы. Мы, может быть, не встали в первом ряду международных финансовых центров, но то, что финансовый сектор играет в Москве колоссальную роль в его развитии, — это очевидно. Это банк ВТБ. Я благодарен вам за ту огромную работу, которую вы проводите с городскими структурами, инвестициями в город. Благодарен Сберегательному банку России, который тоже является крупнейшим инвестором всех наших проектов. Без них развитие Москвы было бы невозможным, я надеюсь на дальнейшее наше сотрудничество.

И последнее, что я хотел сказать, действительно мы проводили в декабре урбанистический форум, сегодня в октябре и всё-таки думаем перенести его ещё на летний период, на конец июня или июль. Чтобы можно было не только побывать на форуме, но и пообщаться с городом, погулять в городских парках, по пешеходным улицам. Чтобы участникам этого форума было максимально комфортно и они максимально могли познакомиться с Москвой. Все проекты, которые мы реализуем, ни один не останавливаем. Мы находимся, как я уже сказал, но если не в начале, то в середине пути, и мы с этого пути не сойдём. Спасибо.