Главная / Стенограммы
25 апреля 2014 г. 15:37

Интервью руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева телеканалу «Москва 24»

Руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев - о реконструкции объектов на МКАД, строительстве пешеходных переходов, формировании транспортного каркаса «новой Москвы», подготовке к чемпионату мира по футболу и другом.

Ведущий: Андрей Юрьевич, здравствуйте.

А. БОЧКАРЕВ: Добрый день.

Ведущий: Во-первых, разрешите вас поздравить с награждением медалью Ордена за заслуги перед Отечеством II степени.

А. БОЧКАРЕВ: Спасибо.

Ведущий: Радуйте нас и дальше.

А. БОЧКАРЕВ: Будем стараться.

Ведущий: У нас достаточно будет, я надеюсь, конструктивный разговор, много очень вопросов. В первую очередь - вот сейчас на чем сконцентрированы ваши силы? На чем? На строительстве каких дорожных объектов, и как здесь распределены ресурсы?

А. БОЧКАРЕВ: У нас в Строительном (комплексе) и в подразделении Департамента строительства, как ударной силе, ответственной непосредственно за реализацию этих задач, основное внимание, основные ресурсы сосредоточены на объектах ввода этого года. Это большие объекты - развязки на пересечении МКАД с Можайским шоссе, с Дмитровским шоссе, с Мичуринским проспектом, завершение работ такой же развязки с Волгоградским проспектом, завершение работ на ряде вылетных магистралей - это шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, выполнение работ также на Кутузовском проспекте, на Можайском шоссе, т.е. завершение тех работ, которые мы начали на рубеже 2012 - 2013 годов. И переходим мы в этом году, начинаем крупномасштабные проекты, которые продолжают нашу стратегию по развитию улично-дорожной сети - это большие развязки, реконструкция большой развязки на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, также это будет пересечение улицы Профсоюзная и Московской кольцевой автомобильной дороги, и в этом году мы приступаем к первому этапу реконструкции Калужского шоссе за МКАД в направлении новой территории города Москвы. Это тоже большой масштабный проект, там более десяти строительных сооружений мощных, которые создают структуру будущего каркаса, они будут являться частью будущего транспортного каркаса наших новых территорий города Москвы.

Ведущий: Если на временной шкале все, что вы перечислили, а это не меньше десяти очень крупных проектов, расположить на временной шкале, то самое удаленное максимально по времени завершение работ - это какой объект и в каком году примерно?

А. БОЧКАРЕВ: Самый большой, только начавшийся, начинающийся - это, конечно, будет развязка с Ленинским проспектом. Это 2016 год, сентябрь месяц, очень сложная развязка, завершится она в 2016 году по контракту. Возможно раньше, мы приложим все усилия.

Реконструкция Калужского шоссе, мы ее еще не начинали, потребует не менее двух и даже трех лет работы, это колоссальная серия крупных объектов инфраструктурных, которые по большому счету соизмеримы с работами на том же Ленинском проспекте.

И те объекты, которые я назвал, - пересечение с Можайкой, пересечение с Дмитровским шоссе - мы завершаем в этом году. И ряд объектов, которые я называл в начале, это как раз те объекты, которые мы стартовали в 2013 году, в конце 2012 года. И ударными темпами с сокращением сроков завершаем в году 2014-м.

Ведущий: Вот сейчас утверждена новая редакция Адресной инвестиционной программы. Есть ли там какие-то изменения, и строительство каких объектов в первую очередь планируется, и на каких присоединенных территориях и где конкретно будет строиться?

А. БОЧКАРЕВ: У нас Адресная инвестиционная программа, она является частью нашей государственной программы, которую мы утвердили еще в 2011 году. Мы планомерно и очень быстро, я думаю, что москвичи обратили на это внимание, решаем задачи по воссозданию этих дорожно-мостовых объектов, и просто продолжаем реализацию данной программы. Объекты, на которых мы хотели бы сконцентрироваться, как я уже отметил, - это завершение работ на Московской кольцевой дороге, завершение основных работ с вылетными магистралями, с теми, с которыми целесообразно сейчас выполнять те задачи, которые мы планировали, и, безусловно, движение на юг, т.е. на новые территории - подготовка и уже создание транспортного каркаса.

Ведущий: Еще очень большой проект - Северная рокада от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы - я так понимаю, что это совместный проект - городской и федеральный. На какие сроки намечены эти работы?

А. БОЧКАРЕВ: Данные проекты реализуются совместно с финансированием города Москвы и наших коллег из федеральных органов власти за счет средств федерального бюджета. Это очень важный объект, он позволит нам рассредоточивать потоки, въезжающие в Москву, и грамотно собирать все потоки для того, чтобы уже перебрасывать их в направлении в сторону Шереметьево и дальше.

Ведущий: Если говорить о каком-то комплексном решении проблемы транспортной и общественного транспорта, и в Москве в том числе, то очень многие в департаментах во всех абсолютно приходят к выводу, что нужно решить проблему с вот этой разрезанностью Москвы железными дорогами. Соответственно, поэтому железнодорожные переезды и путепроводы тоже в зоне повышенного внимания. Я так понимаю, восемь нужно отреконструировать в самое ближайшее время. Что это за объекты и где они находятся?

А. БОЧКАРЕВ: Да, у нас есть две группы объектов. Первая из них - это путепроводы существующие, автомобильные путепроводы над путями железных дорог. Мы их реконструируем для целей повышения интенсивности движения железнодорожного транспорта.

Ведущий: Ну да, чтобы можно было просто перескочить из одного района в другой.

А. БОЧКАРЕВ: Все правильно. И мы плюсом решаем увеличение интенсивности движения по железнодорожным путям, находящимся под этими путепроводами. И для того, чтобы воспринять будущую нагрузку, мы проводим реконструкцию данных объектов и строительство новых железнодорожных переездов в тех местах, где происходит пересечение железной дороги в одном уровне. По режиму движения поездов мы вынуждены очень долго сдерживать движение автомобильного транспорта между районами. И, конечно же, это влияет и на интенсивность движения, и на безопасность движения железнодорожного. И это большая программа, 75 всего железнодорожных переездов на территории города Москвы. Является это одним из основных элементов взаимодействия правительства Москвы, Московской области, Министерства транспорта Российской Федерации, обсуждается на координационном совете. Непростая это задача. Но первые объекты взяты в работу, уже понятны технические решения.

Ведущий: Андрей Юрьевич, вы озвучивали такой важный, на Ваш взгляд, проект, как связка между Балаклавским проспектом, Варшавским и Каширским шоссе. Не все понимают, зачем она нужна и как она именно организует движение вот именно на этом участке.

А. БОЧКАРЕВ: Один из ярчайших примеров связки двух районов города Москвы, колоссальных районов - это район, тяготеющий к Варшавскому шоссе, и вся зона развития вокруг Каширки, Пролетарского проспекта и связанные с этим районы и кварталы города. Движение по Балаклавскому проспекту мы хотим продлить дальше, за Варшавское шоссе движением на восток с тем, чтобы автомобилисты и жители города, пользующиеся общественным транспортом, могли попадать в эти два района, не имея необходимости двигаться либо в центр города и там пересекаться на пересечении Варшавки и Каширки, либо пользоваться МКАД.

Чем больше будет таких связок, тем, конечно, интенсивность движения в центр и из центра снизится, зато повысится передвижение граждан или так называемого перепробега транспорта, любого транспорта неэффективного. Мы к этой работе приступаем в этом году, считаем очень важным и интересным проектом, которым мы все будем гордиться, потому что он абсолютно четко сразу показывает эффективность тех решений, которые приняты. Он сразу даст новую жизнь, новые ощущения жизни тем людям, которые на этой территории...

Ведущий: Те люди, которые нас сейчас смотрят, любого человека на улице останови, спроси - строительство дорог, что тебе в первую очередь приходит в голову? Понятно, что каждый вспомнит свой район, но абсолютно все скажут, что это Алабяно-Балтийский тоннель. Действительно масштабный проект, ключевой, центральный. Задерживаются сроки сдачи, я так понимаю, там проблемы с генподрядчиком. О каких проблемах идет речь, почему задержка и именно строительство в районах улиц Народного Ополчения и Большой Академической, когда там будут закончены работы?

А. БОЧКАРЕВ: К сожалению, безусловно, данный проект является уникальным проектом не только в России, не только в Москве, но и в принципе в мире. Там принимались очень сложные технические решения, начиная с 2005 года, не каждая компания была способна в принципе их выполнить. Генеральный подрядчик, который выполнял основной объем работ, с успехом выполнил остальные этапы, предыдущие этапы и не только этих объектов, но решая задачи по Алабяно-Балтийскому тоннелю и по иным проектам, к сожалению, у компании возникли производственные и финансовые осложнения для продолжения своей деятельности на данном проекте. Весь комплекс мер будет принят для того, чтобы сам Алабяно-Балтийский тоннель и близлежащие улицы - Большая Академическая - запустить дальше в работу, и те проекты, которые связаны с реализацией Алабяно-Балтийского тоннеля, которые обеспечат его функционирование. Весь комплекс мер, в том числе и, может быть, расторжение ряда контрактов. Все поручения уже даны, и я думаю, что мы более подробно об этом скажем, о проведении дополнительных новых конкурсов и т.д. Марат Шакирзянович (Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. - Ред.) комментировал по этому поводу, и Сергею Семеновичу (Собянину, мэру Москвы. - Ред.) мы докладываем в еженедельном режиме по ситуации.

Ведущий: А вот по реконструкции Калужского шоссе тоже продлены конкурсы. И я так понимаю, что их будет больше. И та Северная рокада, о которой мы говорили в начале интервью, от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе, там тоже дополнительные конкурсы проводятся. Для чего это нужно?

А. БОЧКАРЕВ: Дело в том, что у нас добавляются к Северной рокаде участки, которые требуются для строительства для того, чтобы обеспечить более эффективное использование работы тех объектов, которые уже введены. Потому что большие потоки требуют более эффективного распределения транспорта, в том числе создание новых объектов, новых эстакад, дорог, искусственных сооружений. Поэтому это плановая работа по проектированию дополнительных элементов тех объектов, которые мы уже создали.

Ведущий: В Москве, мне кажется, нет ни одного участка, который был бы не важен, потому что везде много людей, все они ездят, и самое, конечно, сложное - это связать все районы друг с другом.

А. БОЧКАРЕВ: Это правда.

Ведущий: Мы переносимся теперь на юг строго с севера. Вот развязка на пересечении Варшавского шоссе с улицей Академика Янгеля - когда она будет сдана после реконструкции? Там район тоже очень густонаселенный.

А. БОЧКАРЕВ: Мы завершили работу по выполнению локальных реконструктивных мероприятий на шоссе - созданием дублеров, созданием заездных карманов на Варшавке. Считаем, что это очень правильные были решения. И я думаю, что и автомобилисты нас поддерживают. Очень узкое место у нас было - это пересечение Варшавки и улицы Академика Янгеля. В связи со сложностью освобождения территории мы отнесли это на второй этап. Мы начали эти работы в прошлом году и планируем летом этого года данную развязку сдать в полном объеме и запустить там движение. И таким образом ликвидировать затруднения, которые там возникали, обеспечить бессветофорное движение по прямому ходу на выезд из города Москвы и на движение из области в сторону центра.

Ведущий: Те люди, которые там живут, у них хотя бы есть метро, и они пользуются, и, по-моему, прекрасно там, никакой сильно острой перегруженности такой, как раньше, там нет.

А. БОЧКАРЕВ: И, тем не менее, этот объект позволит Варшавское шоссе сделать еще более эффективным элементом нашей дорожной инфраструктуры. Учитывая то, что за МКАД эта дорога является, может быть, одним из примеров, где количество полос не уменьшается, а даже увеличивается. Поэтому очень важный этот объект, мы довольны, что к нему приступили, и хотим его как можно быстрее запустить в работу.

Ведущий: Как это часто бывает во всех столицах, к какому-то грандиозному событию, спортивному в том числе, как правило, очень много делается, потому что приезжает очень много людей. Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Как он откорректирует ваши планы? Что планируется сдать к этому сроку, и есть ли какая-то специальная программа, в каких районах города будет особое внимание?

А. БОЧКАРЕВ: Программа, безусловно, существует, это на уровне Российской Федерации, Олимпийского комитета, комитетов спортивных, которые будут заниматься проведением самого чемпионата мира по футболу. Определенные обязательства есть и у города Москвы, в частности, обеспечение транспортного обслуживания стадиона «Спартак», который возводится в районе Тушино. Город Москва для решения транспортных задач этого района, в том числе и для обеспечения транспортного обслуживания стадиона, будет возводить в этом году эстакаду, которая позволит нам в этом году также обеспечить в прямом ходе бессветофорное движение и правильные эффективные разворотные объекты.

Ведущий: Дорогу инвестор не строит?

А. БОЧКАРЕВ: Дорогу инвестор не строит, только свои площадки. Что касается обеспечения деятельности стадиона «Лужники», который тоже подвергается реконструкции, как базовый, основной стадион открытия и завершения чемпионата мира по футболу. Безусловно, транспортное обслуживание всех этих мероприятий тоже потребует ряда мероприятий по строительству объектов дорожной инфраструктуры. Не таких значительных, но они будут проанализированы до конца, когда будет вся программа проведения чемпионата утверждена. Возможно, будут коррективы и дополнительные объекты улично-дорожной сети.

Ведущий: Если о «Лужниках» говорить, там парковка достаточная? Потому что парковка - это же проблема, большие автобусы.

А. БОЧКАРЕВ: По правилам проведения чемпионатов мира достаточно ограниченное количество автомобилей должно использоваться только для того, чтобы обеспечить эффективный доступ всех зрителей на стадион и уже покидание зрителей спокойное, организованное, безопасное в первую очередь для людей, уже со стадиона. Поэтому там рассчитывается определенное количество автомобилей, которые нужны для жизни стадиона после проведения чемпионата мира, во время других мероприятий, спортивных мероприятий. Поэтому этого будет для таких задач достаточно.

Ведущий: Вот мы когда говорили про реконструкцию дороги в районе улицы Академика Янгеля, которая очень узкая. И Вы сказали, что там нужно бессветофорное движение. Я сразу вспомнила про шоссе Энтузиастов - одна из самых проблемных дорог. Но тоже трафик там очень напряженный, а дорога узкая. И естественно решить такую проблему, по-моему, это гениальное решение - подземными переходами, чтобы светофоров не было, и люди могли пересекать эту дорогу. Насколько много их там нужно, достаточно ли их там, и когда будут открыты эти подземные переходы?

А. БОЧКАРЕВ: Конечно, нам хотелось бы, чтобы мы имели большее количество подземных пешеходных переходов, надземных. Но дело в том, что создавать вновь в новом месте или на месте существующего - это большие затраты, связанные с переносом коммуникаций подземных, которые напрямую не являются пешеходным переходом, но их необходимо сделать для того, чтобы освободить пространство для этого пешеходного перехода. Мы порядка 25 - 30 пешеходных переходов в год вводим либо в составе объектов реконструкции вылетных магистралей, либо по точечным решениям. Как, например, в районе гостеатра МГУ им. М.В. Ломоносова, на Ленинградке у нас, к сожалению, предприятия подводят по срокам выполнения работ. Порядка 25 - 30 пешеходных переходов будет в этом году введено в эксплуатацию в разные периоды, до конца года.

Ведущий: А вообще до конца этого года какие самые крупные проекты будут завершены? Вы сказали о планах до 2016-го.

А. БОЧКАРЕВ: Я еще раз хотел бы уточнить. Это большие работы на Можайском шоссе, это реконструкция путепровода над Малым кольцом железной дороги, это эстакада на Можайском шоссе, это Московская кольцевая автомобильная дорога, это работы у нас на Дмитровском шоссе.

Ведущий: Переходим к любимой теме - метро. Я знаю, что очень ждут открытия станции «Беломорская». И вообще, когда в каком-то районе открывается метро, люди все из других районов, особенно удаленных, они все начинают даже нам в редакцию звонить и спрашивать - а когда у нас откроется. Вот Ховрино, Речной вокзал, там очень перегружено все, из Зеленограда люди ездят, из Химок. «Беломорская» - почему отложено открытие станции до 2018 аж года, и нельзя ли как-то это ускорить?

А. БОЧКАРЕВ: Мы сейчас скажем, уже комментировал и Сергей Семенович Собянин, и Марат Шакирзянович давал комментарии достаточно подробные. Дело в том, что при анализе ситуации гидрогеологических условий в данном месте мы проходим буквально в близости от жилых домов, которые находятся на улице Беломорской. При выполнении всего комплекса мероприятий мы не сумеем обеспечить вовремя, в планируемые сроки, строительство станции «Ховрино», которая должна являться транспортно-пересадочным узлом, разгрузить станцию «Речной вокзал», колоссально перегруженную, распределить потоки между районами города, которые прибывают, наши пассажиры из области. Поэтому в тех условиях, в которые мы поставлены, мы вынуждены ее отнести на более поздние сроки. Мы в принципе остаемся в радиусах шаговой доступности для жителей данных районов по станции «Речной вокзал» и по станции «Ховрино». В районе одного километра находиться будут. Чуть больше, чем мы хотели бы, мы всегда планируем чуть меньше расстояния, но в районе километра получается доступность существующих и новой станции метро. Тяжелое решение для нас. Мы тоже хотели бы ее (построить. - Ред.), мы очень долго пытались (найти. - Ред.) разные технические решения. Пока мы вынуждены принять вот такой шаг с тем, чтобы обеспечить возведение объекта чуть позднее. Может быть, мы сдвинем его раньше, но пока план такой.

Ведущий: Вообще на метро тоже очень большие планы, все ждут Третий пересадочный контур, чтобы не нужно было из Медведково в Алтуфьево объезжать по кольцу. И вот «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевское шоссе», «Шелепиха» и «Деловой центр» - это первый участок. Почему именно этот участок, когда он будет закончен и насколько пассажиропоток перераспределится, когда все эти станции будут открыты?

А. БОЧКАРЕВ: Безусловно, вводом одного участка решение той задачи, для которой Третий пересадочный контур замышляется и исполняется, конечно, не будет достигнуто. Основная его задача - это обеспечение пересадки между радиальными направлениями, между радиусами на более ранних рубежах, чем центр города. Это ключевая задача, поэтому, безусловно, полностью решение задачи - это строительство за 2018 год, на рубежах - всего Третьего транспортного пересадочного контура решит задачу пересадки между радиальными направлениями, снижение на 25 - 30% интенсивности в центре, это является колоссальным достижением. Это такое новое дыхание московского метрополитена, т.е. качественно иной шаг в комфортности передвижения наших пассажиров. Все на это рассчитано, а данный участок был начат, потому что были уже заложены технические решения, уже некоторые закладные элементы - это от станции «Деловой центр» в направлении «Нижней Масловки».

Ведущий: Будем ждать этот участок, остался последний буквально вопрос. Часть проекта по застройке территории завода ЗиЛ получила своего нового инвестора. Будет ли город там как-то участвовать, и какое развитие именно этого участка тоже ожидать?

А. БОЧКАРЕВ: По решениям, по соглашениям, которые были подписаны, город на себя берет часть дорожной инфраструктуры в тех границах, в том объеме, который необходим для эффективного данного проекта. Сейчас прорабатываются технические решения, они были достаточно предварительные, может быть, немножко громоздкими. Принято было решение, докладывалось замом мэра Маратом Хуснуллиным Сергею Семеновичу Собянину, были приняты решения. Сейчас уже мы получили все поручения, все задачи для того, чтобы допроектировать данный объем работ, он уже включен в Адресную инвестиционную программу для того, чтобы мы могли приступить к обеспечению транспортного обслуживания будущей территории нынешней промзоны.

Ведущий: Андрей Юрьевич, у Вас такой масштабный фронт работ в Департаменте строительства города, что Вы можете хоть каждую неделю к нам приходить и рассказывать, и я думаю, времени эфирного нам не хватит. Но вот время этого интервью подошло к концу. Большое спасибо, что ответили на наши вопросы.

А. БОЧКАРЕВ: Спасибо, Лена, большое. Спасибо.

Елена Павлова

«Москва 24»