Главная / Стенограммы
10 июля 2014 г. 15:48

Интервью руководителя Департамента строительства города Москвы Андрея Бочкарева на радиостанции «Cеребряный дождь»

Ведущая: Каким образом Москва готовится к чемпионату мира по футболу 2018 года? Чего ждать москвичам?

А. Бочкарев: Город Москва очень активно участвует в подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. Всем известно, что центральным событием будет открытие и финал чемпионата, и центральным местом проведения основных мероприятий будет стадион «Лужники». Он сейчас находится в глубокой реконструкции. Проводятся работы по его подготовке к чемпионату мира. Большая работа была проведена мэром Москвы, заместителем мэра Москвы Маратом Хуснуллиным, нашим главным архитектором Сергеем Кузнецовым по определению концепции развития данного стадиона: его необходимо перестроить и подготовить к тому, чтобы он стал футбольным в первую очередь стадионом. Изменить наклон трибун, приблизить их ближе к самому футбольному полю, кардинально изменить системы обслуживания и ухода за полем. Сделать суперсовременными системы для размещения самих зрителей.

Ведущая: То есть соответствовать самым современным мировым стандартам?

А. Бочкарев: Да, самым последним мировым стандартам, особенно по оснащению: система контроля гола, взаимодействие с судьей, контроль, может быть, за передвижением игроков и так далее. То есть это большой современный комплекс, который включает в себя и физические, и электронные системы проведения чемпионата мира. Мы полным ходом ведем работы, сейчас разобраны трибуны, ведется бетонирование конструкции будущей фундаментной плиты. Буквально вчера мы проводили научно-технический совет, посвященный вопросам реализации локальных задач по проектированию и строительству данного объекта. Все идет в графике, мы идем по тем планам, которые намечены. Очень жесткий график, но мы уверены, что мы справимся, и «Лужники» будут блестящим стадионом нашего чемпионата, который в 2018 году пройдет в Москве.

Ведущая: Пеле сказал, что чемпионат мира в 2018-м в России бразильцы выиграют. Мы должны быть к этому готовы.

А. Бочкарев: Я уверен, что должна выиграть та сборная, которая будет достойна. Я уверен, что наши ребята будут к этому чемпионату готовиться, наша сборная. Мы будем очень рады, если они себя проявят замечательно. Мы, строители, со своей стороны сделаем все возможное и невозможное, как сделали на зимней Олимпиаде, чтобы подготовить блестящую инфраструктуру.

Ведущая: Вы пользуетесь опытом строительства олимпийских объектов?

А. Бочкарев: Так или иначе, мы будем, безусловно, пользоваться этим опытом. Вообще в целом потенциал, который был набран на Олимпиаде, будет применяться не только на спортивных объектах, но и на любых других стройках, которые у нас в стране будут происходить. Безусловно, подвиг совершили люди, которые занимались строительством инфраструктуры для Олимпиады, начиная от руководства страны и заканчивая ребятами-монтажниками, которые вели работы. Точно такой подвиг будет сделан и при подготовке к чемпионату мира. И все, что зависит от строителей, они выполнят, я думаю, что на 120 процентов.

Ведущая: По реконструкции «Лужников». Мы же привыкли, что это не только спортивная, но еще и музыкальная площадка. И очень часто интересует то, насколько изменится, например, акустика после перестройки. Этот нюанс учитывается?

А. Бочкарев: Самая главная работа, самые главные технические решения на всех стадионах, начиная с «Уэмбли», а мы привлекаем специалистов с «Уэмбли» для того, чтобы сформировать так называемый «режим наследия». То есть это существование стадиона после проведения крупных спортивных мероприятий типа чемпионата мира. Самая главная задача - обеспечить жизнь стадиона после того, как там пройдут самые главные матчи чемпионата, обеспечить проведение культурно-массовых мероприятий. И это как раз закладывается во все технические решения, которые мы сейчас выполняем. Конечно, это будет стадион, на котором можно будет проводить мероприятия разного характера. Стадион рассчитан на 30 - 50 лет. Во всем мире строительство рассматривается именно с таким подходом, и мы как раз такой подход и применяем.

Ведущая: Существует такая точка зрения. Не логично ли было не расширять Москву, а запретить строительство новых, в том числе и спальных районов. Я, конечно, не совсем с этим согласна, то есть практически мы запрещаем еще и въезд новых жителей в город, но, тем не менее, идея запрета строительства новых зданий в Москве - это очень распространенная дискуссионная тема среди жителей Москвы. И, таким образом, люди предполагают направить и строительные компании, и средства на развитие других городов, то есть региональных. Каким-то образом в Департаменте обсуждалась эта тема, и как Вы вообще к этому относитесь?

А. Бочкарев: Если быть точнее, наш Департамент является ударным звеном исполнительского уровня, но в Строительном комплексе, который возглавляет Марат Хуснуллин, руководитель города мэр Сергей Семенович Собянин, развитие города Москвы не может происходить вне развития окружающих территорий - Московской области. Как бы мы ни хотели, область развивается, привлекательность города зависит не от того, сколько зданий в нем будет построено, а какая деловая активность, культурная жизнь, научная сфера развивается в городе. Город Москва - это колоссальный центр мирового уровня по всем направлениям, поэтому люди будут сюда стремиться приезжать либо временно, либо постоянно. И строительство объектов жилой и офисной инфраструктуры будет происходить независимо от того, хочет этого кто-то или не хочет. Поэтому очень логичным было бы следующее: не хаотичным образом застраивать территорию рядом с Москвой или вокруг Москвы, а выделить специальный сегмент, который будет очень целенаправленно, очень грамотно развиваться. И в первую очередь в части создания новых рабочих мест, размещения центра именно деловой активности, При этом уменьшить транспортную нагрузку и переместить людей из центра города в зону новой деловой активности. И поэтому это такая большая, серьезная, стратегическая задача. Все крупные быстроразвивающиеся экономики, например Китайская республика делает именно так: возводятся новые города рядом с существующими. Учитываются современные тенденции в транспорте, в миграции людей, в их перемещениях, интересах культурных, досуговых, деловых. Может быть, это нужно было сделать гораздо раньше.

Ведущая: А вот в старых районах, в каком ключе планируются изменения там? Они будут развиваться также?

А. Бочкарев: Они будут развиваться именно так, такая задача ставится руководителем города. Департамент строительства в части реализации бюджетных строек уже участвует в решении этих задач: это строительство досуговых центров, объектов здравоохранения, объектов культурного назначения, перестройка каких-либо магистралей с тем, чтобы создать хорошую интересную жилую атмосферу в тех районах, которые раньше возводились для того, чтобы люди проводили там ночное время, а утром обратно ехали в центр на работу. Непростая задача, она десятилетиями решалась в другую сторону, поэтому шаг за шагом посредством ввода новых квартальных застроек, изменения градостроительной политики эта задача перенаправлена, ресурсы перенаправлены на то, чтобы создавать город, более планомерно развивающийся во всех точках не только в центре города, но и в районах чуть более удаленных, которые более экологичны, более интересны для досуга и так далее. На это направлена большая работа, на это направлена деятельность не только Строительного комплекса, но и в том числе Комплекса городского хозяйства - это озеленение парков, дворов. Вы обратили внимание, какое внимание уделяется на протяжении последних трех лет именно этому - созданию парков во всех районах города. И эта работа будет продолжаться для создания другой среды.

Ведущая: Работа действительно очень большая. А можно ли уже сейчас назвать сроки, когда жители действительно почувствуют облегчение транспортной ситуации за счет развития?

А. Бочкарев: Если Вы обратили внимание, уже ввод локальных объектов транспортной инфраструктуры, например, развязки в районе улицы Профсоюзной и Новоясеневского проспекта. Строительство локальных эстакад кардинально меняет жизнь даже вот в этом районе. Когда совокупно строительство новых объектов, развитие общественного транспорта, перенаправление потоков, я уверен, даже сейчас мы уже видим сигналы, я по себе чувствую, мои знакомые уже говорят, что мы в 2011 году не верили, что такое возможно. Потому что это действительно большая задача. Сейчас шаг за шагом локально в районах меняется ситуация.

Ведущая: Вот как на Боровском шоссе недавно открыли большую эстакаду.

А. Бочкарев: Да, мы часть развязки ввели. Как Вы заметили, мы все эстакады на МКАД берем в работу, практически не осталось тех, которые не реконструированы. Колоссальная программа строительства метрополитена. Мы приходим в новые районы, мы запускали новую линию в Новокосино, в Жулебино. Люди 30 лет ждали этого метро. В прошлом году Сергей Семенович вместе с Маратом Хуснуллиным объявляли людям, мы начали строительство линии в Солнцево и Новопеределкино. Тоже 30 лет назад людям обещали, что туда придет метро, и вот оно в прошлом году начало туда продвигаться. Более 600 тысяч человек живет в районе, который не обеспечен шаговой доступностью метро. Не то что шаговой, они часы тратят для того, чтобы добраться до «Юго-Западной» станции метро. Вводя новую линию, мы разгружаем соседние линии метро, фактически кардинально меняем их образ жизни. И та работа, которая начата была в 2010 - 2011 годах, ее результаты мы видим и продолжаем реализовывать.

Ведущая: А что касается кольцевой линии метро, которая городу тоже очень нужна?

А. Бочкарев: Мы называем ее Третий пересадочный контур, или Второе кольцо. Пока технический термин «Третий пересадочный контур», но, наверное, он не очень удобен для людей, которые не являются специалистами в техническом плане в транспортных потоках. Формально да, это вторая кольцевая линия.

Ведущая: Насколько далеко она будет проходить?

А. Бочкарев: На разных рубежах она проходит от существующей линии Кольцевой. На севере 1 - 2 станции, на юге 5 - 6 станций. Новая линия позволит пассажирам на более дальних рубежах при подъезде к центру осуществлять пересадку и попадать в соседние сегменты города без необходимости движения в центр. Тем самым избегать перепробега.

Мы ожидаем, что с вводом в эксплуатацию Третьего пересадочного контура метро как минимум 25% пассажиров, движущихся в центр, смогут избегать пересадок на существующей Кольцевой линии и центральных станциях, тем самым разгружая их.

Я по себе помню, когда мне нужно из Чертаново попасть, скажем, на Профсоюзную, мне нужно минут сорок тратить, чтобы попасть в центр, там пересесть и так далее. Хотя расстояние там буквально два-три километра, которые можно за несколько минут преодолеть. И вот на это направлено строительство Третьего пересадочного контура - второго кольца. Общая протяженность линии составит порядка 58 километров с 28 станциями. Очень важный объект, на рубеже 2017 - 2018 годов мы его введем в эксплуатацию.

Ведущая: Уже так быстро?

А. Бочкарев: Колоссальные силы собраны. В круглосуточном режиме работаем на всех станциях.

Ведущая: Это можно и здесь, на Динамо, видеть. Такое ощущение, что круглосуточно работают.

А. Бочкарев: Круглосуточно, в три смены. И это на всех стройках Москвы, не только на транспортных. Задача поставлена руководителем города - закончить все объекты как можно быстрее.

Ведущая: Очень активно начали москвичи и гости столицы пользоваться перехватывающими парковками. То, что касается новых станций метро, рядом будут строиться перехватывающие парковки?

А. Бочкарев: Безусловно, учитывается и строительство перехватывающих парковок. Но все-таки упор делается на развитие общественного транспорта. Может быть, чтобы у человека не было необходимости брать автомобиль, ехать 600 метров до метро, оставлять его где-то, потом ехать на общественном транспорте.

Конечно, перехватывающие парковки, они возводятся уже временные. Но в целом строительство транспортно-пересадочных узлов, их оформление в единые такие комплексы как раз и будет решать эту задачу, когда разные виды транспорта сосредоточены в одном месте. Очень эффективная и удобная пересадка. Но, конечно, нам бы хотелось, и руководителю города Сергею Семеновичу Собянину, чтобы приоритетным общественный транспорт, потому что 12 миллионов человек не могут все в одну точку на автомобиле приехать.

Ведущая: Как бы ни хотелось, чтобы у каждого был автомобиль, но увы и ах…

А. Бочкарев: Он должен быть, но должна быть и альтернатива.

Ведущая: Из интересных вопросов, которые задают наши слушатели, - о сносе пятиэтажек. Жители спрашивают, будут ли давать квартиру в том же районе или округе. И вообще, как развивается эта программа?

А. Бочкарев: Программа развивается в рамках тех планов, которые были объявлены. Мы хотим до 2016 года фактически полностью завершить программу сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Мы всегда стараемся переселять жителей в тот же район.

Ведущая: Да, чтобы школу детям не приходилось менять…

А. Бочкарев: Конечно. Идея заключается в том, чтобы переселять жителей в новые дома, а на месте сноса старых возводить современное жилье для переселения следующей «волны» людей. Программа реализуется, непросто она идет. Существуют сложные технические и организационные вопросы. Программа завершается в 2016 году. Один-два дома могут чуть сдвинуться по срокам, но мы постараемся этого не допустить, чтобы мы все вместе отчитались о завершении такой важной вехи в развитии городской среды, об улучшении жилищных условий для наших москвичей.

Ведущая: Вы за больное меня задели. Я житель пятиэтажки, которой нет ни в одном плане по сносу. Можно ли надеяться, что когда-нибудь ее снесут? Я так понимаю, она какого-то другого типа, который не относится к аварийным.

А. Бочкарев: Да, видимо, срок службы еще не приближается к завершению. Будут приняты определенные технические решения, а затем уже специалисты определятся, включать ли дом в данную программу. Пока давайте остановимся на первом этапе. Это колоссальная работа, которая велась всеми органами исполнительной власти, Строительного комплекса на протяжении многих лет. Очень успешно велась. Нужно ее завершить, отчитаться о результатах, подвести итоги и уже приступать к новым действиям.