Главная / Стенограммы
6 декабря 2013 г. 10:25

III Московский урбанистический форум. Пленарное заседание «Реформы Москвы». С. Собянин.

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы продолжаем нашу работу. Вчерашний день форума был посвящен обсуждению вопросов развития периферии мегаполисов. Сегодня мы обсуждаем эту же тему на примере Москвы, хотя меня, по правде, смущает такое название - «периферия». Дело в том, что те районы Москвы, которые формально организаторы и эксперты форума относят к периферии, - это две трети москвичей и две трети территории Москвы, так что мы на самом деле говорим о большей территории Москвы и, собственно, о большинстве москвичей: как они живут, какие у них проблемы на территории, и как город осуществляет свою политику для того, чтобы они чувствовали себя комфортно.

Но прежде несколько слов о том, как развивалась Москва в этом году.

Мы в этом году реализовали несколько знаковых проектов развития общественного пространства, которые в значительной степени изменили атмосферу города. Речь идет о строительстве десятков новых парков, десятках километров пешеходных улиц, как в центре города, так и в микрорайонах. Мы приняли окончательное решение по проекту реконструкции и созданию парка «Зарядье» и ряду других знаковых проектов.

Хотя ситуация в мировой экономике развивается пока не очень оптимистично, тем не менее Москва подтвердила свою привлекательность как одна из главнейших европейских инвестиционных площадок. Общий объем инвестиций в экономику города по итогам года составит около 35 млрд долларов. Мы введем более 8 млн кв. м недвижимости. Этот объем инвестиций превышает докризисный уровень.

Кроме того, была завершена ревизия большинства инвестиционных и градостроительных решений в Москве, в результате чего было отменено строительство около 25 млн кв. м недвижимости, которая, в случае если бы она появилась в Москве, значительно ухудшила бы городскую среду. Это, конечно, крайне непростое решение было, непростое и с точки зрения общения с инвесторами, и с точки зрения экономики города, потому что 25 млн кв. м в Москве - это объем привлечения инвестиций, который равняется десяткам, если не сотням миллиардов долларов. Тем не менее, как вы видите, это не повлияло на объем привлечения инвестиций, ввод недвижимости в Москве, но просто это уже другие проекты, более нужные городу и более комфортно вписывающиеся в его среду.

Конечно, параллельно мы формировали новые планы строительства, новые планы развития Москвы. У Москвы есть прекрасный исторический центр, который мы будем бережно хранить и обустраивать, более того, делать это не только за бюджетные деньги, но и с привлечением инвесторов. Вы знаете, что в Москве запущен уникальный проект привлечения частных инвестиций в историческую среду, так называемая аренда зданий за рубль: когда инвестор заканчивает реставрацию, планка аренды этих помещений снижается до 1 рубля. И 20 таких проектов в этом году уже запущено. Я думаю, что это подвигнет многих инвесторов и владельцев зданий не только Москвы, но и других частных владельцев быстрее заниматься реставрацией и приведением в порядок зданий, которые находятся в центре города.

У Москвы появились новые территории, которые на десятилетия вперед стали площадкой для интенсивного освоения. Уже в этом году среди объемов ввода недвижимости новые территории дают значительный процент, и доля недвижимости, которая будет вводиться на новой территории, с каждым годом будет расти.

Выработать адекватную градостроительную политику для периферии, конечно, непросто, еще сложнее ее реализовать на практике. Прежде всего, потому, что периферия города в старой ее части - это все равно застроенные территории, а во-вторых, она крайне неоднородна. С одной стороны, это территории сложившейся уже застройки, где есть жилье, но мало рабочих мест и недостаточно повседневного комфорта, а с другой - это старые промышленные зоны, многие из которых, с одной стороны, находятся в неприглядном состоянии, с другой стороны - принадлежат массе частных инвесторов, учесть интересы которых в едином проекте достаточно сложно. И, конечно, для всего этого требуются разные подходы и разные градостроительные решения. Кроме того, реализация любых проектов на периферии является нелегким делом из-за огромного количества интересов, которые пересекаются на каждом клочке застроенной территории. Это, конечно, и интересы жителей, и интересы владельцев тех или иных промышленных территорий. Тем не менее, сегодня порядка 80% всех городских ресурсов направляется на проекты, целью которых является повышение качества жизни в периферийных районах. Мы прекратили практически там уплотнительную застройку, но продолжаем возводить необходимые для жителей объекты, которые не ухудшают, а улучшают городскую среду. Мы сохраняем сложившиеся жилые районы, но стремимся их сделать более удобными для горожан.

Прежде всего, что ждут жители от властей? Это решение транспортных проблем. Многие микрорайоны практически отрезаны от нормального транспортного сообщения либо там отсутствует пешеходная доступность до метрополитена, других транспортных узлов, где работает эффективно общественный транспорт. Отвечая на этот запрос, правительство Москвы запустило одну из крупнейших в мире программ развития общественного транспорта. И если в прошедшие годы мы говорили о том, что мы нарабатываем проекты, проектную документацию, подготовку, то в этом году уже со всей очевидностью видно разворот этих программ.

Только в этом году будет запущено 12,5 км линий метрополитена. Уже построено 72 км новых дорог и 14 крупных транспортных сооружений. Закончена реконструкция 5 вылетных магистралей. Вокруг новых станций метрополитена в зоне притяжения проживает и работает около 1 млн человек. В стадии строительства находится ещё порядка 30 станций метрополитена, которые позволят качественно улучшить транспортную доступность юго-западных, юго-восточных и северных районов Москвы. Кроме того, строится вторая кольцевая линия метрополитена для более удобной прямой связи между периферийными районами, запущен проект строительства, реконструкции Московской кольцевой железной дороги, которая, по сути дела, будет также интегрирована с системой метрополитена и будет ещё одним дополнительным пересадочным контуром. Это, конечно, разгрузит и центральную часть города, центральную часть метро, сделает возможным перемещение по хордовым периферийным сообщениям.

(….)

В Москве, как я рассказал, уже реализуется масштабная программа развития дорожной сети.

(…)

Идет строительство нескольких хордовых магистралей, которые напрямую свяжут между собой периферийные районы города. И в эту сферу мы приглашаем также инвесторов.

Впервые в Москве мы хотим предложить частному бизнесу концессию на строительство платной магистрали протяженностью 11 км. Это будет северный дублёр Кутузовского проспекта, связывающий деловой центр «Москва-Сити» с новой магистралью, которая пришла к МКАД, - это северный обход Одинцова, начало

дороги на Белоруссию. До конца года мы представим инвесторам детальную информацию об условиях этой концессии, чтобы они могли принять решение об участии в конкурсе.

Повышая транспортную мобильность людей и комфорт ежедневных поездок по городу, мы тем самым выравниваем и социальную привлекательность различных районов и не допускаем появления замкнутых и оторванных от города анклавов.

(…)

Уважаемые коллеги, высокое качество жизни в сложившихся жилых районах - это одна сторона сбалансированного развития городской периферии. Вторая сторона - это реновация промышленных зон и других нерационально используемых территорий, которые до сих пор занимают значительную площадь Москвы. Это огромный резерв развития городской периферии на ближайшее десятилетие. Сегодня уже приняты градостроительные решения по 14 промышленным зонам. В следующем году мы начинам реализацию крупнейшего проекта - комплексного освоения бывшей промышленной зоны бывшего автозавода «ЗиЛ». Это огромная территория (378 га) в излучине Москвы-реки, где планируется построить новый городской район с числом жителей порядка 30 тыс. и 45 тыс. новых рабочих мест. Кстати, баланс рабочих мест и жилья - это один из главных сегодня принципов реализации крупных проектов, особенно в спальных районах Москвы, на периферии города. Там, где возможна комплексная застройка, мы требуем от инвесторов не только строительства жилых микрорайонов, но и адекватного создания рабочих мест. Реализация проекта освоения ЗиЛа будет идти также на основе государственно-частного партнерства: мы обеспечим развитие транспортной инфраструктуры, а площадка под жилую и деловую застройку будет разыграна по итогам открытого аукциона. Общий объем инвестиций в этот проект мы оцениваем в 10 - 12 млрд долларов, его реализация займет от 10 до 15 лет.

(…)

Следующий проект, глобальный проект, который запущен в Москве уже в этом году, - это обустройство транспортно-пересадочных узлов. Это, по сути дела, огромные вокзалы, которые ни транспортными узлами, ни вокзалами никак не называются. Это были просто площадки, застроенные хаотично мелкорозничной торговлей, неблагоустроенные, хотя там ежедневно проходили на некоторых транспортных узлах до 300 тыс. пассажиров. По сути дела, это крупнейшие вокзалы Европы, тем не менее, на них должного внимания не обращалось. В этом году мы реализовали программу благоустройства этих транспортных узлов, расчистки площадок, 147 проектов такого рода будет реализовано до конца года. И параллельно мы занимаемся проектированием дальнейшим и капитальным обустройством 135 транспортных узлов.

Уважаемые коллеги, на этом форуме собрались многие известные специалисты в сфере урбанистики, архитектуры, транспорта и других аспектов развития современных городов. Мы рады тому, что вы приезжаете в наш город, делитесь своими знаниями, своим опытом. Я хочу поблагодарить всех, кто в этом зале присутствует, за искренний интерес к Москве и за ваши идеи, которые обогащают наш город. Проекты, о которых я сегодня говорил, мы также выносим на суд широкой общественности и будем признательны за ваши предложения. Спасибо большое.

(…)