Главная / Стенограммы
5 февраля 2013 г. 10:55

Заседание правительства Москвы. Перевод государственных услуг по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на строительство в электронный вид

С. Собянин: Добрый день, уважаемые коллеги! Приступаем к работе.

Первый вопрос сегодняшней повестки дня - о переводе в электронный вид государственных услуг в строительной сфере. В этой отрасли у нас работает около 1 млн человек, это важнейшая отрасль Москвы. В этом году объём капитальных инвестиций увеличился почти на 25% и приблизился к докризисному уровню.

Тем не менее в этой сфере достаточно много проблем, связанных с различного рода административными барьерами, процедурами и так далее, поэтому перевод в электронный вид целого ряда ключевых услуг в этой отрасли, конечно, является принципиально важным.

Речь идёт о двух услугах - это государственная экспертиза проектной документации и выдача разрешений на строительство. Эти услуги переводятся в электронный вид на 100%. Предоставление документов, текущее взаимодействие и получение итоговых разрешений Госэкспертизы и Стройнадзора осуществляется в сети Интернет. Личное общение чиновников и инвесторов не требуется для этой процедуры. Это не только удобно, но и является одним из способов профилактики коррупции. Кроме того, это позволит обеспечить дополнительный контроль реализации инвестиционных проектов, сроков их прохождения и так далее.

В прошлом город не раз сталкивался с ситуацией, когда согласованные проекты по ходу исполнения менялись, увеличивались технико-экономические параметры и так далее. Для предотвращения этих случаев в системе создан закрытый контур: согласованная проектная документация будет храниться в базе данных, что должно снизить соблазн подправлять её задним числом.

Прошу доложить, как будет организовано это предоставление услуг. Сергей Иванович (С.И. Лёвкин - руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы), пожалуйста.

С. Лёвкин: Уважаемый Сергей Семёнович! Уважаемые члены правительства! Уважаемые участники заседания!

Одним из важнейших направлений работы Стройкомплекса является создание благоприятных условий для бизнеса в градостроительной сфере путём снижения административных барьеров. Существенно упростить жизнь заявителям и обеспечить качественное выполнение госорганами контрольно-надзорной функции в строительстве позволит перевод государственных услуг в электронный вид.

Органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными организациями Стройкомплекса оказывается 10 государственных услуг в градостроительной сфере. Все их вы можете увидеть на предлагаемом слайде.

В настоящее время в Стройкомплексе завершена работа по подготовке предоставления в электронном виде двух госуслуг: проведение государственной экспертизы проектной документации (оказывается ГАУ «Мосгосэкспертиза») и выдача разрешения на строительство (оказывается «Мосстройнадзором»). О востребованности этих услуг свидетельствуют следующие цифры. В ГАУ «Мосгосэкспертиза» за государственной услугой по проведению экспертизы проектной документации обратилось в 2011 году 1143 заявителя, в 2012 году - 1167 заявителей. Аналогичные обращения в Мосстройнадзор в 2011 году - 1192, в 2012-м - 1652.

Перевод государственных услуг по проведению госэкспертизы и выдаче разрешений на строительство в электронный вид решает целый ряд задач как для заявителя (застройщика), так и для госорганов. Заявителю-застройщику больше не требуется лично приезжать в Мосгосэкспертизу и в Мосстройнадзор, для того чтобы получить госуслуги по этим видам заявлений. Это можно будет сделать из любой точки местонахождения посредством сети Интернет в удобное для него время. Заявителю больше нет необходимости собирать огромное количество документов. Все необходимые документы, имеющиеся в распоряжении госорганов, можно будет получить через межведомственное взаимодействие, через базовый регистр информации. Кроме этого электронное взаимодействие с экспертами ГАУ позволит быстро получать и устранять замечания в проектной документации. Информацию о ходе предоставления госуслуги заявитель сможет получать через портал госуслуг в любое время. Также заявителю не потребуется предоставлять проектную документацию, получившую положительные заключения на следующих этапах контроля в строительстве, как то: выдача разрешения на строительство и осуществление государственного строительного надзора.

Всё это значительно сократит время застройщика на получение госуслуг. Подчеркну, что в строительстве экономия времени напрямую влияет на стоимость строительства. Мы уверены, что перевод уже двух госуслуг в градсфере также существенно скажется на бюджетном строительстве Москвы.

Следующий слайд. Упрощая жизнь заявителя, одновременно решается ряд задач по эффективному осуществлению контрольно-надзорных функций. Перевод госуслуг в электронный вид позволит нам исключить риски предоставления заявителям изменённой проектной документации на последующих этапах строительства и контроля его. Кроме того, будет обеспечена возможность поступления проектной документации в городские информационные системы.

Для обеспечения предоставления в электронном виде госуслуг по проведению госэкспертизы и выдачи разрешений проведена работа по интеграции информационных систем органов исполнительной власти, проведены тестовые испытания предоставления в электронном виде этих двух услуг, подготовлены соответствующие изменения в административные регламенты этих двух услуг.

В настоящее время заявитель может обратиться за получением этих услуг одним из двух способов: либо через портал госуслуг, либо через службу «одного окна». Получить результат этих услуг он тоже может тем же способом.

Порядок предоставления госуслуг в электронном виде максимально прост. Заявитель регистрируется в «личном кабинете» на портале госуслуг, далее заполняет интерактивную форму заявления о предоставлении госуслуги. Отмечу, что для юридического лица потребуется дополнительно наличие ЭЦП. При этом получение ЭЦП не является новшеством, и большинство юридических лиц уже имеют ЭЦП в рамках взаимодействия с налоговой службой, а также в рамках участия в электронных аукционах.

Орган исполнительной власти, получив заявление через портал госуслуг, запрашивает необходимые документы из базового регистра, проверяет и предоставляет государственную услугу.

Предоставление государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации в электронном виде включает в себя подачу заявления на портал, формирование договора и счёта на оплату, подготовку и направление заявителю замечаний эксперта по проектной документации (при необходимости возможна запись на консультацию к эксперту) и подготовку и направление заключения. Аналогичные действия необходимо будет сделать при предоставлении госуслуги по выдаче разрешения на строительство.

В итоге, хочу сказать, предоставление государственных услуг в градостроительной сфере в электронном виде стало возможным благодаря созданию инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия. Органы исполнительной власти города Москвы путём этого взаимодействия, в том числе через базовый регистр информации, получают документы, необходимые для предоставления услуг, исключая тем самым требование от заявителя таких документов. Спасибо.

С. Собянин: Спасибо. Пожалуйста, Сергей Иванович, я прошу, чтобы большинство заявлений в ближайшее время было переведено в электронный вид. Так, чтобы мы смотрели за регламентом прохождения процедур, чтобы у нас нарабатывалась база этих проектов, опыт работы с бизнесом именно в таком, электронном виде.

С. Лёвкин: Хорошо, Сергей Семёнович.

М. Хуснуллин (заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства): Сергей Семёнович, мы начнём с себя, с госзаказчиков. В первую очередь начнём обращаться, чтобы получать в электронном виде, так, чтобы уже отработать...

С. Собянин: И общайтесь с бизнесом, смотрите, как этот механизм будет работать, чтобы он не вызвал какую-то обратную реакцию, потому что такое тоже может быть, потому что экспертиза проектов - это непростое дело, и возникает много технических вопросов, которые требуют своего разрешения.