Главная / Строительная наука / Статьи из научных изданий / Об инновационной составляющей градостроительства

Об инновационной составляющей градостроительства

Пространственная организация обустройства территории освоенной человеческим сообществом (особенно городской среды) определяется характером реализующих ее инфраструктур, который непосредственно связан с технологиями их формирования и функционирования. Пространственная организация городской среды в свою очередь оказывает огромное влияние на формирование личности граждан, трудовой и интеллектуальный потенциал и связанную с ним пространственную составляющую социальной организации сообщества.

Свидетельством этому служит вся история градостроительства. Его появление и развитие отвечало потребностям человеческого общества в формировании и развитии его социальной организации с одной стороны и техническим возможностям формирования и развития инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства среды его существования.

Само по себе появление города было следствием определенного уровня разделения труда в обществе, при котором его развитие стало базироваться на социальном расслоении. Город стал местом, в котором реализовывались потребности общества в таких видах продукции, производство которых требовало специфической квалификации и соответственно появления ремесел. Необходимость обмена своей продукции на товары, произведенные в других местах, потребность в защите от внешних врагов, желательность разрешения внутренних конфликтов без применения оружия, повлекли за собой появление организационных форм осуществления властных и оборонительных функций, выделение соответствующих слоев общества. В социальной структуре общества появились занятые в органах власти и в силовых структурах, занятые преимущественно интеллектуальным и занятые преимущественно физическим трудом, занятые в сфере производства и занятые в сфере услуг.

Устойчивое функционирование такого сложного социального организма было возможно только в условиях удовлетворения определенных требований к выбору места и обустройству среды его существования. Стало необходимым решение проблем пространственной организации территории занимаемой этим сообществом посредством устройства уличнодорожной сети, систем водоснабжения и отведения стоков, выделения общественного центра, устройства оборонительных сооружений для защиты от возможных вражеских нашествий. Для создания соответствующих инфраструктур потребовалось появление и использование инновационных для тех времен технических средств и технологий, таких в частности как изготовление кирпича и кирпичная кладка, пиление и обработка дерева и камня при устройстве крепостных сооружений, жилых и общественных зданий, дорожных покрытий, водозаборов и каналов.

Появление городов стало фактором, определяющим формирование личностей их граждан, зарождения и развития человеческой цивилизации основанной на становлении гражданского общества.

Следующий этап развития градостроительства исторически связан с появлением и расцветом империй, когда появилась сеть городских поселений и специализация городов в ее составе. В частности появились города столицы; портовые города, осуществлявшие функции крупных транспортных узлов и торговых центров; города крепости на периферии империи; появилась связывающая их со столицей дорожная сеть. Рост численности населения городов и разнообразия слоев общества усложнил проблемы пространственной организации обустройства их территории и развития реализующих ее инфраструктур. Решению этих проблем, в частности способствовало инновационное для этого этапа появление кораблестроения, технических средств и технологий, связанных с использованием в строительстве бетона и металлов.

Следующий этап развития градостроительства, продолжающийся до нашего времени, обязан промышленной революции, породившей процессы урбанизации, приведшие к сосредоточению в городах (в первую очередь крупнейших и крупных) все большей части населения многих стран.

Увеличилось количество видов специализации градообразующих баз, количество типов городов по их людности и соответственно специфики требований к пространственной организации их территории. Возросла плотность сети населенных мест и связывающих их коммуникаций. Интенсификация агломерационных процессов расселения привела к появлению развитых городских агломераций. Многократно усложнились проблемы пространственной организации их территории и согласованности развития возрастающего количества реализующих ее инфраструктур. Появились новые социальные и экологические проблемы. Их решению стало способствовать инновационное в начале этого этапа появление и использование:

  • автомобильного и железнодорожного городского и межселенного транспорта, дорожных конструкций, допускающих его движение на скоростях намного более высоких, чем для транспорта на конной тяге;
  • коммунального хозяйства; инженерных систем обустройства территории (развитых систем питьевого и технического водоснабжения, отведения и очистки стоков, удаления и переработки отходов; систем топливоснабжения, а затем электроснабжения, и теплоснабжения; наконец информационно-коммуникационных систем;
  • социальной, производственной, защищающих ценную природную и историко-культурную среду инфраструктур;
  • большепролетных мостовых, зальных и высотных быстро возводимых конструкций с использованием металла, стекла и синтетических строительных материалов в строительстве.

Состав и характер инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства городской среды на инновационной основе стал изменяться в пределах части жизни одного поколения граждан. Начала осуществляться научно-техническая революция, которая закладывает инновационные основы изменений технологий развития и согласованности функционирования инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства среды жизнедеятельности и формирования личностей граждан, как материальной основы изменения пространственной социальной организации человеческого общества. Появились предпосылки перехода к следующему этапу в истории градостроительства.

Научно-техническая революция уже приводит к стиранию жестких граней между умственным и физическим трудом. Она проявляется в частности в быстро развивающихся информационных и информационно-коммуникаци- онных технологиях, повышении реализуемых скоростей доставки людей и грузов современными транспортными средствами, быстрым ростом доли населения проживающего в крупнейших и крупных городских агломерациях, повышении связности процессов происходящих в них.

Анализ исторического опыта полезен для понимания некоторых объективных закономерностей, учет которых нам в переломном периоде перехода к следующему этапу развития градостроительства необходим. Таковыми можно считать закономерности:

  • взаимосвязей пространственной составляющей социальной организации человеческого общества с пространственной организацией обустройства материальной среды жизнедеятельности и формирования личности его граждан;
  • влияния на пространственную организацию обустройства территории освоенной человеческим сообществом (и особенно городской среды) характера реализующих ее инфраструктур;
  • влияния появления и использования инновационных технологий на формирование и функционирование инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства территории;
  • функциональных и технологических взаимосвязей развития различных видов инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства территории между собой;
  • взаимосвязей развития инфраструктур реализующих пространственную организацию обустройства территории на различных территориальных уровнях;
  • влияния пространственной организации городской среды на формирование личности граждан, а через него на трудовой и интеллектуальный потенциал сообщества и связанную с ним способность создавать и использовать инновационные технологии для повышения его конкурентоспособности в мире.

Инновационная составляющая пространственной организации обустройства территории, как материальной среды жизнедеятельности граждан, непосредственно связана с потребностями общества в составе и характере функционирования формирующих и обслуживающих эту среду инфраструктур. Она в свою очередь влияет на градостроительные решения, которыми определяется развитие:

  • планировочного каркаса (иерархии планировочных центров и осей);
  • планировочного районирования (иерархии планировочных районов);
  • планировочного зонирования (функционального, средового, по охваченности территории обслуживающими инфраструктурами; по характеру внешних воздействий на территорию и с нее).

Реализующими градостроительные решения инфраструктурами в современных условиях можно считать:

  • социальную (включая рекреационную); производственную;
  • транспортных и других систем инженерного обустройства территории;
  • сохранения природной и материальной историко- культурной среды, защиты граждан, их имущества и среды обитания от воздействий опасных природных и техногенных процессов.

1. Социальная инфраструктура

В городах, иных населенных местах, в их агломерациях (являющихся материальной средой, в которой собственно и сосредоточены люди) социальной инфраструктурой определяется распределение территории по характеру ее использования, связанного со степенью обеспеченности их граждан местами:

  • проживания с получением всех видов услуг ежедневного цикла, в пешеходной доступности (характеризуемыми уровнем качества жилья, обеспеченностью услугами коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры с учетом их качества);
  • получения всего набора услуг коммунального хозяйства и бытового обслуживания различных видов (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • приложения труда в комфортной транспортной доступности (по широте выбора мест приложения труда по его характеру и условиям, включая уровень оплаты);
  • приобретения и повышения квалификации в комфортной транспортной доступности (по широте выбора мест с различными видами приобретаемых профессий с учетом их престижности, качества подготовки выпускников, характера и условий обучения);
  • отдыха в городе, в комфортной транспортной доступности (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • отдыха в пригороде, в комфортной транспортной доступности (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • рекреационно-курортного и рекреационно-туристи- ческого обслуживания различных видов (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения услуг системы здравоохранения в комфортной транспортной доступности (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения услуг системы образования в комфортной транспортной доступности (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения услуг социально-культурной сферы, в комфортной транспортной доступности (по широте выбора видов, качеству и доступности услуг);
  • получения услуг городских и пригородных транспортных систем (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения услуг межселенных транспортных систем (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения услуг информационно-коммуникационных систем (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • получения кредитно-финансовых и иных банковских услуг (по широте выбора, качеству и уровням оплаты услуг);
  • возможности зрительного восприятия сохраненной материальной историко-культурной среды и возможности ознакомления с ней;
  • с гарантиями защиты от риска чрезвычайных природных и техногенных ситуаций (по характеру мер защиты и степени защищенности);
  • с различными видами услуг правоохранительных и административно-управленческих органов власти (по широте выбора и качеству услуг).

На федеральном и региональном уровне этой инфраструктурой определяется выделение:

  • мест устойчивого развития или формирования городских агломераций и городов, являющихся или становящихся узлами пространственного каркаса федерального или регионального уровня;
  • ареалов тяготения к узлам пространственного каркаса, как центрам предоставления различных перечисленных выше видов услуг подсистем социальной инфраструктуры в пределах заданной транспортной доступности;
  • единиц административно-территориального устройства и административно-правового регулирования изменений состояния и использования территории в ареалах тяготения к узлам пространственного каркаса;
  • мест сосредоточения объектов рекреационно-курортных и рекреационно-туристических услуг по ареалам с заданным характером сочетаний мер использования этих объектов;
  • мест сосредоточения объектов историко-культурного наследия по ареалам с заданным характером сочетаний мер сохранения и использования этих объектов, как составляющих историко-культурного каркаса или историко- культурной среды.

2.  Производственная инфраструктура

2.1. В городах, иных населенных местах, в их агломерациях этой инфраструктурой определяется распределение территории по ареалам сосредоточения сочетаний различных видов хозяйственной деятельности, дифференцированным по характеру требований к условиям ее использования:

  • промышленным районам различного типа; промышленным зонам различной специализации; транспортно-складским зонам различного типа; коммунально-хозяйственным зонам различного типа; зонам ведения рекреационно-курортного и рекреационно-туристического хозяйства различного типа;
  • другим видам зон хозяйственной деятельности различного типа;
  • зонам обеспеченности хозяйственной деятельности услугами строительного комплекса, водоснабжения, энергоснабжения, транспортных и иных видов инженерных систем.

2.2.  На федеральном и региональном уровне этой инфраструктурой определяется распределение территории, по ареалам сосредоточения сочетаний различных видов хозяйственной деятельности дифференцированным по характеру требований к условиям ее использования:

  • экономико-географическим районам различного типа;
  • территориально-производственным комплексам различного типа;
  • экономико-географическим кластерам различного типа;
  • зонам хозяйственной специализации по различным сочетаниям видов промышленного производства, строительства, энергетики, сельского хозяйства, водного хозяйства, лесного хозяйства, рекреационно-курортного и рекреационно-туристического хозяйства;
  • зонам обеспеченности хозяйственной деятельности услугами строительного комплекса, водоснабжения, энергоснабжения, транспортных и иных видов инженерных систем.

3.  Транспортные и другие системы инженерного обустройства территории

3.1. В городах, иных населенных местах, в их агломерациях этой инфраструктурой определяются состав, типы и расположение улично-дорожных сетей, транспортных и других инженерных узлов и коммуникаций, связывающих между собой, общественные центры и узлы сосредоточения мест удовлетворения общественных потребностей граждан, связывающие части их территории.

Это узлы и коммуникации:

  • железнодорожного, трубопроводного, автомобильного, водного и других видов городского и межселенного транспорта; воздушного межселенного транспорта;
  • систем водоснабжения, очистки и отведения стоков; систем удаления и переработки отходов; систем электроснабжения;
  • систем топливоснабжения (газоснабжения, заправок автотранспорта и других);
  • систем теплоснабжения; информационно-коммуникационных систем.

На федеральном и региональном уровне этой инфраструктурой определяются состав, типы и расположение сетей транспортных и других инженерных узлов и коммуникаций, связывающих между собой города и другие населенные места. Это:

  • узлы и коммуникации железнодорожного, трубопроводного, автомобильного, водного, воздушного и других видов межселенного транспорта;
  • объекты логистики;
  • объекты и коммуникации энергетики;
  • реки и судоходные каналы.
  • Инфраструктуры сохранения природной и материальной историко-культурной среды, защиты граждан, их имущества и среды обитания от воздействий опасных природных и техногенных процессов.

Составляющими пространственной организации территории в городах, иных населенных местах, в их агломерациях, межселенных территориях на федеральном и региональном уровне, поддерживающими заданное состояние среды являются подсистемы планировочных средств совершенствования распределения территории по характеру ее обустройства и использования, способствующие:

  • поддержанию баланса потребностей общества в ее использовании и возможностей природной среды удовлетворять их;
  • повышению эффективности расходования природных ресурсов и снижению интенсивности неблагоприятных воздействий деятельности человека на природную среду;
  • сохранению наиболее ценных природных ландшафтов необходимых для поддержания экологического равновесия и генофонда;
  • сохранению наиболее ценной историко-культур- ной среды, необходимой для устойчивого культурного развития общества и патриотического воспитания граждан;.
  • защите граждан и территории, от ущербов связанных с возможностью потенциальных чрезвычайных ситуаций.

Распределение территории по характеру ее обустройства, способствующее поддержанию баланса потребностей общества в ее использовании и возможностей природной среды удовлетворять их, обеспечивается учетом направленности и степени влияния:

  • характера природных условий в конкретных частях территории на осуществление конкретных сочетаний видов деятельности человека;
  • устойчивости (или неустойчивости) конкретных частей территории к конкретным сочетаниям антропогенных воздействий;
  • на благоприятность экологических последствий изменений состояния конкретных частей территории (в зависимости от характера и степени их преобразования деятельностью человека);
  • на состояние и условия использования частей территории их местоположения относительно компонентов пространственного каркаса;
  • на состояние и условия использования конкретных частей территории, воздействий объектов расположенных за их пределами;
  • объектов расположенных в пределах данных частей территории, на территории расположенные за их пределами.

Эффективность расходования природных ресурсов и снижения интенсивности неблагоприятных воздействий деятельности человека на природную среду обеспечивается территориальным распределением мест, в пределах которых осуществляются меры, способствующие долгосрочному устойчивому удовлетворению потребностей общества:

  • в воде питьевого качества, воде для технических нужд производства и иных бытовых и хозяйственных нужд; в от ведении и необходимой для поддержания экологического благополучия очистке стоков;
  • в энергоснабжении для бытовых нужд граждан, для производства и иных хозяйственных нужд; в необходимых для поддержания экологического благополучия мерах по энергосбережению и совершенствованию характера энергопотребления;
  • в снижении неблагоприятных внешних воздействий производственной деятельности на экологическую ситуацию и здоровье граждан;
  • в удалении и переработке всех видов твердых бытовых отходов необходимой для поддержания экологического благополучия;
  • в удалении и переработке всех видов отходов производственной деятельности оказывающих неблагоприятные внешние воздействия на экологическую ситуацию.

Сохранение планировочными средствами наиболее ценных и необходимых для поддержания экологического равновесия и сохранения генофонда природных ландшафтов обеспечивается выделением ареалов с установленным характером мер их защиты (заповедников, заказников, природных парков и др.) посредством:

  • эколого-планировочного районирования (выделения ареалов с установленными сочетаниями мер сохранения компонентов природно-экологического пространственного каркаса территории);
  • эколого-планировочного зонирования (выделения ареалов с установленными сочетаниями мер сохранения компонентов природной среды на территориях с однородными характеристиками их состояния и использования).

Сохранение наиболее ценной историко-культурной среды, необходимой для устойчивого культурного развития общества и патриотического воспитания граждан.

Обеспечивается выделением ареалов с установленным характером мер их защиты (особо охраняемых объектов и территорий, заповедников и заказников) посредством:

  • историко-культурного районирования (выделения ареалов с установленными сочетаниями мер сохранения компонентов историко-культурного пространственного каркаса территории);
  • историко-культурного зонирования (выделения ареалов с установленными сочетаниями мер сохранения компонентов историко-культурной среды на территориях с однородными характеристиками их состояния и использования).

Защита планировочными средствами граждан и территории, от ущербов связанных с возможностью потенциальных чрезвычайных ситуаций обеспечивается выделением ареалов с мерами защиты установленного характера посредством:

  • средозащитного районирования (выделения ареалов подлежащих защите территорий, с установлением различного характера требуемых мер защиты в их различных частях);
  • средозащитного зонирования (выделения ареалов подлежащих защите территорий, с однородными характеристиками мер защиты);
  • формирования пространственно распределенной системы мониторинга предвестников чрезвычайных ситуаций, для превентивного принятия мер по их предотвращению или снижению ущербов от них;
  • формирования профессионально обоснованной системы пространственно распределенных конкретных инженерных мер защиты от потенциальных чрезвычайных ситуаций.

Принятие решений о согласованном использовании инновационных технологий в каждой из перечисленных инфраструктур позволяет, в конечном счете, сформировать эффективную стратегию пространственной организации обустройства территории, что и и является целью современного стратегического территориального планирования.

ВИЛЬНЕР М.Я., зам. директора
по научно-исследовательской работе 
ЦНИИП градостроительства РААСН

Источник: Градостроительство, №2(18), 2012