Главная / Строительная наука / Статьи из научных изданий / Новые города должны строиться по новым правилам

Новые города должны строиться по новым правилам

Боков А.В.: «Мы живем в эпоху изменения идеологии города, одним из лозунгов ныне стало устройчивое развитие. Но в моем представлении «устойчивое развитие» – типичный постмодернистский термин. Немногие об этом задумываются и не все это ощущают. Он внутренне противоречивый, потому что развитие как таковое - дискредитированное понятие.»

Вообще девелопинг, развитие среди левой интеллигенции встречается с крайним недоверием. Сенсилибилити, устойчивость – это напротив такое трудно переводимое слово, что-то вроде самосуществования, самодостаточности, самосущности. Но когда они совмещаются, развитие и самосущное бытие – тут возникает эта интрига. Интрига, казалось бы, нереализуемая, но, тем не менее, та, к которому современность стремится.

Вот в этом загадка, тайна, все что угодно.

Что происходит сегодня? Сегодня мы должны со всей определенностью признать, что модернистская концепция города потерпела полное фиаско. Тот город, о котором писал Карбюзье и который мы строили на протяжении последних 50 лет; тот город, под который принимались все наши нормативные документы; тот город, который состоял из панельных домов, многоподъездных, многоэтажных, свободностоящих, овеваемых светом, воздухом; город, который состоял из микрорайонов – этот город выдуманный, этот город никогда не был и не будет человеческим, он неэффективен, он непродуктивен, он губителен для человеческой психики. Он нереален, утопичен – как коммунизм. Меняются парадигмы, меняется сознание - называйте его постмодернистким, как угодно, но оно становится другим.

Интерес к историческому городу несет сейчас весь спектр проблем изменения сознания. Квартал, малоэтажный дом, улица, площадь – все то, что модернизмом исключалось, искоренялось из сознания – все это возвращается снова. Модернизм пытался все проблемы решить единственным способом, предлагая один-единственный тип жилья, который полностью заменял город, деревню, пригород. Но сегодня нас интересует, прежде всего, разнообразие. Нас интересует не зонирование, а то, что называется смешанное использование, многоцелевой характер любого участка городского пространства. Это другие абсолютно принципы. И пока мы не выстроим систему этих принципов, систему этих ценностей, приступать к формированию законодательной базы, нормативной базы крайне опасно. Именно эту ошибку делаем сегодня мы в России, и делают сегодня наши коллеги, которые занимаются актуализацией советских СНиПов в других странах постсоветского пространства, просто переписывая их и обеспечивая реакцию на наблюдаемые изменения. Это очень напоминает то, что говорят о генералах, которые, как известно, готовятся к прошедшей войне, поэтому проигрывают будущие войны.

Новые города должны строить по новым правилам. Мы слишком долго пренебрежительно говорили о постмодернистских ценностях, о городе, который ныне складывается вне каких-то доктрин, вне умозрительных концепций. К слову сказать, противопоставление старого, исторического города с памятниками архитектуры, основному развивающемуся городу – это продукт модернистского сознания. Нормальный город, он един в своем развитии, он непрерывен, его ткань обязана быть непрерывной! И то, что мы получили в итоге 50-летней модернистской практики – является наиболее сложной проблемой российских городов, работать с которой и решать которую мы сегодня не в состоянии.

Следующий уровень – вслед за идеологией, формированием системы ценностей --территориальное планирование, реформа нормативной базы. Сегодня нормативная база России не складывается в систему. В начале была идея создания весьма ограниченного количества регламентов по техрегулированию, которые были бы законами прямого действия, обязательного приложения. А так называемые СНиПы должны были трансформироваться в своды правил, стать документами добровольного применения. Так было в идее. На практике регламенты вошли в конкуренцию со СНиПами, СНиПы продолжают рассматриваться экспертизой как основной документ, на основании которого оценивается содержательность вашей работы. Одним словом, надо начинать с самого начала и я надеюсь, что наше с вами общее сотрудничество в этом поможет, беда-то у нас общая. Я очень надеюсь, что удастся подписать с украинским Союзом архитекторов договор о создании общей экспертной группы по формированию подходов к нормативной базе. Той нормативной базе, которая сегодня имеет весьма отчетливый нормативный вектор еврокодов. К сожалению, до настоящего времени те люди, которые несут ответственность в нашей стране за формирование этой базы, толком, я боюсь, не знают, что такое еврокоды, и вообще как с ними надо себя вести и что делать. Их всего-то порядка десяти, касаются они прежде всего технического регулирования (по металлоконструкциям, бетонные, деревянные конструкции, коэффициенты, нагрузки и т.д.), общего для стран Евросоюза. На их основе в каждой стране могут разрабатывать и национальные стандарты.

И если уж выбирать, как реформировать нашу нормативную базу, то мне кажется более целесообразным переход на американскую, параметрическую систему планирования, когда задаются параметры. Не говорится, сколько лестниц нужно, на каком расстоянии, а определяется, что вы должны обеспечить эвакуацию в течение такого-то времени. Как вы будете решать – это ваша задача, с вашими специалистами, которые несут за это персональную ответственность.

Внедрение параметрического метода гарантирует 15-20% экономии. Гигантские деньги совершенно. Как на фазе единовременных затрат – возведение, так и в процессе эксплуатации.

Жилье должно быть полным отражением социума. Того, чего у нас не было никогда, честно говоря. Мы не знаем, с чем мы имеем дело. Мы не знаем сообщества, потребности его и имущественных возможностей.

Транспортная концепция - одна из самых тяжелых тем. Мы снова оказываемся генералами, которые формируют войны, уже прошедшие. Мы снова на нормативном уровне закладываем количество машиномест, парковок, стоянок и так далее, которые заведомо нереализуемые никогда. Мы делаем массу подобных вещей, зачастую не понимая, что именно любая программа такого рода должна решать. Через состояние кризиса прошли все европейские и американские города в 70-80-е годы. И не было никакого птичьего слова, не было никакое единого средства, которое бы позволило выйти из этого состояния. Это синхронный – или асинхронный процесс, который касается абсолютно всех моментов, начиная от обучения-переобучения водителя, сужения полосы, организации стоянок, развития общественного транспорта. Но наша ментальность требует одного способа, одного решения – закрыть все, решить одним махом все проблемы

Привнесенная постмодернистской философией тема среды сегодня становится приоритетом. Открытые пространства, улицы, площади, двор – наконец завершенное формирование, единица среды обитания, из которых формируется город. Единица, которая в отличие от микрорайона должна содержать внутри себя основные точки, места приложения труда. Будь то места приложения труда на дому или иные – но в этом свой смысл. Пешком человек должен иметь возможность доходить до работы, максимум на велосипеде. Город должен складываться из таких «икринок». Есть такая замечательная картинка: Вашингтон, нарисована центральная часть и концентрические круги, обозначающие как этот город выглядит сегодня – чем ближе к правительственному центру, тем плотнее. Есть и альтернатива – пространство вокруг исторического центра заполнено «икринками», и каждая икринка имеет внутри себя центры приложения труда, которые связаны сетями информационными, транспортом и так далее.

Задача профессионального сообщества – донести эти представления до лиц, принимающих решения, которые формируют законодательно-нормативную базу, донести это до бюрократов. Тот, кто скорее это сделает, станет для другой стороны примером.

Андрей Боков,президент Союза архитекторов России

Источник: Building.ua