Главная / Строительная наука / Статьи / Май в конце тоннеля

Май в конце тоннеля


Алабяно-Балтийский частично запустят через два месяца

До запуска самого грандиозного транспортного сооружения Москвы, Алабяно-Балтийского тоннеля, осталось совсем немного времени - это должно случиться в мае. Сейчас подрядчики завершают проходку правой его части, которая будет открыта уже в мае, а полностью сдать объект планируют до конца года. На прошлой неделе журналистов пустили в святая святых уникальной стройки - центр управления проходкой, а также показали, как копают последние метры тоннеля горнопроходческие комбайны.

Район станции метро «Сокол» напоминает картины военных лет: разруха, как после бомбардировок, повсюду доски, металлические балки, грязь, прохожие пробираются через узенькие временные дорожки - и ощущение такое, что здесь царит полный хаос. Но это только кажется. На самом деле тут все подчинено строительному порядку, а происходящее не что иное, как очередной этап работ по сооружению Алабяно-Балтийского тоннеля (АБТ), как говорят подрядчики, завершающий. Кое-где уже началось благоустройство территории. Строительство тоннеля вышло на финишную прямую, до запуска движения остаются считанные недели, поэтому подрядчики спешат скорее закончить работы.

АБТ имеет длину почти два километра и строится как открытым, так и закрытым способом. На Балтийской улице от Ленинградского шоссе в сторону Большой Академической улицы работы выполняют открытым способом. То есть выкапывается котлован, в который монтируют конструкцию тоннеля, после чего засыпают грунтом. Под метрополитеном и двумя транспортными тоннелями (Ленинградским и Волоколамским), а также под железнодорожными путями работать пришлось закрытым способом.

Изнутри Алабяно-Балтийский тоннель впечатляет своими размерами: широкий, высокий и просторный. О том, что прямо над головой проходит метрополитен, ничто не напоминает. При этом строители говорят, что от потолка АБТ до тоннеля подземки чуть больше метра. Они утверждают, что под потолком проносящиеся поезда слышно, даже чувствуется легкая вибрация.

Движение поездов на время строительства не останавливали. Все время, в течение которого возводится АБТ, пассажиры ездят прямо над головами строителей. Чтобы обеспечить их безопасность, говорит начальник участка Алексей Чугунов, пришлось укрепить грунт и соорудить железобетонный щит весом в несколько десятков тысяч тонн.

Алабяно-Балтийский тоннель - объект действительно уникальный. Строители говорят, что за время работ совершили немало трудовых подвигов. Ведь помимо десятков километров инженерных коммуникаций и действующих тоннелей - Ленинградского и Волоколамского - проблемы создавали непростая геологическая ситуация и река Таракановка, которая протекала вдоль стен АБТ. Чтобы не допустить затопления, строили саркофаги, а для реки пришлось проложить специальный коллектор и поменять Таракановке русло. Грунты в этой части города очень непростые, обводненные, напоминающие плывун. Как говорит заместитель начальника управления комплексного проектирования НПО «Космос» Владимир Витушкин, плывун пришлось дополнительно укреплять. Еще на этапе проектирования рассматривались различные варианты, как это можно сделать. Сначала хотели замораживать: устанавливать специальные морозильники, которые превратили бы обводненную массу, похожую на ил, в лед. Но когда провели расчеты, поняли, что такой вариант укрепления грунта вблизи метро применять нельзя, при размораживании велика вероятность деформации действующих тоннелей подземки. Поэтому было решено применить укрепление грунта при помощи пересекающихся грунтоцементных свай.

«Технология очень сложная, - рассказывает Владимир Витушкин. - При помощи металлических труб в отверстия нагнетается раствор на основе цемента и воды, превращающий плывун в самую настоящую горную породу, которую потом вырабатывают при помощи горнопроходческого комбайна». Это небольшая машина, напоминающая бульдозер. Только вместо ковша или щита у нее вращающийся наконечник в форме шара с множеством шипов.

Когда она работает, от грохота закладывает уши. Таких комбайнов в АБТ несколько, у каждого свой участок строительства. Сейчас им осталось преодолеть последний 40-метровый рубеж, после чего появится свет в конце тоннеля - две части АБТ соединят между собой.

Как говорят строители, рыть тоннель приходится очень аккуратно. Скорость проходки всего два метра в сутки, а за конструкциями всех расположенных вблизи тоннелей и зданий следит несколько десятков специальных датчиков, которые в режиме онлайн передают информацию в центр управления проходкой (ЦУП), который находится на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе.

ЦУП - это ноу-хау московских строителей. Как признается его начальник Виктор Волошенюк, аналогов этой системы в нашей стране нет и вряд ли найдется где-то в мире. Внешне это обычная строительная бытовка, но внутри она напичкана самым современным оборудованием: полтора десятка компьютеров выводят на мониторы какие-то графики, а также схематичное изображение тоннелей с красными и синими точками. Как поясняет господин Волошенюк, это и есть те самые датчики, которые обеспечивают безопасность проведения работ.

У журналистов возникает закономерный вопрос: а если вдруг ЧП, метро провалится в АБТ? Оказывается, такой вариант развития событий практически невозможен. Датчики фиксируют отклонения от нормы на десятые доли миллиметра. Если тоннель метро поднимается или опускается более чем на 0,7 мм, бурение останавливается. Делаются разгрузочные скважины, чтобы осадить тоннель, или, наоборот, нагнетается дополнительное давление, чтобы приподнять.

До начала строительства АБТ центры управления проходкой в нашей стране не применялись, в этой связи подрядчикам пришлось придумывать всю эту сложную систему самостоятельно. Даже компьютерную программу, которая следит за строительством, написали инженеры подрядной организации. За время работы ЦУП городские власти и профессиональное сообщество смогли оценить его пользу, поэтому было принято решение создавать ЦУПы на всех подобных стройках.

Заинтересовались Алабяно-Балтийским тоннелем и иностранные строители. Неоднократно на мастер-класс сюда приезжали американцы, англичане, австрийцы. Познакомившись с ходом работ, они от изумления лишь разводили руками и произносили фразу: «Сrazy Russian», которая свидетельствует о том, что русские опять впереди планеты всей, на этот раз в строительстве уникальных тоннелей.

Первоначально АБТ должен был стать частью проекта Четвертого транспортного кольца, но городские власти отказались от идеи его реализации, теперь тоннелю предстоит войти в состав Северо-Западной хорды, строительство которой также идет полным ходом. «Алабяно-Балтийский тоннель, - говорит Владимир Витушкин, - будет дублировать МКАД и Третье транспортное кольцо, его пропускная способность - около пяти тысяч автомобилей в час в каждом направлении. Ввод АБТ позволит организовать дополнительную поперечную связь, значительно сократить перепробеги, а также разгрузит Ленинградское и Волоколамское шоссе на 15 - 20%».

"Московская перспектива"

Александр Шибанов