Главная / Интервью
23 октября 2015 г. 15:40, Новая Москва

Зачем новым москвичам в выходные Красная площадь

МОСЛЕНТА встретилась с главой столичного Департамента развития новых территорий Владимиром Жидкиным и узнала, что ждет жителей Троицка, Коммунарки и Щербинки.

- Большая часть жителей ТиНАО еще недавно были жителями небольших поселений. На форумах, в социальных сетях часто звучит недовольство, мол, сделают из нашего уютного городка каменные джунгли...

- Хочу сказать, что люди везде одинаковые - в том числе и в «новой Москве». Всем хочется, чтобы появилась современная инфраструктура, метро, новые дороги... Но при этом - чтобы непосредственно под их окнами не было ни дорог, ни сетей, ни объектов, ничего. Но чтобы было удобно доехать до Москвы старой: быстро, за десять минут, желательно без пробок... К сожалению или к счастью, мы всегда сталкиваемся с такой реакцией жителей.

Мы стараемся донести до них суть проблем. Объясняем и необходимость развития территории, и очередность, и то, что мы параллельно строим не только какие-то инвестиционные объекты, но и метро, и дороги, развиваем инженерную инфраструктуру. Кроме того, когда мы обсуждали территориальную схему, почти по всем пожеланиям жителей нашли варианты смещения дорог в сторону от населенных пунктов. У нас появляются решения, которые, с одной стороны, дают возможность развивать территорию в целом, но в то же время защищают интересы жителей. Мы уходим от сноса домов, находим свободные земельные участки, с которыми можно работать.

- В Москве завершается программа по сносу ветхих пятиэтажек. Территории «новой Москвы» это пока не касалось?

- На территории «новой Москвы» такого количества пятиэтажек нет. Их вообще почти нет. Там в основном старые двухэтажные дома. Есть аварийный фонд, есть ветхое жилье, но почти все это включено в инвестиционные проекты, которые еще подписывались правительством Московской области. Там была доля, которая передавалась или должна передаваться от инвестора городу, а город уже должен будет предоставлять это жилье взамен аварийного фонда. Такая методика действует, и количество жилья, предусмотренного в этих инвестиционных контрактах и в договорах застроенных территорий за счет инвесторов, позволяет нам поочередно эту проблему решать.

- Не секрет, что москвичи часто мыслят стереотипами: если за МКАД - значит, деревня... Сколько в «новой Москве» осталось по-настоящему деревенского жилья?

- Деревня деревне рознь. Если брать Марушкинское поселение, там большое количество индивидуальных жилых домов, но при этом - там современное благоустроенное индивидуальное жилье со всей инженерной инфраструктурой. И дороги есть, и электричество, и газ. Канализация есть, вода, даже интернет.

Мы проводили мониторинг миграции с этих территорий. Выяснили, что 70 процентов населения вообще никуда не выезжают, особенно летом. Это один вариант «замкадья». Там не хуже, чем в многоэтажном жилье в Коммунарке. А если мы говорим про Кленовское поселение, где газа нет в деревнях, где люди живут в деревянных домах, построенных еще в советское время, то таких мизерное количество - всего три-пять процентов от общей территории.

- Ранее вы говорили, что хотите дать жителям «новой Москвы» возможность работать рядом с домом.

- Да, хотелось бы, чтобы не менее 60 процентов населения имели такую возможность.

- Что это будут за рабочие места?

- Во-первых, административно-деловой центр в Коммунарке - мощный кластер. Мы рассчитываем на «Индиго-парк», «Фуд Сити», «Лотос-сити-групп». И завод «Мосрентген» будет развиваться. Все это - примерно четыре-пять миллионов квадратных метров недвижимости, где будут только рабочие места. Дальше по Киевскому направлению - крупный центр «Румянцево», рядом бизнес-центр «Комсити».

Потом мы можем говорить о Внуковском кластере - само Внуково, а вокруг него будут создаваться и жилье, и недвижимость, и рабочие места. Мы рассматриваем сегодня очень активно крупный проект планировки в районе Остафьево. И, конечно, работу найдут врачи и учителя. Мы социальную сферу развиваем с небольшим опережением: строим школы, детские сады, поликлиники.

- Такая концепция отвечает целям, заявленным мэром некоторое время назад: даже в спальном районе человек может найти все, что ему необходимо для жизни. Но не получится ли так, что у части жителей «новой Москвы» даже не возникнет желания выезжать в центр?

- Как правило, жители редко объединяют в один день работу и посещение объектов культуры. Мы в выходные дни едем в театры, а в будни - забираем детей, кушаем, успеваем каким-то спортом позаниматься. Поэтому когда рабочее место рядом, когда объекты социального назначения близко от жилья, у нас появляется время для того, чтобы заниматься детьми и собой. А в выходные дни - пожалуйста, для этого есть старая Москва.

Конечно, во всех районах Большой театр не построишь. А вот дворцы культуры есть везде, и у нас тоже будут, и объекты спорта и дополнительного образования будут. И кинотеатры, торговля - даже не обсуждается... Выходит, что остаются только Красная площадь, Большой театр и несколько крупных театров, которые могут быть только в старой Москве. Поэтому 90 процентов того, что требуется человеку, есть и будет на территории «новой Москвы».

- Как жители оценивают создающуюся инфраструктуру?

- Во-первых, мы обсуждали со всеми территориальную схему каждого района. Любой проект планировки проходит публичные слушания, а там все показано - и где жилье, и где рабочие места, и какие рабочие места, объекты культуры, отдыха, парки.

Сейчас мы завершаем строительство жилого комплекса около Бутово, а параллельно с ним - строительство объектов социального значения. В жилом комплексе - парковки, школы, детские сады, поликлиника. А рядом - центр площадью 150 тысяч квадратных метров. Там только кинотеатров пятнадцать штук. И каток, и центры детского творчества, и ателье... Есть все. И у нас везде так будет.

- То есть лет через 15-20 в «новой Москве» вырастет поколение, для которого будет не очень нормально тратить на дорогу часы и стоять в пробках?

- А что в этом плохого? Да, понятно, что обеспечить всех рабочими местами в этом жилом комплексе невозможно. Но потребуются и банкиры, и слесари, и сварщики, и учителя, и врачи. И я думаю, что люди почти всех профессий могут проживать одновременно в одном комплексе. Часть жителей найдут себе работу здесь, часть жителей приедут из соседнего комплекса. При этом будет небольшой трафик. Но он останется между нами. Тогда и получится, что 60 процентов смогут оставаться на территории Новой Москвы.

- Средняя стоимость квартиры у вас ниже, чем в Москве?

- Ниже значительно. Стоимость квадратного метра - примерно 60 тысяч рублей.

- Раньше для многих мечтой была квартира в Москве. Теперь Москва расширяется, а у вас жилье дешевле. Нашествия не боитесь?

- Я не думаю, что будет массовое переселение. Но факт - это одна из тенденций. Появление жителей из старой Москвы - это экономические игры: продали квартиру в Москве, купили здесь дешевле, живут, все нормально, метро появилось, можно в старую Москву ездить. А вот в новые жилые комплексы, где есть рабочие места, могут приезжать люди из всех регионов. Экология, опять же, благоприятнее.

- Цены на квартиры ниже, а уровень зарплат сравним со старой Москвой?

- Я думаю, что сравним. То есть, в целом, человек может зарабатывать внутри МКАД, а снимать квартиру дешевле здесь. Но, конечно, пока транспортная инфраструктура отличается. В Москве вы можете из любой точки за 10-15 минут до метро доехать. Тут пока не так. Но если есть рядом рабочее место, тогда все отлично.

Тем более, что получается интересная ситуация с трафиком. В выходные из Москвы все жители едут за МКАД - подышать, на дачу, на шашлыки. А жители «новой Москвы» в это время поедут в центр без пробок - на культурный досуг, на Красную площадь или в Исторический музей. И, наоборот, вечером, когда все возвращаются туда, мы, соответственно, приезжаем обратно. Противоположные потоки.

- Вы сказали, что люди хотят современную дорогу, но не у себя под окнами. И от расширения Внуковского шоссе вы отказались именно из-за недовольства жителей...

- Мы не отказались, мы просто поменяли трассировку. Все остается, дорога есть, и она необходима. Мы соединяем ее и Боровское шоссе, потом с выходом через железную дорогу - на Минское шоссе, и самое главное, что несколько населенных пунктов соединяются с Киевским направлением железной дороги.

- Сейчас самый масштабный проект в ТиНАО: трасса Солнцево - Бутово - Видное, но жители Бутова не совсем довольны.

- До Бутова еще далеко, поскольку первый участок этой трассы будет строиться от Киевского до Калужского шоссе. Это ближайшие два-три года. С жителями Бутово мы обсуждали проект планировки, в котором определена трассировка. Найдем вариант, который всех устроит.

- А когда будет завершена вся магистраль?

- Пока нет точной даты. Может быть, параллельно начнет строиться второй участок. У нас же есть, кроме этого, другие дороги, которые соединяют между собой поселения. Мы же построили дорогу между Киевским шоссе, Калужским шоссе и Бутово. Центральная автодорога, четырехполосная. Она уже есть, проходит чуть дальше и почти не загружена. То есть, мы уже построили внешний дублер МКАД. Это дорога полностью пересекает всю территорию «новой Москвы». А новая магистраль будет более современной.

- Какие планы в развитии общественного транспорта?

Уже разработана концепция первого трамвайного кольца, которое пройдет в районе Коммунарки, недалеко от Бутово. Ждем, что оно поможет развитию административно-делового центра. Сейчас из Коммунарки автобусы ходят примерно раз в пять-семь минут - до метро «Теплый стан» и до Бутово. Людям хватает.

- Из-за реконструкции Калужского шоссе на выезде из Москвы образуются пробки.

- Там находится много торговых центров. «Фуд Сити», например, там же. И реконструкция - неизбежный этап, который мы должны пройти. Поэтому пробок не избежать, но мы надеемся, что к концу года их станет значительно меньше.

- Вы говорили, что возле крупных транспортных пересадочных узлов появятся перехватывающие парковки.

- Да, в Саларьево будет первый крупный объект. Вначале появится плоскостная парковка, а потом уже рядом с метро «Саларьево» будет построен ТПУ, там будут перехватывающие парковки.

- А как их планируется организовать? По принципу тех, которые внутри МКАД около метро, или это будет платная парковка?

Я думаю, там будут разные виды парковок. Это зависит еще и от того, что решат построить инвесторы.

- Кстати, сейчас вся Москва бурлит из-за введения платных парковок, расширения контура на окраинах. Как обстоят дела в «новой Москве»?

- Не обсуждалось, и обсуждать в ближайшее время не собираемся. Москва бурлит, согласен, но что делать, во всем мире так. Если совсем не ограничивать, люди будут покупать по три машины на семью. Но это уже утопия.

- На территории «новой Москвы» много объектов культурного наследия, которые привлекательны для туризма.

- И на них никто не посягает. Не только на объекты, но и на охранные зоны, которые существуют рядом с каждым объектом. Так что в этом плане все у нас отрегулировано, и все замечания, которые были у департамента культурного наследия к территориальной схеме, учтены.

Сейчас с нашими китайскими коллегами, например, мы ведем реконструкцию китайского центра в поселении Первомайское, где проходил 6-й съезд компартии Китая в 1928 году. Музей будет открыт в июле. Нам поручено эту работу координировать. Вот, пожалуйста, - мы говорим не только о сохранности действующих объектов, но и о появлении новых. Уже разработали проект реконструкции. Тем более, Китай сейчас - стратегический партнер России.

Дарья Тюкова

МОСЛЕНТА

Владимир Жидкин