Главная / Интервью
14 декабря 2015 г. 13:16, Градостроительная политика

Юлиана Княжевская: «Москве требовалось сменить градостроительный курс»

Юлиана Княжевская о приоритетных градостроительных проектах, «архсоревновании» и здоровой конкуренции в профессиональной среде

О том, как формируется архитектурный облик города, какие проекты сегодня приоритетны, что обсуждает профессиональное сообщество архитекторов и в чем суть законодательных реформ в данной сфере, корреспонденту «МП» рассказала председатель столичного Комитета по архитектуре и градостроительству Юлиана Княжевская.

​- Какие, на ваш взгляд, основные городские проблемы современной Москвы?

- Известно, что учиться лучше на чужих ошибках. К сожалению, Москва в своем развитии не смогла избежать негативного опыта, который был у большинства крупных городов. И в результате мы получили те же самые проблемы, что и другие мегаполисы: не всегда востребованные миллионы квадратных метров недвижимости, транспортный коллапс и нарастание определенного дискомфорта в этой сфере.

Очевидны проблемы однообразия, поскольку в Москве до сих пор значительную часть нового строительства составляет панельная застройка. Безусловно, существует вопрос неэффективного использования земельных ресурсов. Поэтому те стандарты, которые разработала Москомархитектура совместно с другими городскими структурами, отвечают новым требованиям городской политики и тем задачам, которые перед нами ставит мэр Сергей Собянин. Это повышение качества жилой среды, ее безопасность и комфорт.

- Бытует мнение, что архитектура подчиняется условиям рынка. Какие сегодня в столице приоритетные проекты?

- Приоритетными я бы назвала ряд крупных комплексных градостроительных проектов, подготовкой которых занималась Москомархитектура, - это территория парка «Зарядье», площади бывшего завода «ЗИЛ», стадион «Лужники». И, конечно, особо можно выделить масштабный, безусловно, повлиявший в целом на восприятие города проект развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

Помимо этого мы продолжаем разработку проектов в сферах транспортной инфраструктуры - метро, дорог, наземного транспорта, гражданского строительства, объектов социального назначения, инженерного хозяйства и прочих, которые мы традиционно выполняем. Собственно, все являются важными, каждый для своей отрасли, будь то образование, здравоохранение, транспорт или что-то еще. Просто самые масштабные, самые заметные - это объекты транспортной инфраструктуры: развязки, дороги, эстакады

Отдельное направление - реформирование законодательства в области градостроительства. Принципиально усовершенствована система предоставления Комитетом государственных услуг: появилась возможность принимать обращения заявителей в электронном виде. Рынок диктует свои условия, но с принятием ряда постановлений, регламентирующих деятельность в области архитектуры, благоустройства, Москомархитектура и профильные городские организации получили возможность непосредственно влиять на формирование архитектурного облика Москвы и городской среды.

- Вам нравится современная Москва?

- Да, конечно! Это город, в котором я родилась, училась, выросла и работаю. Все те колоссальные изменения, которые мы видим, стремительное развитие Москвы является подтверждением того, что столица - динамично развивающийся город. И чтобы все это стало возможным, нужно было менять градостроительный курс несколько лет назад. Этого требовала сама логика развития современного мегаполиса - необходимость использования резервов промзон, прибрежных территорий, решения проблемы спальных районов. Много над чем нам нужно работать, но я думаю, наша столица будет меняться только в лучшую сторону. Я вижу это и с профессиональной точки зрения, и как житель города.

- Что вы в целом можете сказать об историческом наследии Москвы? 

- Самое важное, на мой взгляд, сохранить дух и облик столицы и этих зданий в полной мере, чтобы проведенные реконструкции, реставрации, перепланировки помогли им достойно выглядеть и продолжать служить людям. Именно эти принципы лежат в основе подхода города к вопросам решения дальнейшей судьбы всех исторических зданий в Москве.

- Как складываются отношения Москомархитектуры с профессиональным архитектурным сообществом? 

- Москомархитектуре с архитектурным сообществом необходимо поддерживать тесные деловые отношения и вести диалог, в котором были бы отражены наиболее острые вопросы, проблемы, требующие совместных решений. Нам необходимо формировать и вести диалог в рамках рабочей профессиональной группы, состоящей из представителей сообществ, разных институций, которые формируют общее профессиональное мнение, идеологию. Необходимо продолжать рассматривать предложения по корректировке нормативной базы, тему соблюдения авторских прав архитекторов, а также совместно уделять внимание вопросу создания благоприятных условий для подготовки квалифицированных кадров.

- В столице проводится много архитектурных конкурсов. На ваш взгляд, это повышает качество архитектуры? 

- Как и большинство моих коллег, я придерживаюсь мнения, что архитектурные и градостроительные конкурсы - один из самых действенных инструментов повышения качества архитектуры и городской среды в целом. Конкурсы проводятся на объекты самого разного масштаба - от зданий в целом до фасадов и даже отдельных элементов зданий.

Я считаю, что такое «архсоревнование» автоматически повышает здоровую конкуренцию в профессиональной среде, а это, в свою очередь, помогает архитекторам разрабатывать уникальные проекты и зачастую даже выдвигать принципиально новые идеи в градостроительстве. Большое значение конкурсы имеют и для молодых архитекторов, которые, участвуя в соревновании, могут заявить о себе как о талантливых профессионалах.

- Строители сегодня часто сетуют на то, что строить в Москве становится все сложнее. Это действительно так?

- Несмотря на то, что кризисные явления в экономике затронули многие области жизни, строительная отрасль в Москве держится достойно, и основные показатели остаются примерно на докризисном уровне. Так, например, реновация промзон привлекает инвесторов стабильно, потому что это огромный градостроительный потенциал для развития города в старых границах. Еще один пример - строительство транспортно-пересадочных узлов. И таких проектов сегодня много.

- Какой вы видите архитектуру будущего?

- Я надеюсь, в ближайшем будущем мы реализуем начатые проекты, которые уже позволят заговорить о Москве как о городе с яркой, современной архитектурой. Перед нами стоят задачи масштабного развития общественного транспорта, территорий «новой Москвы». Работы очень много, но, я думаю, самое важное, что городом сегодня заданы правильное направление и верные приоритеты - это, прежде всего, забота о жителях и гостях столицы, комфортная городская среда, комплексное развитие территорий, строительство достаточного количества объектов инфраструктуры, качественное современное проектирование.

 Юлия Юдина

«Московская перспектива»

Юлиана Княжевская, стадион «Лужники», парк «Зарядье», ЗИЛ, «новая Москва», архитектурный конкурс