Главная / Интервью

Приоритеты не меняем. Московские строители сосредоточились на возведении транспортной и социальной инфраструктуры

По сложившейся традиции День города является своеобразной вехой, когда столичный Стройкомплекс оценивает то, что уже сделано, и прикидывает, как успеть реализовать все намеченное к концу года. О том, с чем строители подошли к городскому празднику, что подарят москвичам прямо сейчас, а что – в самой ближайшей перспективе, мы беседуем сегодня с заместителем Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным. 

– Марат Шакирзянович, на День города принято подводить итоги. Какими результатами встречает праздник столичный Стройкомплекс? 

– Как вы знаете, в стране сейчас сложилась не самая благоприятная экономическая ситуация. Однако, несмотря на это, Стройкомплекс уверенно встречает День города. В отличие от наших коллег с финансовых рынков, строительная отрасль Москвы не ощущает заметного влияния кризиса. Мы растем и динамично развиваемся, мало того, рост идет даже более высокими темпами, чем в прошлом году. 

На то есть веские причины, главной из которых являются своевременные действия, предпринятые нами. Дело в том, что в предыдущие годы мы создали колоссальный задел, благодаря которому сейчас и наблюдается рост. В частности, за пару лет в Москве было выдано разрешений на строительство более чем 40 млн кв. м недвижимости, что является огромным потенциалом, гарантией будущего стабильного развития мегаполиса. 

Только с начала года мы уже ввели в эксплуатацию свыше 4,7 млн кв. м недвижимости, из которых более 2 млн кв. м составило жилье. Фактически, мы не только ввели больше недвижимости, чем за аналогичный период прошлого года, но и перекрыли собственные планы. 

До конца текущего года мы должны сдать в эксплуатацию 3,5–3,6 млн кв. м жилья. А всего объем ввода недвижимости составит примерно 9 млн кв. м. 

– В канун нового учебного года особую актуальность приобретает ситуация с вводом новых детских садов и школ… 

– В числе наших основных приоритетов всегда стоит возведение объектов социальной инфраструктуры, среди которых школы и детские сады занимают особое место. В этом году бюджетное финансирование строительства объектов образования вы росло на 10% – с 8,97 до 9,87 млрд руб. Следствием этого стала возможность ускорить строительство ряда крайне нужных жителям города объектов.

Но мы прекрасно понимаем, что за счет лишь бюджетных вливаний решить проблему обеспеченности наших жителей образовательными учреждениями довольно трудно, поэтому мы активно привлекаем инвесторов. Особенно интенсивно это происходит в районах массовой застройки. В число требований по вводу в эксплуатацию нового района мы включаем обязательное наличие социальной инфраструктуры, которую застройщик должен возводить за счет собственных средств. Благодаря этому нам удалось не потерять объемы ввода социальных объектов, достигнутые в предыдущие годы. 

Если брать с начала 2015 года, то в городе уже введено в эксплуатацию восемь детских садов на 1800 мест, три из которых – на 700 мест – построены за счет средств инвесторов, а еще пять, на 1100 мест, за счет городского бюджета в рамках Адресной инвестиционной программы. Кроме того, введено восемь школ, из которых две (на 1025 мест) и четыре начальные школы на 950 мест – за счет бюджетных средств, а две школы на 699 мест – за счет внебюджетных источников. Но даже это еще не все. До конца года мы введем еще 14 школьных зданий и 24 детских сада. 

– А есть чем порадовать жителей города непосредственно ко Дню знаний? 

– Прямо к 1 сентября Департамент строительства передает в эксплуатацию еще две школы на 1025 мест, четыре блока начальных классов, рассчитанных на 850 учащихся, а также шесть новых детских садов на 1505 мест. 

– «Новая» Москва не осталась в стороне от этого процесса? 

– Не только не осталась, но, я бы даже сказал, находится почти в его эпицентре. Из восьми детских садов, введенных в городе с начала года, половина находится на территории ТиНАО. К 1 сентября там же планируется ввести еще два детских сада. Плюс еще 10 будут введены до конца года. Таким образом, в этом году в «новой» Москве детских садов будет введено в два раза больше, чем в 2014 м. Кроме того, в ТиНАО с начала года уже сданы в эксплуатацию три новые школы, и еще три школы будут введены до конца текущего года. 

– Что происходит в дорожном строительстве? 

– В этом направлении, как и по всем другим, у нас точно так же наблюдается рост. С начала текущего года нами введена в эксплуатацию почти половина запланированного объема дорог. Всего же, я напомню, мы собираемся ввести 90 км дорог. А из 26 искусственных сооружений, которые мы планируем построить, сдано уже 23. 

– Какие крупные знаковые дорожные объекты будут завершены до конца этого года? 

– Мы сейчас реализуем довольно много проектов, среди которых я хочу выделить транспортную развязку на пересечении МКАД с Ленинским проспектом. Строительство тут близится к завершению, частично уже запущено движение, до конца года развязка заработает на полную мощность. Хочу обратить внимание, что данный объект мы возводим ускоренными темпами. Согласно нормативной документации, на строительство таких объектов отводится 44 месяца, мы же планируем уложиться за 20. 

Кроме того, близки к завершению работы на развязке Можайского шоссе и МКАД, на пересечении МКАД с Каширским шоссе, с Рязанским проспектом и с Дмитровским шоссе. В самом ближайшем времени мы завершим реконструкцию шоссе Энтузиастов. Близки к окончанию и еще несколько, возможно, не таких масштабных, но не менее значимых проектов. 

– В последние годы город делает упор на развитие транспортной инфраструктуры. Считаете ли вы, что в таком огромном мегаполисе, как Москва, уместны решения, которые более востребованы в достаточно компактных европейских городах вроде Барселоны – с велосипедным движением, трамваями вдоль крупных магистралей и т.д.? 

– Что касается Барселоны, которая, к слову, еще лет 10–15 назад стояла в пробках, то там улучшить ситуацию на дорогах позволили в первую очередь другие решения, такие как небывалые на тот момент темпы строительства метро в столице Каталонии, дорожное строительство с возведением современных развязок и искусственных сооружений, выделение полос для движения общественного транспорта. Именно эти решения являются ключевыми для снижения напряженности на дорогах – не только в Барселоне, но и в любом мегаполисе мира. Там приняли именно те меры, которые принимаем и мы в нашей столице в последние пять лет. И эффект от этого, кстати, не заставил себя долго ждать. 

Напомню, что в этом году Москва впервые за последние годы уступила лидерство по пробкам другим мегаполисам мира, причем с первого места сместилась сразу на четвертое. И это притом что за тот же период времени число автомобилей в Москве выросло на 20%. А пробки за последние четыре года сократились на 16%, причем только за последний год – на целых 25%. Для такого мегаполиса, как наша столица, это настоящий рекорд. Ведь, казалось бы, город должен был встать, а мы, наоборот, поехали быстрее. 

Это как раз и произошло за счет того, что стали активнее строить новые станции метро на периферии, и за счет того, что мы расшили узкие места, вылетные магистрали, построили поперечные связи и реконструировали сложные развязки, организовываем полосы для общественного транспорта, принимаем меры по ограничению парковочного пространства в центре города. Вот все это, вместе взятое, и дало хороший результат. 

– В Москве сейчас активно строится метро. Если заглянуть в будущее, как это поможет решить транспортную проблему столицы? 

– Метро было, есть и будет основным общественным транспортом Москвы. Самым быстрым, самым удобным, самым, кто бы что ни говорил, безопасным. Количество личного автотранспорта в Москве прирастает ежегодно на 200 – 300 тыс. автомобилей, и если мы не будем строить подземку, город просто может попасть в засаду. 

Например, 27 декабря прошлого года пошел сильный снегопад, наш метрополитен поставил рекорд, перевезя за один день 9270 тыс. пассажиров. Так что на метро у нас вся надежда. Если его не строить, Москва просто встанет. Поэтому развитие метрополитена – наш главный приоритет транспортного строительства, и, несмотря ни на какие кризисы, метро будем строить дальше. 

Напомню, что программа метростроения до 2020 года предусматривает строительство 160 км новых линий и 78 новых станций, что позволит обеспечить станциями подземки в шаговой доступности более 90% москвичей. Но на этом не остановимся. По прогнозам специалистов НИиПИ Генплана, пассажиропоток к 2035 году в московском метро вырастет с 2,5 млрд человек в год (как сегодня) до 3,5 млрд, поскольку количество населения вырастет до 14,5 млн человек, включая жителей Троицкого и Новомосковского административных округов, где через 20 лет будет проживать 1,5 млн человек. 

Не избежать и увеличения мобильности населения. Поэтому уже сейчас мы работаем на перспективу: закладываем коридоры возможных линий на период после 2020 года. Только в проектировании у нас сейчас – более 180 км. 

В этом году мы сдадим около 5 км новых линий и откроем 4 новые станции. Но начиная уже со следующего года планируем в течение трех лет каждый год вводить примерно по 20 км линий метро. Это станет настоящим рекордом, никогда Москва столько не сдавала. Рекорд был в 1983 году, когда сдали 13,7 км линий, но тогда подземку строили всей страной. Вообще на сегодняшний день по объемам строительства подземки мы сопоставимы только с китайскими мегаполисами. Больше в мире никто с нами конкурировать на сегодняшний день не может. 

– Когда заработает в пассажирском режиме Малое кольцо МЖД? 

– Малое кольцо Московской железной дороги начнет работу как полноценное наземное метро в полном соответствии с планами, то есть в 2016 году. Основные строительные работы на объектах МК МЖД, как и предполагалось ранее, мы завершим до конца 2015 года. Хочу напомнить, что в рамках реконструкции МК МЖД будет построено 54 км третьего главного пути для организации пассажирского движения, на кольце будет 31 остановочная платформа. 

Кроме того, МК МЖД будет интегрировано с девятью радиальными направлениями железных дорог, на всех без исключения станциях МК МЖД планируется организовать пересадки на наземный транспорт. В настоящее время половина остановочных пунктов на Малом кольце Московской железной дороги уже готова. Кроме того, строители уложили почти 140 км железнодорожных путей и установили свыше 2,2 тыс. опор контактной сети. Ведется также проектирование 118 км дополнительных железнодорожных путей на радиальных направлениях, причем 30 км путей уже находятся в стройке. 

По нашим предварительным расчетам, железнодорожное кольцо сможет перевозить до 285 млн пассажиров ежегодно, что сопоставимо с пассажиропотоком столичной подземки на самых ее активных ветках. Фактически МК МЖД станет полноценным легким метро, интегрированным в существующую систему метрополитена. Его запуск серьезным образом снимет напряжение с метро и радиальных направлений МЖД, облегчит перевозки, а также, что немаловажно, придаст развитие прилегающим промзонам: позволит привлечь туда инвестиции, а значит, там будет строиться жилье, социальная и коммерческая инфраструктура, в результате чего в городе будут создаваться новые рабочие места. 

– Как продвигаются работы по подготовке города к грядущему в 2018 году чемпионату мира по футболу? 

– Подготовка к мировому первенству по футболу ведется полным ходом и опережающими темпами. И есть уверенность, что Москва в итоге выйдет на первое место в мире среди мегаполисов по количеству больших стадионов на число жителей. Главным объектом мундиаля 2018 года в Москве станет Большая спортивная арена «Лужники», реконструкция которой сейчас идет опережающими темпами. Основной объем работ будет закончен уже в 2016 году, на полгода раньше, чем планировали. Это будет стадион мирового уровня с целым рядом ноу-хау, которые отличат «Лужники» от других стадионов. Например, новая медиакровля, которую можно увидеть и с Воробьевых гор, и с Третьего транспортного кольца, из других точек Москвы, и можно будет следить за матчами оттуда. 

Большое внимание уделено истории отечественного спорта, проходившим в разные годы в «Лужниках» соревнованиям, включая летнюю Олимпиаду 1980 года. Будут применены и так называемые интеллектуальные решения: например, возможность, придя на стадион со своим смартфоном, приложить его к определенному штрих коду и получить всю информацию о матче. На сегодняшний день в «Лужниках» уже выполнено более половины всего, что предусмотрено реконструкцией. Сейчас продолжаются работы по устройству железобетонного каркаса будущего здания, возводятся стены, колонны, перекрытия, лифтовые шахты и лестничные клетки всех шести этажей. Работы на этом этапе мы планируем завершить до конца года. 

Кроме того, мы приняли решение не только о реконструкции арены, но и о развитии всей территории комплекса. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин одобрил выделение средств на то, чтобы всю территорию «Лужников» вывести на новый качественный уровень. Уже сейчас мы готовим проект развития всей территории. 

Помимо БСА «Лужники» в преддверии чемпионата мира будут открыты 10 тренировочных полей, которые передадут детско-юношеским спортивным школам. Кроме того, мы также решаем задачу по обеспечению города необходимым числом гостиниц. С начала года уже введено в эксплуатацию семь новых отелей, таким образом, номерной фонд города увеличился на 1509 мест. Четыре отеля из них расположены в центре Москвы, три – на севере, северо-востоке и северо-западе столицы. Строительство отелей ведется в разных частях города. К 2018 году, когда в Москву приедет большое количество спортсменов, болельщиков, гостей, никаких проблем с номерным фондом не будет. 

– Одним из самых амбициозных проектов, реализуемых сегодня в Москве, стало строительство парка «Зарядье» на месте гостиницы «Россия». Как там обстоят дела? 

– Мы очень серьезно относимся к этому проекту. Объект располагается в центре города, у самых стен Кремля. Думаю, что парк «Зарядье», который смогут посещать 12 млн человек в год, станет новой визитной карточкой столицы. 

В настоящее время работы на стройплощадке выполняются в полном соответствии с графиком. Все конструкции гостиницы «Россия» демонтированы. На их месте ведется строительство основного объема парка. Строители заливают основание подземного паркинга, работы уже выполнены более чем на 80%, закончить планируем в октябре. 

Кроме того, полностью завершили разработку котлована под филармонию, уже ведем работы по обустройству фундаментной плиты и выносу инженерных сетей. В следующем году начнутся работы по благоустройству парка и ландшафтные работы. 

Полностью завершить строительство планируем в 2017 году – к 870 летнему юбилею города. 

– Сокращается ли в Москве количество долгостроев? И что делается для недопущения подобных ситуаций? 

– Напомню, что перечень всех долгостроев для выработки системного подхода к решению этой проблемы был сформирован по поручению Мэра Москвы еще в начале 2011 года. Необходимо было определиться с принадлежностью объектов: какие из них городские, какие принадлежали инвесторам, какие – федеральные. На тот момент в Москве была 671 замороженная стройка, включая долгострои, по которым решения принимались еще в 70–80-е годы прошлого века. В результате из всех объектов городского заказа, бывших в 2011 году в перечне долгостроев, все крупные мы или полностью закрыли, или завершаем строительство и готовим объекты к вводу. 

Например, после 17-летнего простоя возобновили реконструкцию кинотеатра «Буревестник» для Театра Александра Градского, которую провели всего за два года, и в 2013 году объект ввели. Кстати, только в 2015 году в Москве было завершено строительство девяти долгостроев, включая такие знаковые объекты, как реконструкция комплекса зданий легендарной Гнесинки, строительство долгостроя высотки в Оружейном переулке, многофункционального медицинского центра на улице Щепкина, административно-производственного комплекса на Дмитровском шоссе (вл. 159), жилого комплекса на проспекте Мира (вл. 83), административного здания на улице Шарикоподшипниковской (вл. 5, стр. 1). Всего же за пять лет количество долгостроев сократилось почти вдвое: с 2011 года по настоящее время из перечня объектов незавершенного строительства было исключено 294 объекта. 

В сентябре оперативная группа по работе с объектами долгостроя примет решения еще по 70 затянувшимся стройкам. Стоит отметить, что подавляющее их большинство – это федеральные объекты. Мы написали письмо в федеральные органы власти с просьбой передать эти объекты городу, чтобы мы своими силами смогли завершить их строительство. 

Марат Хуснуллин, метрополитен, дороги, «новая Москва», детские сады, школы