Главная / Интервью

Префект ЮВАО Андрей Цыбин: «Как префект, я всегда стараюсь ускорить работу строителей»

Андрей Цыбин о перспективах развития Юго-Восточного округа

В нынешнем году исполняется пять лет со дня вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы. В канун этой даты «Московская перспектива» представляет команду главы города. Начинаем с Юго-Восточного округа. Префект ЮВАО Андрей Цыбин рассказал нашему корреспонденту о том, как идет в округе строительство жилья и дорог, о создании парков и благоустройстве районов.

- Андрей Владимирович, семь лет вы занимали должность главы департамента ЖКХ и благоустройства столицы. Помогает ли вам предыдущий опыт на новом месте? 

- Департамент ЖКХ и благоустройства занимается организацией работы в области жилищно-коммунального хозяйства на уровне всего города. По этой линии в округе ситуация для меня понятна. Мы много лет занимались эксплуатацией дорог, благоустраивали дворовые территории. Наш департамент создавал новые парки и доводил их до ума. Мэр Москвы Сергей Собянин ввел правильную политику - готовые парки поступали в ведение департамента культуры, специалисты которого создают в каждом из них собственную атмосферу и колорит. Сегодня все парки, переданные в ведение департамента культуры, пользуются популярностью.

- В Юго-Восточном округе богатейшие зеленые массивы - «Кузьминки», Люблинский парк, парк 850-летия Москвы. Какая работа там ведется?

- Часть зеленых массивов округа находится в ведении департамента природопользования. Там довольно сложно проводить какие-либо работы, так как эти парки являются природоохранными зонами. Наш главный парк - «Кузьминки». Практически все мероприятия, которые проходят в нем, разрабатывает департамент культуры. Задача префектуры - эксплуатация парка. Мы убираем мусор, поддерживаем в надлежащем состоянии малые архитектурные формы.

- Помимо благоустройства парков какие еще работы ведутся в округе? 

- Сегодня в ЮВАО, как и в других округах, реализуется городская программа «Моя улица». Под ее действие попадают шоссе Энтузиастов, Нижегородская улица и Рязанский проспект. Одна из основных наших задач - приведение в порядок всех фасадов зданий, выходящих на магистрали. Дома, требующие серьезной реконструкции, мы закрываем красивыми баннерами и заставляем балансодержателей приводить их в порядок. Сегодня законы города это позволяют. Самый непростой аспект этой работы - снятие избыточных рекламных конструкций. Я занимался этим в центре города, будучи главой департамента ЖКХ и благоустройства, а сейчас мы неуклонно ведем эту работу в округе. По моему распоряжению все главы районов работают с собственниками в упреждающем порядке. Мы стараемся находить варианты красивой рекламы, которая будет согласована с Москомархитектурой. В том случае, если конструкции не имеют паспортов, рекламу снимают. При этом мы всегда готовы разъяснить людям, какие шаги нужно предпринять для создания дружественной городу рекламы. 

- Снятие рекламы всегда проходит гладко или есть недовольные? 

- Конечно, есть люди, которые возмущаются, поэтому у нас существует несколько ступеней. Сначала с крупными собственниками, которых надо убедить, беседует глава района. Если человек не хочет идти навстречу, его отправляют ко мне. Мы ведем постоянную работу в префектуре - объясняем, агитируем. Ведь здание, попавшее под действие программы «Моя улица», - большой плюс для собственника. Всегда приятно работать на ухоженной территории. Красивая магистраль - это вложение в их же недвижимость. Недопустимо, чтобы на таких улицах была незаконно размещенная реклама. Практически все люди в итоге относятся к этому с пониманием.

- То есть избавиться он незаконной рекламы должны только те собственники, чья недвижимость расположена на магистралях, попадающих под действие программы «Моя улица»? 

- На данном этапе снять незаконную рекламу и привести в порядок фасады на дорогах, входящих в программу, это первоочередная задача. Но мы в округе начали решать ее на всех улицах. Конечно, первыми в работу идут крупные и заметные магистрали, такие как Рязанский проспект, шоссе Энтузиастов, Нижегородская и Люблинская улицы.

- Вы упомянули крупную городскую магистраль Рязанский проспект. Какие работы там ведутся? 

- Столичный Стройкомплекс ведет комплексную реконструкцию Рязанского проспекта: дорогу расширяют, строят новую развязку на пересечении Рязанки и МКАД. Также в рамках работ на проспекте появятся шесть новых подземных переходов и свыше трех километров боковых проездов. Департамент капитального ремонта приводит в порядок тротуары. Рязанка всегда была нашим слабым звеном, ведь до реконструкции жители Жулебина теряли много времени в пробках. После завершения всех работ Рязанский проспект должен стать комфортной магистралью и для пешеходов, и для автомобилистов.

- Какие еще слабые места в округе с точки зрения транспортной доступности? 

- Одно из наших главных проблемных мест - это пересечение Волгоградского проспекта с Люблинской улицей. В рамках реконструкции Волгоградки до конца нынешнего года там построят тоннель, в результате пробки, от которых страдают жители, исчезнут. В октябре будет запущена эстакада, которая через Грайвороново выведет автомобильный поток за Волгоградский проспект и Третье транспортное кольцо. Это целый комплекс работ, расшивка которого приведет к хорошим результатам. Как префект, я всегда стараюсь помочь и ускорить то, что делают строители.

- А на что еще помимо пробок жалуются жители? 

- Основная масса жалоб касается содержания и благоустройства дворовых территорий, школьных дворов и детских площадок. Автомобилисты просят увеличить число парковок, пожилые люди, наоборот, просят убрать парковочные карманы. Сегодня мы стараемся эту работу вести через муниципальных депутатов и находить взаимопонимание с жителями. Недавно ко мне на прием пришла жительница района Марьино и долго жаловалась на парковки. Пришлось разъяснить ей, что если их запретить, то автомобилисты начнут парковаться на газонах. Надо идти на компромисс - для пенсионеров сделать беседку с зеленым двориком, а для владельцев машин - места для паркинга.

- Сейчас на многих улицах в округе вводится платная парковка. Как жители относятся к этой инициативе? 

- Платная парковка - это один из источников финансирования благоустройства района. Тем не менее, я не лоббирую платные парковки. Я обязан разъяснить муниципальным депутатам способы решения проблем на территории, одна из которых - недостаток средств. В центре платные парковки приносят ощутимый доход, поэтому использовать их для привлечения денег в бюджет можно и на периферии города. Многие москвичи выражают опасения по поводу того, как будут чувствовать себя резиденты. Я считаю, что введение платной парковки только улучшит положение местных жителей. Размер оплаты определят муниципальные депутаты, а для резидентов будут предусмотрены льготные тарифы. При этом улицы разгрузятся от наплыва «гостей» округа, которые оставляют машины на дорогах на весь день. Безусловно, здесь должно работать грамотное ценообразование. Сейчас мы отрабатываем эту тему совместно с департаментом транспорта.

- На что пойдут собранные с парковок средства? 

- Деньги пойдут на благоустройство районов. Где-то нужно расширить тротуар, где-то сделать парковочные карманы, привести в порядок детскую площадку или сделать ветеранский дворик. Как лучше потратить собранные средства - решат муниципальные депутаты.

- В ЮВАО воплощается комплексная программа по благоустройству школьных дворов. Что ждет школьников после ее реализации?

- Сегодня мы активно ремонтируем школьные дворы - это находится в поле деятельности префектур. Мы озеленяем и благоустраиваем территории, прилегающие к школам, согласно существующим проектам. Ставим малые архитектурные формы, делаем спортивные площадки. Существующие площадки обновляем и устанавливаем современное оборудование. На реализацию программы ежегодно выделяется определенная денежная сумма. В нынешнем году мы привели в порядок 47 школьных дворов.

- Какие объекты в округе планируются к вводу в эксплуатацию в ближайшее время? 

- На сегодняшний день в ЮВАО идет масштабное жилищное строительство. Большая программа планируется к реализации на территории бывшей промзоны «Серп и Молот» в Лефортове. На месте старого завода появится новый микрорайон со школами и детскими садами. Также мы застраиваем промзону Грайвороново. Особо хочу выделить Некрасовку - это перспективный район, в котором впервые были построены жилые дома новых серий. Стройка там идет вовсю, люди уже заселяются в новые дома. Как и в любом новом районе, там есть некоторые проблемы, такие как нехватка социальной инфраструктуры, но город постепенно их решает. Также мы активно работаем с инвесторами в старых кварталах. Стараемся пополнить районы старой застройки такими местами, а в новых сразу строим необходимую инфраструктуру с учетом нужд жителей.

- Помимо жилищно-социального строительства в ЮВАО сегодня ведется строительство новой ветки метро - Кожуховской. Как сейчас там обстоят дела? 

- Действительно, сегодня темпы строительства метро поражают размахом. В 2017 году в округе заработает Кожуховская линия метро, состоящая из восьми станций. Ее длина почти 17 километров. Строится она параллельно существующей Таганско-Краснопресненской линии. Новая ветка свяжет Некрасовку с центром Москвы, а также улучшит транспортное обслуживание 800 тысяч жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский и городского поселения Люберцы Московской области. Конечно, такая масштабная стройка не может не вызвать проблем. К примеру, возникают пробуксовки с темпами строительства, но их решением занимается Стройкомплекс города при участии префектуры ЮВАО.

- А как решается вопрос с изъятием земель? Есть ли проблемы с собственниками?

- Сегодня у нас люди очень хорошо понимают важность проводимых работ. Мы всегда стараемся мирно урегулировать вопрос. У города есть авторитет, наработанный годами, и люди знают, что их не обманут. Серьезных помех при возведении метро не возникало. То же самое могу сказать относительно строительства эстакад и магистралей. Хороший пример - торговый центр «Город», расположенный на шоссе Энтузиастов. Вплотную к нему подходит эстакада. Нам пришлось изъять часть земли напротив нее, но вопрос был урегулирован благодаря отработанной системе компенсаций. Такая же схема работает при сносе гаражей. При строительстве эстакады на Люблинской улице пришлось снести несколько гаражных кооперативов, но все владельцы боксов получили компенсации, никаких скандалов не возникло.

- Андрей Владимирович, вы занимаете пост префекта уже почти полгода. Комфортно ли вам на этом месте? 

- Должность префекта это абсолютно другой формат, отличный от поста главы департамента. Ведь округ - это, по сути, мини-город, в котором необходимо заниматься всеми вопросами одновременно. Работа с жителями для меня стала новой сферой. Конечно, после семи лет работы в департаменте ЖКХ сейчас для меня открывается много нового и интересного, например, контроль работы правоохранительных органов и службы МЧС. При этом возникает ряд вопросов, ответы на которые, я уверен, придут с течением времени. 

- А часто вы напрямую общаетесь с жителями?

- Да, я встречаюсь с населением как в приемной правительства Москвы, так и в приемной префектуры. На днях пришлось пообщаться с непростой жительницей. Конечно, она отражает мнение группы людей и приходит на прием со списками и подписями. Но мы видим, что многие вопросы нужно предметно разъяснять. Эта женщина просила закрыть сквозной проезд мимо своего дома для жителей других домов. Здесь нужно понимать, что можно создать отличный вариант для одного дома, который будет неприемлем для соседей. Я привел в пример недавний пожар в Жулебине, когда пожарная машина не смогла подъехать к месту возгорания из-за шлагбаума, а в результате выгорело 12 квартир. Так и работаю со всеми жителями - где-то уговариваю, где-то объясняю.

- А кто помогает вам в вашей работе? Представьте самых опытных глав управ. 

- У нас очень сильный глава района Лефортово - Сергей Толкачёв, он занимает свой пост больше 10 лет. Очень много молодых руководителей. Говорить о плохом сегодня я не готов, потому что необходимые кадровые рокировки уже произведены. Мы освободили от должности глав районов Марьино и Выхино-Жулебино. Там сильно хромала линия ЖКХ - это неудовлетворительное содержание домов и дворов. Сейчас я лично вызываю на совещания руководителей управляющих организаций, потому что многие из них просто не понимают, чего от них хотят. Если объяснить все необходимое и четко поставить задачу, то хороший руководитель выполнит все по высшему разряду. Также важна и заинтересованность главы управы в происходящем. Если он проверяет качество работы, то дома будут содержаться в надлежащем виде. Конечно, в рамках района это сделать проще, чем в рамках округа. Хотя я лично заезжаю во дворы и захожу в дома во время объездов. Мы ставим конкретные сроки выполнения работ, а если управляющая компания не укладывается в них, следуют денежные штрафы. Следующий этап - это обращение к жителям, которые будут принимать решение о том, нужна ли им недобросовестная управляющая компания. Некоторые УК отказывались от своих обязательств по ремонту подъездов, хотя это их прямая функция. Мы разъясняем всем руководителям управляющих организаций, что в случае неисполнения требований жителей и депутатов будет подниматься вопрос о лишении лицензии. Сегодня у нас такая возможность есть.

- Неужели префект должен вмешиваться в разборки жителей и управляющих компаний? Собственники не могут самостоятельно принять решение о смене УК?

- Конечно, жители могут самостоятельно сменить управляющую компанию, но их нужно объединять. Задача власти - помочь собственникам организовать собрание, объяснить регламент работ управляющей компании. Ведь сегодня многие не знают, что за ремонт, уборку мусора, содержание в надлежащем виде подсобок и подвалов, очистку стволов мусоропровода и многие другие работы отвечает управляющий домом. Наша задача - показать жителям, что если они недовольны управляющей организацией, то всегда существует городская альтернативная система управления. Это Государственное бюджетное учреждение «Жилищник».

- Что это за организация и чем она занимается?

- Это главное учреждение жилищно-коммунального хозяйства в районе. Его неоспоримый плюс заключается в том, что ГБУ «Жилищник» отвечает за все аспекты жизни района, а в таком случае всегда понятно, с кого что спрашивать. Это замкнутая система. По сути, один хозяин района, который отвечает за содержание домов, дворов и улиц. При этом мы никого не собираемся вытеснять. Здесь работает абсолютно объективный подход. Если жители недовольны работой управляющей компании - есть достойная городская альтернатива. Если управляющая компания работает хорошо, мы всегда рады помочь.

- Какое сейчас соотношение домов, обслуживающихся управляющими компаниями и ГБУ? 

- Тенденция такова, что порядка 85% домов в округе эксплуатирует ГБУ. Конечно, этот показатель варьируется от района к району, но 85% - среднее число. Тем не менее, 15% управляющих компаний - это довольно большой показатель. Хочу еще раз повторить, что сегодня у нас нет задачи вытеснить с рынка ТСЖ. ГБУ - это структура не для зарабатывания денег, это учреждение, без которого мы просто не можем обойтись. Сегодня власти не могут уйти от проблемы жилого фонда, мы вынуждены этим заниматься. Три года назад я был в Таллине. Местный вице-мэр по вопросам ЖКХ вообще не знает, что такое жилье. В их ведении находятся только дороги и места городского пользования.

Анна Ширяева 

«Московская перспектива»

Андрей Цыбин