Главная / Интервью
24 августа 2015 г. 10:47, Градостроительная политика

Не снижая темпов. Для строительной отрасли Москвы кризис не помеха

Всякий раз, когда в экономике страны начинаются проблемы, то со всех сторон слышатся голоса о том, как тяжело придется строительной отрасли, какие у нее будут сложности и как она будет с ними справляться. Но проходит время, и выясняется, что все идет своим чередом, по плану. О том, как такое возможно в отдельно взятой столице, мы беседуем с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным. 

– Марат Шакирзянович, считается, что из всех отраслей в эпоху кризиса наиболее уязвима строительная отрасль, то есть спад в экономике начинается со снижения темпов строительства. Согласны ли вы с этим утверждением? Прослеживается ли эта взаимосвязь в Москве? Если нет, то за счет чего удалось сохранить прежними рабочие ритмы Стройкомплекса? 

– Строительство всегда являлось и является не только драйвером развития городов, но и локомотивом выхода из любого кризиса. Это и мировая практика подтверждает. Например, так называемый азиатский кризис 2008 года был преодолен именно благодаря строительной отрасли. А в тех же США в период кризиса 30-х годов прошлого века экономику удалось вытащить только за счет строительства транспортной инфраструктуры по всей стране. Знаменитые американские хайвэи – это в какой-то мере детище охватившей в то время мир экономической депрессии. 

К счастью, в настоящее время никакого кризиса в Москве в сфере градостроительства и строительства не наблюдается. Строительная отрасль находится на подъеме. С начала 2015 года мы не только не снизили темпы строительства и объемы ввода готовых объектов, но и увеличили их по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Нам даже пришлось скорректировать в сторону увеличения наши планы. Смотрите сами: за полгода нами было введено 4 млн кв. м недвижимости, притом что мы планировали ввести 2,4 млн кв. м. А за аналогичный период прошлого года, когда кризис еще ничто не предвещало, мы ввели 3,89 млн кв. м. Причем 40% построенной недвижимости, или более 1,8 млн кв. м, это жилье. Я могу сказать определенно, что жилье это востребовано, мы не строим, как говорится, «в стол», все, что мы сдаем, находит своего потребителя на рынке. 

Да, в начале года из-за скачка курсов валют был период, когда спрос на новое жилье несколько снизился, но даже тогда говорить о том, что квадратные метры, построенные нами, никому не нужны, было бы серьезным преувеличением. Чтобы не дать просесть первичному рынку жилья, еще в марте этого года были приняты меры поддержки, главной из которых стало субсидирование ипотечных ставок. Благодаря этому спрос на жилье уже во втором квартале года активизировался. Сейчас, в третьем квартале, наметилась тенденция некоторого снижения спроса на первичное жилье, но необходимо понимать и то, что подобный расклад на этом рынке характерен в целом для летнего периода, когда традиционно спрос на квадратные метры падает. Есть уверенность, что к осени ситуация изменится. Тем более что буквально в этом месяце Правительство РФ приняло решение об увеличении объема субсидий на ипотечные кредиты с льготной процентной ставкой на покупку жилья экономкласса на первичном рынке недвижимости с 400 до 700 млрд руб. Безусловно, организация таких мер еще больше поддержит первичный рынок жилья и покупательский спрос. 

Так что наши планы (ввод в 2015 году 3,4 млн кв. м жилья) остаются в силе, и мы намерены их выполнить. 

Всего же в этом году мы планируем построить около 9 млн кв. м недвижимости. Причем большая часть будет построена на новых территориях и в промзонах в рамках их реновации. На сегодняшний день это основные драйверы развития Москвы. 

– Если темпы строительства не снижаются, то может так случиться, что строительная отрасль поддержит экономику города? 

– Да, вполне реально. Дело в том, что строительная отрасль Москвы – это не какая-то вещь в себе, Стройкомплекс постоянно взаимодействует и работает в связке с другими сферами экономики. Мы подсчитали, что одно рабочее место в строительстве формирует до девяти рабочих мест в смежных отраслях – промышленности, торговле, социальной, сфере услуг и т. д. У нас в Москве почти 7 млн работающих, миллион из которых прямо или косвенно связан со строительством. Поэтому очевидно, что, если строительство развивается, если туда идут инвестиции, то мы гарантированно обеспечиваем работой как минимум миллион москвичей. А стабильная работа – это стабильная зарплата, следовательно, и налоги в бюджет города. Это и есть поддержка экономики. 

– Какова, на ваш взгляд, главная мера поддержки строительной отрасли Москвы со стороны городских властей в этот не простой для экономики период? 

 – Главная мера поддержки, она же и главная антикризисная мера, – это сохранение финансирования АИП, а по ряду важнейших для города инфраструктурных объектов – и увеличение финансирования. В настоящее время за счет городского бюджета строится примерно 15% всех объектов, заложенных в АИП, остальное – за счет привлеченных инвестиций. Но необходимо понимать, что из всего, что строится за счет бюджета, 70% – это расходы на транспортную инфраструктуру, являющуюся нашим приоритетом. А что такое строительство, на пример, того же метро? Ведь это стартер для привлечения внебюджетных инвестиций в те районы, куда приходит подземка. Там начинают вырастать жилые кварталы, потому что ликвидность любой недвижимости рядом с метро повышается. Там строятся детские сады и школы, поликлиники, спортивные объекты, возводится коммерческая недвижимость, а значит, развивается и сфера услуг, и вся инфраструктура, подтягиваются инвесторы, создаются новые рабочие места. Одни люди открывают бизнес, другие – работают в нем. В результате увеличиваются налоговые поступления в бюджет, что позволяет Правительству Москвы сохранять высокий уровень социальных гарантий москвичам. 

Отмечу также, что в предыдущие годы мы обеспечили колоссальный строительный задел, который в настоящее время начинает приносить свои плоды. Также был принят целый комплекс мер, способствующих поддержке отрасли. Это и снижение арендной ставки на земельные участки, и уменьшение размера первоначального взноса за начало строительства. 

Возможно, кто-то скажет, что все это разовые меры, не способные оказать существенного влияния на отрасль, но они дают быстрый и ощутимый эффект. 

– Сейчас в числе приоритетных направлений работы Стройкомплекса значится возведение объектов транспортной инфраструктуры. Какие из них уже построены, что планируется сдать в течение этого года? 

– Еще осенью 2010 года, когда к руководству городом пришла команда во главе с Сергеем Семеновичем Собяниным, стало ясно: если не изменить градостроительный курс, поставив во главу угла полицентричность развития и транспортное строительство, то еще немного – и Москву ожидает транспортный коллапс. 

В часы пик город, особенно в центральной его части, превращался в сплошную пробку. И нами были приняты эффективные меры, направленные на возведение объектов транспортной инфраструктуры, в которых так нуждалась Москва. 

Если говорить о том, что было построено за последнее время, то прежде всего я хотел бы назвать участок Варшавского шоссе от МКАД до Сумской улицы. В результате проведенных работ пропускная способность здесь увеличилась с 3 до более чем 8 тыс. автомобилей в час, то есть почти в три раза! А скорость движения в час пик здесь возросла более чем в два раза. Если раньше автомобили тут «толкались» со скоростью 15–30 км/ч, то теперь поток стабильно движется со скоростью 40–50 км/ч. Такой эффект был достигнут, в частности, благодаря разделению транзитного и местного движения. Теперь по боковым проездам в одном направлении движется от 800 до 1500 автомобилей в час. 

Еще одним крупным проектом стал участок Дмитровского шоссе от границ Москвы до МКАД. Тут пропускная способность увеличилась почти в четыре раза – с 2550 до 8100 автомобилей в час, а скорость движения в час пик выросла вдвое – с 32 до 75 км/ч. 

Нельзя не назвать участок Ярославского шоссе от МКАД до Федоскинской улицы. Прежде по этому участку в час проезжало примерно 4500 автомобилей, сейчас – свыше 6000. Скорость потока здесь выросла с 15–20 до 50 км/ч, то есть в два с половиной раза. На всем протяжении магистрали скорость движения общественного транспорта увеличилась тоже в два с половиной раза – с 15 до 40 км/ч. Это произошло благодаря выделению специальной полосы для городских автобусов. 

Совершенно не узнать Каширское шоссе. Ранее это была одна из самых проблемных городских магистралей. Но теперь на участке Каширского шоссе от МКАД до улицы Борисовские Пруды пропускная способность транспорта увеличилась с 2300 до 5500 автомобилей в час, а скорость движения выросла в полтора раза (с 25–30 до 35–50 км/ч). 

Напомню, что по масштабам дорожного строительства Москва в настоящее время занимает третье место в мире после Пекина и Гонконга, согласно данным рейтинга Price Waterhous. По итогам первого полугодия уже введено в эксплуатацию около 40 км дорог и 22 искусственных сооружения. Всего в планах на текущий год – 96,4 км дорог, 26 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов. 

Если говорить о планах, то до конца 2015 года мы планируем достроить участок автодороги Москва – Санкт Петербург. Это ключевой участок магистрали, который пройдет от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы, он будет включать в себя также транспортную развязку. Мы намереваемся завершить реконструкцию Дмитровского, Сколковского и Можайского шоссе до МКАД, открыть развязки на пересечении МКАД с Ленинским, Рязанским проспектами и Каширским шоссе. Также в наших планах полностью завершить реконструкцию вылетных магистралей – шоссе Энтузиастов и Щелковского шоссе. 

– А как вы сами оцениваете количество пробок в городе? 

– То, что пробок стало меньше, видно невооруженным глазом. Москва раньше была в лидерах по пробкам, однако за минувшие четыре года столичные магистрали удалось разгрузить в общем на 16%, при этом на 25% – только за последний год. 

Мы считаем это подтверждением правильности выбранной стратегии и нашей большой градостроительной победой. За четыре года было введено в эксплуатацию свыше 60 дорожно-мостовых объектов общей протяженностью 270 км, открыто движение по 86 эстакадам, тоннелям и мостам, построено 127 внеуличных пешеходных переходов. Кроме того, были реконструированы девять вылетных магистралей общей протяженностью 126 км, сооружено более 150 км выделенных полос для общественного транспорта, построено 10 крупных, технически сложных развязок. 

Сегодня в рейтинге авторитетного нидерландского издания в области исследования городского трафика TomTom Москва с непопулярного 1-го места сместилась на 4-ю позицию. Мы пропустили вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. 

– Как в Стройкомплексе Москвы выполняется программа импортозамещения

– В России, и в частности в столичном регионе, производится почти все, что необходимо в строительстве. По разным позициям доля импорта в строительстве колеблется в пределах 5–20%, при этом 80 – 90% – наши внутренние ресурсы, которые надо развивать, создавать рабочие места и увеличивать налогооблагаемую базу. Программу импортозамещения мы разработали еще в конце прошлого года, понимая, что колебания курса валют неизбежно приведут к удорожанию проектов. Этого мы допустить не могли. 

Подсчитали, что импортозамещение возможно по 7 тыс. позиций. Это даст возможность на 30% снизить влияние курсовой разницы на стоимость строительства. По ряду позиций европейских поставщиков легко и просто поменять на азиатских. 

Если брать конкретные направления, то при строительстве метрополитена уже пересматриваются технические задания на проектирование и проектную документацию как по строящимся, так и по новым объектам. Помимо этого разрабатываем и типовые решения, которые уже к концу 2015 года позволят снизить зависимость от импорта с 40 до 10–15%.

Мы также переориентируемся на отечественное станочное, подъемно-транспортное, моечное, компрессорное оборудование, которое используется в метродепо. До конца 2015 года намерены локализовать производства тюбингов и вентиляционных систем. 

Вместе с тем прекрасно понимаем, что на поиск отечественных аналогов и поставщиков, заключение новых контрактов, тестирование продукции на предмет качества, мониторинг цен у разных производителей и поставщиков требуется время. Ведь нам нужны лучшие производители по каждому виду продукции, экономить на качестве мы ни в коем случае не будем. 

– Сказался ли отток мигрантов со строек на работе Стройкомплекса? 

– По результатам целого ряда совещаний, которые мы регулярно проводим с инвесторами, можно сделать вывод, что отток мигрантов, наблюдавшийся в начале года, был незначительным и на деятельности строительных компаний существенно не отразился. К тому же квота на мигрантов и так была уменьшена как в прошлом году, так и в этом. В целом три основные сферы, где работают мигранты, – это торговля, ЖКХ и строительство. И как раз в нашу отрасль приток мигрантов был не самый большой. С другой стороны, мы понимаем: если не привлекать необходимое количество мигрантов, то объекты будут строиться в два раза дольше, а их конечная цена в итоге, особенно в условиях инфляции, будет на 20–30% выше, так как своих рабочих рук у нас в достаточном количестве нет. На самом деле так было всегда, ведь еще в середине прошлого века на стройки Москвы съезжались люди со всей страны. 

– В столице сейчас возводится множество самых разных объектов, все они по своему важны, но какие из них все-таки стоят в приоритете? 

– Приоритетными, как я уже сказал, являются все объекты транспортной инфраструктуры. В первую очередь это метро в интеграции с Малым кольцом Московской железной дороги (МК МЖД). Мы планируем запустить пассажирское движение по этому железнодорожному кольцу уже в следующем году. Кроме того, мы приступили к реализации важнейшей программы по строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые станут полноценными объектами столичной инфраструктуры. Что же касается конкретных объектов, к которым мы проявляем повышенное внимание, то, безусловно, это такие значимые проекты, как реконструкция Большой спортивной арены «Лужники», возведение «Большого Сити», строительство парка «Зарядье». 

– Что вы хотели бы пожелать строителям Москвы в их профессиональный праздник и лично себе на своем рабочем посту? 

– Быть строителем – это призвание сердца, это во многом мужественный выбор и огромная ответственность. Благодаря самоотверженному труду, высокому профессионализму и таланту московских строителей, их неравнодушному подходу к делу Москва день ото дня хорошеет и расцветает, становится более удобным городом для жизни и работы людей. 

А вообще, по сути, День строителя стал праздником, давно вышедшим за рамки одной профессии, ведь его любят и отмечают не только строители, но и те, для кого мы строим, а это все жители нашего огромного и прекрасного города. 

Поэтому я поздравляю и всех без исключения москвичей, и всех строителей, проектировщиков, архитекторов, реставраторов. Поздравляю всех-всех, кто связан с работой нашей отрасли! В этот торжественный день хочу еще раз поблагодарить вас за весомый вклад в общее развитие Москвы, пожелать крепкого здоровья, благополучия, новых интересных проектов и новых достижений на благо столицы России и ее жителей. 

– Марат Шакирзянович, благодарим вас за интервью и поздравляем с профессиональным праздником!

Журнал  «Московские торги»

Марат Хуснуллин