Главная / Статьи

ЗИЛ скоро поделится на "остров" и "полуостров"

На территории автозавода имени Лихачева началась реконструкция: часть территории по проекту "Полуостров ЗИЛ" отойдет под застройку. Корреспондент "Вечерки" побывал на заводе и выяснил, что с ним будет.

Главная проходная ЗиЛа называется "вторая", но по размеру, несомненно, первая – это заметная с Третьего транспортного кольца застекленная триумфальная арка 30-х годов прошлого столетия. От нее идет двухкилометровый бульвар – «хребет» гигантского, размером с крупный райцентр, завода. У проходной остановка автобуса – в лучшие годы, 30 - 35 лет назад, они ходили раз в 15 минут, теперь только по заказу – развозят рабочих. Вместо 80 тысяч рабочих, делавших по одному грузовику ЗиЛ-130 в минуту в конце 70-х, теперь на заводе работают всего 3000 человек. Преимущественно пенсионного возраста.

Диалог Энгельса и Рахманинова

- ...Ну и вот смотри, Василий Николаич: ни черта здесь не будет, вместо цеха посадят цветочки, – двое пожилых рабочих проходят мимо, медленно, не обращая ни на кого внимания. Один похож на Фридриха Энгельса с советских портретов, другой на Сергея Рахманинова. Больше вокруг – ни души.

Бульвар ЗиЛа не имеет точного названия (можно, наверное, окрестить бульваром Лихачева, дань памяти своего рода). Асфальт лежит везде, но во многих местах весьма потрепан, дыры – как в крупном райцентре любой области. По сторонам – дорожные знаки и надписи раритетных образцов, в остальной Москве такие повывелись в 90-е. Вокруг – промышленная архитектура, причем не просто угловатые коробки, а образцовые здания всех промышленных стилей ХХ века. Живая энциклопедия индустриального зодчества. Жаль, недавно рухнул старый литейный цех 1920-х годов постройки: его фасад обещают интегрировать в новый ледовый дворец.

- Все здания по сторонам бульвара пока планируется сохранить, по крайней мере уцелеют их фасады, – рассказывает Максим Якушечкин, начальник Департамента девелопмента АМО «ЗиЛ». – От бульвара на запад до реки будет жилой квартал, с корпусами преимущественно малоэтажными, от 8 до 22 этажей, а на восток – парковая зона.

Доплата за панораму

На плане развития территории завода, известном также как проект «Полуостров ЗиЛ», обозначены несколько десятков жилых домов, самые высокие будут примыкать к окаймленному промышленной архитектурой бульвару, дальше к реке этажность будет понижаться. Застройщики собираются сделать из вида на реку своего рода аттракцион – за панораму будущие жильцы заплатят больше.

По бульвару снуют машины. Старые «Волги», «Жигули», мелкосерийные грузовички с внутризаводскими номерами типа «ЗИЛ 10-29» – в меньшинстве; обычные «Хендэ», «Форды» арендаторов и рабочих – в большинстве. На части территории завода по- прежнему идет работа. Но не на бульваре: кузовной цех (циклопическая позднесоветская постройка; ломать не будут, потому что красивая и слишком дорого обойдется демонтаж, поэтому переоборудуют), моторный корпус (постройка попроще, сохранит фасад), литейный корпус серого чугуна (красивый портал в стиле ар-деко, 1930-е годы) – мертвы, оборудование вывозится в филиалы или на действующую промплощадку, двери заколочены.

Следующая станция – «Технопарк»

Жилой дом появится на месте нынешнего РПЦ (рессорно пружинного цеха), инструментального и арматурного цехов. Это многие десятки домов и многие десятки тысяч жителей, если не сотни тысяч. «Хотели еще больше, потому что это позволит заводу расплатиться с миллиардными долгами и начать развиваться, – говорит Якушечкин, – но нас поправил НИиПИ Генплана и транспортники».

Транспортную сеть в районе, кстати, значительно усилят. Появится новая станция метро на Замоскворецкой линии («Технопарк») с пересадкой на Окружную железную дорогу; проложат набережную вдоль Москвы-реки и откроют для транзитного движения, и тогда от Печатников до Кремля и дальше к Лужникам можно будет проехать не сворачивая. Появится и новый мост через Москву-реку к Варшавскому шоссе. Другой вопрос – что делать, если и шоссе, и ТТК, и метро, и МК МЖД, и набережная окажутся перегруженными... Но это уже проблема общемосковская.

Деревянная кабина как памятник эпохе

На одной из площадей бульвара – зиловская стела с логотипом и самый знаменитый в истории автомобиль завода: фронтовой «Захар» ЗиС-5 с деревянной кабиной, продукция времен скудных военных лимитов. Памятник как новенький: ни у кого не поднимается рука «развандалить» святыню. Но на пустой площади, среди щербатого асфальта старой машине неуютно и одиноко.

Возле литейного цеха – четыре мемориальные доски: здесь работал один Герой Советского Союза и трое Героев Социалистического Труда. Последний из них скончался в 2002 году. Кажется, именно тогда состояние завода в его нынешней форме из «запущенного» перешло в «необратимое»...

- Что при реконструкции теряет завод? – переспрашивает Якушечкин. – Скажу прямо: теряется сам завод. Начинается новая производственная история.

Где рождается лимузин

Под линией Малого кольца Московской железной дороги можно попасть с «полуострова» на «остров» ЗиЛ: территория, ограниченная железнодорожной линией и ТТК, сохранит свой индустриальный статус, тем более что там и находятся сейчас реально работающие цеха. Прежде всего – прессовое производство, где делают почти все кузовные детали для «Логанов», собираемых недалеко отсюда на «Автофрамосе». И производство лимузинов – тоже здесь, в соседнем цехе: выиграют в конкурсе на Правительственный автомобиль – начнут серийный выпуск.

Тут же, поблизости, – и гигантский 800-метровый сборочный цех, где раньше на двух линиях ежедневно собирали десятки грузовиков. До прошлой осени план был 300 - 500 машин в месяц. Сейчас резкий обвал: всего по нескольку десятков «Бычков». В лабораторном корпусе – часть заводского музея, там собраны интересные и даже уникальные образцы. Этот цех – уже на территории будущего жилого квартала. Возможно, корпус пойдет под снос – конечно, без коллекции. А оплакивать гигантский завод сейчас, пожалуй, поздно. Огромная территория, все эти циклопические цеха, постепенно увядавшие еще при советской власти... Трудно представить, как это можно было сохранить в первозданном состоянии. А вот на то, что хотя бы на «острове ЗиЛ» начнется современное производство коммерческих автомобилей... На это, пожалуй, можно надеяться.

Антон Размахнин

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: