Главная / Статьи
11 декабря 2012 г. 16:53, Градостроительная политика

Жить по мастер-плану

Новый стратегический документ будет готов в 2014 году.

Ажиотаж наблюдался в аудитории, где эксперты обсуждали тему "Мастер-план - новая пространственная политика". Зрителей было столько, что многим пришлось наблюдать за дискуссией из фойе. Позже, подводя итоги форума, заместитель мэра Марат Хуснуллин отметил работу этой секции как одну из самых значимых. Иностранцы, уже знакомые с мастер-планированием, поделились опытом.

Марат Хуснуллин как-то сказал, что даже в профессиональной среде не все понимают, что же такое мастер-план. Модератор дискуссии на секции архитектор Юрий Григорян во вступительном слове рассказал гостям о четырех московских мастер-планах, имея в виду генеральные планы. Марат Хуснуллин обозначил разницу: «Мастер-план – это документ, в котором все градостроительные решения уложены на экономическую основу. Ею, в свою очередь, станет стратегия экономического развития до 2025 года, которую сейчас готовит экономической блок правительства Москвы». Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов назвал мастер-план «шарниром», который увяжет экономическую стратегию и градостроительные решения. Другими словами, переведет экономические задачи на графический язык – язык Генплана.

– В существующем Генплане (он был принят в 2010 году и будет актуализирован до конца 2014 года. – «МП») проявились серьезные ошибки, – сказал Марат Хуснуллин. – Население к 2025 году планировали 11,5–12 миллионов. Сегодня уже 11,6. Показатель 380 автомобилей на 1000 жителей был запланирован к 2025 году, но он уже достигнут. Нам не ответить на градостроительные вызовы только развитием транспорта. Необходимо сменить подходы.

Стратегический мастер-план будет качественнее реагировать на градостроительные вызовы. Он должен учитывать инвестиционные возможности, девелоперские планы. По словам московских градостроителей, Генплан бессмыслен без экономического каркаса.

Марат Хуснуллин привел пример целесообразности мастер-плана: «На присоединенной территории в административно-деловом центре в Коммунарке планируется построить 3,5 млн кв. метров недвижимости и создать 200 тысяч рабочих мест, что потребует кардинального пересмотра транспортной инфраструктуры, строительства трех, а то и четырех линий метро. Генплан этого не учитывает».

Мастер-план должен обладать инструментарием для анализа экономических и социальных последствий принимаемых решений, для оценки инвестиционной привлекательности проектов. В Генплане подобных параметров нет. Когда будет готово техзадание, Москва объявит международный конкурс на разработку мастер-плана.

– Мастер-план мы рассматриваем как основу и неотъемлемую часть Генерального плана, – объяснил корреспонденту «МП» главный архитектор Сергей Кузнецов. – Это публичный документ – предстоят обсуждения с экспертным сообществом и с жителями. Мастер-план сам по себе не будет иметь статуса закона или постановления.

Тем временем московские специалисты, главным образом из НИиПИ Генплана Москвы, изучают опыт мастер-планирования 14 успешных городов мира – от Ванкувера и Шанхая до Парижа и Лондона.

Глава департамента городского развития и планирования Вены Томас Мадрейтер считает, что Москва может смело перенимать венский опыт. В Вене население тоже растет на 2% в год, очень сильна маятниковая миграция из пригородов, и даже климат непростой из-за близости Альп.

– В 2005 году в Вене был принят мастер-план, – рассказал австрийский эксперт. – Для особо сложных участков мы разработали местные мастер-планы и там обкатали технологию. Мы поняли, что прежде нужно учитывать социальный момент, только потом технический и логистический. Не нужно тратиться на пропаганду – надо делать конкретные, осязаемые шаги.

Руководитель департамента планирования Амстердама Тон Шаап уверен, что Москва завышает степень сложности стоящих перед ней задач.

– Мы постоянно меняем наш мастер-план, – признался он. – Это требует времени, но стоит того. Главная цель градостроителей Амстердама – сухие ноги и река в узде. Потому что мы отнимаем землю у реки, она постоянная угроза. А у вас земли больше, чем вам нужно, поэтому и планировать не особенно сложно.

Но россиян пугает масштаб задачи. Некоторым она видится попыткой объять необъятное.

– Возьмем незначительный, казалось бы, факт. Если электрички начнут ходить со скоростью 250 км в час, что вполне реально и может случиться очень скоро, в рамках часовой доступности окажутся Владимир, Тверь, Калуга, – предрекает декан факультета Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС Сергей Зуев. – Тогда очень быстро и коренным образом изменится миграционная картина, структура экономики. Это должно быть в мастер-плане.

Руководитель стройкомплекса сообщил, что мастер-план вместе с обновленным Генеральным планом будут представлены в конце 2014 года.

Оксана Великанова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: