Главная / Статьи

Железобетонный аргумент

В новых проектах Парламентского центра стало меньше стекла и прозрачности

По итогам первого этапа повторного конкурса на проектирование Парламентского центра в Нижних Мневниках изменился состав финалистов. Вместо Михаила Посохина, который по каким-то причинам не смог или не захотел корректировать свой проект, в лидерах оказался вариант, предложенный Владимиром Колосницыным. Впрочем, разница между двумя архитекторами невелика: оба представляют школу «Моспроекта-2» и в свое время набили руку на выполнении заказов столичных властей. Под началом господина Колосницына возводились, в частности, такие здания, как Военторг и гостиница «Москва».

На прошлой неделе в Москве закончился первый этап повторного конкурса на проектирование Парламентского центра, который решили провести, так как ни один из ранее представленных проектов не получил однозначной поддержки депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Рассмотрев перед уходом на каникулы предложенные архитекторами варианты, народные избранники решили, что они не отражают самого духа законодательной власти, проявляющегося в единстве двух палат.

«Парламентский центр строится на века, его задача - символизировать нашу страну, наш парламент. Это должно быть продуманное, красивое, функциональное и достойное здание. Пока в проектах ничего подобного не представлено», – заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Какие именно команды принимали участие в повторном конкурсе, доподлинно неизвестно. Во второй этап вышли четыре финалиста, из них Ланфранко Чирилло («Стройгазкомплект») и Евгений Герасимов («Герасимов и партнеры») лидировали и в прошлый раз. К ним прибавились Владимир Плоткин (ТПО «Резерв») и Владимир Колосницын (экс-руководитель мастерской № 7 ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина, ныне глава ООО «Архитектурное бюро Колосницына»). Фаворит предыдущего конкурса - Михаил Посохин - в повторном отборе участия почему-то не принимал, хотя депутатам Госдумы понравился именно его вариант Парламентского центра. «Нужно было внести незначительные изменения, тогда победа была бы у него в кармане», - заявил «Московской перспективе» один из народных избранников.

Источники в «Моспроекте-2» утверждают, что корректировки не успели сделать «по техническим причинам». Впрочем, совершенно очевидно, что большой разницы между творческим подходом и стилем двух мэтров нет – достаточно сравнить построенные ими сооружения. К числу творений господина Посохина относятся, например, такие здания, как Гостиный Двор, деловой центр на Новинском бульваре и Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке. Тогда как Владимир Колосницын спроектировал новую гостиницу «Москва», Военторг на Воздвиженке и ресторан «Белый лебедь» на Чистопрудном бульваре. Оба архитектора не только работали в одном институте и с успехом имитировали великодержавный стиль, но и дружили с московскими властями, которые на протяжении многих лет (пока мэром столицы был Юрий Лужков) оставались их основными заказчиками. 

Итальянец Ланфранко Чирилло получил российское гражданство в 2014 году и как архитектор выполнял заказы многих известных людей. Сам господин Чирилло в интервью итальянскими СМИ сообщил, что приехал в Россию 20 лет назад представителем мебельной фирмы, а сейчас его клиентами являются 42 из 116 участников российского списка Форбс (интервью вышло в 2014 году), для которых он проектировал дома, дачи, самолеты, яхты, а также представительства и офисы компаний.

Другой финалист - Евгений Герасимов - один из самых именитых архитекторов Санкт-Петербурга, где реализованы практически все его проекты. Наиболее значимые объекты его мастерской - здание центрального офиса банка «Санкт-Петербург» на Малой Охте, административно-деловой комплекс «Невская Ратуша», выставочный комплекс «ЭкспоФорум» в Шушарах, жилой комплекс «Европа Сити» на Петроградской стороне и др. В начале 2015 года господин Герасимов претендовал на должность главного архитектора Санкт-Петербурга, но уступил создателю представительских особняков рядом с Константиновским дворцом в Стрельне Владимиру Григорьеву.

Владимир Плоткин из ТПО «Резерв» - также принимал участие в предыдущем конкурсе на проектирование Парламентского центра, однако его работа членам жюри почему-то не приглянулась, поэтому в первый состав финалистов он не вошел. Господин Плоткин среди коллег известен как неомодернист и «первый денди русской архитектуры». В Москве он спроектировал такие здания, как торговый центр «Времена года» на Кутузовском проспекте, жилой комплекс «Фьюжн-парк» с Музеем ретроавтомобилей, а также ЖК «Триколор» и «Аэробус».

Техническое задание для повторного конкурса было изменено: в него внесли требование о создании единого комплекса с отдельными входами для Госдумы и Совета Федерации, а не двух разных зданий на общем стилобате. Кроме того, появились уточнения в части использования стеклянных покрытий, чтобы архитекторы не переборщили с прозрачными материалами. «Учитывая особенности нашего климата, это правильное решение, - считает председатель думской комиссии по проектированию и строительству Парламентского центра Владимир Ресин. - Хотя с научной точки зрения теплозащита трехслойного стекла выше, чем у кирпича, нам не очень подходят прозрачные фасады». Что касается архитектурного облика комплекса, то главная задача проектировщиков - органично вписать его в окружающую застройку. «Это не должен быть пир во время чумы», - подчеркивает Владимир Ресин.

Основные параметры Парламентского центра в техническом задании не изменились: общая площадь комплекса должна составить 345 тыс. кв. метров, максимальная высотная отметка - 75 метров. По расчетам Госдума в новом здании получит 135 тыс. кв. метров, Совет Федерации - 74 тыс. кв. метров. Еще порядка 100 тыс. кв. метров отводится под общую инфраструктуру - парламентскую библиотеку, залы для заседаний и конференций. Во избежание ненужной шумихи новые варианты Парламентского центра широкой общественности решили пока не показывать. Большинство парламентариев и представителей прессы увидят их на втором отборочном этапе.

По словам зампредседателя Комиссии Госдумы по строительству Парламентского центра Елены Паниной, финалисты на этот раз смогли понять, что не устроило парламентариев в отклоненных ранее проектах, и исправили допущенные ошибки. «Важна не только архитектурная концепция, но и правильное функциональное решение», - подчеркивает госпожа Панина. В новых проектах используется больше камня, чем стекла. Кроме того, они стали еще монументальнее. Сенатор Вадим Тюльпанов, в свою очередь, сообщил, что Госдума и Совет Федерации в итоге рассматриваются архитекторами как единый комплекс: «Ни одна из палат не умаляется даже в архитектуре». По словам господина Тюльпанова, лично ему больше других понравились предложения Ланфранко Чирилло из «Стройгазкомплекта»: «Это петербургский стиль, он не многоэтажный». «Герасимов сделал этакую сталинскую высотку, кажется, превысив высотный регламент, Плоткин спроектировал лаконичную белую вещь, очень характерную для себя. Чирилло рассмотреть не удалось, но купол он со своего проекта убрал, чтобы не было ненужных и непатриотичных ассоциаций с Капитолием», - описал свои впечатления от работ финалистов главный редактор журнала «Проект Россия» Анатолий Белов.

По словам Елены Паниной, второй этап конкурса планируется провести во второй половине ноября. Вадим Тюльпанов уточняет, что у конкурсной комиссии возникли замечания ко всем представленным проектам, но они не столь существенные, как это было летом. Поэтому лидер, вероятнее всего, определится до конца года: причем решающее слово будет за депутатами и сенаторами, для которых организуют специальную презентацию. О сроках начала строительства пока ничего не известно. Господин Тюльпанов считает, что на разработку градостроительной и рабочей документации у победителя конкурса уйдет не меньше года, поэтому первый камень в основание Парламентского центра будут закладывать уже депутаты нового созыва. Владимир Ресин ранее говорил, что работы на стройплощадке в Нижних Мневниках начнутся до конца 2016-го и завершаться к 2020 году.

Елена Егоршина

Конкурсы

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: