Главная / Статьи

Вокзал для своих

До конца года будут реконструированы четыре железнодорожных узла.

Ленинградский, Павелецкий, Савеловский и Рижский вокзалы на глазах превращаются в современные транспортные узлы европейского уровня. Мэр Москвы Сергей Собянин, проинспектировав на прошлой неделе реконструкцию Павелецкого вокзала, похвалил руководство РЖД за грамотный подход к делу - иметь в центре города «полуразрушенные бомжатники», на которые еще недавно были похожи железнодорожные гавани, недостойно российской столицы.

Комфорт и безопасность

Реконструкция вокзалов в Москве проводится регулярно - раз в 20-30 лет. Но масштабы нынешних работ, как уже заметили москвичи, беспрецедентны. В прошлом году привели в порядок привокзальные территории: снесли ларьки с шаурмой, разогнали бомжей и самостийных торговцев, в этом - взялись за модернизацию вокзальных зданий. По словам главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, приоритеты всех проектов реконструкции - комфорт и безопасность. Пассажир, говорит господин Якунин, должен чувствовать себя на вокзале если не как дома, то как в современном офисе или отеле. То есть иметь возможность вкусно и недорого пообедать, купить в дорогу нужные товары, при необходимости провести деловую встречу, отправить и принять документы.

Экскурсию по реконструируемому Павелецкому вокзалу для мэра Москвы провел начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов. По его словам, сейчас здесь проводят полную замену систем безопасности, коммуникаций и инженерных систем. Если сегодня за безопасность пассажиров отвечает линейный отдел полиции на транспорте, то скоро функции полицейских будет выполнять интеллектуальная интегрированная комплексная система, которую оснастят самым современным оборудованием.

Господин Абрамов также продемонстрировал мэру новый пункт досмотра багажа, познакомил с проектами реконструкции фасадной части и концепцией архитектурной подсветки вокзала и даже завел градоначальника в новый медицинский кабинет, услуги которого уже пользуются большим спросом.

После реконструкции, уверены руководители РЖД, павелецкая гавань для поездов, как и все остальные московские вокзалы, по уровню комфорта будет не хуже, а лучше европейских.

Но главное, железнодорожные вокзалы должны стать полноценными транспортными пересадочными узлами.

- После реконструкции на Павелецком вокзале появится специальный переход к станции метро, что облегчит стыковку пассажиров подземки и поездов пригородного сообщения. Также введено пять дополнительных маршрутов автобуса, планируем увеличить частоту движения трамваев, навести порядок на стоянке такси, - рассказал журналистам Сергей Собянин.

Все это для того, чтобы автомобилисты охотнее пересаживались на общественный транспорт. Не секрет, что ежедневно в город приезжают сотни тысяч автомобилей из Московской области, создавая дополнительную нагрузку на столичные магистрали. Утром и вечером на карте пробок хорошо видно, что основные заторы - на въездах и выездах из города. Если систему железнодорожного транспорта развивать, повышая уровень комфорта и безопасности на нем, то многие автомобилисты предпочтут электричку машине. Поэтому городские власти делают большую ставку на пригородное железнодорожное сообщение.

- Сегодня в электричках ежедневно передвигаются около двух миллионов пассажиров. Мы считаем, у пригородного сообщения есть большой потенциал. Если на электрички, которые станут более быстрыми, комфортными и безопасными, пересядут в полтора раза больше людей - до 900 миллионов пассажиров в год, - это значительно сократит транспортные проблемы Подмосковья, МКАД и близлежащих магистралей, - уверен Сергей Собянин.

Глядя на то, как на глазах преображаются столичные вокзалы, в это легко верится. Реконструкцию всех вокзалов столицы обещают завершить к концу 2013 года, а мы пока пройдемся по тем четырем, где работы закончат до Нового года.

На веранде Павелецкого

Напротив Павелецкого вокзала хотят поставить памятник паровозу: закинешь в него монетку, состав начнет покачиваться. Сразу видно - вы на одном из самых старых вокзалов столицы. Авторы проекта реконструкции это учли - архитектурный облик Павелецкого в русском стиле (на рубеже XIX-XX веков его еще называли «московским») будет сохранен.

Цветовое решение сохранят в привычных светло-серых тонах. Правда, сделают яркой обивку кресел в залах. Также планируется полностью переоборудовать входы и выходы - это в прямом и переносном смысле «узкое место» Павелецкого: из-за большого наплыва пассажиров здесь постоянные давки. Еще одним недостатком вокзала было отсутствие связи между залами - перейти из одного в другой раньше можно было только через улицу. Эта проблема будет решена благодаря новым проемам.

Поэтажный план обновления вокзала продуман до мелочей. На первом разместят кассы, аптеку, рестораны, на втором - зал ожидания и магазины, на третьем - офисы. В правом крыле откроется гостиница. А экологической «фишкой» станет веранда с садом, которая будет расположена на крыше и с апреля по октябрь станет доступна для всех желающих.

Кроме того, здесь уже смонтированы новые туалетные помещения, где помимо привычных сантехнических атрибутов появились и душевые кабинки.

А по вечерам, по замыслу световых дизайнеров, вокзал будет сиять так же, как здание ГУМа.

Царский Ленинградский

Новый сквер на площади трех вокзалов - с фонтаном и памятником Георгию Победоносцу - стал своеобразным символом победы над вокзальной торговой мафией. Сегодня пассажиры уже забыли, как недавно, выходя из метро, им приходилось буквально протискиваться через торговые точки с электроникой кустарного производства, палатки с шаурмой, снующих продавцов контрафактных мобильных телефонов и ноутбуков, которые на ломаном русском предлагали приобрести новый, еще не вышедший в России айфон.

Вслед за изгнанием торговцев с площади реконструкция началась и на Ленинградском вокзале. Сейчас он напоминает большую стройку. Для прохода пассажиров оставлена небольшая тропинка внутри здания вокзала, остальная часть огорожена - там смонтированы строительные леса и уже начались отделочные работы. Но ждать преображения бывшего Николаевского вокзала осталось недолго - его открытие приурочено к 75-летию Российских железных дорог и состоится в конце августа. Правда, к тому времени будет готова лишь историческая часть, где, кстати, восстановят знаменитые царские покои, которые почти 80 лет назад во время реконструкции переоборудовали в комнату матери и ребенка.

Работы на остальной территории вокзала продлятся до конца года. В фойе на первом этаже обещают разместить большой фуд-корт, парикмахерскую, химчистку и лотки по продаже прессы. На втором этаже появятся залы ожидания с помещениями разного уровня комфорта, а также кассы по продаже билетов на поезда и самолеты. По периметру всего главного зала будет построена специальная «антресоль», на которой расположат дополнительные места для пассажиров и сервисных услуг. В цокольном помещении откроется супермаркет.

Для пассажиров пригородных электричек, которые жаловались на очереди перед турникетами, обещают обустроить павильон с увеличенным количеством реверсивных турникетов.

Также в планах создать в одном из залов вокзала зимний сад. Такая идея появилось у кого-то из руководителей РЖД во время посещения вокзала в Мадриде. Идею быстро подхватили проектировщики.

Савеловский в стиле Тиффани

Реконструкция Савеловского вокзала началась еще в 2005 году. Фасады, выполненные в стиле русского классицизма, приведены в порядок, однако внутренняя часть здания его внешнему облику пока соответствует мало. Унылые серые стены не добавляют оптимизма пассажирам, ожидающим поезда. Разработанная концепция внутренней отделки вокзала обещает не только стилистически продолжить классические мотивы фасада Савеловского, но и превратить его в уютный внутренний дворик, спрятанный от шума и суеты мегаполиса. Достичь этого эффекта авторы проекта реконструкции предложили как за счет отделочных материалов из природных оттенков зеленого, бежевого и коричневого цветов, так и за счет имитации прозрачной крыши - оригинального «светового фонаря», наполняющего помещение светом и дополненного великолепным витражом в технике Тиффани.

Если до начала реконструкции в работе вокзала не были задействованы подвальные помещения, то сегодня предполагается разместить в них часть услуг, например, торговые павильоны или ресторанный дворик. В зале с кассами пригородного направления на первом этаже разместятся и литые фонарные столбы с бронзовым патинированием, и уличные лавки для ожидающих, и декоративные цветочницы. Вход на вокзал украсит прозрачный лифт, каркас которого выполнен из ажурного литья. А в зале ожидания на втором этаже пассажиры скоро увидят «сердце Савелия» - итальянскую фреску, изображающую историческую карту с пунктами и направлениями следования поездов Савеловского вокзала. Здесь же разместятся уютное кафе и искусно встроенные в интерьер торговые киоски с различными товарами.

Рижский музей

Рижский вокзал знаменит своим железнодорожным музеем под открытым небом, открытым еще в 2004 году. Концепция музея предполагает регулярную частичную смену экспозиции. Для этого руководство МЖД заключило договор с центральным музеем в Петербурге по взятию в аренду образцов подвижного состава (там находятся самые редкие образцы). Поскольку все-таки старые поезда - это подвижной состав, часть экспозиции может быть временно представлена и в городах ближнего Подмосковья.

Мэр Москвы Сергей Собянин посещал этот вокзал еще год назад, когда ходили разговоры о том, что Рижский может быть закрыт по причине слабой загруженности. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин предложил тогда пассажирские поезда отправить на Ленинградский вокзал, грузовые составы пустить по Малому кольцу Московской железной дороги, а в здании вокзала открыть, например, картинную галерею. Но вокзал будет действующим. В МЖД предпочли разгрузить другие вокзалы, перебросив часть поездов на Рижский.

Рижский вокзал построен в конце XIX века по проекту архитектора Сергея Бржозовского. Красивое каменное здание в старинном русском стиле состоит из трех теремов, соединенных крытыми переходами. Старый облик во время реконструкции будет полностью сохранен. А вот внутри вокзал обещают максимально приспособить для людей с ограниченными возможностями. В этом смысле Рижский вокзал станет пилотным - в дальнейшем подобная безбарьерная среда будет создана и на других вокзалах - как московских, так и в других городах.

Александр Шибанов

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: