Главная / Статьи

Во всем златоглавая главная

Москва становится все более привлекательной для иностранных инвестиций. Реализуемые в столице крупные инфраструктурные проекты, создание инновационных и промышленных площадок открывают новые возможности для развития города, а для инвесторов - перспективы для выгодных вложений.

Председатель Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства города Москвы (Москомстройинвеста) Константин Тимофеев уверен, что ухудшения инвестиционного климата в Москве не наблюдается. Наоборот, отмечен рост, причем весьма заметный. Об этом говорят факты: возросло количество обращений к органам власти и за разрешениями на строительство, и за получением градостроительной документации, и обращений самих инвесторов, у которых нет конкретных земельных участков, но есть желание строить: это и иностранные инвесторы, и крупные российские банки, девелоперы. «После кризиса практически все основные девелоперы сохранили свои мощности, может быть, поменяли хозяев с помощью банков или без их помощи, но активность не уменьшена», - прокомментировал Константин Тимофеев ситуацию в Стройкомплексе столицы.

Более того, город сейчас активно рассматривает все инвестиционные вопросы. В прошлом году их было более 2000. Город продлевает 70% инвестиционных контрактов - те, которые уже находятся в стадии строительства и по которым уже есть большие инвестиционные затраты. Отменяются только те контракты, по которым не было сделано практически ничего или были значительно превышены технико-экономические показатели.

Очень много предложений поступает от зарубежных инвесторов - из Финляндии, Швеции, Китая, Германии, Италии, Сингапура. Инвесторы в первую очередь хотят вкладываться в долгие инфраструктурные проекты - это строительство платных автодорог, новых видов транспорта, а еще они готовы участвовать в строительстве метрополитена - как подрядчики, так и кредиторы. Они готовы заходить своими компаниями, поставлять оборудование и строить, понимая, что Москва сейчас обнародовала амбициозные планы по строительству и метрополитена, и инфраструктур. Строить гостиницы хотят и китайские инвесторы, и сингапурские, и многие гостиничные операторы. Буквально недавно Департамент рассматривал несколько крупных гостиничных проектов.

Об интересе к Москве заявили власти Китая. Подписанные во время визита мэра столицы Сергея Собянина в КНР соглашения тому пример. Китай готов вложить в транспортную инфраструктуру Москвы два миллиарда долларов - эти гигантские деньги на развитие метро направят две китайские компании. По словам заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, интерес китайских партнеров в этом проекте очевиден.

В столице впервые прошел конкурс на привлечение частных инвестиций для сооружения крупной магистрали. Речь идет о северном дублере Кутузовского проспекта, который будет строиться исключительно на частные деньги. И, конечно, были сомнения, удастся ли привлечь внимание к этой непростой стройке. Тем не менее первый этап конкурса прошел, мэрия получила три заявки.

Министр столичного правительства, руководитель Департамента экономической политики и развития города Максим Решетников подчеркнул, что накануне конкурсная комиссия подвела итоги первого этапа конкурса: «Все заявители являются опытными и квалифицированными инвесторами и имеют практику участия не только в крупных конкурсах, но и реально реализуют крупные проекты в сфере дорожного строительства. Все эти три компании мы допустили к участию в основном этапе».

Комплексу экономической политики и имущественно-земельных отношений совместно с заявителями предстоит детально изучить документы по проекту, провести открытые консультации, по итогам которых инвесторы сформируют окончательные конкурсные предложения.

Заявителям, прошедшим предварительный отбор, предоставят проект концессионного соглашения, который будет обсуждаться в ходе открытых консультаций с представителями администрации города. Срок подписания этого документа - до 14 ноября 2014 года.

«Уже к осени этого года мы должны окончательно разобраться в серьезности намерений частных инвесторов по участию как в этом проекте, в частности, так и в крупных инфраструктурных проектах города в целом», - сообщил Максим Решетников.

Строительство северного дублера Кутузовского проспекта начнется в 2015 году, а завершиться должно не позднее 2020 года (сроки могут быть сокращены концессионным соглашением). Протяженность магистрали составит около 11 километров. Автомобильная дорога будет состоять не менее чем из четырех полос, а расчетная скорость движения здесь - не менее 100 километров в час.

И все же инвестиции растут не в геометрической прогрессии. «Объективно после стольких лет бурного привлечения инвестиций наш город просто не может показывать такую же динамику, как ненасыщенные инвестициями регионы. В последние годы прослеживается такая тенденция: инвестиции в торговле, в недвижимости, в промышленности все дальше отходят от границ Москвы, двигаясь в область и в другие регионы Центрального федерального округа. Вспомните, как начиналось вхождение торговых сетей в Россию. Сначала сети появились в Москве. Потом в городах-миллионниках. Сейчас дошли до 200 - 100-тысячных городов. Московская область в этом отношении также чувствует себя прекрасно», - заявил Сергей Собянин. Москва во всем подает пример, и опыт привлечения частного капитала в строительные объекты города подхватывают другие регионы.

Нина Донских

Москомстройинвест, Градостроительство, Константин Тимофеев

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: