Главная / Статьи

В «новой Москве» появится несколько платных дорог

Предложения для инвесторов, желающих построить платные трассы, будут сформированы к августу.

До десятка дорог в «новой Москве» могут стать платными. Об этом «Известиям» рассказал руководитель столичного Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

По его предварительной оценке, в список могут войти дублеры Калужского и Киевского шоссе, а также их поперечные связки, например, дорога Солнцево – Бутово – Видное.

Как рассказал Жидкин, сейчас группа экспертов проводит анализ, где именно в «новой Москве» следует построить концессионные дороги и какой они могут быть протяженности.

- Есть все предпосылки для того, чтобы на присоединенных территориях появились платные дороги, – отметил чиновник. – Тут есть свободные от застройки коридоры, благодаря чему инвесторы понесут меньшие затраты, чем при реализации аналогичных проектов в «старой Москве».

По словам Жидкина, к августу список предложений будет сформирован и представлен предполагаемым инвесторам.

При этом эксперты учтут весь накопленный в России опыт по строительству платных дорог, в том числе по созданию западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге и северного объезда подмосковного Одинцово.

- В списке может оказаться три, пять или даже десять участков, – сказал чиновник. – Можно предположить, что это будут дублеры Калужского и Киевского шоссе, дорога Солнцево – Бутово – Видное и другие поперечные связи между шоссе. Формой сотрудничества с инвесторами станет концессия.

Напомним, что в «старой Москве» первой дорогой, построенной по концессии, может стать северный дублер Кутузовского проспекта. Трасса, создание которой обойдется в $60 млрд, свяжет Минское шоссе с Международным деловым центром, который строится в Рублево-Архангельском. Предполагается, что часть расходов оплатят федеральные власти. По информации ГБУ «Городское агентство управления инвестициями», сейчас за участие в проекте ведут борьбу несколько крупных инвесторов.

На сегодняшний день единственной платной дорогой в Московском регионе является 53- километровый участок трассы М4 «Дон». Для легковых автомобилей проезд по нему стоит 30 рублей днем и 10 рублей в ночное время.

По словам председателя совета аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павла Гагарина, при прочих равных условиях строительство трассы в «новой Москве» может быть на 30% дешевле, чем в «старой». При этом компании скорее всего в любом случае будут требовать транш из федерального бюджета.

- Любой грамотный инвестор хочет иметь соинвестора в лице государства, чтобы разделить с ним риски и ответственность, – отметил эксперт. – Участие государства может быть минимальным – на уровне 5-10%, но при этом все равно значительную часть рисков оно берет на себя, чиновники вынуждены отчитываться за расходование бюджетных средств, а значит, более ответственно относятся к вопросу.

По словам Гагарина, Москва имеет шансы стать рекордсменом среди европейских и американских городов по числу платных дорог.

- Практически во всех развитых странах много платных дорог, но они расположены не в столицах, а на периферии, и в основном это шоссе и магистрали, – пояснил эксперт. – При этом там технически решена проблема очередей. В Америке, например, автомобилист может купить себе абонемент, и с его кредитной карты будет автоматически списываться определенная сумма при проезде по платному участку, поскольку информация о его машине считывается с помощью видеокамер. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что активность инвесторов будет зависеть от того, насколько качественно власти проработают проект и насколько они будут готовы защищать интересы бизнеса.

- Должны быть гарантии возврата денег, – отметил эксперт. – А если платной дороге можно будет предпочесть бесплатную без существенных потерь, о каких гарантиях можно говорить? Должны быть четко проработаны юридические и земельные вопросы. «Новая Москва» застроена меньше «старой», но все же там много дачных поселков, и пример Химкинского леса хорошо показал, какие могут быть протесты. Пока ситуация может казаться инвесторам неопределенной.

По мнению координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, автомобилисты активно пользуются платным участком трассы «Дон» и готовы платить несколько десятков рублей за проезд по безопасной и комфортной дороге.

- При этом делать платными дороги внутри города кажется странным, – отметил эксперт. – Без съездов и светофоров вряд ли удастся обойтись, а это будет замедлять движение.

Светлана Башарова

Новости города, Владимир Жидкин