Главная / Статьи
28 сентября 2015 г. 15:57, Градостроительная политика

В Москве будет пять футбольных арен

Сергей Собянин о том, какой станет столица в ближайшие годы

В интервью на радиостанции «Москва FM» мэр Москвы Сергей Собянин коснулся разных городских вопросов: от переименования метро «Войковская» до работы мобильного приложения «Активный гражданин». Но все же большая часть разговора была посвящена строительству, которое в российской столице не останавливается никогда. Потому что без него просто невозможно развитие современного и комфортного мегаполиса.

О превращении «ржавого кольца» Москвы в «золотое»

МКЖД - это на самом деле второй пересадочный контур метро. Первый - существующая Кольцевая линия московской подземки. Третий, подземный, пересадочный контур находится в стадии строительства, и это длинный, сложный и дорогой процесс. А МКЖД - «ржавое кольцо», как его раньше называли, – в свое время проходила в основном через промзоны, а сегодня фактически превратилась в наземное метро. Там, где она пересекает радиусы метро, мы строим пересадочные узлы. То есть это будет пересадка с одной станции на другую.

Администрировать эту всю историю с перевозками, графиком движения, подвижным составом будет метро - это станет единым организмом. И билет будет единым. В большинстве городов мира все железнодорожные пути - и подземные, и наземные - считаются одним проектом метро. Так что МКЖД - это еще почти 50 километров метро. Но при этом там будут и пересечения с пригородными поездами, что немаловажно: у нас почти два миллиона пассажиров в сутки ездят на пригородных электричках. И у них появится возможность пересаживаться с одной ветки метро на другую, не обязательно приезжая в центр города на вокзал. Это очень важный проект - наверное, один из крупнейших в мире. И я надеюсь, что в 2016 году мы его запустим.
Параллельно с запуском МКЖД вокруг транспортно-пересадочных узлов уже проектируются офисы, торговые центры, жилые дома и многое другое. Метро станет колоссальным толчком для развития этих заброшенных территорий. И я уверен, что со временем это «ржавое кольцо» станет «золотым кольцом» Москвы.

О расширении платной зоны парковки

Раньше в зоне, где сейчас обустроена платная парковка, припарковаться было практически невозможно. Да и проехать по улицам сложно, потому что машины там оставляли зачастую в два ряда. В результате улица просто умирала. Сейчас припарковаться стало проще, ехать - быстрее. Для местных жителей это тоже плюс, потому что раньше им свои машины тоже негде было припарковать.

По этим улицам начали быстрее двигаться автобусы, троллейбусы и такси. Я раньше спрашивал у таксистов: почему вы не ездите в центр города? Мне отвечали: приехать-то мы туда можем, а вот когда оттуда выберемся - через час или через два, - не знаем. Поэтому и не ездили. Сегодня мы видим в центре все больше автомобилей желтого цвета - и это замечательно, что в городе развивается цивилизованное такси.

Кроме того, деньги за парковку идут на обустройство тех районов, где расположены платные парковки, на благоустройство дворов, скверов, дорог, улиц. Платная парковка будет, конечно, расширяться, но точечно - там, где есть серьезные проблемы с парковкой, с трафиком возле торговых центров, каких-то крупных офисных центров. И в любом случае перед тем, как ее вводить, мы проводим большую консультативную работу с общественностью, с местными депутатами и только после этого принимаем решение.

О плюсах каршеринга

Опыт других городов показывает, что каршеринг пользуется большой популярностью. Он предоставляет человеку возможность взять машину без водителя в том месте, где она находится, и оставить эту машину там, где ему удобно. Как правило, тарифы на каршеринг на 30% ниже, чем тарифы такси, поэтому и с финансовой точки зрения самому прокатиться на машине иногда лучше, чем с водителем. В таких городах, как Милан, Рим, в ряде других европейских городов пользователи каршеринга составляют 6-7% от числа водителей - это много. С учетом того, что одна каршеринговая машина заменяет десяток частных.

Сейчас по городу ездит сотня таких машин. К Новому году будет 500, и постепенно мы доведем их число до 10 тысяч. И это только одна компания, которая сегодня вышла на проект. Постепенно каршеринг должен распространить свою зону влияния не только до МКАД, но и до Московской области, до ближайших городов. Ведь, по сути дела, это одна городская среда.

О контроле за долевым строительством

Ни Москва, ни Московская область не могут сами запретить долевое строительство, должен быть федеральный закон. Но, конечно, и мы, и подмосковные коллеги озабочены тем, что в связи с большой турбулентностью на рынке опять могут появиться тысячи обманутых дольщиков. И мы стремимся обезопасить граждан от такого рода проблем. Для этого создана специальная система контроля за долевым строительством: мы смотрим, как себя ведут девелоперы, как они выполняют нормы закона, как контролируют строительство, вовремя ли расплачиваются с гражданами, передавая им квартиры, и так далее. И также совместно с коллегами из Минстроя думаем над тем, как усовершенствовать действующий закон «О долевом строительстве». Речь идет не о запретах, а о гарантиях защиты граждан от недобросовестных застройщиков.

О привлечении частных инвесторов в строительство

Новый закон о государственно-частном партнерстве дает больше возможностей для привлечения частных инвесторов в строительство. Раньше были жесткие правила в области концессий: чтобы составить концессионный договор, зачастую требовались годы. Поэтому таких проектов мало, хотя в Москве один такой есть - концессионный договор на строительство северного дублера Кутузовского проспекта. Там уже идет проектирование, и я надеюсь, проект будет реализован. Новый закон о ГЧП предоставляет еще более свободные механизмы привлечения частных инвесторов. Мы сегодня работаем по развязкам на МКАД, съездам к торговым центрам, строительству транспортно-пересадочных узлов и так далее. Все эти проекты будут в той или иной степени реализовываться именно с привлечением частных инвесторов.

О футбольной столице мира

Два столичных стадиона задействованы в графике проведения чемпионата мира по футболу - это «Спартак» и «Лужники». «Спартак» уже построен, и мы там уже шведов победили. Открыта станция метро «Спартак». На Волоколамке строится эстакада, съезд. На «Лужниках» мы тоже мы идем опережающими темпами, стройка движется полным ходом. У нас нет никаких сомнений, что эти объекты будут построены. Но кроме этого строятся еще два футбольных стадиона. Это арена ЦСКА, на которой основные работы будут выполнены уже в этом году, и стадион «Динамо» – там идет активное проектирование, подготовительные работы, фундаментные работы и так далее. 

Включая старый футбольный стадион «Локомотив», в Москве будет пять футбольных арен – и она станет самой футбольной столицей мира по количеству стадионов.

О настоящем и будущем ВДНХ

Главное, остановлено разрушение исторических павильонов ВДНХ - они же просто на глазах рассыпались. Сегодня планируются и на части объектов уже ведутся тщательные научно-реставрационные работы, в том числе на Главном входе и в павильоне «Украина», который находится в плачевном состоянии. Ряд павильонов реставрируют инвесторы, в том числе представители иностранных государств - это Азербайджан, Армения, Казахстан, Белоруссия. Часть павильонов, которые не представляют исторической ценности, мы планируем реконструировать более серьезно - например, под создание павильона «Росатома». Недавно мы с Сергеем Кириенко (глава «Росатома») смотрели предложенные конкурсантами варианты павильона ядерной энергии - есть очень интересные варианты. Параллельно в павильоне «Космос» создается новая среда для суперинновационного космического проекта, в павильоне можно будет и поиграть, и посмотреть на последние достижения космонавтики.

О парках развлечений 

Мы убрали из парков старые аттракционы, которые пережили все сроки годности и были просто опасны для пользователей. В том числе обзорное колесо на ВДНХ. Но востребованность таких экстремальных видов отдыха имеется. Поэтому нечто вроде Диснейленда скоро будет построено в Нагатине - сегодня идет проектирование, и, надеюсь, в ближайшее время начнется строительство. Также большой парк аттракционов появится и на ВДНХ, который, не буду пока раскрывать всех секретов, будет очень знаковым, одним из лучших в мире.

О соревновании Москвы-реки с Темзой

В свое время много было дебатов по обустройству Крымской набережной: дескать, зачем вы туда лезете. У меня у самого сомнения были: ведь мертвая территория, люди там почему-то совсем не ходили. Думал, сейчас вколотим деньги, сделаем качественное пространство, а там снова никого не будет... Ничего подобного, много гуляющих, ездящих на велосипедах, на роликах. Тем же художникам создано комфортное пространство, и еще больше ценителей их творчества там появилось. А Москва-река получила самую большую набережную-променад в Европе: от «Музеона» по Крымской набережной и до Воробьевых гор.

Лужнецкая набережная будет обустраиваться совместно с реконструкцией самих «Лужников». Набережную в проекте ЗИЛа тоже всю перестроят, там появятся подходы к воде и многое другое. Ряд девелоперских проектов предполагают создание зон для купания, летнего отдыха на пойменных территориях, часть из которых, например в Тушине, уже в работе. В любом городе река - это украшение города. И Москва-река не хуже Темзы. Я думаю, она должна быть еще лучше.

Дарья Быстрова

Градостроительство, Сергей Собянин

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: