Главная / Статьи
13 февраля 2013 г. 12:23, Транспортное строительство

В масштабе новых приоритетов

Именно с таких позиций на заседании коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства города рассматривались итоги работы московских строителей в 2012 году и задачи на 2013-й и ближайшую перспективу.

Ситуация со строительством, существующая сейчас в городе, резко отличается от той, что была два года назад, когда власти приступили к формированию новой идеологии развития столицы. Суть ее заключалась в выработке таких градостроительных решений, которые бы обеспечили разумный баланс между жильем и рабочими местами, нужно было выработать новый подход к развитию транспортной и социальной инфраструктуры, отказаться от уплотнительной застройки центральной части города, где множество один за другим поднимающихся офисов и торгово-развлекательных центров подавляли и уродовали исторически сложившуюся городскую среду, создавали дополнительные сложности для жителей.

Прежде всего Правительство, проведя полномасштабную ревизию, расторгло инвестиционных контрактов на 11,5 млн квадратных метров. В пересчете на деньги речь идет о десятках млрд долларов. Но, заметил Мэр, счастья Москве они бы не принесли.

Расторгнув на 11 с лишним млн квадратных метров инвестконтракты, на 30 млн квадратных метров их подтвердило, были выданы разрешения на новое строительство более тысячи объектов. Подход к инвестпроектам был принципиально иным: инвестиции нужно направить на разумные цели, на объекты, которые бы шли на пользу городу, горожанам. Вместе с тем принят был ряд постановлений по уменьшению бюрократических барьеров и непроизводительных издержек в строительстве. В результате рост инвестиций в экономику города в 2012 году составил 18 процентов.

Сегодня новая идеология уже приносит реальные результаты. В Москве сотни новых строек, которых даже и в проектах не было, констатировал в своем выступлении Мэр. Ведется активное строительство, более того, целый ряд объектов, в том числе и метростроения, уже сдан. Строительный поезд Москвы, по словам С.Собянина, набрал серьезные темпы для того, чтобы двигаться дальше, реализуя новые проекты и программы развития. Причем масштабность задач возрастает, учитывая, что площадь столицы увеличилась вдвое, что создает условия для полицентрического развития Москвы.

В 2012 году в городе было введено 7,6 млн квадратных метров недвижимости – на 10 процентов больше, чем в предыдущем. Введено 2,5 млн квадратных метров жилья, в том числе 530 тысяч – по социальным программам. Построено 76 детских садов и 12 школ.

Главным приоритетом для Правительства Москвы и сейчас, и на перспективу стало дорожное и транспортное развитие города. На эти цели направлено две трети адресной инвестиционной программы. Только в прошедшем году на строительство дорог и метро было выделено около 200 млрд рублей, а на ближайшие три года – около 900 млрд. В прошлом году было построено 8,5 километра новых линий метрополитена. За два года реализации программы строительства Московского метрополитена уже введено 13 километров линий и шесть станций. Это позволило улучшить транспортное обслуживание более 600 тысяч москвичей. Жители отдаленных районов, например Новокосина, сказал Мэр, теперь экономят на каждой поездке в час пик до 40 минут.

Одним из важнейших результатов транспортной программы является рост объема перевозок в метро на 100 млн в год. В 2013 году планируется построить еще 14 километров линий метро, в том числе открыть станции в Жулебине, где люди уже много лет живут в состоянии острого транспортного коллапса. Начато проектирование метрополитена уже за МКАД, в западные районы столицы – Солнцево и Новопеределкино – со сроком ввода в 2016 – 2017 годах. «Мы с вами, – сказал Мэр, – за два года по сути дела раскрутили заново одну из крупнейших в мире транспортных инфраструктурных строек, крупнейшего метрополитена в Европе». Сегодня на объектах метрополитена работают 20 тысяч человек, подчеркнул заместитель Мэра по градостроительной политике и строительству, руководитель Стройкомплекса Марат Хуснуллин, чтобы строить метро в запланированных объемах, надо привлечь еще 12 тысяч. Это сегодня одна из серьезнейших задач, которую надо решать.

Масштабны планы комплекса и по дорожному строительству. В 2012 году был построен 71 километр дорог. На нынешний год планы еще масштабнее: завершение реконструкции Варшавского, Каширского, Ярославского шоссе, шоссе Энтузиастов, трассы Рублевское шоссе – Балаклавский проспект. Должна быть также завершена реконструкция Большой Академической улицы на севере столицы до Дмитровского шоссе и Ткацкой улицы в Восточном округе. Предстоит открыть новые развязки на Профсоюзной улице и Дмитровском шоссе, а также выезд на МКАД с улицы Подольских Курсантов. Ввод каждого из этих объектов позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в конкретных районах города.

Еще одна задача на 2013 год связана с реконструкцией МКЖД и радиальных направлений Московской железной дороги. В рамках этого проекта необходимо построить 250 километров путей. По сути Москва получает наземное метро с достаточно быстрым тактовым движением и комфортным для перевозки пассажиров из близлежащих к Москве районов. В единую транспортную сеть предстоит увязать и транспортно-пересадочные узлы, где пассажиры могут делать удобные пересадки на любые виды транспорта. Предстоит построить 255 ТПУ, 90 из них – на станциях метро. Начато проектирование первых трех – на станциях «Алма-Атинская», «Новокосино» и «Котельники».

В сфере жилищного строительства приоритетной задачей 2013 года является расселение и снос пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. По программе предусматривается снос 351 дома общей площадью 1 282 000 квадратных метров. Основная часть программы, сообщил Марат Хуснуллин, будет выполнена в 2015 году и полностью завершится в 2016-м. Для реализации программы создан специальный штаб, предстоит возродить систему волнового переселения жителей.

Комплексом градостроительной политики и строительства впервые после 2008 года сформирована сбалансированная трехлетняя Адресная инвестиционная программа общей стоимостью 1,4 триллиона рублей. Кроме того, подготовлена градостроительная документация по дорогам и развязкам, которые не входят в Адресную инвестиционную программу на ближайшую трехлетку, но могут быть построены при участии инвесторов. Это дорогостоящие проекты, на строительство которых у города пока нет средств. «Мы, – сказал Марат Хуснуллин, – сделали градостроительную документацию и договорились, что подготовим документацию проектную. Если инвестор захочет ускоренно построить транспортную инфраструктуру, он может сам профинансировать эту стройку».

Анализ реальной ситуации показывает, что Москва по-прежнему обладает значительным потенциалом территорий, которые используются неэффективно. Мэр назвал территории ЗИЛа, Тушинского аэродрома, Мневников. Огромный ресурс – новые округа: но чтобы эти территории по-настоящему «заиграли», к их развитию город будет подходить максимально бережно, не разрушая существующую городскую среду.

Нина Баталова

Новости города, Развитие метрополитена, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: