Главная / Статьи
22 января 2014 г. 10:25, Градостроительная политика

Триумфальная площадь в ожидании перемен

Как изменится ее облик, вырвется ли она из окружающего ее сейчас потока машин и превратится в комфортное пешеходное пространство, станет ясно в результате объявленного Правительством Москвы конкурса на разработку концепции ее комплексной реконструкции, который начался 20 января. Его организатором выступает Департамент капремонта при поддержке Москомархитектуры, а заказчиком - ГКУ «Дирекция капитального ремонта». Победителей жюри назовет 28 февраля, проведя перед этим экспертизу всех конкурсных предложений.

Когда-то архитектор Алексей Щусев, в свое время предлагавший свой проект реконструкции Триумфальной, писал, что город, имеющий несколько хорошо оформленных площадей в центральных и наиболее важных ее жилых частях, может иметь культурный вид: «Поэтому площадь как таковая в городском строительстве является одним из главных элементов городской планировки».

За свою историю Триумфальная площадь, одна из старейших в Москве, претерпела множество изменений. До конца ХVI века район этот представлял собой поля, по которым шла Тверская дорога. Позже, когда был возведен Земляной город, у его стен поселились обслуживавшие дорогу ямщики и сформировалась Тверская-Ямская слобода. Тверские ворота долго оставались парадным въездом в первопрестольную. Через них въезжали иностранные послы, а после постройки Петербурга дорога связала две столицы. Тверские ворота москвичи стали называть Триумфальными. Именно перед ними сооружались деревянные триумфальные арки в честь знаменательных событий российской истории. Кстати, название Триумфальные коренные жители выговаривали на свой лад. Например, знаменитый актер Малого театра Пров Михайлович Садовский иначе как «Трухмальными» их не называл.

В конце ХVIII века площади как таковой еще не было, вокруг арки и расположенного рынка теснились многочисленные торговые заведения. В современных границах территория Триумфальной площади сформировалась в начале ХIХ века, а к середине столетия и в начале ХХ века здесь шла активная застройка. Образовался, как сейчас сказали бы, культурный кластер: знаменитый театр Омона, который потом стал театром Зона «для хорошего общества», сад «Аквариум», известный всей Москве цирк Никитиных, театр «Альказар». В 1913 году одно из зданий купил Александр Ханжонков, перестроив его в кинофабрику и электротеатр.

На мой взгляд, таковым он является и сегодня, хотя далеко не все здания сохранены, в том числе и то, где располагался театр «Современник», а другие перестроены. Но нынешнее лицо площади представлено Концертным залом имени Чайковского, Театрами Моссовета и сатиры, садом «Аквариум», зданием гостиницы «Пекин» и, конечно, памятником Владимиру Маяковскому, являющимся объектом культурного наследия федерального значения. Одной из красивейших является расположенная на площади станция метро «Маяковская». Поэтому я была, мягко говоря, удивлена, услышав замечание о том, что от прежнего остались только «культурные обломки».

Но вот что сегодня является для площади проблемой из проблем, это потоки транспорта, которые буквально взяли ее в кольцо. Ведь здесь пересекаются четыре магистральные улицы: Садовое кольцо, Тверская, 1-я и 2-я Брестские улицы. Площадь залита асфальтом, на ней нет ни одного островка зелени. Фактически площадь превратилась в огромную автостоянку. Пешеходы здесь чувствуют себя неуютно. Поэтому, когда в мае прошлого года часть площади вблизи Зала имени

Чайковского благоустроили, создав небольшую зону отдыха, появились скамейки, зелень, цветы, это сразу получило поддержку горожан.

Поэтому и в концепциях участников конкурса должны быть предусмотрены предложения по транспортной схеме, велопарковки, малые архитектурные формы, дополнительные парковочные карманы, зеленые насаждения. При разработке архитектурно-планировочных решений необходимо учитывать особенности исторического развития территории, охранный статус памятников.

Хотя конкурс официально начался 20 января, предваряя его, Москомархитектура на заседании архсовета провела общественную дискуссию, чтобы выслушать мнения архитекторов, историков, журналистов о будущем Триумфальной площади. «Очень надеюсь, - сказал, предваряя ее, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, - что мы получим интересные предложения, из которых что-то будет реализовано быстро - в течение 2014 года, а что-то может совершенно спокойно уйти на дальнейший период реализации». Главная задача, которая стоит перед участниками конкурса и московскими властями, прежде всего окончательно развести потоки людей и машины, сделав пересечение Тверской и Садового кольца удобным, комфортным для пешеходов, сохранив исторический дух площади. Предложений и идей было высказано немало, в том числе с учетом развития пространства площадей в крупных европейских городах: Барселоне, Мадриде, Риме, Лондоне.

Первые результаты реконструкции москвичи смогут увидеть к Дню города.

Нина Баталова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: