Главная / Статьи

Транспортный нерв города

С. Собянин: По Москве пройдут железные дороги.

Столичный градоначальник одобрил планы развития транспортной инфраструктуры столицы.

Мобильность населения - один из важнейших показателей в рейтинге государств - членов ООН. В Российской Федерации Москва и Московская область испокон веков считались важнейшим транспортным узлом. Едем воевать - через Москву, едем отдыхать - через Москву! А сейчас люди едут работать.

Синдром «транспортной усталости» известен еще с 60-х годов минувшего века. Докучливые американцы подсчитали: одна минута задержки в транспорте оборачивается четырьмя минутами простоя на производстве. Иной столоначальник, опаздывая на утреннее совещание в министерстве, грязно ругает столичные власти за пробки на дорогах. А москвичи недобрым словом отзываются о столоначальниках, чьи лимузины мешают движению общественного транспорта. Немудрено, ведь 20 процентов жителей столицы проводят в дороге более трех часов в сутки.

- Не более 50 минут, – поставил боевую задачу заместитель Мэра, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. – Вопрос нужно решать срочно. Уже в ближайшее время общественный транспорт начнет перевозить на 360 тысяч человек больше. Время поездки на общественном транспорте должно сократиться по Москве на 25 процентов, или на семь минут, а по территории Московской области – на 10...

Простая арифметика подсказывает: восемь минут умножить на 25 млн. Да это же полный... прирост производительности труда!

Владимир Ильич Ленин несколько месяцев ездил по Москве в... броневике. Не потому, что опасался покушений, а потому, что московские улицы были рассчитаны на телеги. Автомобилей не было, в ходе Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций весь частно-государственный автопарк мобилизовали, разворовали и угробили. Бабоньки горемычные по десять верст с мешком картошки до рынка добирались!

С.Собянин еще десять лет назад обсуждал проблемы развития столичного транспортного узла с ведущими специалистами мира. В ходе своих зарубежных визитов столичный градоначальник интересуется именно транспортом: как, куда, по какой цене можно добраться. Похожий на Мэра человек нередко появляется в вагонах метро, в автобусах, в трамваях. Слушает, что говорят москвичи и гости столицы о работе общественного транспорта.

Москва и Московская область – транспортный центр державы. Восемь аэропортов, девять вокзалов, три речных порта. Сегодня они все работают в режиме мирного времени. А случись беда? Неспокойно на планете, желающих испортить жизнь москвичам – хоть отбавляй! Террористы, глобалисты, милитаристы, прочие мелкие хулиганы...

Два года назад была утверждена программа развития транспортной системы Москвы. Проверяли ее буквально «на себе». Представители Мэрии, Генерального штаба, других силовых структур в условное время «Ч» сверяли часы и добирались до нужного объекта. Потом докладывали, сколько времени занял подобный «марш-бросок».

Один знакомый специалист, отрекомендовавшийся не «градостроителем», а «градометателем» (реактивная установка залпового огня БМ-21 «Град»), подсказал, что, случись война, москвичи и гости столицы погибнут в давке: не хватает автомобильных дорог, необходима «смычка» железнодорожного кольца с главными хордами, ведь 85 процентов покупателей авиабилетов на внутренние и международные рейсы проходят через столичные аэропорты! Через Москву идет 80 процентов потока контейнеров! Да и 65 процентов от общего объема пассажирских перевозок идет через Москву и Московскую область.

- Страна Московия, иначе не назвать, – пробурчал знакомый генерал, оценивая транспортную обстановку в столице. – Пойдем под землей покатаемся, надо будет – к Мэру в гости заедем. Станция «Советская» – знаете такую? – Нет.

– А все зарубежные газеты о ней уже десятки лет пишут! Оттуда еще в прошлом веке лифт в здание, что на Тверской, 13, провели. Есть еще один ход, но это секрет... Для кого – не знаю.

Метрополитен спасает столицу от транспортного коллапса. Уже к 2020 году протяженность линий Московского метрополитена составит 466 километров. По словам С.Собянина, новые участки линий позволят разгрузить существующие ветки метро процентов на 20.

В метро будет внедрена новая система навигации (ее концепция должна быть разработана до 1 июня) на кольцевой линии и станциях, сопряженных с вокзалами. Речь идет не только о напольной навигации, которая, что замечено пассажирами, уже появляется в метрополитене, но и о традиционных указателях, расположенных на высоте. Кроме того, в апреле в метро появится новая схема метро, выбранная народным голосованием.

Обновляется подвижной состав. В нынешнем году планируется закупить 342 вагона нового поколения. К 2020 году по «подземной» Москве будут курсировать уже 2720 таких вагонов.

Беспрецедентна ставка Правительства и на развитие железнодорожного транспорта. Хотя он и является федеральной структурой, город активно включился в реализацию этой программы, которая позволит сделать пригородный железнодорожный транспорт органичной частью единой транспортной системы. На следующий день после встречи с журналистами о путях решения этой задачи, работе по созданию проектов реконструкции радиальных направлений железной дороги Мэр говорил в Минтрансе, на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области. «Это чрезвычайно важно для Московской области и Москвы, для решения проблемы перевозки пассажиров», – заявил он.

Будет модернизировано 35 поездов, приобретено 60 новых вагонов. В 2013 году количество мест в электричках увеличится на 10, а в экспресс-поездах – примерно на восемь процентов. В результате к 2020 году количество пассажиров на пригородном железнодорожном транспорте должно увеличиться по сравнению с 2011 годом на 60 процентов и составить почти 900 млн человек в год.

Но чтобы интервал движения на основных пяти направлениях в часы пик составил три- четыре минуты, необходимо на самых напряженных участках Московского транспортного узла построить 240 километров новых железнодорожных путей. Эта работа будет финансироваться совместно ОАО «РЖД» и Москвой, на что из столичного бюджета выделено 47,5 млрд рублей.

А приспособление для пассажирского движения Малого кольца железной дороги Мэр назвал мегапроектом города. Вопрос об организации пассажирского движения по кольцу обсуждался не один год. «Слава богу, – сказал С.Собянин, – что после стольких лет говорильни мы его столкнули с мертвой точки». Уже сейчас начинаются работы на первых четырех участках. Впереди строительство 46 километров дополнительных путей, электрификация кольца. Речь идет, сказал Мэр, «не просто о прокладке шпал и двух рельсов, надо менять весь коридор, по которому проложено 54-километровое кольцо, реконструировать все переезды, переходы, создавать транспортные узлы в местах сочленения МКЖД с другими видами транспорта, интегрировать кольцо с метрополитеном». Так МКЖД станет еще одним кольцом столичного метро. Планируется, что после реконструкции поезда здесь будут ходить с интервалом около двух-трех минут и пользоваться кольцом будут ежедневно около 900 тысяч пассажиров.

Не ослабят власти внимания и к наземному пассажирскому транспорту, говорилось на встрече Мэра с журналистами. Обновляется подвижной состав. За два последних года уже закуплено 3643 новые машины.

В этом году планируется приобрести еще 650 автобусов, 51 троллейбус и 67 трамваев. Будет установлено 600 информационных панелей на крупных остановочных пунктах для удобства маломобильных граждан и для тех людей, которые активно пользуются наземным городским транспортом.

Сейчас разрабатывается новая концепция развития трамвайной сети. Этот вид транспорта появится там, где не вызовет возражения жителей, хотя Мэр убежден, что трамвая не надо пугаться, ведь это будет уже не дребезжащий «раскрасавец двадцатых годов», а новый, комфортный, бесшумный трамвай, приспособленный и для людей с ограниченными возможностями. Проведен конкурс на новые модели, и уже скоро на московских линиях появятся первые 100 таких вагонов. Нам предстоит обновить около тысячи вагонов. Это огромная программа, но от трамвая город не отказывается, наоборот, будет его развивать.

Для города, подчеркнул С.Собянин, любая существующая транспортная инфраструктура является крайне важной и полезной. Одно время, например, говорили об убыточности монорельса. Но после того как по нему стало можно ездить по такому же билету, как в метро, количество пассажиров здесь увеличилось почти на 20 процентов, и сейчас монорельсовым транспортом пользуются порядка 16 – 17 тысяч человек. Это достаточно серьезный показатель, сказал Максим Ликсутов.

Мэр же добавил: «Люди привыкли к монорельсу. Зачем же его убирать или разрушать?» В транспортной системе города будут присутствовать и маршрутные такси. Что касается обычных такси, то в перспективе, по мнению Ликсутова, они отлично дополнят систему городского транспорта. Сейчас в Москве насчитывается примерно 27 с небольшим тысяч легальных такси. Городские власти планируют довести их количество до 55 тысяч. Сейчас идет работа над программой допуска легальных такси на выделенные полосы, что даст им немалые преимущества перед нелегальными перевозчиками.

Разговор на встрече журналистов с Мэром шел и о развитии интеллектуальной транспортной системы, которая позволит повысить среднюю скорость движения на дорогах, снизить количество аварий. Планируется создать интеллектуальный центр по управлению дорожным движением. Пассажиры уже оценили маршруты автобусов- полуэкспрессов и поездку по выделенным полосам. Детекторы транспортных потоков, комплексы фото- и видеофиксации, оснащение всего парка общественного транспорта системами ГЛОНАСС – все это позволит улучшить обстановку на московских дорогах, а поездки общественным транспортом сделать удобнее, комфортнее, быстрее.

Нина Баталова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: