Главная / Статьи
16 апреля 2013 г. 12:42, Градостроительная политика

Трамвай московских желаний

На промышленной ярмарке в Ганновере показали общественный транспорт будущего.

На промышленной выставке-ярмарке в Ганновере Hannover Messe, которая проходила на прошлой неделе, показали новые скоростные трамваи и вагоны для Московского метрополитена. Их представил российско-канадский тандем производителей Bombardier Transportation и Уралвагонзавод (УВЗ). Трамвай FLEXITY опробует столичные рельсы уже в начале следующего года, а за право поставки поездов в подземку еще предстоит побороться.

Более 160 российских компаний представили свои достижения в различных сферах промышленности, энергетики, транспорта и экологии на Hannover Messe, крупнейшей в мире выставке индустриальных достижений. В церемонии открытия принял участие президент России Владимир Путин. Он отметил, что в этом году ярмарка проходит под девизом «Интегрированная промышленность», а Россия выступает главной страной-партнером. Пожалуй, наиболее интересным стендом для большинства москвичей стала совместная экспозиция УВЗ и Bombardier, на которой представили будущие московские трамваи и потенциально возможные поезда метро.

Российская столица стремительно модернизирует транспортную инфраструктуру, поэтому к производителям подвижного состава предъявляются особые требования. По словам главы ГУП «Московский метрополитен» Ивана Беседина, среди этих требований есть и видимые для пассажиров, например, сквозной проход через весь состав, который позволит провозить гораздо больше пассажиров, чем сейчас: «В будни столичное метро обслуживает около девяти миллионов человек. Так что увеличение провозной способности поездов – одна из самых важных задач».

По словам старшего директора по развитию нового бизнеса Bombardier Флавио Канетти, в проекте нового метропоезда многие из решений значительно превосходят минимальные требования технического задания тендера на поставку вагонов для метрополитена. Это, например, расширенный дверной проем, который увеличивает скорость посадки и высадки пассажиров более чем в два раза, или новая система распределения воздушных потоков внутри салона, создающая равномерный благоприятный климат в вагоне.

Гендиректор УВЗ Олег Сиенко и президент Bombardier Лоран Трогер подписали на ярмарке соглашения, которые устанавливают долгосрочное партнерство по разработке и производству вагонов метро на рынке России и СНГ. Также производители рассматривают возможность создания совместного предприятия по техническому обслуживанию поездов метро на протяжении всего их жизненного цикла. Такое требование теперь предъявляют к производителям поездов московские власти: компания, которая выиграет тендер, обязана будет сама обслуживать и ремонтировать подвижной состав. «Для этого иностранные поставщики будут вынуждены организовывать в России собственные сервисные производства, чтобы избежать задержек, связанных с доставкой запчастей», – рассказал Иван Беседин. Это новая веха в сотрудничестве двух компаний, которая может привести к созданию порядка 1200 новых рабочих мест в России. Правда, для этого сначала нужно выиграть тендер на поставку вагонов метро Московскому метрополитену.

Между тем один тендер от московских властей на 8,46 млрд рублей тандем производителей уже выиграл в прошлом году. Как рассказал Владимиру Путину Олег Сиенко, партнерство с компанией Bombardier, начатое в прошлом году, уже дало свои первые практические результаты: «Мы выиграли тендер на поставку современных трамваев для нужд Москвы. Сегодня подтвердили свои намерения также серьезно работать по тендерной заявке на поставку в столицу новых вагонов метро».

Выигранный тендер стал одним из самых скандальных за последнее время. Первый трамвайный конкурс департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры объявлял еще летом 2012 года.

Заявки на него подали Трансмашхолдинг c Alstom, Уралвагонзавод с Bombardier, группа Sinara Transport Vehicles и Усть-Катавский вагоностроительный завод. Однако к тендеру не были допущены сразу две компании – Sinara Transport Vehicles и УВЗ. Причины, по которым заявки были отклонены, – несоответствие сроков поставки с обозначенными в условиях тендера и технических параметров. Обе компании обратились в Федеральную антимонопольную службу. В ФАС жалобы заводов не удовлетворили, но конкурс все же отменили с рекомендацией уточнить техзадание.

25 октября прошлого года департамент транспорта объявил повторный тендер. Новое техническое задание было полностью согласовано с поставщиками, а сроки поставки трамваев продлены до 2014–2015 годов (изначально планировалось, что трамваи должны быть поставлены в 2013–2014 годах).

Победив на конкурсе, Уралвагонзавод совместно с Bombardier должны будут поставить 70 единиц техники в 2014 году и 50 – в течение 2015 года. Первые четыре трамвая пройдут эксплуатационные испытания в начале 2014 года на маршруте № 17 (Медведково – Останкино). Новый трамвай для московских улиц получил название FLEXITY. В основном потому, что при его производстве используется одна из самых последних разработок – практически бесшумное шасси Bombardier FLEXX.

«Для обеспечения будущего успеха таких глобальных мегаполисов, как Москва, существует необходимость облегчить и улучшить способ путешествия пассажиров и сократить время транзита, – сказал Лоран Трогер. – Объединив усилия с УВЗ, мы можем предложить самые современные трамваи и метро для России, которые обеспечивают безграничную мобильность, устанавливают новые стандарты в комфорте пассажиров».

Александр Шибанов

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: