Главная / Статьи
24 сентября 2014 г. 10:16, Градостроительная политика

Территория комфорта

Как реорганизуют систему общественного транспорта столицы?

Как показывает мировой опыт, дорожные проблемы мегаполисов решаются тогда, когда власти отдают приоритет общественному транспорту. Создать современную систему пассажиропотоков помогают транспортно-пересадочные узлы, объединяющие все маршруты в единую сеть.

Загрузим транспорт, разгрузим дороги

Москва столкнулась с транспортными трудностями позже многих мегаполисов, и, изучив зарубежные «работы над ошибками», столичные власти будут решать наболевшие проблемы лишь проверенными методами. «Программа строительства ТПУ абсолютно новая, ее в нашей стране, по большому счету, никто не знает, - говорит Марат Хуснуллин, заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. - Мы пригласили иностранных экспертов, у которых есть подобные успешно реализованные проекты. Сейчас наши специалисты работают вместе с ними, набираются опыта».

Разобраться в нынешней сложной схеме пересадок и выстроить оптимальный маршрут зачастую не под силу даже коренному москвичу (особенно когда речь идет о «чужом» районе) - из-за этого и возникает неравномерная загрузка транспорта. Связать столичную «пассажирскую» сеть воедино, сделать ее понятной как раз и призваны транспортно-пересадочные узлы. Международная практика доказывает, что удобные пересадки могут обеспечить резкий рост популярности общественного транспорта у горожан.

«Основное предназначение ТПУ - создание благоприятных и безопасных условий для пересадки с одного вида транспорта на другой (по аналогии с переходом между станциями метро)», - говорит Андрей Бочкарев, руководитель Департамента строительства Москвы. В текущей городской программе заложены проектирование и строительство не менее 163 капитальных и 92 плоскостных узлов. Располагать их будут равномерно по всей столице, согласно принятой в 2012 г. отраслевой схеме. За разработку проектов и строительство ряда ключевых ТПУ в системе московского метрополитена отвечают специалисты инжиниринговой компании «Мосинжпроект».

Единой модели ТПУ не существует - проект и площадь очень сильно зависят от местоположения и видов транспорта. Небольшие ТПУ объединят от одного до трех видов общественного транспорта и перехватывающую парковку.

На крупных узлах можно будет сделать пересадку между метрополитеном, железной дорогой, наземным общественным и личным транспортом. Кроме того, на территории крупных ТПУ будут находиться социальные и бытовые учреждения, где пассажиры, не теряя времени, смогут решить свои насущные вопросы.

И в метро спуститься, и в кафе посидеть

Крупные ТПУ уже доказали свою эффективность в разных странах мира. Взять, к примеру, узел Shinagawa, расположенный в одном из центральных районов Токио. На 5,3 га спроектирован крупнейший транспортный хаб (узел), обеспечивающий комфортную пересадку на скоростную электричку, едущую на запад страны, 4 линии железных дорог, 2 ветки наземного метро, 10 линий скоростного внеуличного транспорта, а также на автобус и на такси. Авторы придумали, как сделать единую пешеходную платформу, где удобнее всего покупать билеты, как разместить залы ожидания и магазинчики, кафе и информационные службы.

Надо сказать, что за такие проекты все чаще берутся известные дизайнеры, превращая изначально скучные функциональные помещения в арт-объекты, украшающие городское пространство. Таков проект строящегося в Сан-Франциско транспортного хаба Transbay, разработанный студией архитектурного дизайна Pelli Clarke Pelli Architects. Этот ТПУ не просто свяжет 11 маршрутов городского транспорта, но и соединит мегаполис с окружающим его регионом и всей ж/д системой страны. Важной частью узла является «зеленая» крыша с парковой площадью в 2,2 га - Transbay задуман как городской оазис с кафе, игровыми площадками, зонами для пикника.

Московские транспортные хабы устроят по тому же принципу - москвичам предоставят множество разнообразных сопутствующих услуг.

«Мы прорабатываем идею создания в ТПУ нового вида офисов - флекс-спейсов, - рассказывает Антон Татарчук, руководитель ряда проектов ТПУ ОАО «Мосинжпроект». - Речь идет о небольших промышленных производствах. Такой вид офисов в первую очередь направлен на развитие местного малого и среднего бизнеса».

И самое главное: после реализации программы строительства ТПУ эксперты ожидают, что время поездок по Москве сократится на 15%, автомобильный трафик на дорогах снизится на 20 тыс. автомобилей в утренние часы пик. В целом же пересадочные узлы увяжут реконструированную транспортную систему мегаполиса в единое целое, создав комфортные условия передвижения для всех.

Анатолий Рыбаков

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: