Главная / Статьи
15 января 2016 г. 12:37, Транспортное строительство

Строители готовят премьерные показы

В 2016 году будет запущено пассажирское движение на МКЖД, откроется первый участок Третьего пересадочного контура метро, начнется возведение ТПУ и северного дублера Кутузовского проспекта.

Уже очевидно, что наступивший 2016 год будет непростым для столичного Стройкомплекса. Два года подряд Москва била рекорды по вводу недвижимости, но в условиях продолжающегося кризиса, санкций и снижения цен на нефть падение объемов строительства неизбежно: эксперты прогнозируют, что рынок просядет как минимум на 20-30%. Тем не менее, несмотря на трудности, которые есть и у столичного бюджета, городские власти обещают горожанам ряд громких строительных премьер. В 2016 году будет запущено пассажирское движение на МКЖД, откроется первый участок Третьего пересадочного контура, начнется строительство ТПУ и северного дублера Кутузовского проспекта.

К удивлению самих чиновников, показатели кризисного 2015 года в Москве оказались даже лучше спокойного 2014-го. Если в 2014 году строители отрапортовали о сдаче в эксплуатацию 8,8 млн кв. метров недвижимости, что на 300 тыс. кв. метров превышало рекорд 2013 года, то на этот раз итоги еще более внушительны. По предварительным данным, в минувшем году в столице было построено более 9 млн кв. метров жилых и коммерческих площадей, а также 70 объектов социальной инфраструктуры, 93 километра дорог и 31 искусственное сооружение (развязки, тоннели, мосты). Рекордные результаты в первую очередь объясняются инертностью строительного рынка, который не сразу реагирует на негативные тенденции. Большинство инвесторов не стали начинать новые проекты, но продолжили реализацию старых – отсюда высокие показатели ввода коммерческих площадей. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, власти города, по словам мэра Сергея Собянина, не стали переходить на однолетний цикл планирования, сохранив трехлетнюю Адресную инвестиционную программу с объемом финансирования 1 трлн 115 млрд руб. Глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин говорит, что это было непростое решение и главная антикризисная мера, благодаря которой стройкомплекс сможет планировать свою работу в 2016–2018 годах, чтобы построить за это время около 540 объектов, в первую очередь в сегменте дорожно-транспортной инфраструктуры.

Приоритетными проектами 2016 года заммэра называет запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги и строительство метро. В готовом виде МКЖД – это 54 километра путей и 31 остановочный пункт: на 17 станциях пассажиры смогут пересесть на метро, 10 ТПУ будут связаны с радиальными направлениями железной дороги. Сейчас строительные работы на кольце завершены на 90%. Предполагается, что летом начнется техническая обкатка новой рельсовой дороги, которая, как рассчитывают чиновники, станет вторым пересадочным контуром, а 2 сентября МКЖД должно принять первых пассажиров. За первый год эксплуатации «наземное метро» перевезет 75 млн человек, а к 2025 году пассажиропоток вырастет до 300 млн. За счет запуска железнодорожного кольца заметно снизится нагрузка на столичные вокзалы, а также на основные ветки метрополитена – в частности, на северном участке Сокольнической ветки число пассажиров уменьшится на 20%, на Таганско-Краснопресненской – на 18%, на Кольцевой линии – на 15%. В горадминистрации не сомневаются, что повторно переносить открытие МКЖД (изначально предполагалось, что дорога заработает до конца 2015 года) не придется – все работы, включая создание поездов (заказ, как уже сообщала «Московская перспектива», получили структуры Трансмашхолдинга), идут по утвержденному графику.

Всего же, по словам Марата Хуснуллина, в 2016 году планируется ввести в эксплуатацию около 80 километров линий рельсового транспорта: помимо 54 километров МКЖД это более 20 километров метрополитена. «По скорости строительства и по объемам работ в метро Москва является одним из мировых лидеров. При этом высокие темпы метростроения никак не сказываются на качестве. Сегодня в мире нет ни одного мегаполиса, который мог бы за год обеспечить такой ввод линий рельсового транспорта», – подчеркивает заммэра. В настоящее время задействовано 35 тыс. специалистов, рабочих, проектировщиков и инженеров. «Сейчас в стройке находятся более 60 километров, 35 станций и 5 депо», – уточняет господин Хуснуллин. К объектам ввода 2016 года относится первый участок Третьего пересадочного контура со станциями «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» и «Петровский парк». На станции «Деловой центр» пассажиры смогут перейти на одноименную станцию желтой ветки и «Выставочную» голубой линии. На «Петровском парке» можно будет пересесть на «Динамо» Замоскворецкой линии, «Хорошевская» будет пересекаться с «Полежаевской» Таганско-Краснопресненской ветки. На «Шелепихе» и «Ходынском поле» пересадки на радиальные линии не предусмотрены. Длина первого участка ТПК – 12 километров.

Кроме того, до конца года должен быть запущен в эксплуатацию участок Люблинско-Дмитровской линии от «Бутырской» через «Фонвизинскую» до «Петровско-Разумовской». («Бутырская» находится рядом с платформой Останкино и возьмет на себя часть пассажиров, прибывающих из пригорода, «Фонвизинская» – рядом с монорельсовой станцией «Улица Милашенкова», «Петровско-Разумовская» получит переход на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии.) «Это самая тяжелая ветка. Она находится на глубине 60 метров, работы идут в сложнейших геологических условиях. Сложности возникают даже не в проходке под землей, а в строительстве наклонных ходов, потому что они пересекают два водоносных слоя с огромным притоком воды», – отмечает Марат Хуснуллин. Открытие линии качественно улучшит транспортную ситуацию для полумиллиона москвичей, проживающих в районах Марьина Роща, Бутырский и Тимирязевский. После открытия новых станций скорее всего закроют монорельс: департамент транспорта хочет запустить по эстакаде, где сейчас курсируют поезда, трамвай – он сможет перевести гораздо больше пассажиров. Наконец, еще одной строительной премьерой наступившего года станет запуск участка Калининско-Солнцевской линии на юго-западе города. Это станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Всего в 2016 году должны открыться 14 станций (!) – рекорд за всю историю существования метрополитена. Впрочем, три станции перешли в новый год из старого: «Румянцево», «Саларьево» и «Ховрино» по разным причинам не смогли запустить в положенный срок.

Помимо станций в Москве наконец начнут строиться транспортно-пересадочные узлы. Власти признают, что от замысла до его реализации пришлось пройти долгий путь, но к настоящему моменту основные проблемы решены. Одобрены проекты планировки 99 ТПУ: при этом 49 объектов прошли публичные слушания, а 26 уже официально утверждены постановлениями правительства Москвы. В наибольшей степени готовности находятся 6 ТПУ – «Алма-Атинская», «Новокосино», «Рассказовка», «Селигерская», «Парк Победы», «Лефортово»: разработаны финансовые схемы и бизнес-планы, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

В области дорожного строительства основной акцент по-прежнему будет сделан на проектах, способных заметно улучшить транспортную ситуацию в городе. По словам Марата Хуснуллина, проектно-сметная документация разработана на 300 километров дорог и искусственных сооружений.

«За прошедшие пять лет мы построили 20% от всех искусственных сооружений в городе, 10% от всех построенных дорог, 35% от всех построенных наземных и подземных пешеходных переходов», – отмечает глава стройкомплекса. Ежегодно строители планируют сдавать в эксплуатацию не менее 90 километров дорожно-транспортной инфраструктуры. В 2016 году продолжится реконструкция МКАД, а также активное строительство Северо-западной и Северо-восточной хорд. До конца года завершится первый этап реконструкции Калужского шоссе – от границы старой Москвы до поселка Ватутинки. «Фактически это не реконструкция, а строительство новой полноценной трассы. Это будет десятиполосная магистраль, которая станет основной автомобильной хордой новой Москвы», – отмечает господин Хуснуллин. Полностью реконструкция Калужского шоссе должна завершиться к 2018 году, все необходимые средства предусмотрены АИП.

Летом в Москве планируется приступить к сооружению северного дублера Кутузовского проспекта: 40 млрд руб. в проект вложат частные инвесторы, заключившие с городом концессионное соглашение. Дорога пройдет из района делового центра «Москва-Сити» до МКАД с выходом на Молодогвардейскую развязку. Строительство должно завершиться до 2021 года.

Помимо дорог и метро трехлетняя АИП является гарантом ритмичного ввода объектов социальной инфраструктуры. В прошлом году в столице было построено 19 школ, 25 детских садов, 13 объектов здравоохранения, 10 объектов спорта и 3 объекта культуры. Примерно такие же объемы сохранятся и в новом периоде. «Несмотря на непростую экономическую ситуацию, все объемы бюджетного финансирования по строительству таких объектов сохранены», – утверждает Марат Хуснуллин.

Если бы не кризис, у городских властей не было бы причин переживать и за коммерческий сегмент. В 2015 году Градостроительно-земельная комиссия утвердила проекты, предусматривающие строительство более 37 млн кв. метров недвижимости, из которых 15 млн кв. метров, то есть почти 40%, – жилье. Кроме того, инвесторам на руки были выданы разрешения на строительство 9,4 млн кв. метров площадей, а всего по действующим разрешениям в Москве можно построить 32 млн кв. метров. Однако в нынешней ситуации очень трудно предсказать, какая часть проектов будет реализована, а главное – в какие сроки. По данным «Московской перспективы», представители Клуба инвесторов, объединяющего крупнейших застройщиков столицы, уже обратились к руководству города с просьбой временно отменить обязательства по созданию объектов социальной инфраструктуры и взимание платежа за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Однако власти вряд ли пойдут на такие уступки, поскольку платежи и частные инвестиции уже учтены в бюджете и АИП 2016 года.

Елена Егоршина

Метрополитен, Дороги, железная дорога

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: