Главная / Статьи

Стеклянный колпак усадьбы Голицыных

В среду, 24 июня, в Пушкинском музее состоялось заседание Архитектурного совета столицы, на котором обсуждалась судьба усадьбы Голицыных.

Старинное здание входит в комплекс строений, составляющих музейный городок, в ходе реставрации и реконструкции памятника его приспособят для размещения Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XXI веков. Особняк расположен практически в центре квартала, ограниченного Знаменскими переулками и улицей Волхонкой, сейчас в нем базируется Институт философии РАН.

Усадьба Голицыных была построена в 70-е годы XVIII века. Сначала особняк по проекту петербургского архитектора Саввы Чевакинского начали его московские коллеги Иван Мергасов и Иван Жеребцов, а в 1774 году проектом занялся знаменитый Матвей Казаков.

В истории усадьбы был один очень интересный период - с 1865 по 1886 год здесь работал художественный музей, в котором выставлялись коллекции представителей семьи Голицыных - около 700 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Музей работал три дня в неделю. Когда у Голицыных возникли финансовые трудности, коллекция музея пополнила запас Эрмитажа. По иронии судьбы, 12 лет спустя совсем рядом, на месте бывшего Колымажного двора, началось история другого художественного музея.

Стараниями Ивана Владимировича Цветаева здесь был заложен Музей изящных искусств имени Александра III, ныне Государственный музей изобразительных искусств носит имя другого Александра, великого русского поэта Пушкина.

После революции в здание въехала Коммунистическая, а в 1929 году, в связи с расширением, здание было надстроено. В процессе реконструкции бывшая усадьба потеряла монументальный фронтон балюстраду вдоль крыши. В 1936 году академия перестала существовать, а в 1960 году здание занял Институт философии АН СССР, в этом же году здание получило статус памятника архитектуры как "усадьба Голицыных с двухэтажной надстройкой".

И хотя философы по-прежнему занимают особняк, сегодня здание принадлежит Пушкинскому музею, поэтому в 2013 году прошел конкурс на проект реставрации и реконструкции памятника и приспособление для размещения в нем Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XXI веков. Результаты работы архитекторов и были выставлены на суд совета.

Камнем преткновения для проектировщиков стала упомянутая двухэтажная надстройка 1929 года. С одной стороны, она имеет такой же охранный статус, что и все здание, с другой — фактической архитектурной ценностью не обладает. Нельзя не учитывать и то, что оба надстроенных этажа нужны музею. Архитекторы решили вопрос довольно остроумно — они предложили восстановить утраченные элементы старинной постройки, а два верхних этажа укрыть стеклянным экраном, который бы визуально отделял безликую надстройку от творения Чевакинского и Казакова.

В результате здание снова органично вписывалось бы в двухэтажную застройку Волхонки, а стеклянный экран перекликался бы с построенной по проекту знаменитого Шухова крышей Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Кроме того, между экранами из стекла и стеной третьего и четвертого этажей создавалась бы воздушная подушка, которая служила бы сохранности картин. Реставрационная секция Совета по культурному наследию в общем проект одобрила, но поставила два условия: крыша должна быть отделена от экрана, а сам экран смонтирован так, чтобы его можно было снять.

Сотрудникам музея, которые обсуждали проект за несколько дней до архитектурного совета, особенно понравилось то, как проектировщики предложили обустроить интерьеры. Подземный этаж (в настоящее время отсутствующий) почти полностью будет занят оборудованием, необходимым для функционирования музея, в его левой части будет таможенная служба, в правой - помещение для сотрудников. Также планируется использовать сохранившееся помещение бывшего погреба.

- Он может быть использован как винный погреб, тем более, что имя одного из Голицыных связано с крымскими винами, - рассказал один из авторов проекта Юрий Авакумов.

На первом этаже планируется обустроить вестибюль, кассовые залы, административные помещения и помещения для экскурсоводов. Гардероб решено убрать в технический коридор и сделать там конвейер, что позволяет освободить пространство для экспозиции.

Предполагается, что здесь будут выставляться полотна импрессионистов. На втором этаже планируется сделать анфиладу экспозиционных залов, через которую посетители по парадной лестнице будут попадать на третий этаж, где планируется создать выставочный зал площадью 800 квадратных метров, еще один большой выставочный зал разместится на четвертом этаже.

- Выставочное пространство четвертого этажа будет находиться под большим стеклянным фонарем, - рассказал. - В основном оно для временных выставок, которые можно сюда приводить. Высота зала - от четырех до шести метров.

Во время обсуждения проекта на Архитектурном совете мнение его участников разделились. Многие горячо поддержали авторов, другие, в частности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор музейного городка Юрий Григорян, посчитали, что нужно вовсе предоставить новый проект.

— Это один из самых сложных проектов, который рассматривал совет, — сказал Кузнецов. — Представленное решение нежизнеспособно, хотя и очень интересно.

При этом он пояснил, что совет не занимается согласованием проекта, то есть окончательное решение примут органы, отвечающие за сохранение культурного наследия.

Августин Северин

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: