Главная / Статьи

Спасательный круг для строителей города. Из-за снижения курса рубля падения отрасли не будет

В нынешней непростой экономической ситуации госзаказ может стать средством спасения строительной отрасли, сохранения ее структур и кадрового потенциала в условиях спада инвестиционной активности частного бизнеса. Столичный Департамент строительства ставит перед собой на этот период и более масштабные задачи: не только сохранить темпы строительства метро и объектов дорожной инфраструктуры, но и завершить в течение этого года все знаковые транспортные долгострои.

– Мы не вносим в Адресную инвестиционную программу никаких корректив и планируем в полном объеме выполнить все намеченные программы по строительству метро и дорог, детских садов и школ, спортивных объектов и объектов здравоохранения, – заявил глава Департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев. – По результатам последних лет Москва не только сравнялась по темпам развития городской среды с ведущими мегаполисами мира, такими как Нью-Йорк, Лондон, Париж и Берлин, но сумела обогнать их по ряду показателей.

Сейчас российская столица занимает первое место по динамике развития транспортной инфраструктуры, строительства офисов и торговых центров. По темпам строительства новых линий метрополитена мы практически сравнялись с мировыми лидерами – Пекином и Шанхаем.

Транспортное строительство надежная гавань в период кризисных бурь

В сфере дорожного строительства город набрал хорошие темпы и не намерен их сбавлять. В минувшем году в столице в границах «старой» Москвы было построено и реконструировано более 78 км дорог, еще 7,6 км дорожного полотна проложено строителями на присоединенных территориях (для сравнения: в 2010 году строители сдавали 19 км дорог, в 2011 году – 56 км).

В 2014 году завершилась реконструкция двух вылетных магистралей: модернизированы 9,5 км шоссе Энтузиастов и 9,7 км Можайского шоссе.

– В связи с изменением курса рубля снижение объемов строительства не планируется, так как при строительстве объектов в основном используются отечественные материалы и технологии, – заверил глава столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев. – В 2015 году планируется построить 83 км дорог, 23 искусственных сооружения, 20 пешеходных переходов.

С 2011 года темпы дорожного строительства в Москве выросли в 4,5 раза. Столь существенного сокращения сроков строительства удалось достичь, с одной стороны, за счет интенсификации выполнения работ, перехода на трехсменный режим. Кроме того, резко увеличилась сумма бюджетных инвестиций в дорожное строительство. Если в прошлом десятилетии выделялось 20–25 млрд руб.

в год, то в 2011 году на строительство и реконструкцию дорог было потрачено 120 млрд руб. В 2015 году на дорожное строительство из бюджета города будет выделено 80 млрд руб.

– Это меньше, чем в 2014 году. Но, во-первых, основные крупные объекты уже построены, завершены основные работы на вылетных магистралях. Во-вторых, мы уточнили стоимость проектов. По сравнению с предыдущими годами она уменьшилась в среднем на 25–30% за один километр, – сообщил Андрей Бочкарев. – Всего же на транспортное строительство в период с 2014 по 2017 год выделяется 1,5 трлн руб. Эти средства пойдут как на прокладку и реконструкцию дорог, так и на строительство новых линий метро. В целом по городу в процессе строительства объектов транспортной инфраструктуры задействовано 300 крупных городских строительных компаний. Около 15 из них являются генподрядчиками на объектах дорожного строительства и реконструкции, три самые крупные – «Мостотрест», «АРКС», «Ингеоком».

Вслед за процессом реконструкции вылетных магистралей в городе начинается строительство серии дорог, соединяющих окраины, среди которых и такие масштабные сооружения, как Южная рокада, участок от Балаклавского до Пролетарского проспекта, которой будут строить уже в этом году.

В 2015 году планируется завершить еще один дорожный долгострой, судьба которого до сих пор оставалась неопределенной. Речь идет о первом участке Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, который станет частью Северо-Восточной хорды. Адресной инвестиционной программой предусмотрено продление этого участка на юго-восток и соединение его с МКАД в районе «Вешняки».

Протяженность этого участка составит более 12 км, на нем появится шесть эстакад общей длиной 3,6 км, а также три подземных пешеходных перехода.

В конце 2014 года было запущено движение по участку Северной рокады от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы протяженностью 5,6 км и по транспортной развязке на пересечении с Фестивальной улицей. Недавно было принято решение о продлении уже построенного участка в районе шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе. Сейчас проектируется еще несколько отрезков – до Открытого шоссе в северном направлении. Но окончательно не решено, как трасса Северо-Восточной хорды будет пересекать парк Лосиный остров. Предлагалось три различных варианта трассировки: прокладка под особо охраняемой природной территорией тоннеля, сооружение эстакады и строительство новой дороги в створе железной дороги. Окончательное решение, по словам Андрея Бочкарева, должно быть принято на протяжении 2015 года.

Полным ходом будет вестись в нынешнем году и строительство Северо-Западной хорды. Масштабный транспортный проект полностью закончат не раньше следующего года. Строительство Алабяно-Балтийского тоннеля – ключевой части будущей Северо-Западной хорды и одного из самых сложных дорожных долгостроев – было благополучно завершено в начале года.

В рамках прокладки Северо-Западной хорды на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина будет возведено уникальное для столицы сооружение – винчестерный тоннель.

– В связи с тем что тоннель возводится в существующем створе дороги и в условиях плотной городской застройки, было принято решение о вертикальном расположении его стволов, то есть одно направление движения будет находиться над другим, – пояснил Андрей Бочкарев. – Протяженность тоннеля составит 800 м, его строительство должно завершиться во втором квартале 2016 года.

Особенно интенсивно в 2015 году будут строиться новые путепроводы над железнодорожными путями. Это нужно для того, чтобы железная дорога не превращалась в границу, жестко изолирующую друг от друга соседние районы. Такой путепровод над полотном железной дороги Павелецкого направления позволит соединить районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное.

Восемь путепроводов, необходимых для запуска движения пассажирских поездов, появятся на Малом кольце Московской железной дороги.

Город будет строить путепроводы и на месте переездов, регулируемых шлагбаумами, причем не только в «старой» и «новой» Москве, а также в ближнем Подмосковье. До 2017 года в местах пересечения дорог регионального значения с интенсивным движением Московской железной дороги предстоит построить семь автомобильных путепроводов. Они возводятся в рамках совместного проекта Правительства Москвы и «РЖД» по развитию инфраструктуры железнодорожных перевозок.

Четыре путепровода появятся на Киевском направлении железной дороги – в районе станций «Переделкино» и «Рассудово» в Наро-Фоминском районе Подмосковья и вблизи поселков городского типа Кокошкино и Крекшино. Еще три путепровода построят в ТиНАО – в Щербинке на Курском направлении и на традиционных московских землях возле станции «Нижние Котлы» Павелецкого направления и в створе Сходненского тупика на Рижском направлении.

Тоннели выводят на свет

Строительство метро также дает возможность строительным компаниям загрузить свои мощности и сохранить потенциал в нелегкие кризисные времена. Ежегодное финансирование на протяжении ближайшего трехлетия останется стабильным и составит примерно 150 млрд руб. В нынешнем году объемы строительства метро будут больше, чем в прошлом, экономически благополучном году, когда финансирование строительства объектов метрополитена составило более 130 млрд руб.

В настоящее время на строительстве метро задействовано свыше 40 тыс. человек. Работы одновременно ведутся на 350 площадках. На протяжении 2014 года было пройдено более 23 км с помощью тоннелепроходческих комплексов и более 5 км горным способом. Если прежде на строительство станции отводилось в среднем пять лет, то теперь их вводят в строй за два года.

Скоро начнется строительство целого ряда станций Третьего пересадочного контура, а также продолжатся работы по продлению Люблинско-Дмитровской линии. По итогам года планируется ввести в строй восемь новых станций подземки. Первыми, в начале года, пассажиров примут станции «Румянцево», «Саларьево» на Сокольнической ветке и «Котельники» на Таганско-Краснопресненской – это произойдет в начале года.

Затем в начале сентября, в канун Дня города должен быть введен в строй участок на Люблинско-Дмитровской линии к северу от «Марьиной Рощи» с тремя новыми станциями – «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской».

– Это самая сложная ветка из тех, которые сейчас строятся в Москве, – отметил Андрей Бочкарев. – Работы ведутся на большой глубине и в сложных грунтах. К тому же сложнейший с технической точки зрения объект возводится на большой глубине – более 60 м.

На ТПК только одна станция глубокого заложения, которая строится закрытым способом, – это «Нижняя Масловка» около Савеловского вокзала, а на Люблинско-Дмитровской ветке – пять станций глубокого заложения. В настоящее время уже ведется строительство первого пускового участка ТПК, который включает в себя шесть станций: «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». В течение 2015 года работы должны развернуться на всех его сегментах. Открыть первый участок планируется в 2016–2017 годах. Далее новые участки будут вводиться ежегодно. Полностью замкнуть кольцо планируется в 2020 году. Контур свяжет между собой удаленные районы города. Его ввод позволит разгрузить центральные станции метро примерно на 25%.

Еще больший объем ввода новых станций метро запланирован на 2016 и 2017 годы, когда в строй начнут вводиться станции Кожуховской линии Третьего пересадочного контура. Протяженность контура составит 58,6 км, на нем будет построено 28 станций. Запланировано 18 пересечений со станциями метро, два пересечения с Малым кольцом Московской железной дороги и семь пересечений с радиальными направлениями железных дорог.

В конце года на Замоскворецкой линии появятся две новые станции: «Ховрино» за «Речным вокзалом» и «Технопарк» (между «Автозаводской» и «Коломенской»).

В 2015 году должен быть решен вопрос о реконструкции Филевской линии. В настоящий момент рассматривается график организации работ.

Если первые станции на присоединенных территориях откроются уже в самое ближайшее время, то на территорию Московской области – в Мытищи – подземка придет лишь после 2018 года.

– Раньше этого срока работы не начнутся, поскольку приоритетным является решение транспортных проблем столицы, но в программе строительства метро до 2020 года этот объект есть, – заверил Андрей Бочкарев.

Дмитрий Ильин

Дмитрий Ильин

Недвижимость

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: