Главная / Статьи

Север Москвы - это звучит хорда

В Москве появится "Винчестерный" тоннель. Его построят по просьбам трудящихся.

Строители приступают к активной фазе работ на улице Народного Ополчения, входящей в проект Северо-Западной хорды. Все участки, попадающие под расширение магистрали, уже освобождены. Начинается сооружение ограждающих конструкций, за которыми будет строиться первый в Москве тоннель «винчестерного» типа.

«В таком тоннеле одно направление движения располагается под другим, что позволило сэкономить пространство и отодвинуть стройку еще на 8 метров от жилых домов», – говорит глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин. Правда, бюджет сэкономить не удалось: ноу-хау обойдется городу в 6 млрд руб.

Северо-Западная хорда – один из самых сложных транспортных проектов, продвигаемых столичной Мэрией. В результате публичных слушаний чиновники были вынуждены отказаться от одной полосы движения в каждом направлении на всем протяжении хорды от Дмитровского шоссе до МКАД (19,5 км) и заменить ряд эстакад на автомобильные тоннели. «Из-за перепроектирования сроки завершения строительства пришлось передвинуть на один год. Кроме того, более сложные технические решения привели к удорожанию проекта», – сетует глава Стройкомплекса.

В субботу он проинспектировал работы на Южном участке хорды (4,4 км), проходящем по территории районов Щукино и Хорошево-Мневники (СЗАО). Здесь предстоит построить тоннель на пересечении с улицей Берзарина и железнодорожной веткой, снабжающей Курчатовский институт, новый мост через Карамышевский шлюз, еще один мост через Москву-реку в дополнение к Крылатскому и семь внеуличных пешеходных переходов. В деталях пока известен лишь первый этап работ, включающий реконструкцию улицы Народного Ополчения. «Она будет расширена до четырех полос в каждую сторону, из которых три основных и одна выделенная. Строительство тоннеля и пешеходных переходов позволит снять все светофоры на улице за исключением одного», – рассказал представитель застройщика Сергей Чеботарев.

По его словам, проектировщикам пришлось пойти на жертвы ради спокойствия жителей. «Искусственное сооружение логично было строить на пересечении с улицей Бирюзова, а не Берзарина. Но там из-за метро не получался тоннель, а эстакада проходила бы на уровне четвертых-пятых этажей жилых домов, поэтому от этого варианта отказались», – пояснил Чеботарев. Теперь при выезде с улиц Тухачевского и Бирюзова левые повороты будут «оттянутыми», т.е. водителям сначала придется ехать в противоположную сторону и разворачиваться либо на Песчаном путепроводе, либо на «крышке» Берзаринского тоннеля. Однако проектировщики утверждают, что по времени они даже выиграют, так как после реконструкции магистраль поедет быстрее.

«Сам тоннель будет непростой, а «винчестерного» типа», – говорит Чеботарев. Эта конструкция предполагает размещение одного направления движения под другим, а не рядом, как в горизонтальных тоннелях. Такие сооружения давно строятся в европейских городах в условиях плотной застройки, однако в Москве аналогов пока нет. Вертикальное решение позволило еще на 8 метров отодвинуться от фасадов жилых домов, однако затраты бюджета вырастут на 1 млрд – до 6 млрд руб., уточнил Хуснуллин (весь первый этап работ оценивается в 10 млрд руб.). В среднем после расширения улица Народного Ополчения будет проходить на расстоянии 14 – 15 метров от жилья, в самых узких участках – 11 метров. При этом строители обещают провести озеленение, установить шумоизоляционные окна с клапанами для проветривания и шумозащитные экраны. Все работы на Народного Ополчения планируется завершить к августу 2014 года.

На втором этапе строители переместятся в Хорошево-Мневники и, в частности, в Мневниковскую пойму, являющуюся частью ООПТ «Парк Москворецкий». По федеральному законодательству любые проектные решения на ООПТ должны сопровождаться проведением государственной экологической экспертизы. Марат Хуснуллин заверил «МК», что экспертиза «обязательно будет».

Причем проектировщикам дано задание увязать участок Северо-Западной хорды с трассировкой Третьего пересадочного контура метро (ТПК), который также проходит под Мневниковской поймой. «Они должны пройти в одном транспортном коридоре, чтобы влияние на ООПТ было минимальным», – подчеркнул глава Стройкомплекса. Он уточнил, что в пойме, где проектируется развлекательный парк с сопутствующей инфраструктурой, планируется посадить две станции метро под условными названиями «Мневники» и «Терехово». Проект планировки представят общественности в течение одного-двух месяцев.

Елена Егорова

Новости города, Градостроительство