Главная / Статьи
18 октября 2012 г. 14:59, Градостроительная политика

Сергей Собянин: Главная цель - создать город, удобный для жизни и для людей

Вчера С.Собянин выступил с докладом перед депутатами Мосгордумы. Отчитавшись о проделанной работе, Мэр также представил проект бюджета столицы на 2013-2015 годы, который в итоге был принят. (Полный текст выступления)

Заседание Мосгордумы 17 октября, как и ожидалось, началось в 10 утра. После обсуждения ряда рабочих вопросов парламентарии заслушали доклад мэра Москвы С.Собянина. Приводим полный текст его выступления.

Уважаемый Владимир Михайлович, уважаемые депутаты, уважаемые москвичи,

С момента формирования нового Правительства Москвы прошло 2 года. Как вы помните, осенью 2010 года было немало тревог. Высказывались сомнения в способности нового Правительства управлять огромным мегаполисом и решать стоящие перед ним проблемы.

Многие люди просто боялись нестабильности, которая придёт на смену привычному образу жизни. Сегодня очевидно, что управляемость городом – не была потеряна ни на минуту. Наоборот, мы начали движение вперед по большинству направлений развития города.

Для этого потребовалось скорректировать стратегию и идеологию развития Москвы, принять среднесрочные программы для основных отраслей социальной сферы и городского хозяйства, сконцентрировать ресурсы.

И сегодня можно говорить не только о планах, но и о первых результатах проведенной работы.

***

ЭКОНОМИКА МОСКВЫ

В 2011-2012 годах экономика Москвы успешно преодолела последствия экономического кризиса.

Рост валового регионального продукта вышел на уровень 4% в год.

Наиболее тяжелые последствия кризис имел в инвестиционной сфере. Капитальные вложения сократились более чем на 30%. И прогнозы на перспективу – были достаточно неутешительные.

Тем не менее, за 2 года удалось «отыграть назад» примерно половину инвестиционного спада. В 2011 году рост инвестиций составил 5%. Прогноз на 2012-й год – плюс 10%.

Темпы роста реальной заработной платы составляют более 5%. К концу 2012 года средняя зарплата в Москве превысит 50 тысяч рублей в месяц.

Существенный рост оплаты труда был обеспечен не только в коммерческом секторе, но и в социальных отраслях. Т.е., в зоне прямой ответственности городских властей.

Москва преодолела демографическую яму. Впервые с 1988 года рождаемость устойчиво превышает смертность. В городе рождается 120-125 тысяч малышей в год. Это – в 1,5 раза больше, чем в прошлом десятилетии.

Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла 75 лет. Это – хороший европейский уровень.

Стабильные темпы экономического роста, увеличение инвестиций и доходов людей – создают надежную основу для реализации программы развития города.

В недавно опубликованном рейтинге «Города возможностей» компании «ПВК» (ПрайсВотерХаус) Москва вошла в двадцатку наиболее перспективных городов мира.

При этом по таким ключевым показателям качества города как «устойчивое развитие и окружающая среда», «площадь зеленых насаждений», «объем прямых иностранных инвестиций», «доля населения с высшим образованием», «доступ в интернет» мы находимся в первой десятке.

Справочно. Проблемные сферы, которые тянут нас назад – безопасность, здравоохранение, дороговизна жизни и офисов.

***

НОВАЯ МОСКВА

Уважаемые коллеги, 2012-й год войдет в историю как год расширения границ Москвы. По соглашению с Московской областью площадь столицы увеличилась в 2,5 раза.

Зачем потребовалось это решение?

Хотел бы напомнить, что в XX веке наш город 5 раз менял свои границы. И всякий раз – это позволяло решать старые проблемы и открывало новые перспективы.

Более 60% москвичей живут там, где ещё 50 лет назад было Подмосковье. И в наши дни расширение границ – также стало давно назревшим шагом.

Новые территории дадут Москве и новые возможности. В городе появятся новые центры деловой и социальной активности, новые зоны отдыха и рекреации.

А это – сотни тысяч качественных рабочих мест для жителей Москвы и Подмосковья. Это – рост инвестиций и доходов людей на десятилетия вперед.

Вновь повторю мысль, которую неоднократно высказывал раньше.

Большая Москва – это территория будущих возможностей, а не сиюминутных спекулятивных интересов. Её развитие – должно быть максимально бережным и щадящим. И не в ущерб планам развития «старой» территории Москвы.

Для начала – на новых территориях нужно навести элементарный порядок. Провести благоустройство, улучшить условия жизни людей и восстановить зеленый фонд.

Параллельно предстоит заниматься градостроительным проектированием. И опережающими темпами развивать транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру – строить дороги, прокладывать сети, открывать детские сады и школы.

Кстати, ни для кого не стало неожиданностью, что количество «официальных» и «реальных» жителей новых территорий – различается в разы. Зарегистрировано 250 тысяч человек. А фактически проживает – от 500 тысяч до 1,5 млн москвичей. Зимой меньше – летом больше.

Поэтому вся инфраструктура новых территорий должна развиваться из расчета фактической, а не формальной численности населения.

***

НОВАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Уважаемые коллеги,

С самого начала работы нового Правительства неотложной задачей было радикальное изменение градостроительной политики.

За 2 года кропотливой работы удалось остановить снос исторических зданий и бесконтрольную застройку центра Москвы новыми офисами и торговыми центрами.

Сейчас в Центральном округе строится 87 объектов. Вроде бы немало. Но какие это объекты? 35 объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, 14 жилых домов, 13 социальных учреждений, 10 гостиниц. И только 12 объектов – это завершение строительства офисов и административных зданий.

Как вы помните, несколько лет назад – ситуация была прямо противоположной. Строились офисы – и не строилась инфраструктура.

По итогам пересмотра инвестиционных контрактов – принято решение прекратить строительство свыше 9 млн кв. метров различной недвижимости. Из них – на Исторический центр приходится 1 млн 300 тысяч кв. метров.

Параллельно Правительство Москвы завершает разработку нормативных документов, которые юридически запретят разрушительное вторжение в живую ткань города.

Уже утверждены схема высотных ограничений застройки и границы охраны объектов культурного наследия. Приняты жесткие правила выдачи градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) в зонах охраны памятников.

Разработаны режимы использования земель и градостроительные регламенты внутри Бульварного кольца. До конца 2014 года – аналогичные регламенты появятся для всей Москвы в старых дореволюционных границах.

Но запрет на снос и отказ от избыточного строительства – это только начало большой работы.

Следующим этапом – должна стать планомерная реабилитация Исторического центра Москвы.

В 2011-2012 годах за счет бюджета был проведён ремонт 350 фасадов домов в центральной части города.

Завершено благоустройство Бульварного кольца с восстановлением неповторимого облика московских бульваров.

Были выделены дополнительные средства на ремонт городских музеев, театров и концертных залов.

В частности, завершен ремонт Бородинской панорамы, здания Оркестра Павла Когана и ряда других объектов.

За счет частных инвестиций – создан новый театр «Россия», который разместился в известном здании на Пушкинской площади.

Существенно (в 2 раза) выросло финансирование реставрации объектов культурного наследия.

Справочно. Финансирование реставрации. 2010 год – 1,2 млрд рублей, 2012 год – 2,4 млрд рублей.

Проведена реставрация одного из главных символов столицы – Триумфальной арки на Кутузовском проспекте.

Начаты комплексные работы в усадьбе «Останкино», которая фактически была спасена от полного разрушения.

Правительство Москвы поддерживает и возрождение памятников церковной архитектуры. Среди них:

Храм Святой Троицы в Останкино, где был восстановлен уникальный иконостас XVIII столетия;

Церковь Апостола Иоанна Богослова на Новой площади;

Новоспасский монастырь;

Храм святителя Николая Чудотворца в Хамóвниках;

Рогóжская слобода.

В планах на ближайшие годы – стоит реставрация многих других памятников архитектуры. Но в то же время, бюджет не может взять на себя все расходы по сохранению исторических зданий. Это – зона ответственности их собственников и арендаторов. А задача Правительства Москвы – создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в реставрацию.

В 2012 году были проведены первые аукционы по сдаче в аренду аварийных памятников архитектуры – по символической цене 1 рубль за квадратный метр. При этом арендаторы взяли на себя обязательства по их полному восстановлению. В 2013 году эта работа приобретет гораздо бóльшие масштабы.

***

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН МОСКВЫ

Несмотря на сверхплотную застройку, в Москве по-прежнему сохраняется множество полузаброшенных промышленных зон, годами дожидающихся решения своей судьбы.

Необходимо дать новую жизнь этим территориям. Использовать их в интересах жителей и развития экономики. На сегодняшний день уже приняты градостроительные решения по 16 промзонам. Включая территории по берегам Москвы-реки, которые планируется благоустроить и открыть для отдыха граждан.

После реорганизации – площадь промзон, конечно, станет меньше. Но реального производства, науки и бизнеса на этих территориях – должно стать больше.

Москва – должна сохранить свой производственный потенциал.

Один из первых примеров такой политики – это создание кластера наукоемких производств на территории бывшего завода «Москвич». Считаю, что меры по реабилитации Исторического центра и промышленных зон – позволят Москве гармонично развиваться. Не ухудшать, а наоборот – создавать более комфортную городскую среду и наращивать экономический потенциал.

***

ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ

Уважаемые коллеги,

Мы никогда не будем жить в удобном городе, если не улучшим транспортную ситуацию.

Сегодня на решении этой задачи сконцентрированы основные ресурсы развития города. Инвестиции в дорожно-транспортное строительство были увеличены не на проценты, а в разы.

Справочно. В 2010 году на транспортное и дорожное строительство было израсходовано 72 млрд рублей.

В 2011 году – расходы были увеличены до 180 млрд рублей, в 2012 году – до 228 млрд рублей.

В проекте бюджета на 2013 год предусмотрено почти 300 млрд рублей. Это – свыше 15% расходной части бюджета.

Что уже сделано?

Правительство Москвы запустило программу развития метро до 2020 года, которая предусматривает строительство 150 км новых линий и 70 станций.

За 10 лет – Московский метрополитен вырастет в 1,5 раза.

Программа полностью обеспечена ресурсами, определены маршруты новых линий, подготовлены проекты.

На 90 стройплощадках работает свыше 18 тысяч человек.

В 2011-2012 годах будет открыто 6 новых станций – метро станет ближе и удобнее для 600 тысяч москвичей.

В дальнейшем – темпы строительства метрополитена должны существенно возрасти. План на 2013-й год – 14 км новых линий и 7 станций.

Очень важно, что с будущего года основной объем ввода начнут давать новые радиусы и соединительные участки, снимающие избыточную нагрузку с действующих линий.

Крупнейший проект такого рода – Третий пересадочный контур – Большое кольцо Московского метрополитена.

В плановом порядке идет замена подвижного состава метро. Уже 3 линии переведены на составы нового поколения.

Аналогичная программа – реализуется и для развития пригородных железнодорожных перевозок.

В 2011-2012 годах было проведено благоустройство привокзальных площадей и начата реконструкция самих вокзалов.

На 4 вокзалах – Ленинградском, Павелецком, Рижском и Савёловском – реконструкция будет закончена уже в этом году. Пассажиры получат качественно новый уровень сервиса.

Идёт строительство четвертого главного пути на участке «Ленинградский вокзал – Крюково» Октябрьской железной дороги.

Начато и строительство дополнительного пути на Малом кольце МЖД.

Совместно с коллегами из Московской области, «РЖД» и Минтранса России мы активно ведём разработку проектов реконструкции большинства радиальных направлений пригородного сообщения. Эти проекты должны быть реализованы до 2020 года.

В результате – жители Подмосковья смогут с комфортом приезжать в Москву не на личном транспорте, а на электричках. Сегодня – это одна из главных проблем. В «часы пик» более 40% людей едут в Москву на машинах, создавая коллапс на въездах и выездах из города.

В сфере дорожного строительства Правительство Москвы перешло от отдельных затратных проектов с сомнительной эффективностью – к комплексной реконструкции дорожной сети.

За 2 года – были завершены основные долгострои. Среди них – второй выезд из Кýркино, развязка Вешняки-Люберцы, проспект Защитников Москвы в Некрасовке, мост через Канал им. Москвы, магистраль между «Сити» и Звенигородским шоссе и ряд других.

Начата реконструкция вылетных магистралей, о которой годами шли разговоры. Но когда мы приступили к решению этой задачи, выяснилось, что нет ни проектов, ни предпроектных разработок.

Пришлось начинать эту работу буквально «с колес».

После реконструкции пропускная способность вылетных магистралей вырастет на 20-30%. В целях минимизации неудобств срок реализации большинства проектов сокращен до 18 месяцев.

Для сравнения – проект «Большая Ленинградка» займёт 8-10 лет. А результат – с точки зрения увеличения пропускной способности дороги – будет примерно таким же.

Сегодня реконструкция уже ведется на 7 вылетных магистралях.

Справочно. Варшавское, Каширское, Щелковское, Ленинградское, Ярославское шоссе, Шоссе Энтузиастов, Рублевское шоссе – Балаклавский проспект.

В общей сложности только на этих трассах предстоит построить 137 км дорог (с учетом дублеров, местных проездов и т.п.), 179 км выделенных полос для общественного транспорта, 50 внеуличных пешеходных переходов, 10 эстакад и тоннелей.

Также – мы приступили к строительству новых транспортных маршрутов, призванных разгрузить Третье кольцо и центр города. Это – Северо-Западная и Северо-Восточная хорды и Южная рокада.

Всего за 2011-2012 годы в Москве будет построено 127 км новых дорог.

Не оставлены без внимания и «локальные мероприятия», которые при небольших затратах позволяют улучшить транспортную ситуацию в конкретном районе.

Было сделано более 1 тысячи 100 заездных карманов для общественного транспорта и свыше 700 уширений проезжей части для правых и левых поворотов.

Еще 148 «локальных мероприятий» – это совместный проект Правительства Москвы и общественного центра «ПРОБОК.НЕТ», который осуществляет сбор предложений граждан по улучшению дорожной ситуации. До конца года – закончим работы по 100 объектам. Остальные – будут завершены в первой половине 2013 года.

Кроме того, за 2 сезона в Москве было отремонтировано 2/3 городских дорог.

Помимо ремонта асфальта, начата реконструкция трамвайных путей (до конца года – будет сделано 73 км). Это позволит снизить шум от данного вида транспорта, а также – запустить новый городской трамвай – более быстрый, надежный и комфортный. Конкурс на разработку и производство московского трамвая – объявляется в октябре. Опытные образцы должны выйти на маршруты в IV квартале 2013 года.

Самым радикальным образом произошло обновление автобусного и троллейбусного парка «Мосгортранса». Было закуплено 3 тысячи 300 новых автобусов и троллейбусов. Все модели закупаются в низкопольном исполнении. Автобусы – с двигателями «Евро-4» и выше.

За 2 года автобусный парк «Мосгортранса» обновился на 40%, троллейбусный – на 20%.

С маршрутов сняты все старые автобусы экологического класса «Евро-0» и «Евро-1» и значительная часть автобусов «Евро-2». Последние 20 лет Москва жила без нормальной службы такси. На улицах – господствовали нелегальные перевозчики.

Полностью – эта проблема ещё не решена. Тем не менее, благодаря новому порядку регулирования и мерам по пресечению нелегального извоза, ситуация начала меняться в пользу легальных таксистов.

В 2010 году в Москве было всего 9 тысяч такси. Сегодня – их число уже превысило 20 тысяч.

И, наконец, общими усилиями всех городских служб за 2 года было организовано более 600 тысяч машино-мест для хранения автомобилей. Число мест для парковки увеличилось на 60%.

Конечно, парковок – пока ещё недостаточно. Тем не менее, на многих улицах и во дворах стало чуть больше порядка.

***

НОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Но какие бы хорошие дороги мы ни строили, сколько бы новых автобусов ни закупали, – только эти меры не способны создать привлекательный общественный транспорт и освободить от заторов московские улицы.

Чтобы добиться долгосрочного улучшения ситуации – Москве необходимы новые подходы к организации общественного транспорта и дорожного движения.

Назову лишь те мероприятия, которые будут проводиться в 2013 году.

Во-первых, нужно приступить к внедрению единого проездного билета на все виды общественного транспорта, включая пригородные электрички и коммерческих перевозчиков.

Возможность купить билет один раз на всю поездку и не терять время в очередях на каждой пересадке – это базовое условие привлекательности общественного транспорта. И, кстати, этот билет должен быть дешевле, чем нынешняя стоимость стандартной поездки с пересадками.

Во-вторых, нельзя дальше мириться с хаосом в системе автобусных перевозок. На одних и тех же маршрутах – «толкается» несколько перевозчиков.

Все крупные остановки забиты десятками маршруток. И речи не идет о соблюдении расписания. «Набрали пассажиров – поехали. Не набрали – стоим и мешаем проезду других».

Город начнет наводить здесь порядок. Право возить пассажиров будет разыграно на конкурсе по принципу «один маршрут – один перевозчик».

Условия конкурса – это соблюдение стандартов безопасности, современные автобусы, система учета и контроля, готовность возить льготные категории граждан.

Третье. Это – улучшение инфраструктуры наземного общественного транспорта.

Скоростные автобусы, работающие на выделенных полосах, – доказали востребованность у пассажиров. Только за I полугодие 2012 года на маршрутах 900-й серии было перевезено свыше 6,5 млн пассажиров. Скорость движения составляет 21-23 км/ч. Это – на 80% выше, чем скорость движения автобусов в общем потоке транспорта (12-13 км/ч).

Справочно. Всего открыто 88,6 км выделенных полос. Признано целесообразным до конца 2012 года открыть еще 93 км. В настоящее время действует 4 полуэкспрессных маршрута. До конца могут быть открыты еще 2 маршрута. Тем не менее, результаты работы экспрессов могут быть существенно лучше. Для этого надо работать с нарушителями правил дорожного движения и развивать автобусную инфраструктуру. Комплексная реконструкция вылетных магистралей также позволит создать полноценные выделенные полосы для общественного транспорта.

Четвертое. Это – перехватывающие парковки и транспортно-пересадочные узлы. В 2011-2012 годах перехватывающие парковки были построены у 15 станций метрополитена. Идет обустройство ещё 30 плоскостных ТПУ. Пока – с минимальной инфраструктурой, так как главной задачей было навести элементарный порядок у станций метро и железнодорожных платформ.

Справочно. Перехватывающие парковки (Метрополитен): 2011 год – 5 станций, 2012 год – 10 станций. ТПУ организуются в 2012 году: 15 ТПУ – Департамент капремонта, 18 ТПУ – РЖД. В дальнейшем нужно переходить к строительству капитальных транспортно-пересадочных узлов.

Пятое. Все больше экспертов призывает ограничить движение грузовиков по МКАДу в дневное время. Цель – не только освободить МКАД для легкового транспорта, но и дать дополнительный сигнал бизнесу – развивать логистику за пределами города. Такое решение в ближайшее время – будет принято.

Шестое. Это – борьба с нарушением правил дорожного движения.

В первый год работы системы видеофиксации – за превышение скорости и выезд на выделенные полосы было выписано 2 млн 600 тысяч штрафных квитанций. С нарушителей взыскано 500 млн рублей. Травматизм на улицах, где стоят камеры, сократился примерно на 10%. Число нарушений на выделенных полосах – уменьшилось на четверть. Система доказала свою эффективность. И потому число камер на дорогах будет расти – со 150 единиц в начале 2012 года до 800 – в 2013 году.

Буквально месяц назад началась работа парконов – автоматической фиксации нарушений парковки. Пока они работают в наиболее проблемных зонах Центра Москвы. И постепенно – покроют всю территорию города.

Конечно, многие из названных мер – относятся к числу непопулярных. Но еще раз повторю свою мысль.

Повышение штрафов, ограничение на движение грузового транспорта и упорядочение парковки – вводится не для пополнения бюджета города.

Я уверен, что абсолютное большинство москвичей поддерживают эти меры, так как необходимость наведения порядка на дорогах стала очевидной для каждого жителя нашего города.

Пока существует возможность безнаказанно нарушать правила, – водители не откажутся от привычки ездить, как попало, и бросать машину, где попало.

Примеров этому предостаточно, в том числе и очень трагических. (Аварии на Минской улице, где погибли дети-сироты и их воспитатели; и на проспекте Вернадского, где погибла актриса Марина Голуб)

***

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Следующий приоритет Правительства Москвы – это развитие образования. За 2 года в школах и детских садах произошло немало зримых перемен.

Прежде всего, удалось существенно улучшить материально-техническую базу.

Был проведен ремонт зданий и благоустройство территории. Создано около 1000 новых школьных стадионов и спортивных площадок. Поставлено 4,5 тысячи компьютерных классов. Закуплены интерактивные доски, спортивный инвентарь и школьная мебель.

Все учителя города – обеспечены персональными компьютерами-ноутбуками.

Система образования перешла на единые нормативы финансирования – без разделения на элитные и «обычные» учебные заведения.

В детских садах – базовый норматив составляет 110-120 тысяч рублей на одного ребенка. В школах – 123 тысячи рублей на каждого старшеклассника в год.

Для сравнения – в 2010 году норматив финансирования в рядовых школах был в 2 раза меньше.

На обучение детей-инвалидов город выделяет в 2 раза больше средств, чем на обычных детей. А на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в 3 раза больше. Эти дополнительные деньги лучше всяких приказов сверху будут стимулировать школы и детские сады развивать программы совместного обучения детей-инвалидов и их адаптации к активной жизни.

В целом – бюджетное финансирование московского образования за 2 года увеличилось на 35%.

Внедрена электронная запись в детские сады и школы. Это сняло большинство конфликтов и показало реальные предпочтения людей.

В популярных школах были открыты дополнительные классы. А школы, не пользующиеся спросом у родителей, прошли реорганизацию путем присоединения к более успешным учебным заведениям.

В каждой школе – создан управляющий совет из представителей педагогического коллектива, родителей, старшеклассников и общественности.

Главный результат этих изменений – в центре системы образования сегодня стоят интересы ребенка.

Перспективы образовательного учреждения, объемы финансирования, заработная плата и премии педагогов, – напрямую зависят от количества учеников и успехов в их образовании и воспитании.

Например, оценка учительского труда не в последнюю очередь зависит от участия школьников в предметных олимпиадах. В 2010 году около 20% школ вообще не участвовало в олимпиадном движении. У детей просто не было шанса проявить себя. В 2012 году – в предметных олимпиадах приняли участие ученики всех школ города.

Выросли и средние баллы московских школьников на едином государственном экзамене. Причем основной рост качества образования дали не известные гимназии (где и так все хорошо), а обычные городские школы. Средняя заработная плата учителей превысила 55 тысяч рублей. Это – на 10-12% больше средней зарплаты по городу. Впервые за многие десятилетия в школах практически нет учительских вакансий.

Это говорит не только о достойном материальном обеспечении, но и о росте общественного престижа педагогического труда. Тем не менее пока решены далеко не все проблемы столичного образования.

Основной, и прямо скажем, приятный вызов – это позитивная демографическая динамика. И, как следствие, рост нагрузки на детские сады и школы.

За 2 года удалось дополнительно обеспечить местами в детских садах более 80 тысяч детей. За исключением новых территорий и отдельных районов – в Москве нет очереди в дошкольные учреждения.

Но через несколько лет – потребуется гораздо больше мест в средних школах. И уже сегодня необходимо начинать решение этой задачи.

***

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Тенденции демографического развития и рост потребности москвичей в качественной медицинской помощи – определяют и задачи, стоящие перед городским здравоохранением.

Сегодня нет сомнений в том, что двухлетняя программа модернизации будет выполнена на 100%.

За 2 года будет отремонтировано 2 млн кв. метров площадей медицинских учреждений и закуплено 47 тысяч единиц современного оборудования. В том числе – более 100 компьютерных и магнитно-резонансных томографов.

Такой масштаб закупок стал возможен за счет концентрации федеральных и городских ресурсов в объеме более 100 млрд рублей. А также – за счет экономии на торгах, включая многократное снижение стоимости так называемой «тяжелой техники».

Значительная часть нового оборудования – смонтирована и уже используется для оказания медицинской помощи москвичам. На нём проведены сотни тысяч исследований и операций.

В 2011-2012 годах в Москве зафиксировано снижение показателей смертности по основным классам заболеваний – системы кровообращения, органов дыхания, новообразований, алкогольных отравлений и так далее.

Общий показатель смертности населения снизился с 12 до 9,9 случаев на тысячу населения (на 17%).

Справочно. По сердечно-сосудистым заболеваниям с 682 до 557 случаев на 100 тысяч населения. По болезням органов дыхания – с 31,6 до 27,6 случаев, по новообразованиям – с 233 до 212 случаев, отравлениям алкоголем – с 2,25 до 1,4 случаев, транспортным травмам – с 15 до 10,8 случаев (первое полугодие 2010 года по сравнению с первым полугодием 2012 года).

Тем не менее нельзя забывать, что слабая материальная база была лишь одной из проблем столичного здравоохранения. Устарела вся система оказания медицинской помощи. Годами поликлиники и больницы существовали практически сами по себе. Не было ни должной координации в лечении пациентов, ни ответственности за конечный результат.

Поэтому было принято решение о реорганизации городского здравоохранения. В её основе лежит простая идея непрерывного ведéния пациента – от постановки диагноза до получения лечения и реабилитации.

Единая система записи к врачу и электронные медицинские карты – позволят создать систему управления ресурсами здравоохранения. В любой момент для каждого пациента можно будет сформировать оптимальную траекторию получения медицинской помощи. Без длительного ожидания и дублирующих исследований.

Основным звеном новой системы станут межрайонные амбулаторные центры, где будут сконцентрированы врачи-специалисты и высокотехнологичное оборудование.

Обычные районные поликлиники – обязательно сохранятся. Они войдут в состав амбулаторных центров на правах структурных подразделений.

Таким образом, мы сможем обеспечить оптимальное сочетание первичной медицинской помощи по месту жительства и возможностей специализированной помощи в амбулаторном центре.

По сути, каждый москвич будет прикреплен не только к районной поликлинике, но и к амбулаторному центру.

До конца 2012 года в городе будет создано 46 таких центров для взрослого населения и 40 – для детей. Уже функционирует свыше 20 взрослых амбулаторных центров.

Считаю, что организация полноценной работы амбулаторных центров и создание системы управления ресурсами здравоохранения являются главными задачами Департамента здравоохранения на будущий год.

Критерии оценки этой работы – рост доверия людей к медицинским учреждениям и сокращение сроков ожидания приема у врача.

***

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОСКВИЧЕЙ

В сфере социальной политики Правительство Москвы обеспечило сохранение и развитие уровня поддержки москвичей старшего поколения, семей с детьми и инвалидов.

Бюджетные расходы на доплаты к пенсиям, пособия и другие меры прямой социальной поддержки москвичей увеличились с 250 млрд рублей в 2010 году до 340 млрд рублей в 2012 году. Или на 35%.

При этом основной акцент был сделан на адресной помощи нуждающимся москвичам и создании безбарьерной среды для маломобильных граждан.

Стандарт минимального дохода пенсионера был увеличен на 17% по сравнению с 2010 годом (с 10 тысяч 275 рублей до 12 тысяч рублей).

В 2 раза были увеличены пособия на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Было проведено обследование условий жизни 83 тысяч ветеранов и вдов участников войны. Социальные службы находятся в постоянном контакте с ветеранами и оперативно помогают им решать возникающие проблемы.

На модернизацию системы социального обслуживания за 2 года было выделено свыше 5 млрд рублей.

В домах престарелых и центрах социального обслуживания проводится ремонт, закупается оборудование, внедряются современные виды услуг – патронажные отделения, мобильная социальная служба, «тревожная кнопка» и другие.

Полностью решена задача устройства удобных сходов с тротуаров для маломобильных групп граждан. А доля городских объектов, приспособленных для доступа инвалидов, за 2 года возросла с 54% до 73%.

И, как я уже говорил, для общественного транспорта город закупает только низкопольные автобусы и троллейбусы.

***

ЭКОЛОГИЯ МОСКВЫ

Уважаемые коллеги,

Комфортный город – это хорошая экология, надежное ЖКХ и качественное общественное пространство.

Первой задачей в сфере экологии стала генеральная уборка природных территорий. В 2011 году оттуда было вывезено более 65 тысяч кубометров мусора, ликвидированы сотни незаконных свалок.

В этом году – генеральную уборку пришлось повторить в гораздо бóльших масштабах. Свыше 300 тысяч тонн мусора было вывезено из придорожных полос, зеленого фонда и других территорий «Новой Москвы».

Для ликвидации последствий «ледяного дождя» и увеличения площади зеленых насаждений в Москве было высажено более 200 тысяч деревьев и кустарников.

И вновь это оказалась лишь тренировкой перед задачей восстановления зеленого фонда «Новой Москвы». К сожалению, состояние лесов там – просто ужасающее. И нужно попытаться спасти то, что еще не поздно спасти.

Ряд крупных экологических проектов был реализован в промышленности и ЖКХ.

Водопроводные станции Москвы полностью отказались от использования хлора. В результате – отпала необходимость завозить в столицу жидкий хлор – опасный и вредный для людей и природы химический реагент.

Для подготовки питьевой воды используется новый реагент – гипохлорúт натрия. Он – менее токсичен и более безопасен. И не дает запаха хлорки.

Крупнейшие в столице Курьяновские очистные сооружения внедрили технологию ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Экологический эффект от этого мероприятия – также очевиден. Это снижение риска кишечных заболеваний и отравлений для людей.

И, конечно – это более чистая Москва-река на всем нижнем течении от Курьяново до Коломны.

После длительной судебной процедуры был окончательно закрыт цементный элеватор в Печатниках, пыль от которого накрывала целые микрорайоны.

На крупнейшем предприятии города – Московском нефтеперерабатывающем заводе - запущена новая битумная установка.

Завершаются пуско-наладочные работы на закрытых очистных сооружениях.

В результате этих экологических мероприятий – Московский НПЗ в 20 раз сократит вредные выбросы в атмосферу. Сброс вредных веществ в Москву-реку уменьшится в 6 раз.

Кроме того, нами принято решение запретить с 2013 года продажу на АЗС бензина и дизельного топлива стандарта ниже «Евро-4», что также пойдет на пользу экологии нашего города.

***

ЖКХ

Теперь – о ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эта сфера касается каждого москвича и с ней связано больше всего вопросов.

Мы определили для себя следующие приоритеты.

Во-первых, было увеличено бюджетное финансирование программ, связанных с безопасностью проживания людей. Это – замена газовых сетей и обновление лифтового хозяйства.

Если в 2010 году на весь город было модернизировано всего 300 лифтов, то за 2 последних года – в домах установлено более 9,5 тысячи новых лифтов.

Были заменены все морально и физически устаревшие подъемники, состояние которых вызывало самые серьезные опасения.

Во-вторых, вопросы капитального ремонта.

Префектуры получили дополнительные средства на выборочный капитальный ремонт жилых домов – замену систем отопления, ремонт кровли, входных групп и так далее. Это позволяет достаточно оперативно решать проблемы, возникающие в ходе эксплуатации дома.

В 2011 году выборочный капитальный ремонт проведен в 1400 жилых домах, в 2012 году – в 1958 домах.

Для сравнения – в 2010 году выборочный капитальный ремонт был проведен в 620 домах.

Третье. Это – ремонт подъездов. Более 27 тысяч подъездов было приведено в порядок в прошлом году, и 10 тысяч 700 подъездов – в 2012 году.

Кроме того, за 2 года будет проведен комплексный капитальный ремонт 388 жилых домов площадью около 2 млн кв. м (по программе софинансирования).

Справочно. В среднем с квартиры собирается от 10 до 25 тысяч рублей. Вполне посильная сумма для большинства собственников жилья.

Если сложить все виды работ (с учетом ремонта фасадов и других), то в целом за 2 года капитальный ремонт был проведен в 4 тысячах 500 домах.

Это – без учета работ в подъездах, которые охватили свыше 25% жилого фонда города.

Для сравнения – за 3 предыдущих года ремонтные работы проводились в 2 тысячах 200 домах.

Но и этого явно недостаточно с учетом того, что жилой фонд Москвы всё больше стареет.

***

БЛАГОУСТРОЙСТВО ПАРКОВ И ДВОРОВ

В 2011-2012 годах в Москве была реализована беспрецедентная программа благоустройства общественного пространства.

В центре Москвы – в Столéшниковом переулке и на Кузнецком мосту – идет создание пешеходных зон, полностью закрытых для движения автомобилей.

Преобразились Парк Горького, Сокольники, Фили, другие парки культуры и отдыха. Проведена комплексная реконструкция 50 парков шаговой доступности. А несколько крупных зон отдыха – создано фактически «с нуля». Благоустройство проводилось и в каждом московском дворе.

Было заменено всё устаревшее оборудование на детских площадках.

Построено несколько тысяч новых объектов для спорта и детских игр, включая более 1 тысячи 200 современных игровых городков.

Проложены десятки километров веломаршрутов и лыжных трасс.

Впервые этой осенью почти в каждом районе Москвы будут открыты ледовые катки с искусственным покрытием.

Не забыты и потребности старшего поколения. Для ветеранов создаются «тропы здоровья», возрождаются эстрадные и танцевальные площадки и обустраиваются места для тихого отдыха.

Результатом этой работы стало качественное обновление инфраструктуры отдыха и досуга населения, максимально приближенной к месту жительства граждан.

Вновь созданная инфраструктура – не пустует. Она активно используется москвичами.

Наш город переживает настоящее возрождение традиций отдыха и занятий спортом на открытом воздухе.

Согласно подсчетам, число москвичей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, выросло на 400 тысяч человек.

Справочно. С 2,3 млн (20,3%) в 2010 г. до 2,7 млн (23%) человек в 2012 году.

И, конечно, нельзя не отметить успехи «большого спорта» Москвы. На Лондонской Олимпиаде москвичи завоевали 31 медаль, или 37% всех наград российской сборной. На Паралимпиаде – 20 наград (20%).

***

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

В 2011 году мы начали освобождение Москвы от чрезмерной и навязчивой наружной рекламы.

Однако запрет перетяжек и щитов на строительных сетках – был только первым этапом.

В настоящее время завершается разработка новых правил размещения рекламы, которые позволят избавить город от других одиозных форматов. На крышах домов в центральной части Москвы не будет рекламных конструкций, каждая из которых весит примерно 10 тонн. Будут запрещены брандмауэры, скрывающие от людей целые фасады зданий.

Планируется радикально сократить и количество рекламных щитов формата «6 на 3 метра», явно неуместных на большинстве городских улиц.

Реклама, которая останется после 2013 года, будет скромнее. Она должна украшать, а не уродовать Москву.

Такая же задача наведения порядка стояла и в сфере розничной торговли. Город поддерживал, и будет поддерживать развитие торговли во всех её цивилизованных форматах.

Однако на фоне очевидных успехов этой отрасли в Москве пышным цветом расцвели ущербные объекты торговли времен начала перестройки – ларьки и временные контейнерные рынки. Сегодня – ситуация постепенно входит в нормальное русло.

По сравнению с 2010 годом, число палаток в Москве сократилось с 14 тысяч до 8,5 тысячи. От хаотичной ларёчной торговли были освобождены многие остановки общественного транспорта, станции метрополитена, привокзальные площади, парки культуры и отдыха.

Новые торговые объекты размещаются там, где это уместно. А соблюдение киосками заявленной специализации – держится на постоянном контроле.

Хотя надо прямо сказать – работы по упорядочению ларечной торговли – ещё предостаточно. Мы её доведем до конца.

(Может быть, здесь сказать о недавно принятом решении по принудительной эвакуации незаконных ларьков).

Число розничных рынков также было сокращено – с 77 до 53 (с учетом новых территорий).

В основном закрывались рынки промышленных товаров – одежды, стройматериалов и тому подобное. Был ликвидирован рынок в «Лужниках» – печально известная «Лужа», символ неорганизованной торговли.

В то же время 18 универсальных рынков перешли в категорию сельскохозяйственных и смогли продолжить свою работу.

Справочно. Остающиеся некапитальные рынки (всего 27 штук) могут работать до конца 2014 года. А дальше – они либо перейдут в современные форматы торговли, либо – будут ликвидированы.

Параллельно в Москве были организованы 143 регулярные ярмарки выходного дня, где продаются качественные и доступные по ценам продукты для всех категорий населения.

Были открыты сотни новых магазинов шаговой доступности и несколько крупных торговых центров.

Тем не менее торговли в Москве – пока недостаточно. Поэтому мы будем и дальше развивать все востребованные и цивилизованные форматы торговли, отвечающие потребностям жителей современного мегаполиса.

***

ДИАЛОГ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ВЛАСТЬЮ

Уважаемые депутаты,

Одной из самых сложных проблем, стоящих перед всеми мегаполисами мира, в том числе и для современной Москвы, – является отчуждение между гражданами и властью.

В 12-миллионном городе обычному гражданину очень сложно преодолевать административные барьеры. И тем более – сложно участвовать в принятии решений, затрагивающих его интересы.

Это – объективная проблема. И решать её очень непросто.

Тем не менее, её необходимо решать, шаг за шагом создавая систему «Открытого Правительства», когда у каждого москвича будет возможность:

предлагать городу свои идеи, контролировать результаты работы власти; и получать государственные услуги в комфортных условиях – без нервотрепки и очередей.

Прежде всего, внедрение новой идеологии управления потребовало раскрытия информации о работе власти в гораздо бóльших объемах, чем это делалось раньше.

В программах, принятых Правительством Москвы, были установлены задачи и показатели по каждой отрасли социальной сферы и городского хозяйства.

Приняты и опубликованы программы развития административных округов и районов.

Для людей стали доступными публичные отчеты о работе школ, планы благоустройства конкретных дворов и парков, ремонта жилья, стандарты содержания дорог и много другой информации.

Ключевую роль во внедрении новых стандартов открытости сыграли интернет-порталы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Открытый бюджет», запущенные примерно год назад.

Только на этих порталах опубликована информация о 70 тысячах городских объектов.

Предлагать свои идеи Правительству Москвы граждане могут по разным каналам.

Стало обычной практикой общественное обсуждение городских, окружных и районных программ. Активизировали свою работу консультативные и экспертные советы при органах исполнительной власти.

На интернет-порталах был организован сбор предложений граждан по ремонту и благоустройству дворовых территорий. Многие из этих предложений – уже реализованы на практике.

Благодаря вашей поддержке, уважаемые депутаты, был принят закон, расширяющий полномочия местного самоуправления.

Депутаты получили право выражать мнение людей и непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов развития районов, включая ремонт жилья, благоустройство дворов и парков и строительство объектов местного значения.

Как работает эта система, можно было увидеть уже в этом году.

В мае Правительство Москвы выделило 4 млрд рублей на дополнительные работы по благоустройству дворовых территорий.

Однако по результатам согласования с местным самоуправлением более 20% этих средств было направлено на другие цели. Депутаты приняли решение дополнительно профинансировать ремонт жилья в объеме свыше 800 млн рублей.

Таким образом, стали лучше понятны приоритеты и потребности жителей конкретных районов.

Буквально в эти дни (с 16 по 25 октября) в районных советах проходит обсуждение планов ремонта и благоустройства на 2013 год.

***

КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Для контроля работы исполнительной власти также создан ряд новых инструментов.

Начиная с 2013 года, главы районных управ и руководители районных учреждений (начальники инженерных служб, главные врачи поликлиник, директора центров социального обслуживания, руководители МФЦ) будут отчитываться о своей работе на заседаниях районных советов.

Депутаты местного самоуправления вошли в состав комиссий по приемке работ в сфере ремонта и благоустройства.

Ни один объект, предназначенный для маломобильных групп граждан, не принимается в эксплуатацию без участия представителей общественных организаций инвалидов.

Создан специальный регламент работы с комментариями граждан на интернет-порталах «Наш город» и «Дороги Москвы». Комментарии и ответы органов власти в обязательном порядке публикуются на порталах.

За содержание ответа персональную ответственность несут не рядовые клерки, а руководители органов власти, префекты или главы управ. Срок подготовки ответа – не более 8 дней.

В результате реакции, в том числе и моей реакции, на ответы чиновников – ко многим руководителям пришло понимание, что «отписки», брак в работе, неуважение к гражданам – обернутся лишением премии, взысканиями или увольнением с работы.

По сути, благодаря интернет-порталам в Москве впервые создана система, когда жалобы и предложения москвичей рассматриваются по существу, а решения – принимаются в разумные сроки.

Более 80% жалоб на качество содержания дворов или дорог, опубликованных на порталах, признаются исполнителями и берутся на исправление.

Поэтому мы и дальше будем развивать систему городских порталов.

В ближайшие дни будет открыт портал «Домá Москвы», где собрана вся информация о работе ТСЖ и управляющих компаний. Впервые у людей появилась возможность публично заявить о нарушениях в сфере ЖКХ.

Есть планы до конца года запустить и принципиально новый сервис для жителей. Это – Электронный атлас Москвы, который обеспечит интеграцию инструментов взаимодействия граждан с государством.

На одной карте будут размещены сведения обо всех городских объектах: школах, поликлиниках, органах власти, учреждениях культуры. Всего – около 100 слоев информации, необходимой в повседневной жизни людей.

***

ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Еще одной задачей является выстраивание комфортных процедур взаимодействия людей с органами власти. Ежегодно в Москве выдается около 25 млн различных справок и документов. В среднем, взрослому москвичу приходится посещать органы власти 11 раз в год. Внедрение электронных услуг – должно существенно сократить издержки людей на общение с государством.

Московский портал государственных услуг был открыт около года назад. Сегодня – на нем уже зарегистрировано более 300 тысяч пользователей и доступно 30 услуг.

Как это работает, можно увидеть на примерах электронной записи в школу или в поликлинику.

Записью в первый класс воспользовались родители 85 тысяч будущих школьников. Люди решили проблему с устройством ребенка, не выходя из дома, вместо того чтобы стоять в очередях перед воротами школ.

Всего через три месяца после внедрения электронной записи в поликлинику уже 40% пациентов пользуются этой услугой, не обращаясь в регистратуру.

Тем не менее пока не все граждане могут или хотят пользоваться электронными услугами. Но в то же время все москвичи вправе получать государственные услуги в комфортных условиях. Поэтому мы создаем многофункциональные центры.

В московских МФЦ собрано 12 городских и 4 федеральных органа власти. Можно получить 100 видов услуг. Охвачено порядка 90% стандартных жизненных ситуаций граждан. В настоящее время работает 23 МФЦ. К концу года – будут работать уже 46 центров. А в течение 2013 года – доступ к их услугам получит абсолютное большинство жителей Москвы.

***

ПРОЕКТ БЮДЖЕТА МОСКВЫ НА 2013-2015 ГОДЫ

Уважаемые депутаты,

Завершая разговор об основных результатах деятельности Правительства Москвы, хотел бы подчеркнуть, что во всех других отраслях социальной сферы и городского хозяйства мы реализуем намеченные планы не менее энергично.

Наш город должен развиваться – гармонично и сбалансировано.

Сегодня в первом чтении вам предстоит рассмотреть проект бюджета Москвы на очередную трехлетку – 2013-2015 годы.

Позвольте представить основные принципы и подходы, положенные в основу этого бюджета.

Как я уже говорил, – с одной стороны, – в перспективе прогнозируется стабильное развитие экономики и рост доходов людей.

Можно рассчитывать на рост поступлений по основным доходным источникам – налогу на прибыль и на доходы физических лиц.

Но, с другой стороны, сохраняются и значительные риски для доходной базы бюджета.

Это – риск неблагоприятных изменений в мировой экономике. А также – уменьшение поступлений налога на прибыль в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

С учетом этих рисков Правительство Москвы сформировало проект бюджета, исходя из консервативной оценки будущих налоговых доходов.

Лучше в ходе исполнения бюджета получить дополнительные доходы, чем «резать по-живому», сокращая расходы, не обеспеченные налоговыми источниками.

Доходы бюджета в 2013 году планируются в объеме 1 трлн 495 млрд рублей. Расходы запланированы в объеме 1 трлн 695 млрд рублей.

Дефицит бюджета составляет 200 млрд рублей. Его покрытие будет осуществляться за счет мобилизации дополнительных доходов и, при необходимости, за счет заимствований.

Особо подчеркну. Несмотря на жесткие решения по ограничению темпов роста бюджетных расходов, целевые показатели государственных программ – пересматриваться не будут. Просто необходимо будет более активно привлекать частные инвестиции и работать над сокращением стоимости проектов.

Могу сказать, что за последние годы бюджет Москвы сэкономил более 200 млрд рублей за счет экономии на торгах, контроля стартовых цен и отказа от чрезмерно дорогих проектных решений.

Остаются неизменными – и приоритеты бюджета. Это – безусловное выполнение социальных обязательств, стабильное финансирование отраслей социальной сферы, решение транспортных проблем города.

Крупнейшей городской программой на ближайшие несколько лет станет «Развитие транспортной системы». В 2013 году её финансирование составит 369 млрд рублей.

На программу «Социальная поддержка», включая городские доплаты к пенсиям, пособия и льготы, выделяется 336 млрд рублей.

Общие расходы на здравоохранение из Фонда ОМС и городского бюджета – 271 млрд рублей.

Финансирование программы «Столичное образование» составит 266 млрд рублей.

На программы «Жилище» и «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры» планируется направить 190 млрд рублей.

С точки зрения структуры расходов, бюджет 2013 года – является ярко выраженным бюджетом развития.

На инвестиции, капитальный ремонт, благоустройство и закупки оборудования по всем городским программам выделяется – 584 млрд рублей или 34,5% расходной части.

В том числе, адресная инвестиционная программа будет профинансирована в объеме 461 млрд рублей.

Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать проект бюджета города Москвы на 2013-2015 годы. Это позволит Правительству города реализовать все намеченные планы в интересах москвичей.

Все, что мы делаем, приближает нас к главной цели – создать город, удобный для жизни и для людей.

Готов ответить на ваши вопросы.

Спасибо.

Михаил Харламов

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: