Главная / Статьи
16 декабря 2014 г. 12:57, Градостроительная политика

С. Собянин: «Наш главный актив - это целеустремленные москвичи»

В минувшее воскресенье завершился IV Международный московский урбанистический форум. В нем приняли участие 4,7 тыс. делегатов из 20 стран мира, в том числе мэры крупнейших и наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира. Ключевым мероприятием четырехдневной масштабной конференции стало пленарное заседание по теме: «Москва: приоритеты нового этапа развития».

Столичные власти намерены сделать не меньше, а по многим направлениям - и больше. Выступая на пленарном заседании с докладом, С. Собянин заявил, что современные реалии, создавшиеся экономические условия потребовали от властей российской столицы принять новую стратегию развития Москвы как одного из крупнейших мегаполисов мира. Она должна в корне отличаться от того, как развивался город на рубеже 1980-1990-х годов, а также за последние 10-15 лет.

«Я считаю, что мы должны сохранить все основные направления, которые принимали несколько лет назад и по которым активно работали. Практически в городе нет такой сферы, где бы не видели позитивную динамику. И новый этап развития Москвы - это не стагнация и не закрытие ранее действующих программ. Это, наоборот, переход от количественных показателей на более высокий качественный уровень функционирования основных отраслей экономики и социальной сферы. Причем этот переход осуществляется на основе потенциала, который накоплен за предыдущие годы », - подчеркнул С. Собянин.

Московский мэр отметил, что, несмотря на то, что приходится работать в жестких внешних условиях, когда возможности ограничены санкциями и общим неблагополучным трендом, столичные власти намерены сделать в развитии города не меньше, чем прежде, а по многим направлениям - и больше. Создать благоприятную среду.

Особое внимание С. Собянин уделил анализу в реальном секторе городской экономики. Здесь ситуация за последние годы разительно изменилась в лучшую сторону и продолжает стремительно меняться, формируя современную специализацию Москвы. Это в первую очередь развитие высокотехнологичного производства, индустрии IT и Интернета. Достаточно сказать, что сейчас в Москве работают 140 тыс. профессиональных программистов, размещено 19 из 20 крупнейших российских IT-компаний. По объему интернет-трафика Москва находится на четвертом месте среди всех городов мира. Чтобы реализовать этот огромный потенциал, мегаполис, конечно, должен иметь качественную инфраструктуру для бизнеса в сфере высоких технологий. Для этого необходимо создавать не только специальную, но и благоприятную общегородскую среду. Никто не станет работать в городе, если он не будет комфортным для проживания.

С. Собянин рассказал, что в течение четырех последних лет столичные власти кропотливо работают над созданием современных технопарков. Там компании могут найти все необходимое для организации эффективного производства, в том числе высокотехнологичного и инновационного. Сегодня в новых московских технопарках уже работают свыше 360 профильных компаний с общим числом более пяти тысяч сотрудников. Следующим этапом после технопарков в развитии московской промышленности должно стать создание полноценных индустриальных парков, предназначенных для более крупных инновационных компаний и инжиниринговых центров отечественных и зарубежных корпораций.

По объемам строительства Москва уступает в мире только Пекину. С. Собянин также отметил, что активное строительство недвижимости выводит Москву на новый качественный уровень. За последние годы в российской столице ежегодно вводится порядка 8 млн кв. метров недвижимости. Этот показатель второй в мире среди крупнейших мегаполисов мира, здесь Москва уступает только Пекину.

Такое бурное строительство постепенно трансформирует рынок, Москва уже избавилась от многолетнего имиджа супердорогого города для бизнеса и туризма. В российской столице сейчас можно найти удобные площадки для предпринимательства и других целей за разумные деньги. Доступность и качественный сервис гостиниц привлекают в массовом порядке российских и зарубежных туристов. Например, в нынешнем году в Москве побывали свыше 5 млн только иностранных гостей, в то время как в 2010 году их было меньше 4 млн.

Как ни парадоксально звучит, но сокращение спроса на офисную недвижимость под влиянием негативной экономической конъюнктуры можно рассматривать как позитивное явление. Снижение цен на офисы оздоровляет рынок недвижимости, сбивает спекулятивную пену. Такая ситуация позволяет привлечь в Москву больше компаний, в том числе ведущих зарубежных фирм.

Благодаря пересмотру градостроительной политики, расстановке здесь новых акцентов в Москве продолжается бурное строительство всех видов недвижимости. При этом центр города не перегружается, как было прежде, не происходит предельного уплотнения жилых кварталов, изжита так называемая точечная застройка. Особенно важно отметить, что столичные власти остановили уплотнительную и в реальности варварскую застройку исторического центра. При этом правительство Москвы пошло на беспрецедентный шаг - прервало инвестиционные контракты общим объемом на гигантскую сумму - порядка 50 млрд долларов. Были остановлены проекты, которые могли окончательно загубить город.

«Новая Москва» преображается. При этом объем инвестиций в дальнейшем не сократился, а, наоборот, увеличился. Только один проект «новой Москвы» позволит возвести на присоединенных территориях фактически современный благоустроенный город с населением 1,5 млн человек, с созданием свыше 1 млн рабочих мест. Это будет территория, где обеспечены комфортные условия проживания, не тронута, а, наоборот, благоустроена природная зона. Общий объем недвижимости там оценивается в 100 млн квадратных метров. И это отнюдь не абстрактные планы.

В «новой Москве» уже идет реальная стройка, которая выходит на годовые объемы порядка 4 млн квадратных метров. И это при том, что столичные власти сдерживают там строительство отдельных видов недвижимости для того, чтобы ускоренными темпами по отношению к жилищной застройке создать необходимую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. На присоединенных территориях ведется комплексная застройка, которая вместе с возведением жилья одновременно, а порой упреждающими темпами, предполагает создание в достаточном количестве рабочих мест, сооружение всех социальных объектов, формирование полноценной дорожно-уличной сети, организацию работы общественного транспорта, обеспечение местности инженерной и транспортной инфраструктурой. Прокладываются туда и линии метрополитена: в наступающем 2015 году в «новой Москве» уже появятся первые станции метро, а рядом с ними - крупные транспортно-пересадочные узлы.

Столица избавляется от «ржавого пояса». Правительство Москвы приняло десятки градостроительных решений об освоении заброшенных промышленных зон и других нерационально используемых территорий. Там сегодня идет полномасштабное строительство. Четверть всей вводимой в Москве недвижимости сооружается на площадках бывших промышленных зон, туда протягиваются линии метро и наземные транспортные коммуникации. Причем там строится не только и не столько жилье, а прежде всего современные и высокотехнологичные производства, создающие новые рабочие места, а также офисные помещения, торговые, социальные и другие объекты.

Начата стройка на северной площадке бывшего завода ЗиЛ, где формируется новый район с общей площадью недвижимости порядка 2 млн кв. метров. Это жилье, социальные объекты, производства с новыми рабочими местами современного уровня. Первый крупный объект нового района - огромный спортивный комплекс с ледовыми аренами, бассейнами, гостиницами - он будет введен в действие уже в наступающем 2015 году. Рядом с ЗиЛом, в Нагатинской пойме, инвестор приступает к строительству детского парка развлечений - российского аналога Диснейленда. В Нижних Мневниках, территория которых превратилась либо в заброшенную промышленную зону, либо в свалку мусора, инвесторам предложено построить новый район с парламентским центром для размещения Государственной думы и Совета Федерации.

Выйти на уровень ведущих мегаполисов мира

С. Собянин заявил, что рациональные и новаторские градостроительные решения - это лишь одна сторона успешного развития города, другой стороной является социальная инфраструктура, которой также предстоит выйти на новый качественный уровень. Начиная с 2010 года столичные власти осуществляют полноценную модернизацию базовых отраслей социальной сферы - здравоохранения и образования. Фактически во всех лечебных учреждениях полностью заменено морально и физически устаревшее медицинское оборудование на самую современную, нередко инновационную, аппаратуру. Вместе с этим там внедрены новые стандарты лечения, по уровню не уступающие европейским.

Школы полностью компьютеризированы, там внедрены интерактивные учебные пособия, введены электронные классные журналы и дневники, по Интернету установлена связь учителей с родителями, а также внедрены многие другие новации. Эти шаги уже позволили обеспечить более высокое качество услуг образования и здравоохранения, чем в других регионах страны. О многом говорит и такой факт: в Москве удалось достичь результата ЕГЭ в два раза выше, чем в среднем по России. Но столичные власти ставят перед собой задачу в сфере здравоохранения соревноваться не с российскими регионами, а выйти на уровень ведущих мегаполисов мира.

Какой станет «Моя улица»

С. Собянин рассказал, что в Москве качественно изменяются общественные пространства. Вначале стояла задача привести в порядок дворы, подъезды жилых домов. Причем предстояло провести работу на совокупной огромной территории, объединяющей свыше 20 тыс. московских дворов. Затем из отдельных проектов началось создание общей концепции создания комфортных условий для пешеходов, благоустройства как в центре города, так и на перифериях целых пешеходных зон и маршрутов. С наступающего 2015 года столичные власти приступают к реализации специальной программы создания еще более комфортных условий для пешеходов «Моя улица».

Как отметил С. Собянин, новое общественное пространство должно наполняться активной жизнью. Ярмарки, фестивали, летние кафе - эти мероприятия и объекты оживляют город, рождают новые традиции, которые становятся еще одной визитной карточкой Москвы.

Изменение транспортной стратегии

Московский мэр рассказал об изменении транспортной стратегии столичного правительства. Здесь удалось уйти от хаоса, который царил на дорогах мегаполиса до 2011 года. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения приоритет развития общественного транспорта, а также наведение порядка с парковкой машин. Важнейшим результатом последних лет стало масштабное строительство дорожно-уличной сети и объектов транспортной инфраструктуры.

Активно развивается метрополитен. Уже введено в действие свыше 26 км подземных магистралей, еще 100 км линий метро находятся в работе. Уложены первые километры новых железнодорожных путей на пассажирских пригородных сообщениях. «Это для нас критически важно, потому что большая часть машин приезжает в столицу из области, а теперь их водители и пассажиры могут пересесть на комфортные пригородные поезда», – сообщил С. Собянин.

Продолжить реализацию программ развития

Коммуникации между обществом и городскими властями С. Собянин назвал одним из самых важных проектов. Основные потоки государственных услуг в Москве уже переключены в интернет-портал.

Действуют десятки многофункциональных центров, которые фактически стали революционными преобразованиями в сфере предоставления услуг, взаимоотношения населения с чиновниками. Вместо гор бумажных обращений правительство Москвы уже работает с электронными жалобами и обращениями на портале «Наш город».

Еще один уникальный инструмент - система принятия решений по вопросам развития города под названием «Активный гражданин». Этот проект запущен недавно, но через него уже высказали свои предложения около 800 тыс. москвичей. Конечно, это не отменяет традиционных коммуникаций в работе с Общественной палатой, различными комиссиями, разъяснения своих позиций через средства массовой информации. Но вместе с тем такие электронные сервисы выводят Москву на передовые позиции ведущих городов мира.

В заключение С. Собянин заявил, что Москва не является какой-то тихой гаванью. Негативные тенденции, влияющие на экономику страны и мира, распространяются и на город. Тем не менее они не способны изменить или серьезно затормозить развитие Москвы. У российской столицы есть достаточно ресурсов, чтобы продолжить реализацию программ развития.

«Наш главный актив - это целеустремленные москвичи, которые уже не раз доказывали свое умение не падать духом даже в самые сложные времена. Так что строительные краны в Москве по-прежнему будут работать, новые дорожные развязки будут открываться, новые вагоны и автобусы будут выходить на маршруты, новые культурные и творческие проекты будут находить себе дорогу. И это не только ежедневно улучшает жизнь москвичей, но и вселяет в людей уверенность в том, что город движется в правильном направлении», – заключил С. Собянин.

«В Москве есть знаковые общественные пространства, которые мы все знаем и любим. В список главных городских объектов возвращается ВДНХ, которая становится выставочной, музейной и спортивной площадкой мирового уровня. Появится новый парк «Зарядье», объединяющий в единое целое пешеходные пространства в самом центре Москвы. Многие европейские города потратили на создание качественных общественных пространств многие десятилетия. У Москвы есть возможность пройти этот путь быстрее», - заявил С. Собянин.

Москва вышла на рекордные темпы строительства дорог и объектов транспортной инфраструктуры - порядка 80 км в год. И если раньше строили только за счет бюджета, то в 2015 году в этот сектор приходят инвесторы.

Анатолий Дергилев

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: