Главная / Статьи
26 декабря 2012 г. 14:28, Градостроительная политика

Режим обновления: как открывались станции московского метрополитена

Открытие новой станции в контексте истории столичной подземки.

"На Русаковской улице небольшая группа людей торжественно открывает первую шахту, работают несколько человек с лопатами и мотыгами", - писали газеты 1931 г. Так начиналось строительство метро - до открытия первой ветки нужно было копать и копать…

От 8 лошадей до 188 станций

Январь 1932 г. У московского «Метростроя» имеется один грузовой автомобиль, два легковых и ещё восемь лошадиных сил - в прямом смысле, поскольку лошади тогда ещё использовались в строительстве.

Декабрь 2012 г. До открытия станции «Пятницкое шоссе» остались считаные дни. Она станет 22-й станцией на Арбатско-Покровской линии и 188-й - во всём столичном метрополитене, решит транспортную проблему жителей Южного Тушина и северо-западной части Митина, то есть 280 тыс. человек.

Ранним утром 15 мая 1935 г. Московский метрополитен открылся для всех. На первой линии подземки было 13 станций. Первый поезд состоял всего из двух вагончиков. Но уже к концу года поезда «выросли» до 6 вагонов. Интервалы движения составляли 4 минуты.

Следующей после «Митино» должна была стать станция «Рождествено». Предполагалось, что она будет необходима жителям перспективного жилого массива. Однако строительство здесь пошло по-другому - появился не городок, а коттеджный посёлок, и необходимость в «Рождествено» отпала. Между тем значительно разрослось Митино, и в 2008 г. появился другой проект - он позволял использовать готовые тоннели, ведущие к депо. В феврале 2011 г. будущей станции официально присвоили название «Пятницкое шоссе».

Проходка с щитами

В 1951 г. на перегоне «Новослободская» - «Ботанический сад» метростроевцы установили рекорд скоростной проходки тоннеля без щита - 150 м в месяц. В 1956 г. коллектив СМУ-5 на участке «Ботанический сад» - «Рижская» поставил рекорд проходки в крепких известняках - 200,3 м. Работы велись с помощью механизированного щита.

В начале декабря 2012 г. заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительству Марат Хуснуллин заявил, что закуплено ещё шесть щитов. Таким образом, количество тоннелепроходческих щитов, задействованных сегодня, достигло 15 единиц. Кроме того, нынешнюю численность метростроевцев (20 тыс. человек) столичные власти планируют увеличить - с учётом огромного объёма работ - вдвое.

В 1960 г. на участке «Профсоюзная»-«Черёмушки» бригады Филимонова, Горбунова и Авдюхова впервые в отечественной практике прошли около километра тоннеля закрытым способом на небольшой глубине. Этот способ снижает стоимость строительства в 2-2,5 раза по сравнению с закрытым способом работ глубокого заложения.

Программа развития Московского метрополитена до 2020 г. оценивается в сумму, превышающую триллион рублей, что соответствует масштабу поставленных задач. По словам Марата Хуснуллина, до 10% стоимости прокладки линий можно сэкономить при переходе на европейские стандарты. А пока проектирование ведётся по стандартам 1950-х гг.

Однако не только новые технические решения, но и «хорошо забытые» старые могут снизить расходы. Так, строительство станций мелкого заложения сокращает стоимость и уменьшает сроки строительства в два раза. Заместитель мэра заявил, что станции глубокого заложения будут строиться только при выходе линий из центра города и в других исключительных случаях.

Паркинг рядом

Станцию «Маяковская» открыли в 1938 г. Она стала первой в мире колонной станцией. Годом позже автор проекта Алексей Душкин был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. По сей день эта станция входит в тройку красивейших в столичном метро.

Чёрный и белый мрамор в отделке колонн и стен станции «Пятницкое шоссе» придаёт ей стильность и как бы завершает необычное дизайнерское решение - изогнутую платформу. В торцах - по два вестибюля: подземный и наземный, для отделки которых использованы мрамор и гранит из тех же месторождений, что и на платформенном участке.

Введение в эксплуатацию 188-й станции не только сделает подземку доступнее для жителей северо-запада, но и значительно улучшит экологическую ситуацию в районе, так как значительная часть горожан предпочтёт простаиванию в пробках поездки в электропоездах. Тем более что возле «Пятницкого шоссе» предусмотрен перехватывающий паркинг.

История строительства московского метро продолжается - в режиме обновления. К декабрю 2013 г. в столице появятся ещё 6 новых станций.

Мария Беляева

Метрополитен

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: