Главная / Статьи
8 октября 2012 г. 10:33, Транспортное строительство

Репортаж из-под земли

Метрополитен является неотъемлемой частью жизни мегаполиса. Метро строилось при разных правителях, о метростроевцах снимали фильмы и писали в газетах, понимая, насколько важным делом они занимаются. Станции московского метро похожи на залы музеев: грандиозные фрески, удивительной красоты лепнина и огромное количество людей.

Несмотря на перегруженность большинства линий столичной подземки, 22% населения города живет вне пешей доступности к метро. Придя к власти два года назад, столичный градоначальник С. Собянин в рамках решения глобальной транспортной проблемы объявил о масштабных планах строительства новых линий московского метро. По его решению, к 2020 году должно быть построено более 150 километров подземки. Чтобы воочию убедиться, как выполняется план градоначальника, корреспондент «НГ» спустилась в шахту № 915 строящейся станции «Петровско-Разумовская».

Десять человек в клети опускаются на 65 метров под землю. Телефон перестает ловить Сеть, и возникает чувство иной реальности. Для продления Люблинско-Дмитровской линии на север Москвы нужно построить шесть станций глубокого заложения и более 10 км перегонных тоннелей горным способом. Это один из самых протяженных участков, на котором сейчас ведутся работы. Строительство на шахте № 915 идет круглосуточно в три смены в сложных гидрогеологических условиях. Метростроевцы опускаются под землю, перевернув предварительно свой номерок. По возвращении его переворачивают обратно – так ведется контроль – не остался ли кто-нибудь в шахте. Не каждый сможет выдержать по восемь часов в подземелье. Там свой мир, свои «улицы», капает вода, всегда искусственное освещение и стопроцентная влажность воздуха. Там работают настоящие мужчины-труженики, чьи прообразы мы видели в советских фильмах, чьими руками возводились города.

«Петровско-Разумовскую» станцию Люблинско-Дмитровской линии, с которой должен быть переход на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии метро, начали строить еще в 1985 году. Но в 1994 году работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. Деньги были найдены лишь при новом московском Правительстве в июле 2011 года.

«Сложность работы в том, что рядом со строящейся находится действующая станция, и проходка буро-взрывным способом запрещена, – объяснил директор СМУ № 5 «Мосметростроя» Михаил Арбузов. – Мы используем новый метод проходки скальных грунтов с использованием алмазных технологий. Но сначала грунт приходится замораживать, потому что встречаются плывуны юрского периода». Метростроевцы пользуются своей системой исчисления: они проходят от 10 до 20 колец в месяц. Одно кольцо равно 75 см.

По словам строителя, все проходческие работы по строительству станции ориентировочно будут завершены осенью 2013 года. «В следующем году мы выйдем на рекордные объемы ввода в эксплуатацию – 14 километров линий, – говорит Михаил Арбузов. – Таких показателей не было даже в самые благоприятные советские годы». Принять пассажиров станция сможет уже в 2014 году. Продление участка этой линии разгрузит Дмитровское и Алтуфьевское шоссе. Стоимость новой станции «Петровско-Разумовская» с учетом перегонов составит 6 млрд руб.

Облик современного метростроевца изменился. Раньше строителей набирали из отслуживших в Советской армии, после 10 лет работы они получали подземный стаж и московскую прописку. Сейчас строят метро в основном приезжие из регионов, многие работают вахтовым методом. При нынешнем стабильном финансировании люди уверены в завтрашнем дне, что сокращает текучку кадров. Стоит отметить, что только в текущем году на развитие Московского метрополитена выделено более 100 млрд руб.

Заместитель руководителя Департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры Москвы Владимир Швецов уточнил, что сейчас идет строительство одновременно 15 станций, а к концу года это число увеличится до 20. «Главный акцент строительства – создание третьего пересадочного контура (ТПК), чтобы разгрузить существующие станции, – пояснил чиновник. – Только в этом году столичный метрополитен перевезет 2,8 млрд человек. Протяженность ТПК будет около 54 километров».

Сейчас ключевым образом изменился подход столичного Правительства к строительству метрополитена. «Метро – это не музей и не объект гражданской обороны, а транспортное сооружение, – объяснил Владимир Швецов. – Поэтому сейчас в основном строятся станции мелкого заложения, которые обходятся бюджету города в 1,5-2 раза дешевле, чем станции метро глубокого заложения».

Стоит вспомнить, что при советской власти каждую пятилетку планировали строить по 36 км московского метро. В постсоветское время за 20 лет было построено всего 45 км подземки. Став Мэром Москвы, С. Собянин определил стратегическую цель – строить 75 км в пятилетку. Градоначальник признал, что в сфере метростроения Москва за последние годы «серьезно отстала от других мегаполисов мира». «Мы опоздали на годы, и надо наверстывать, – сказал С. Собянин. – Денег жалеть не будем, при необходимости будем занимать у Правительства России, если надо, будем отдавать в концессию».

Глава города считает, что протяженность линий метро в Москве надо удваивать, ведь «более удобного транспорта еще не придумали». По принятой Мэром программе, к 2020 году должно быть построено 70 новых станций. И 15 депо, которые не строились последние 20 лет. К 2020 году протяженность линий Московского метрополитена должна увеличиться до 451,2 км. Вне шаговой доступности к метро останутся лишь 7% населения. И, по словам строителей, судя по тенденции, этот грандиозный по своей сложности и масштабности план будет выполнен, что существенно улучшит транспортную ситуацию в городе.

Юлия Гришина

Новости города, Развитие метрополитена

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: