Главная / Статьи
5 августа 2013 г. 11:02, Транспортное строительство

Радуга под землей

Скоро Таганско-Краснопресненская линия метрополитена от действующей станции «Выхино» продлится еще на два перегона. Скоростной подземный транспорт придет в жилой район Жулебино, жители которого с нетерпением ждут открытия двух новых станций – «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».

Как только в новом микрорайоне Жулебино началось жилищное строительство, стали говорить о метро. Сразу было ясно, что без него транспортную проблему здесь не решить, тем более что ближайшая станция «Выхино» и без жулебинцев загружена до предела. С каждым годом проблема все обострялась, но разговоры о метро то затухали, то вспыхивали с новой силой. Правда, проектировщики не переставали работать над проектами даже в условиях дефицита финансирования. С годами трасса приобретала новые очертания, но сроки ее строительства все отодвигались. Прошло четверть века. И вот жители Жулебина услышали от Правительства города конкретный срок открытия двух новых станций метрополитена на территории их района. Это радостное событие должно произойти в 2013-м!

Длина нового участка метрополитена – чуть более пяти километров. За станцией «Выхино» трасса сначала уходит в тоннель, чтобы таким образом пересечь пути, ведущие в депо, а затем идет вдоль железнодорожных путей Казанского направления и электродепо, пересекая Московскую кольцевую автодорогу и подойдя к Лермонтовскому проспекту. Вдоль него, перед пересечением с Хвалынским бульваром, разместилась первая новая станция – «Лермонтовский проспект». За ней трасса пересекает проспект, поворачивает между 1-м и 3-м Люберецкими проездами на улицу Генерала Кузнецова, и уже вдоль нее, перед пересечением с улицей Академика Миля, возведена вторая станция – «Жулебино». За ней построены тупиковые тоннели. Если вокруг станции «Лермонтовский проспект» сегодня еще есть свободная от застройки зона, где в будущем предполагается соорудить транспортно-пересадочный узел, то станция «Жулебино» возведена в самом центре жилого массива. Можно сказать, что эти метровокзалы будут в шаговой доступности для москвичей, которые так долго ждали подземный транспорт.

Обе станции – мелкого заложения. У каждой по два подземных вестибюля и развитая сеть подземных переходов и выходов. Над всеми выходами из метро монтируют стеклянные павильоны типовой конструкции. Они красиво впишутся в инфраструктуру микрорайона, а светящаяся буква «М» станет для жулебинцев самой притягательной.

На обеих станциях будут смонтированы лифты для маломобильных граждан, которые помогут им попасть с улицы в метро. Везде предусматривается использование камня и керамической плитки с рифленой поверхностью, световые полосы по краю платформ, расширенные проемы дверей и более удобные для проезда инвалидных и детских колясок турникеты. И главной достопримечательностью района Жулебино станут теперь две новые станции метро, оформление которых соответствует мировому уровню.

- Здесь все сделано блестяще, – утверждает главный архитектор Метрогипротранса, президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков. – Руководитель архитектурной мастерской Леонид Борзенков нашел очень четкую линию и провел ее, начиная с наземного павильона и кончая платформой станции. Это абсолютно мировой уровень архитектуры и в осмыслении пространства, и в использовании суперсовременных материалов для отделки – нержавейки, керамики, гранита... Станционный комплекс предстает в яркой цветовой гамме. Мы видим радугу под землей, и это – архитектура будущего. Я рад, что Леонид Борзенков от станции «Новокосино», где он тоже использовал цвет, сделал такой серьезный шаг вперед.

По своей конструкции станция «Лермонтовский проспект» односводчатая, типовая. Длина платформы – 163 метра, а ширина – 12 метров. Но абсолютно гладкий на сей раз свод станет изюминкой метровокзала именно благодаря активному использованию цвета. Исключив холодные тона – синий, голубой, фиолетовый, архитектор создает на потолке яркую радугу из теплых цветов – красного, желтого, зеленого, оранжевого. Мы видим на своде достаточно сложный светильник – переплетение цветных плоскостей со световыми люверсами. И люверсы, и цветовые вставки из одного и того же материала – алюминия с сотовым заполнением. Это очень интересный и удобный в эксплуатации материал, который изготавливается отечественным производителем и уже не раз использовался в метро. Яркий потолок будет сочетаться с путевыми стенами, одетыми в керамику. И на своде, и на стенах одинаковое чередование цветов, постепенный переход от зеленого к красному.

Впервые яркий цвет архитекторы Метрогипротранса ввели на своде вестибюля станции «Сретенский бульвар». Опыт оказался удачным. Пассажирам такая идея понравилась. И вот теперь еще в большем объеме на двух новых станциях Таганско-Краснопресненской линии использован цвет.

- Идея использовать его у меня появилась во время строительства станции «Новокосино», – рассказывает архитектор Леонид Борзенков. – Получилась строгая, черно-белая платформенная часть и цветные вестибюли. На «Лермонтовском проспекте» и «Жулебино» идея цвета уже охватывает целиком весь станционный комплекс. Обе станции в цветах радуги. Под землей присутствует половина ее спектра – от зеленого до оранжевого. Это цвета естественной растительности, цвета флоры. На каждой станции один вестибюль – зеленый, другой – оранжевый. А вот между ними пространство, где происходит плавный переход от зеленого цвета к красному. Мы взяли позитивный для восприятия спектр теплых цветов: зеленый, желтый, оранжевый, красный.

Оба метровокзала выполняются в единой стилистике. Это творческое кредо коллектива архитекторов. Проект предусматривает использование одинаковых материалов – алюминия, керамики, нержавеющей стали, стекла, гранита, единой системы информации в виде информационных блоков, совмещенных со скамьями для пассажиров, одинаковой цветовой гаммы.

Но по своей конструкции станция «Жулебино» – иная. Она – двухпролетная с одним рядом колонн посередине платформы. Для Москвы такая конструкция довольно редкая. В качестве аналога можно привести лишь станции «Александровский сад» и «Братиславская». А вот свод и здесь сыграет выигрышную роль благодаря оригинальному решению света.

Но все-таки основа архитектурного облика обеих станций – цветовая шкала спектра от зеленого к красно-оранжевому через желтый цвет, которая проходит от одного вестибюля к другому по путевым стенам, своду, колоннам... В связи с этим стены тех вестибюлей, которые расположены ближе к Москве, одеты в красно-оранжевую керамику, у противоположных вестибюлей цвет стен – зеленый... Дальше эти цвета переходят в пешеходные переходы и павильоны. То есть цветовая линия начинается с улицы, с павильона, где есть цветная вставка. Затем цвет переходит в пешеходный переход, вестибюль, на станцию...

И уже здесь происходит плавный переход от одного тона к другому. На станции «Жулебино» путевая стена разбита на восемь участков, используется восемь оттенков; на «Лермонтовском проспекте» – пять оттенков.

На цветных станциях очень важно применение соответствующих искусственных отделочных материалов – либо сотовых алюминиевых многослойных панелей, либо керамики, тех материалов, которые могут быть покрашены или покрыты глазурью. Нейтральный цвет пола, светлый свод и стены из алюминия лишь усиливают яркое цветовое решение.

Берта Бухарина

метро «Лермонтовский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия), метро «Жулебино» (Таганско-Краснопресненская линия)

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: